4й концерт Второго абонемента «Музыка и слово» состоится 4 мая в 19-00.
В конце 1911 года известный всей России поэт, работавший под псевдонимом «К.Р.», писал своему другу, академику Анатолию Федоровичу Кони: «Года два назад я, наконец, решился приступить к первому действию «Царя Иудейского»... Действие пьесы с участием Иисуса, Понтия Пилата и его жены Прокулы происходит в последние дни земной жизни Христа, все как в Священном Писании: торжественный въезд в Иерусалим; толпа, требующая казни Мессии; крестный путь...». Академик Кони поддержал своего товарища и посоветовал как можно скорее направить письмо в Священный Синод, чтобы получить разрешение на постановку пьесы. 28 июля 1912 года К.Р. получил ответ: «Святейший Синод находит невозможным разрешить постановку этой драмы на театральной сцене».
В день первого представления зрители были взволнованы и потрясены. Успех «Царя Иудейского» был неоспорим, хотя страсти еще бушевали. «Мой муж был в Эрмитаже и возмущался, что в пьесе – Христос, Божья Матерь и апостолы», – негодовала одна светская дама. «Но на сцене нет Христа, как нет и одиннадцати апостолов», – парировал академик Кони. «Почему же одиннадцати?» – «Двенадцатый, Иуда, сидит среди публики».
2 июня 1915 года Великого князя не стало. До большой постановки «Царя Иудейского» Константин Константинович не дожил совсем немного. В 1917 году пьеса была поставлена в Театре Незлобина. Успех был огромным. Пьесу ставили и в Москве, и в Киеве. В Петрограде спектакль давали и 24 октября – вечером, накануне большевистской революции. В 1918 году вышел кинофильм с одноименным названием. Правда, он немедленно был снят с экрана по решению Наркомпроса – «как грубейшая макулатура». Вслед за фильмом запретили театральную постановку и саму пьесу «Царь Иудейский». Спустя совсем немного времени лег запрет и на все наследие К.Р.