Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка Валерия Лукки "Топография"

1813

Страница создана 02.10.2015 и обновлена 02.03.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
9 ноября 2015 г. 11:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 324-08-09 Музей современного искусства Эрарта
СПб, 29-я линия В.О., д. 2 на карте
  Приморская (2.1 км построить маршрут до метро)
Василеостровский район
Событие прошло?
Подпишись на Эрарта,
получай отзывы и напоминания
 

Мероприятия в музее современного искусства Эрарта

28 апреля 2024 10:00Выставка Кирилла Иванова "Лед"
Музей современного искусства Эрарта представляет выставку Кирилла Иванова....

600-1000 Руб.
28 апреля 2024 10:00Выставка современной японской графики
Музей современного искусства Эрарта представляет выставку современной японской г...

600-1000 Руб.
28 апреля 2024 10:00Выставка Жерара Юфера "Один день в музее"
Музей современного искусства Эрарта представляет выставку Жерара Юфера....

600-1000 Руб.
31 июля 2024 10:00Выставка современной японской фотографии "Город и люди"
Музей Эрарта представляет выставку современной японской фотографии «Город и...

600-1000 Руб.


Внести изменения Внести изменения
 

Слово «карта» с его греческим корнем (χάρτης, что значит «лист папируса») очерчивает, вероятно, одно из наиболее многосмысленных понятий в европейских языках. Есть карты географические, игральные и визитные (carte de visite), не говоря уже о картах вин или звездного неба; есть также родственный латинский термин «charta», что часто переводится как «хартия» (так, например, Magna Carta считается базисом западной демократии). Как способ структурирования знаний карта абстрактна и соседствует с таблицей: это скелет знаковой системы, шифрующий визуальную информацию, закрепляющий насилие в отношении пространства/времени; она копирует социально-историческую конфигурацию власти, господствующую в конкретном обществе. Пусть картам несвойственна поминаемая Х.-Л. Борхесом сумятица «животных, нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти» и «похожих издали на мух». На пожелтевших от времени полях часто рассыпаны фигурки богов, аллегории стихий и ветров, фантастические монстры, и вкупе с ручным исполнением это переносит старинные «чертежи земли» из области математической топографии в сферу творчества.

Обращаем Ваше внимание, что график выставки может меняться в зависимости от режима работы выставочного зала и праздничных дней. На сайте указан временной интервал работы выставки. Информацию о режиме работы выставочного зала уточняйте по указанным телефонам, а также на страницах мест.

Интересно промежуточное положение карты между художеством и наукой, пространством и плоскостью, изображением и текстом. Можно сказать: аспекты этого «ускользания» исследуются в ряде произведений петербургского живописца Валерия Лукки. Они тоже находятся на границе — между искусством и бытом (полны инородных включений), традицией и современностью (отсылают и к музейным фигурам, и к последним новостям), даже между поверхностью и объемом (высокий рельеф). Немаловажно, что Лукка сохраняет верность эстетике, сложившейся в течение ряда лет (принципу картографии). Что еще важнее, его стилистика эксцентрична — не попадает в мейнстрим коммерчески-амортизированного абстрактного украшательства, практически вся построена на нестандартных идеях, «ходах», жестах. Диапазон абстракции в случае Лукки смещен в сторону «пограничных», экспериментальных вариаций; когда этикетка побуждает зрителя искать в фактурных дебрях соответствие масштабу или «легенде», нередко обнаруживается отнюдь не то, что полагал здравый смысл. Наконец, его работы эксцентричны потому, что при рассчитанной композиции баланс энергий часто сдвинут: силовое поле картины не конгруэнтно полю изображения, разряд напряжения «выстреливает за рамки». Эксцентричность у Лукки, таким образом, есть и художественный прием, и сущностная характеристика, допускающая терминологическое закрепление.

Представленные работы, при разнообразии датировок, показывают единство интенции художника: в первую очередь, ориентация на плоскость экспозиции (будь это «Карта империи» или «Фигуры за столом (Вечеринка)», пристрастие к аморфному пятну (так показаны корабли в «Празднике на Неве», автопортрет или исторические персонажи, например «Л. Н. Толстой и С. А. Толстая в Крыму»), использование коллажа (едва ли не во всех вещах). Еще один смысл эксцентричности у Лукки — равноправие человека и предмета; герой (даже А. С. Пушкин или весьма уважаемый автором В. Ван Гог) не является «мерой всех вещей», фигурирует лишь как «проекция», ничуть не более значительная, нежели приклеенная коробка или красная тряпка. Разумеется, это следствие новейшей «автономии эстетического» (живописец — не иллюстратор!), «постнатурализма» (картина — не фотография!), но можно понять это качество как лишение зрителя (автора?) привилегированной позиции управления визуальным опытом: если не зафиксировано «место созерцания», — взгляд будто бы произвольно скользит по расстеленной поверхности, и все точки зрения одинаково пригодны.

Эксцентрический подход позволяет художнику не только парить «над схваткой» (как в «Карте военных действий»), но и сохранять плодотворный нейтралитет в противостоянии «изобразительного» и «неизобразительного». В самом деле: когда внутренняя необходимость В. В. Кандинского утилизована дизайном ар-деко, а «спонтанный дриппинг» Дж. Поллока физиологизирован до вульгарности, ничто не препятствует современному живописцу помещать фигуры в условную «нестабильную среду», даже апеллировать к музейным артефактам («Игроки» В. Лукки, вероятно, отсылают к сезанновским «Игрокам в карты» из института Курто). Отличие кроется в катастрофическом нарастании энтропии — картины Валерия все-таки абстракция, умудренная опытом ХХ века и выдвигающая свою эксцентричность как одну из творческих возможностей в новом столетии. В соответствии с деконструктивной теорией, «опознание» фигуры (в картине) следует полагать частным случаем любования абстракцией, обостряющим и усиливающим зрительское переживание реальности.

Согласно той же логике, всякий центр оказывается не чем иным, как особым вариантом периферии — ведь они не существуют друг без друга; именно наличие периферии, окружения, околичности создает самую возможность какой-либо «центральности». Центр может сместиться, даже вовсе раствориться, исчезнуть. Только периферия стабильна и неизменна, она является конститутивным понятием — то ли для целого социально-культурного образования, то ли для отдельного художественного памятника. Поэтому в искусстве именно на периферии, на краях какого-то стиля часто являются прообразы новаторских решений. Значит, эксцентричность суть необходимое условие творчества, созидания новых ценностей.

Последнее замечание: применив деконструктивное прочтение выдвинутой изначально дихотомии «карты» и «картины» (где первая кажется поначалу слабым звеном), убедимся, что карта, во-первых, часто становилась сюжетом живописи — вспомним многочисленные примеры у Эль Греко, Я. Вермеера, Г. Терборха (географические), Караваджо, Я. Стена, Ж. де Латура, П. Сезанна (игральные). И те, и другие, с их избыточными орнаментально-изобразительными деталями, обладают возможностью превратиться в картину или графический лист (пусть утратив прагматический статус), — в то время как картина обратной способности лишена. Карта чревата несравненно большим, пусть эксцентрическим потенциалом (познавательным, равно и артистическим), потому она и может служить удачной метафорой текущего состояния художественного процесса.

А. А. Курбановский

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
IT ресторан ИгристыеIT ресторан ИгристыеГосударственный музей-заповедник ПетергофГосударственный музей-заповедник ПетергофСамый большой музей любви и эротики 18+Самый большой музей любви и эротики 18+Почувствуй себя героем игры Angry BirdsПочувствуй себя героем игры Angry Birds Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на Фонтанке
Отзывы о событии Выставка Валерия Лукки "Топография"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Вероника28 марта 2019 г. 12:39
Очень яркий стильный современный музей. Посетителей очень много, он завлекает своей неординарностью. Имеются кафе и ресторан, где насытившись духовной пищей, можно утолить и физический голод.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Олеся11 марта 2019 г. 13:35
Необычное и безумно интересное пространство. Организаторы, видимо, пытались воплотить идею "каким должен быть современный музей". Получилось что-то невероятное. Во-первых, это чуть ли не единственный музей, который работает до 10 вечера. Во-вторых, здесь много что интерактивное и часто находится в движении (поэтому, кстати, сразу при входе висит табличка - детей одних не оставлять). В третьих, здесь нет гардероба и посещение музея точно не будет испорчено традиционным "без петельки не возьму". И сумки можно оставить спокойно. Экспозиции есть временные, а есть постоянные, находятся в разных частях здания.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Алла10 января 2019 г. 10:55
Музей очень необычный. Были там вместе с гостями из другого города, зашли на постоянную выставку, и еще на временную. Попали на фотопроект. И еще озвученные картины. Формат необычный, да и что сказать, наши гости были впечатлены увиденным прямо со входа. Стильно. А еще на первом этаже можно приобрести даже картину с собой. Мы, правда, только посмотрели на это все. Но остались самые положительные воспоминания об этом месте. Хорошо что наши друзья хотели туда попасть, сами бы не собрались так целенаправленно. Были мы в будний день и отмечу, что несмотря на это было многолюдно. Есть выгодные абонементы для особо интересующихся.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Валерия13 июня 2018 г. 12:27
Была на концерте группы "Пролетарское танго". Очень здорово! После работы удалось хорошо отдохнуть, послушать красивую музыку и стихи :) Понравилось как оформлена сама "Эрарта", было ощущение, что нахожусь где-нибудь в Скандинавии.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0

Прошедшие события

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю