Начало лета компания «Иноекино» отпразднует обращением к режиссеру, фильмы и теоретические работы которого до сих пор волнуют и восхищают любителей кино всего мира. 2 и 3 июня в Авроре покажут два фильма Сергея Эйзенштейна - главного новатора, интеллектуала и чудака советского кино, по отношению к которому слово «классик» кажется неуместным, настолько сильным остается его влияние на современных режиссеров и зрителей.
В программу войдут два фильма, связанных с обращением к знаковым для России историческим фигурам - «Александр Невский» и «Иван Грозный», отреставрированные специалистами киноконцерна «Мосфильм». Снятые с разницей менее 10 лет фильмы демонстрируют трансформацию взглядов Эйзенштейна на отношения власти и народа, художника и истории и развитие его творческого метода, включающего в себя применение революционных для советского кино техник монтажа и кадрирования.
«Иван Грозный, согласно Эйзенштейну, - это восставший против Бога Люцифер, ангел, низвергшийся в бездну. Но с Александром Невским происходит нечто совершенно иное: очищение, возвышение, катарсис, причем не через преодоление противоречий, а через очищение от всего наносного, случайного, преходящего», - говорил Наум Клейман.
Программа:
2 июня в 19:20 Александр Невский
На первый взгляд конъюнктурный и нарочито патриотический «Александр Невский» Эйзенштейна выходит за пределы определения так называемого «оборонного кино», массово выходившего перед началом Великой Отечественной Войны. Сегодня фильм поражает прежде всего не сюжетом, в основе которого лежит житие русского святого и заступника русских земель, а гармонией и стройностью композиции, точностью каждого кадра и звука, достигнутой кропотливой работой Эйзенштейна и его съемочной группы.
«Торжественная песнь борьбы за свободу, за независимость, за справедливость», «антифашистский плакат», — писали газеты, и были, безусловно, правы, однако не замечали за присущим «Александру Невскому» пафосом авторскую переработку русского фольклора, игру с традиционными для христианской агиографии мотивами, стилистическую полемику с Мурнау и Лангом. Эйзенштейн создает образы, которые настолько быстро входят в народ, что скоро начинают восприниматься как части культурной памяти — лицо Черкасова, музыка Прокофьева, которая служит канвой визуальному ряду Эдуарда Тиссэ, батальные сцены —все это заставляет персонажей фильма выйти из контекста XIII века в современность и приобрести черты поэтического высказывания, превращающегося в размышление об истории в целом.
Продолжительность: 01:48
3 июня в 18:00 Иван Грозный
Поэтическая и стилистическая интерпретация истории Царя Ивана стала вершиной метода и техники Эйзенштейна. Пожалуй, ни в одном другом его фильме страстность и педантичность не соединяются так гармонично. Картина «Иван Грозный» представляет собой две серии его амбициозного проекта, посвященного Ивану Грозному — истории его воцарения и властвования на Руси в XVI веке. Фильм стал последней работой Эйзенштейна в кино и был так же тесно связан с современным режиссеру контекстом, как и «Александр Невский». Съемки фильма начались после личного утверждения сценария Сталиным и проходили под его жестким контролем.
Визуальное решение фильма подчеркивает конфликт, лежащий в основе сюжета. Контрастные и графичные крупные планы, резкие линии, акцент на цвете и геометрии кадра, посредством которых раскрывается психология главного героя, позволяют картине выйти за пределы простого биографического описания. Снимая фильм о первом царе всея Руси, в фигуре которого ясно прочитывается аллюзия на совсем другого грозного и беспощадного правителя, Эйзенштейн заставляет кадр «говорить», доказывая, что даже в самые сложные времена художник способен преодолеть любые формальные ограничения.
Продолжительность: 03:06