12 апреля 2013 года в 12.00 в Петропавловской крепости в выставочном зале «Потерна и каземат Государева бастиона» открывается выставка «Город солнца. Архитектура коммунизма». Открытие выставки неслучайно приурочено к Всемирному дню космонавтики: экспозиция представляет фотографии экспериментальных образцов архитектуры СССР 1960-1980-х годов, в которых нашла отражение идея космической устремленности эпохи и дух СССР как сверхдержавы, сохраняющей свое первенство в освоении и изучении космоса. Около 100 фотографий знакомят с лучшими постройками «космического» стиля, возведенными по всей стране, а также за её пределами: от Владивостока до Гаваны.
Период 1960-1980-х годов в советской архитектуре традиционно считается эстетически скучным. Постройки этого времени в основном ассоциируются с типовыми проектами и безликой застройкой, жестким функционализмом и диктатом индустриального дизайна. Эти стереотипы оставляют в тени целый пласт передовой отечественной архитектуры с ее ярко выраженной свободой творческой мысли, духом эксперимента и новаторства - архитектуры нового «космическо-коммунистического» стиля (по определению французского фотографа Фредерика Шобена).
Тема космоса стала смыслообразующей темой в советской культуре 1960-1980-х годов. В огромном количестве художественных произведений – литературе, кино, музыке, архитектурных проектах – воспевалась историческая новизна коммунистического проекта, создавался образ космического будущего советского человека. Космические культурные коды советской эпохи не были оформлены в виде манифеста, единой философской или идеологической системы, однако их присутствие ясно ощущается в архитектурных объектах. Выставка в Петропавловской крепости расшифровывает эти коды и стремится показать, что образ будущего до сих пор сохраняет актуальность.
Разделы выставки – «Среда для нового человека», «Преображение природы», «Храмы науки» – показывают, что перед архитекторами хрущёвского и брежневского времени стояли не только вопросы массового строительства недорогого жилья. В центре экспериментальных проектов была нетривиальная проблематика отношений между техническим прогрессом и историей, между человечеством и космическими процессами, создание зданий светской обрядовости и среды для воспитания нового человека. В поисках ультрасовременной выразительности архитекторы обращались не только к достижениям западной архитектуры, авангардному наследию 1920-х годов, но и к принципам средневековой архитектуры и традициям национального зодчества народов СССР.
Выставка в Петропавловской крепости представляет лучшие достижения советской «космической» архитектуры: здание Президиума Академии наук СССР в Москве (1968-1982), драматический театр в Великом Новгороде (1987), НИИ кибернетики и робототехники в Ленинграде (1987), Центр парусного спорта в Таллине (1980) и более пятидесяти других построек, которые ломают стереотипы восприятия этой архитектуры как скучной. Ряд продолжают постройки, формы которых вызывают прямые ассоциации с космическими объектами, межгалактическими кораблями и летающими тарелками: здания Музея Автомобильного завода имени Ленинского комсомола в Москве (1972), кафе-ресторана «Поплавок» в Днепропетровске (1976) и других.
В рамках культурной программы выставки, которая продлится до 12 мая, посетители услышат лекции по архитектуре (в том числе и от авторов самих «космических» зданий), философии космизма, советскому искусству и другим темам, к которым в наши дни растет интерес со стороны как «ностальгирующего» старшего поколения, так и постсоветской молодежи.