5 мая 2016 года в 16.00 в выставочных залах особняка Румянцева (вход с Галерной ул., 45) открывается персональная выставка ленинградского-петербургского художника и поэта Вика (Вячеслава Юрьевича Забелина), по праву считающегося одной из ключевых фигур ленинградского неофициального искусства второй половины XX века. Более 100 живописных произведений представляют ретроспективу творчества мастера, ушедшего из жизни в феврале 2016 года.
Вячеслав ЮрьевичЗабелин (Вик) родился в 1953 году в Монголии на станции Вал Чингиз Хана, где проходил службу его отец. Всю жизнь прожил в Ленинграде-Петербурге. Учился в Ленинградском художественном училище им. В. А. Серова (1971-1974). Работал музейным реставратором, оформителем и художником-бутафором в ленинградских театрах.
С начала 1970-х годов Вик активно участвовал в выставках художников-нонконформистов. В его мастерской была образована группа «Алипий» (1975-1983), ставшая ярким явлением ленинградского андеграунда. Вместе с Виком в состав группы входили Алена (Валентина Сергеева), Александр Исачев, Сергей Сергеев, Владимир Скроденис, Виктор Трофимов. Группа названа по имени наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия Воронова, знакомство и общение с которым оказало свое влияние на творчество художников объединения. Он же стал одним из первых коллекционеров работ арт-группы. Также Вик принимал участие в создании Товарищества экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ), в основании первых городских галерей «Анна», «Арт-коллегия», «Ариадна».
Он был членом Международного товарищества «Свободная культура», Санкт-Петербургского творческого Союза художников и Ассоциации русских художников Парижа; автором идеи и координатором международных художественно-литературных проектов «Сборник», «Мера всех вещей», «Палитра созвучий».
Вик — яркий продолжатель школы русского символизма Серебряного века, самобытный и эзотеричныйживописец. В его полотнах соединяются шутейное и стихийное начала, экзистенциализм и трансцендентность, бытийность и глубокая духовность.
Немаловажный след в жизни художника оставили его поездки в Крымскую астрофизическую обсерваторию АН СССР, которая в 1970-1980-х годах была неформальным культурным центром, где проводились нелегальные выставки, концерты, поэтические чтения, распространялся самиздат. Общение со специалистами – астрофизиками и, в частности, с Николаем Козыревым, их размышления о космосе и Вселенной повлияли на сложный художественный космогенез восприятия действительности в творчестве художника.И неслучайно, что первая персональная выставка Вика прошла в 1982 году именно в Крымской астрофизической обсерватории.
На выставке в особняке Румянцева представлены работы художника разных лет. Вик много путешествовал, об этом напоминают циклы работ«Венеция с оттенком Петербурга», «Формула Барселоны", «Новая формула Рима», «Андалусия», «Изборск», «Сочи».
Особое место в творчестве мастера всегда занимала религиозная тема. На выставкедемонстрируются медитативные, наполненные сакральной энергией полотна «Тайная вечеря», «Бегство в Египет», «ПервоДрево», «Перво Ангел».
Особое отношение у художника всегда было к родному городу. Петербург — главное действующее лицо многих его картин. В собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится серия стилизованных под лубок работс петербургскими типажами XIX века, выполненная Викомв 1982-1983 годах по заказу музея. Здесь на фоне петербургских видов можно увидеть дворника, сбитенщика, молочницу, лоточника, торговцев игрушками и лубками. Эта серия также вошла в состав персональной экспозиции мастера.
На выставке впервые экспонируются последние работы Вика — диптих «Петергоф»,цикл из шести полотен «Танец» и цикл «Венецианский карнавал».
Все свои произведения Вик называл праздником. Но в этом празднике угадывается некая печаль человека прошлого столетья, воспевающего принципы «прошлого в будущем».