Выставка представляет плакаты периода Великой Отечественной войны, объединенные общей темой неизбежной победы над врагом, а также праздничные плакаты последующих лет, посвященные Дню Победы. Большая часть экспонатов демонстрируется впервые, включая уникальные рисованные плакаты «Окон ТАСС». Всего будет представлено более 30 плакатов.
В СССР плакат был популярным средством визуальной коммуникации, проникшим во все сферы жизни общества. Именно в плакате концентрируется «дух времени», отражены основные политические и идеологические тенденции эпохи. Плакаты периода Великой Отечественной войны стали одним из самых ярких художественных явлений культуры ХХ века. Их убедительность, высокий пафос и сила воздействия во многом объясняются профессионализмом советских художников, многие из которых начали впервые работать в этом жанре в годы войны.
Плакаты, изданные в 1941-1945 гг., передают стремление к победе над врагом и веру в силу советского оружия. Художникам удалось создать запоминающийся образ воина, который храбро сражается за Родину, он уверен в справедливости своей борьбы и в могуществе своей страны. В первые годы войны «солдат Победы» – это герой, лишенный индивидуального, личностного, скорее символ, чем живой человек. Таковы работы Л. Голованова, В. Иванова, В. Серова, И. Тоидзе, В. Корецкого. Суровые, решительные бойцы Советской Армии изображаются крупным планом, в действии, они обращаются к зрителям с патетическими призывами. Задачей этих плакатов была, прежде всего, мобилизация всех сил народа для отпора агрессору, воодушевление на борьбу с врагом.
Позднее, после 1942 г., ожесточенность в изображении советского воина уступает место собранности и спокойной уверенности в себе, появляется ощущение военного и морального превосходства. Образ бойца при этом остается почти неизменным – у него бодрый вид, уверенный взгляд, грудь усыпана наградами, не видно следов трагедии и душевных ран, оставленных войной. Плакатам художников М. Гордона, В. Селиванова, М. Нестеровой, В. Слыщенко свойственен пафос утверждения победы, торжества правого дела. Праздничные плакаты, прославляющие армию, партию, народ, характеризуются чрезмерной декоративностью, пышностью, блеском. Победа в плакатах 1945 года представляется как новая весна, новая жизнь для всего человечества (В. Слыщенко. «С победой!» , 1945 г., В. Иванов. «Ты вернул нам жизнь!», 1945 г.). Появляется особый тип плаката – портрет воина-победителя (вариант этого образа, встречающийся в работах В.Слыщенко, М.Гордона – боец-освободитель Европы от фашизма).
Тематика юбилейных плакатов последующих лет непосредственно связана с историей праздника. День Победы 9 мая был введён в 1945 году, но праздновался только до 1948 года. Соответственно, и юбилейный плакат практически исчезает из государственного заказа сразу после Победы. На выставке можно увидеть редкие плакаты, выпущенные в 1946 и 1947 гг.: В. Климашин «Победим в боях, победим в труде!», В. Викторов «Девятое мая – праздник победы над Германией».
В дальнейшем День Победы был широко отпразднован в СССР лишь в 1965 году, и с тех пор празднуется ежегодно до сегодняшнего дня. Начиная с празднования 20-летия Победы в 1965 г., юбилейные плакаты передавали мощь и величие солдата-победителя, придерживаясь тенденции к все более обобщенному образу воина. Таковы работы В. Сачкова, О. Маслякова, В. Брискина, О. Савостюка. И только в плакатах периода перестройки меняется образ «солдата Победы». В работах художников В. Жукова, Л. Лозенко, В. Дорохова, А. Ваганова появляется тема трагедии, жертвенности, забвения прошлого.
Для посетителей выставка открыта до 13 мая 2015.