Прямое высказывание — искусство без ретуши и подтушевок,
прямое высказывание — искуство свободного словоизлияния и свободного жеста,
прямое высказывание — искусство без программ и установок,
прямое высказывание — искусство без лжеидеологических и лжефинансовых предпосылок.
_____________________________________________________________
СОГЛЯДАТАЙ ВСЕЛЕННОЙ
/к циклу работ «Прямое Высказывание»/
Валерий Мишин — настоящий художник. Не потому, что так принято называть человека, который с раннего малолетства и до глубокой зрелости пишет, рисует, красит, компанует, сочиняет, делает «нашвырки и наброски», лепит, травит, режет и пр. и пр.
А настоящий художник только притворяется обычным человеком, а, впрочем, уже и не притворяется. Для того, чтобы быть свободным, он выбирает одиночество или одиночество выбирает его, а он заполняет холодную пустоту фантазиями и фантазмами, рожденными воображением или подсмотренными в сновидениях.
В любом случае – деструкции и рецепции, различия и повторения Живописи Цветовых Миграций Валерия Мишина не измышлены специально, не выстроены в концептуальную шеренгу, а сплавлены в густоту визуального сверхтекста, где «дышат не почва и судьба», а космогония и метафизика.
Он и в живописи хочет свободы, когда ни прием, ни техника, ни «задача-сверхзадача» не сковывают руку, когда сама краска НЕ средство выражения или, (кивок новым марксистам), средство производства, а САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ ИДЕЯ, вольная выбирать пути ЦВЕТОВЫХ МИГРАЦИЙ.
Это можно сравнить разве что с джазовыми импровизациями. На вопрос «кто Ваш любимый художник?» Мишин может ответить: Колтрейн, Мингус, Гиллеспи. Или: Пикассо, Клее, Руо…
Нейрофизиологи утверждают, что удовольствие от созерцания хорошей живописи возбуждает в коре головного мозга те же участки, что и секс, а джаз самим своим именем декларирует это. Основной инстинкт имеет много гитик. Может быть поэтому прагматизм ХХ века не смог справиться ни с тем, ни с другим.
Все, что на выставке – написано этой весной. Это – сухой запой художника, его «театр жестокости», его резкое и безжалостное прямое высказывание.
Джеймс Картер, тенор-саксофонист, говорил: "Все играют, как могут, я играю – как хочу". А современник Чарли Паркера Арт Пеппер как бы возражал: "То, что я сейчас играю, — на самом деле совсем не то, что мне хочется играть".
В сущности, путь настоящего художника между этими дорожными указателями.
Тамара Буковская