Этот проект стал результатом творческого сотрудничества музея и известных петербургских модельеров. Идея авторов проекта состоит в одновременной демонстрации музейных экспонатов определенного стиля и фантазий современных дизайнеров на заданную тему.
В этом году проект реализуется при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга с участием известного российского режиссера-постановщика Виктора Крамера в формате театрализованного представления. Также планируется создание временной выставки в павильоне «Эрмитаж», построенном по проекту Ф. Растрелли.
Из истории:
Проект возник в 2009 году. Прообразом первых «Ассоциаций» послужила музейная коллекция костюмов и тканей, изготовленных на рубеже XIX – XX веков, в период, именуемый «Belle époque», или «Прекрасной эпохой».
Для презентации были отобраны наиболее характерные для Петербурга модели повседневной женской одежды. Переливчатые шелковые платья, элегантные манто и воздушные шифоновые туники, богато декорированные вышивкой, кружевом, стеклярусом, металлической нитью, отличались изяществом и тонкостью исполнения. Представленная коллекция дала возможность проследить общую тенденцию в эволюции женского костюма на рубеже веков – отказ от стянутого корсетом силуэта и господство практичной и удобной одежды со свободным женственным силуэтом и разнообразием декоративных деталей костюма. Изящные аксессуары напомнили о вечной женственности с ароматом духов, плетением кружев, струящимися тканями и мимолётностью… Эти модели демонстрировали не только эстетический вкус эпохи, но и явились отражением «царства индивидуализма.
Участники презентации увидели не только исторические костюмы, но и нашли их реплики в моделях современных петербургских дизайнеров.
Тематика проекта 2010 года – «Война и мир». Основным предметом внимания стали парадные и повседневные мундиры из фондов музея. Большая часть коллекции относится к императорским гардеробам Александра II, Александра III и Николая II.
В авторском показе коллекций участвовали Лилия Киселенко, Елена Бадмаева, Стас Лопаткин, Янис Чамалиди. Дизайнеры шили вещи на тему военного мундира – причем не только для мужчин, но и для женщин. В лице Елены Бадмаевой была представлена и детская мода.
Тематика проекта в 2011 году – стиль барокко. На протяжении двух веков Царское Село являлось летней Парадной резиденцией российских императоров. Его облик отражает эволюцию художественных стилей, господствовавших в русском искусстве с XVIII до начала XX века. Одним из самых ярких периодов в истории дворцово-паркового ансамбля является создание лучших образцов русского барокко, в которых архитектура, скульптура и живопись, декоративно-прикладное и садово-парковое искусство слились в единое целое, представляя замечательное сочетание видов искусства. Отправной точкой для создания современных образов служат как архитектурные памятники, так и музейные коллекции живописи, фарфора, других видов декоративно-прикладного искусства.
Таратынова Ольга Владиславовна, директор Государственного музея-заповедника Царское Село
Какие ассоциации у модельеров вызывает тот или иной прием, декоративный стиль, определенная эпоха в дизайне одежды? - в этом году мы планируем большой праздник, объединяющий дух Екатерининского парка и современную моду. Мы задали тему Барокко и привлекли самый «топ-лист» петербургских модельеров.
События развернутся на площадках Екатерининского парка – на фоне прекрасных барочных фасадов, павильонов. Каждый из модельеров выбрал «свою» площадку, и широкая публика, придя в парк, увидит некое шоу-дефиле. Для зрителей будут приготовлены специальные флаеры с обозначением «дизайнерских» площадок, и каждый, путешествуя от площадки к площадке, сможет увидеть модели и своего любимого дизайнера, и всех остальных. Наше действо мы предназначаем для широкой публики, для посетителей нашего парка. Мы хотим привлечь внимание к петербургским модельерам и представить им площадку для того, чтобы они показали лучшее из того, что у них имеется. Кроме того, мы связываем это непосредственно с музеем, с нашими фондами, - отсюда и рождается тема показа.
Висячий сад
Висячие сады – одно из семи чудес света, появление которого связывают с героиней древних мифов Семирамидой. Как известно, Екатерина Великая была страстной любительницей античности. Висячий сад в Царском Селе появился, когда императрица пожелала видеть в своей резиденции здание, своим видом повторяющее античные постройки.
Фрейлинский сад
Первый этаж Камероновой галереи состоял из среднего коридора с небольшими комнатами фрейлин по обеим сторонам, поэтому садик у галереи со стороны дворца называется Фрейлинским.
Камеронова галерея
Камеронова галерея, задуманная Екатериной II для прогулок и философских бесед, была построена Ч.Камероном в 1784 г. Ее верхний ярус украшают бронзовые бюсты кумиров императрицы, в помещениях первого этажа, неоднократно подвергавшихся перепланировкам, работает юбилейная выставка «Царское Село. Достояние нации»
Верхняя ванна
Павильон «Верхняя ванна» (называвшийся в XVIII в. «Мыльня их высочеств») построен в 1777-1779 гг. архитекторами В. и И. Нееловыми. В павильоне размещена временная выставка «Хранящие память. Сувениры конца XIX – начала XX века»
Грот
Павильон «Грот» начали возводить по проекту Ф.-Б. Растрелли при императрице Елизавете Петровне. Строительство завершилось в 1760-х гг., а внутренняя отделка была исполнена по чертежам А.Ринальди в 1780-х гг.
В Гроте размещена выставка «Царскосельские цветы – символ праздника».
Кухня-руина
Рядом с Концертным залом располагается Кухня-руина, сооруженная Дж.Кваренги в 1780-х гг. В соответствии с существующей модой, при оформлении фасадов архитектор использовал подлинные фрагменты античной архитектуры – мраморные капители, части карниза и фриза, имитируя разрушенный памятник древности.
Эрмитаж
Павильон «Эрмитаж» воздвигнут по проекту Ф.-Б. Растрелли в 1748-1756 гг. Интерьеры украшены резьбой, зеркалами в золоченых рамах и живописью на мифологические сюжеты. В центральном зале размещаются пять подъемных столов.
Скрипучая беседка
Экзотический павильон, сооруженный по проекту Ю.Фельтена в 1778-1786 гг., увенчан «китайской» кровлей и вышкой с флюгером в виде «китайского знамени. При вращении на ветру флюгер издает громкий скрип – отсюда название беседки «Скрипучая».
Собственный садик
В 1865 г. по распоряжению Александра II А.Видов спланировал под южным фасадом Зубовского флигеля интимный Собственный садик, в центре которого был установлен фонтан с бассейном, между дорожками насажены цветники. Композицию садика завершала Пергола – веранда в итальянском стиле.