Что мы видим, когда мы видим простые вещи? Запечатленное мгновение, из которого изъяты идеи и сущности, приобщающие нас к историческому опыту? Фрагмент чьейто частной жизни, лишенной значимости для того, кто не имеет к ней отношения? Просвечивающую сквозь заурядные картинки симулятивную политическую реальность, отводящую нам роль зрителей медиапостановок? Или обманки, обозначающие возможность существования некой действительности?
Сложносоставная живопись Александра Морозова запечатлевает этот калейдоскоп мобилографий, иллюстраций из «Русского репортера», эпохальных снимков и haunting images, которые так ценили Эжен Атже и Ролан Барт, монументализируя остановленное мгновение в крупноформатных картинах. Текущая жизнь, гипнотизирующая своей банальностью, предстает распавшимся на фрагменты эпическим повествованием. Похожие стопкадры и образы написаны также яичной темперой на левкасе, переводя современную визуальность на язык иконических символов и тем самым расподобляя видимый мир. Рядом с несколькими досками выставлены объекты: запечатанная в плексиглас мохнатая летучая мышь, положенная на бок пузатая колба с горсткой песка, обломок колонны, облепленный ключами. Мир распадается на мимолетные образы, отпечатывающиеся в памяти картинки и сюрреалистические объекты, чтобы быть узнанным в новой реалистической живописи, переосмысляющей опыт передвижников, алхимические картины Зигмара Польке и риторики иллюзорности фотореализма и photobased painting.
Реализм Александра Морозова, как и предшествующие реализмы, — начиная с эпохи Курбе и Шамфлери вплоть до постиндустриальных инсталляций Дидье Марселя, — утопичен, поскольку строится на остранении современного зрения — остранении привычек видеть мир так, как он репрезентирован оптической культурой. Художник приглашает нас самостоятельно реконструировать смыслы этой расслоенной зримой реальности.
Несколько участников проекта высказывают свои догадки и соображения о том, как можно истолковать некоторые изображения и объекты. Зритель тоже соберет из элементов постконцептуалистского визуального пространства ту действительность, которую он способен осознать.
Подписаться:Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это