Первый концерт из цикла "10 скрипичных сонат Бетховена" в Галерее дизайна Bulthaup посвящен 250-летию со дня рождения великого композитора. Юрий Мартынов (хаммерклавир) и Владислав Песин (скрипка) исполнят первые три из десяти скрипичных сонат Бетховена на исторических инструментах.
Людвиг ван Бетховен не раз писал сонаты специально для знаменитых скрипачей своего времени, но три сонаты соч. 30, возникшие весной 1802 года, адресованы скрипачу-любителю — Александру I. Вероятно, их посвящение императору могло состояться через русского посланника в Вене графа Разумовского.
Начало 1802 года было в жизни Бетховена временем расцвета, когда музыка рождалась в изобилии, но тогда же рушились надежды на улучшение слуха, и росло сознание обреченности: осенью того же года Бетховен напишет свое «Гейлигенштадтское завещание». Эта двойственность положения отразилась в музыке: в опусе 30 между двумя прекрасными мажорными сонатами помещена соната до минор, которую по аналогии с фортепианной сонатой Бетховена до минор можно было бы назвать «Патетической».
Вместо обычных трех частей в ней четыре. Самая большая и весомая часть — вторая, возвышенное Adagio cantabile. Третья часть — скерцо в исконном значении этого слова («шутка»), где озорные ритмические фигуры сбивают с толку. Зато крайние части сонаты драматичны и беспокойны, а некоторые детали (марш в качестве побочной темы первой части и угрожающе рокочущие басы) намекают на то, что это музыка военного времени.