«Человек устроен из трех частей… Борода и глаз и пятнадцать рук … Хеу ля ля Дрюм дрюм ту ту Пятнадцать штук, да не рук». (Д.Хармс) И уж точно человека можно измерить, разъять, расчленить и выверить. Можно потом все правильно аккуратненько сложить и получить при этом … ну, что получить то и получить.
Однако, что не позволено хирургу и вообще врачам, генетикам и пр., то позволено художнику. Художник – дитя божие, или юродив, или просто человек странный. Он может себе позволить членить, мерить, составлять и сравнивать, ломясь в дебри сопредельные – науку, медицину, физику, метафизику, философию, физиогномистику, литературу, захватывая вербальные слои, чуждые ему по определению, но любовно осваиваемые. Легко меняя, варьируя мужское женское божественное, мужеское, женственное, примеряя на себя алогизмы парадоксы божественного промысла и человеческого умысла.
Фотограф-художник А. Чежин тоже мерит, членит, составляет и примеривает. Его цикл работ «Хармсиада» все ширится за счет увеличения составленных работ – результата художественного исследования. Рожденный как шутка мастера, художественный каламбур, пройдя стадию творческого приема, метод его исследования человеческой физиономии как отождествления жизненного пути превратился в инструмент, вскрывающий и инструмент, составляющий. Вскрывающий потаенные психореакции человека на окружающий его мир, реальность. Составляющий перечень общественных заблуждений, скрытых блужданий, ставящий почти диагноз.
И, действительно, внешние движения, знаки и реакции на эти раздражители лишь способ решить коммуникативные, информационные вопросы в разрешении глобальных взаимопротиворечий или противо-взаимо-действий внутри индивидуума – человека-женщины и человека-мужчины. Детство человечества затянулось, мы лишь подошли к первому осознанию себя как носителя информации, кодов, и даже не пришли к решению полового вопроса в противостоянии мужчина – женщина, женщина – мужчина. Человечеству надо наверстывать упущенное, а человек все еще ищет свою вторую половину и не находит ее. Физиогномические опыта А. Чежина в рамках проекта «Хармсиада» вышли на уровень исследования основных инстинктивных знаков в движении – уголок губы чуть вверх, нижняя губка поджата, полуулыбка – выражение женского прочитано и описано. Брови сдвинуты, нос брутален и непреклонен – мужское выявлено. Забавно и поучительно, смешно и физиологично, гендер и брут, лаконично, поэтично и не гламурно… Сущность эроса в «стенографическом» изложении мастера расшифровывающего коды главного природного дуализма не «добра и зла», но «женщины и мужчины».