Сплочённость участников творческой группы «Вертикаль» в разные периоды уже довольно продолжительного сотрудничества воплотилась в реализованных проектах «Музыка нОчей», «Архаика», «Березень», «Про принт» и других. Каждый участник обладает узнаваемым, авторским почерком, позволяющим решать сложные темы. Тема «Города» больше чем тема, это образ мысли, существования.Город как место жизни, город как вдохновитель, город как творческое пространство, а его составляющие - инструменты и объекты творчества.
Вероятно, наиболее прямо и открыто об этом отношении может сказать урбанистический пейзаж. У Николая Богомолова это ночной техно-город в муаровых переливах вечернего освещения.
У Виктора Борисова – город во плоти; яркий праздничный штрих среди будничной действительности – образ уличного музыканта.
К этим контрастам Лев Дутов добавляет щемящее чувство уходящего, перестраивающегося города. Внешне остающегося прежним - в фасадах домов старинной застройки, а внутри меняющегося согласно велению времени.
И эта огромная уходящая жизнь подобно стихийному потоку отразилась на полотне – эпопее Евгения Жаворонкова «Наводнение», вместившем жизнь человека и судьбу страны.
Но есть в каждой жизни, в том числе и жизни горожан, мимолётности, будь то кленовый лист, слетающий с дерева и коснувшийся кого-то в стремительном беге по неотложным делам или, как у Юрия Зверлина, грустная птица, одиноко сидящая в окружении протянувшихся линий электропередач.
Переживая одиночество в нашем мистическом городе несложно оказаться в состоянии, когда его реальный вид вдруг преобразуется в мираж, как в работах Сергея Зизюлина. Петербургским мастерам фотографики, к числу которых относится Сергей, подвластны подобные превращения.
В произведении на тему города Семёна Иванченко мегаполис представлен одновременно и в дневное время и ночью, границей времени в его живописном пространстве стало излучение ирреального света, в потоке которого беспечно шествует вырвавшийся из городской суеты человек под красным зонтом. Но невозможно долго пребывать вне времени.
И вот перенасыщенная событиями, связанными с Петербургом, история Российской империи уносит нас с Мариной Кучминской-Аймер, автором изображения, наполненного символами времени павловского правления, к этому драматичному периоду. Здесь присутствуют стилизованные элементы городской застройки, атрибуты императорской власти, символы, связанные с трагической судьбой Бедного Павла, и образ самого царственного кавалера Мальтийского ордена.
Возможно, разобраться в нераскрытых загадках истории предстоит персонажам, представленным в монохромной работе Ольги Шаюновой, где на фоне внутреннего двора какой-нибудь почтенной Almamater неспешно беседуют два корифея наук.
Искусствовед Выставочного зала Клочкова Вера