Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Андрей Рябушкин. Живопись.

1165

Страница создана 30.06.2009 и обновлена 27.02.2013

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
6 июля 2009 г. 10:00
и 15 августа 2009 г. 10:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 595-42-48 Корпус Бенуа
СПб, наб. канала Грибоедова, д. 2 на карте
Центральный район
Событие прошло?
Подпишись на Корпус Бенуа,
получай отзывы и напоминания
 

Мероприятия в Корпусе Бенуа

8 мая 2024 10:00Выставка "Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения"
Грандиозная выставка произведений Василия Ивановича Сурикова (1848–1916) приурочена...

350-700 Руб.


Внести изменения Внести изменения
 
Экспозиция включает 110  произведений живописи и графики из собраний Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Всероссийского музея А.С.Пушкина, Псковского художественного музея, частных коллекций.

Андрей Петрович Рябушкин родился 17 (29) октября 1861 года в селе Станичная слобода Тамбовской губернии, в крестьянской семье. Его отец был известен как иконописец, иконописью занимался и старший брат. Обладавший музыкальными  способностями мальчик начал петь в церковном хоре, а склонности к рисованию позволили ему попробовать себя в иконописи. Его первыми учителями были отец и сельский художник Андрей Преображенский (1865–1919).

В четырнадцать лет Рябушкин остался сиротой. Преображенский помог юноше уехать в Москву, где осенью 1875 года он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вместе с Абрамом Архиповым, Сергеем Коровиным, Михаилом Нестеровым, Николаем Касаткиным он стал учеником Василия Перова. „Талантливый, тихий-тихий Андрей Петрович Рябушкин“ стал одним из любимых учеников Перова.

После смерти Перова Андрей Рябушкин уехал в Петербург и поступил в 1882 году в Академию художеств. Его учителями были Петр Шамшин, Карл Вениг, Богдан Виллевальде, Павел Чистяков.

В начале 1880-х годов в Академии сложился кружок студентов, организатором которого был Илья Тюменев. Его члены собирались по пятницам в квартире Тюменева и вместе рисовали. Позднее состав кружка стал камерным: вокруг Тюменева объединились, ставшие близкими друзьями, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Василий Павлов, Юлий Рейнберг. В августе 1886 года Тюменев приобрел имение Приволье недалеко от станции Любань в Новгородской губернии. Постепенно оно превратилось в центр искусства. Здесь устраивались музыкальные вечера и ставились спектакли, оформлял которые, как правило, Рябушкин. Из Приволья любители старины отправлялись в путешествия по северо-западу России.

В Приволье Рябушкин исполнил первую большую работу на древнерусскую тему — панно для столовой усадебного дома „Пир богатырей у ласкового князя Владимира“ (1888). Позднее, в 1890-х годах, Рябушкин вновь обратился к образам былинных богатырей, создав серию графических портретов для журнала „Всемирная иллюстрация“,  иллюстрации к былине о Василии Буслаеве для журнала „Шут“ и т.д.

Программной работой для конкурса на Большую золотую медаль стала картина "Голгофа. (Снятие с креста)" (1890). Работая над ней, художник решил переделать первоначальный эскиз, утвержденный Советом Академии, и за месяц до окончания срока написал новую композицию. В результате за нарушение правил конкурса его лишили Большой золотой медали.

В 1890 году, окончив Академию художеств, Рябушкин осуществляет свою мечту — отправляется в путешествие по старинным городам России. Его привлекали памятники древнерусской архитектуры. В музеях он изучал предметы старины: ткани, домашнюю утварь, костюмы, оружие. Художник был искренно увлечен чтением исторической литературы, летописей и народных сказаний. Путешествия Рябушкина по родной стране, серьезное увлечение русской историей, народным эпосом вызвали у него интерес к историческому жанру.

В 1891 году впервые на выставке передвижников Рябушкин выставил картину "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891), представленную на данной выставке. По воспоминаниям друзей, сюжет возник у художника по личным впечатлениям, после того, как он побывал на одной из крестьянских свадеб. Художник принимал участие в передвижных выставках 1890, 1892 и 1894 годов, но на этом его связь с передвижниками оборвалась. 

В начале 1890-х годов Рябушкин пишет исторические картины «Потешные Петра I в кружале» и «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», представленные на выставке. В это же время он исполнил немало заказных работ, в основном,  рисунки и акварели для различного рода изданий, эскизы композиций церковных росписей.

В 1895 году в Москве открылась первая выставка картин Общества художников исторической живописи, одним из учредителей которого  был Рябушкин.

 С начала 1890-х годов Рябушкин жил в усадьбе Приволье, а в 1901 году переехал в  расположенную недалеко от Приволья, усадьбу Дидвино, принадлежавшую его близкому другу художнику В.В.Беляеву. По проекту Рябушкина для него была выстроена мастерская с небольшим жилым домом. Здесь почти безвыездно,  занимаясь  живописью и музыкой, жил художник.

В 1899 году Рябушкин окончил одно из самых известных своих полотен "Русские женщины XVII столетия в церкви". Художник проявил умение создать целостный цветовой ансамбль из красочных одежд женщин и ярких росписей интерьера. Картины Рябушкина "Русские женщины XVII столетия в церкви" и "Семья купца", «Московская улица 17 века в праздничный день»  были награждены почетными дипломами на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Эти произведения вошли в состав данной выставки.

В 1901-1903 годах художник принимает участие в выставках картин журнала «Мир искусства» и объединения «36 художников».

В последние годы жизни Рябушкин обращается к темам из современной крестьянской жизни. Одним из последних произведений художника стала картина «Чаепитие» (1903). Простота композиции, лаконичность выразительных средств, декоративность колористического решения открывают новую сторону в творчестве Рябушкина, связанную с мироощущением начинающегося ХХ века.

В последние годы Рябушкин тяжело болел (туберкулез легких). Врачи советовали ехать в Швейцарию, куда он в 1903 году и отправился. Но поездка оказалась безрезультатной. Вернувшись на родину, в Дидвино, художник, окруженный друзьями, умер в своей мастерской 27 апреля (9 мая) 1904 года.

Выставку дополняют произведения народного искусства. Представлены два праздничных костюма крестьянок северных губерний России начала XX века. Рябушкин, останавливаясь в деревнях, любовался такими нарядами и часто изображал девушек на праздниках и гуляниях. Костюмы  Русского музея были приобретены в экспедициях в 1970-х - 1990-х годах.

Другая пара – шелковые и парчевые костюмы, головные уборы с жемчугом I половины XIX века - стали музейными экспонатами еще в конце 1880-х годов. Они экспонировались в залах музеев Общества поощрения художеств и Технического рисования им. барона А.Л.Штиглица и, конечно, способствовали формированию представления о традиционном русском костюме.

На выставке показаны праздничные костюмы жительниц Нижегородской губернии. Такие костюмы носили богатые крестьянки и купчихи. П.И.Мельников (Андрей Печерский) подробно описал  их в романе «В лесах»: «шелковый пунцовый сарафан с серебряными золочеными пуговками», «парчовый холодник» (шугай). Мир образов этой книги был хорошо знаком А.Рябушкину, который дружил с сыном писателя - художником. Они вместе жили, обучаясь в Академии художеств.   

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
14 развлекательных площадок для детей и взрослых14 развлекательных площадок для детей и взрослыхНескучные музеи для взрослых и детейНескучные музеи для взрослых и детейГосударственный музей-заповедник ПетергофГосударственный музей-заповедник ПетергофИсследуй фантазии и сны Зигмунда ФрейдаИсследуй фантазии и сны Зигмунда ФрейдаМузей-заповедник Царское СелоМузей-заповедник Царское Село
Отзывы о событии Андрей Рябушкин. Живопись.Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Голубева Н.И.30 марта 2019 г. 13:40
Посетили семьей выставку "Осень русского Средневековья". Были приятно поражены масштабностью выставки,здесь представлены и предметы ювелирного искусства, и иконописи, и монументальной живописи XVII века.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Максим25 февраля 2019 г. 19:08
Кто же не бывал в Русском музее? Не раз тут был, интересны и постоянные экспозиции, и временные. Не Эрмитаж, уровень другой, но музей большой, давно работает и делает акцент на русское искусство. Одно из туристических мест города, можно попасть в очередь на вход. Лучше посещать его по возможности в зимнее время, когда толпы схлынут и можно спокойнее войти и ходить по музею. Ограничений по времени нет, только рабочие часы, я могу долго тут находиться. Есть где перекусить, туалет, указатели. Сотрудники как правило тут мирные, тихо делают свою работу. Экскурсии я не брал, сам все рассматриваю.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю