Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "Современные датские шпалеры"

2259

Страница создана 10.04.2015 и обновлена 01.03.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
12 апреля 2015 г. 11:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 571-34-65 Государственный Эрмитаж
СПб, пл. Дворцовая, д. 2 на карте
  Адмиралтейская (434 метра построить маршрут до метро)
Адмиралтейский район
Событие прошло?
Подпишись на Государственный Эрмитаж,
получай отзывы и напоминания
 

Мероприятия в Государственном Эрмитаже

30 апреля 2024 10:00Выставка "От готики до Гойи"
6 марта 2024 года в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа начинает работу выставка...
6 мая 2024 19:00Праздничный Пасхальный концерт 2024
В Гербовом зале Государственного Эрмитажа состоится праздничный концерт, посвящённый...

2200-4500 Руб.
30 мая 2024 20:00Концерт "Вивальди. Времена года"
Всеми любимые «Времена года» Антонио Вивальди прозвучат в этот вечер...

2500 Руб.


Внести изменения Внести изменения
 

С 11 апреля 2015 года в Зимнем дворце представлена выставка «Современные датские шпалеры», подготовленная Государственным Эрмитажем совместно с Датским институтом культуры в Санкт-Петербурге, организацией «Датская шпалера», при поддержке Королевского Генерального консульства Дании в Санкт-Петербурге.

Выставка современных датских шпалер в полной мере иллюстрирует идею скандинавского дизайна. Неброские и простые на первый взгляд узоры датских ковров полнее раскрываются при ближайшем рассмотрении, демонстрируя разнообразие ткацких фактур и материалов, как современных, так и традиционных – европейских и восточных.

В организацию «Датская шпалера», созданную в 1994 году, входят двадцать три художника-ткача, живущих в разных частях Дании. На экспозиции представлены работы двадцати одного художника из членов группы и двух приглашенных авторов.

На протяжении XX века датские ткачи упорным трудом добились своей индивидуальности в ткацком искусстве и получили признание за ту значительную роль, которую они играли в международной славе датского дизайна. В начале века сотрудничество художника и мастера было чрезвычайно важно. Позже ткачи стали сами себе дизайнерами и показали, что они способны создавать произведения как очень большого формата для украшения зданий и залов, так и дизайн функционального домашнего текстиля для практического применения.

Когда в конце XIX века возрос интерес к традиционным ремеслам, в Дании уже не существовало традиционного шпалерного ткачества, которое могло бы послужить основой для его возрождения. Небольшая группа женщин, вдохновленных тем, как в Швеции было организовано обучение ремеслу, начала изучать забытое искусство.

В первых десятилетиях XX века были исполнены заказы национального уровня. Знаменитые мужчины-художники изготавливали картоны, а ремесленники, в данном случае женщины, ткали шпалеры, соблюдая иерархию, традиционно установленную между художником и ремесленником; это было характерно для всех заказов. Традиция шпалерного ткачества по эскизу художника сохранялась в Дании до 1933 года, когда закрылась последняя крупная шпалерная мастерская.

Тем не менее время доказало, что в Дании того времени трудно было истребить искусство ткачества: открывались мастерские, ткачи выпускали небольшие уникальные вещи. Появились и другие мастерские, которые стали производить текстиль практического назначения. Вторая мировая война и годы после нее приостановили развитие текстильного производства, из-за нехватки материалов ткачи перешли на изготовление функционального текстиля.

В 1968 году в Музее декоративного искусства в Копенгагене (ныне Музей дизайна) состоялась выставка, на которой несколько молодых датских ткачей совершили прорыв в шпалерном ткачестве, восстав против норм. Шпалеры освободились от стен и квадратных конструкций и стали трехмерными, стояли на полу или свисали с потолка. В середине 1980-х годов возрос интерес к классическому шпалерному ткачеству. Хотя эксперименты с необычными материалами и авторскими техниками не были совсем заброшены, группа «Датская шпалера» показала, что ограниченная форма тоже дает широкое поле для художественного выражения и по-прежнему воспринимается как независимая форма искусства.

Экспонируемые шпалеры разделены по таким темам, как: «Старинный пейзаж», «Конструктивизм», «Мир искусства», «Передавая традицию», «Воспоминания», «Природа-Культура» и «Свет». Эти темы универсальны и очерчивают источники вдохновения художников: природа и пейзажи, в том числе городские, воспоминания, восхищение великими произведениями искусства.

Раздел «Старинный пейзаж» представлен работами трех художников-ткачей: Нанна Хертофт, Анне Марие Эгемозе и Маргрете Аггер. Хотя Дания небольшая страна, там все еще можно найти нетронутую природу или старинные места и памятники каменного, бронзового, железного века и эпохи викингов. Силы природы и пейзажи со следами древних культур до сих пор представляют собой источник вдохновения для датских ткачей.

Следующий раздел «Конструктивизм» представляют Рут Малиновски, Нане Ниссен, Элизабет Рюде, Йетте Тюссен. В их шпалерах сильный акцент сделан на абстракцию, но конструкция и структура также важны в композиции каждой шпалеры. Эти мастера работают с нефигуративными формами, линиями и геометрическими элементами: круг, треугольник, квадрат и прямоугольник. Вдохновленные природой или городским пейзажем, они проверяют базовые компоненты визуального искусства и вплетают их в концентрированный тканый образ.

Еще одна тема «Мир искусства» стала источником вдохновения для художников-ткачей – Ранди Стутсгард, Хелле Баслунд, Анетте Бендиксен.

Тема «Передавая традицию» представлена такими мастерами, как Блесбьерг Эром, Санне Рансбю, Анет Брусгаард, Ане Хенриксен, которые по-разному связаны с текстильной традицией. Так, композиция шпалеры работы Анетте Блесбьерг Эром «Зеленая земля» вдохновлена впечатляющим пейзажем в Мексике, что отражено в выборе пряжи и красок. Художник использует технику традиционного гобеленового ткачества, когда в процессе ткачества отдельных участков между ними образуются открытые пространства (техника «реле»). Вертикальные щели становятся важной частью композиции и создают практически трехмерный эффект.

Раздел «Воспоминания» проиллюстрирован работами Кари Гуддаль, Шарлотте Шрёдер и Анн Слот, использующими воспоминания, как темы для своих шпалер. Печальная ситуация в сегодняшней Сирии, где простые люди страдают от гражданской войны, волнует шпалерного художника Шарлотте Шрёдер. В течение пяти лет она неоднократно путешествовала по Сирии, делая наброски повседневной жизни, которую видела вокруг себя. В некоторых мировых культурах белый цвет означает скорбь. В шпалере «Возвращение в Дамаск», вытканной белым по белому, выражено ощущение грусти и пустоты от потери. В то же время шпалера – память о тепле и гостеприимстве, которые она встречала в Сирии повсюду. Однако белая шпалера – это еще и отсылка к белым камчатным скатертям из льна, которые называют дамаск (город Дамаск в Средневековье был центром текстильного производства и торговли).

Раздел «Природа – культура» показан работами Анне Бьёрн и Ханне Скюум, которые черпали у природы впечатления для своих сюжетов.

Еще одна интересная тема «Свет» – естественный и искусственный. Главный источник света на Земле – солнце. Эту тему предлагают четыре различных интерпретации притягательности света художниками-ткачами Берте Форкхаммер, Анетте Грое, Йенни Хансен и одной из приглашенных художниц Грете Сёренсен.

Шпалерное ткачество в последние десятилетия переживает трудный период, многие традиционные мануфактуры прекратили производство стенных ковров уже в 1980х годах. Среди причин, которые привели к такому положению, было отсутствие спроса, шпалеры вышли из моды и редко использовались дизайнерами в интерьерах. Однако эта мода не прижилась в холодных странах - в Скандинавии, Балтийских странах и Петербурге до сих пор сохранилась традиция шпалерного ткачества. Скандинавские дизайнеры создали после второй мировой войны новое направление в прикладном искусстве, главной идеей которого стала выразительность простых форм, красота натуральных материалов и доступность, что предполагало промышленное тиражирование. Все это, в сочетании с архитектурным пространством и северной природой создает неповторимое очарование скандинавского дизайна.

Куратор выставки – Татьяна Николаевна Лехович, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2015).

Выставку «Современные датские шпалеры» сопровождает большая образовательная программа, включающая в себя лекции куратора, мастер-класс в залах выставки, а также проведение коллоквиума-круглого стола, посвященного современному шпалерному ткачеству с участием экспертов из Дании и России. На открытии и в образовательной программе участвуют художники-ткачи, работы которых представлены на выставка в Зимнем дворце.

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Музей-заповедник Царское СелоМузей-заповедник Царское СелоГосударственный драматический театр Приют комедиантаГосударственный драматический театр Приют комедиантаIT ресторан ИгристыеIT ресторан Игристые Камерный театр Малыщицкого Камерный театр МалыщицкогоНескучные музеи для взрослых и детейНескучные музеи для взрослых и детей
Отзывы о событии Выставка "Современные датские шпалеры"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Юлия15 июня 2022 г. 16:57
Уже не первый раз посещаю Эрмитаж, но такого прекрасного экскурсовода давно не встречала. Если хотите чтоб экскурсия была интересной и увлекательной, то просите в экскурсоводы Шумакова Михаила! Очень хорошо поставлена речь, рассказывает без запинок и интересные факты.Михаил БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО от Орловских туристов!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Марина19 февраля 2022 г. 11:12
Очень печально, когда идешь в Эрмитаж, ожидая окунуться в вечные гуманитарные ценности, а тебя ошарашивают компьютерными технологиями, которые тебя рассматривают, как статистическую единицу, не более того. Слушала лекции в Лектории Эрмитажа. Прослушала 5 из цикла " Иранские классы". На 6- ую лекцию немного опоздала, на могу купить билет как обычно он- лайн ( телефон разрядился), прошу продайте мне билет через кассу, но УВЫ, никому до моих проблем нет дела. Очень отзывчивая и интеллигентная девушка на контроле смущенно разводит руками : " Система закрывает продажи в момент начала лекции, билеты через кассу продать не можем - кассиры и администратор уже ушли". Я стою в мрачном пустом холле Главного Штаба и ощущаю, что вместо храма гуманитарных ценностей попала в жесткий цифровой крематорий, где человек есть статистическая единица в матрице , созданной кем- то неведомым, но отрицающим все то, для чего Эрмитаж существует. Спасибо за прекрасный урок реальной действительности. Как нельзя лучше стало понятно, куда движется этот мир , и Эрмитаж туда же, не сопротивляясь, не отстаивая человеческую сущность, не подвергая сомнению превалирование цифровых ценностей над общечеловеческими. Такие грустные выводы меня посетили в Эрмитаже. Интересно, как долго простоит Эрмитаж в век цифровых технологий?
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Резеда 9 июля 2021 г. 14:09
Ужасно!!! Хотели с ребёнком инвалидом пройти по льготным билетам, и как всегда одни направили в одну сторону за ними, другие в другую сторону, третьи сказали что вообще нет льготных билетов и это называется государственный музей, почему во всех музеях вход детям инвалидам бесплатно а здесь нет и ещё возмущаются и умудряются спрашивать группу инвалидности ребёнка, очень профессиональные сотрудники!!!!!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Наталья26 июля 2020 г. 9:40
Получила свою ложку дегтя. В Эрмитаже не должно быть непрофессиональных сотрудников!"Изоляция"может быть и есть,но далеко не интеллигентная.Одни слова.Заходили в музей по электронным билетам.Из-под лестницы выбежала женщина с вопросом:"Вы на экскурсию?"Ответ:"Нет.С нами нельзя.Нас пять человек."Женщина побежала в противоположную от нас сторону и привела с собой еще одну.Последняя не представившись стала говорить,что надо идти молча,иначе разговор -это экскурсия,а экскурсии не проводятся.Однако,молча идти по музею как-то совсем никак.Хотя-бы парой слов переброситься.Тем более,что РОСПОТРЕБНАДЗОР ни словом не обмолвился о молчании в музее в пандемию.Нужны СИЗ (маски,перчатки были надеты).Знаков,запрещающих разговоры в залах тоже небыло.(Пообщаться,поделиться впечатлениями хочется.Затем первая женщина заявила что видела меня в Эрмитаже вчера и третьего дня.А я вчера посещала Ораниебаум по именному электронному билету.(Кстати,я предлагала им посмотреть документ-отказались).В общем,у меня поднялось давление до 200(вызывали медсестру),впечатление от музея (дети первый раз)смазано.Я потеряла час на "разборки" из выделенных двух часов на посещение.Удивило и возмутило,что вместо того чтобы разрешить и погасить конфликт,сотрудники музея ,проявив бестактность и полный непофессионализ,его (конфликт)провоцировали и раздували в залах,что мешало посетителям. Только после моей настойчивой просьбы была приглашена охрана,и мы перешли в служебное помещение.Справедливости ради стоит сказать,что представитель внутренней охраны вел себя корректно,помог мне найти моих друзей и вернул мне забытые вещи.В Эрмитаже должны работать только профессионалы. Исключите хамство,бестактность,грубость,местничество,круговую поруку,нарушение прав человека в музее!.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ирина26 декабря 2019 г. 14:17
8 декабря ходила в Эрмитаж с ребёнком, это было третье наше посещения с сентября месяца, предыдущие два раза я приносила с собой паспорт ( который никто не спрашивал) для покупки билета по 400₽, в этот раз паспорт не брала и как назло у меня его стали спрашивать и наотрез отказались продавать льготный билет , пришлось купить за 700р, НО каково было мое удивление когда придя домой и вынимая билеты я обнаружила , что кассир пробила и дала мне билет за 400р, а сама с меня требовала 700р- которые я и заплатила в итоге. Отвратительный персонал работает в Эрмитаже, хожу много куда с ребёнком , но таково отвратительного отношения не встречала! В гардеробе ели шевелится или старая бабка либо в наш последний раз алкоголик с перегаром . Не говоря ещё о том, что работающий там экскурсовод проводя экскурсию для одной пары, стала вызывающе громко рассказывать и на повышенном тоне в приказном порядке попросила отойти нас от картины и не мешать ей везти свою долбанную экскурсию. Это вообще как?!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю