30 июля 2015 года в 16.00 в Невской куртине Петропавловской крепости открывается первая в Санкт–Петербурге выставка–ретроспектива выдающегося московского живописца Юрия Николаевича Ларина (1936–2014). В экспозиции представлено около 60 живописных работ и 40 акварелей 1968–2014 годов: пейзажи, портреты, натюрморты. Дополняют экспозицию фотографии и документальный фильм о художнике.
Название выставки парадоксально, но правдиво. Юрий Николаевич Ларин прожил исключительно нелёгкую, но счастливую жизнь. Яркий дар живописца, личное обаяние, любовь и жадный интерес к людям притягивали к нему незаурядных современников: известных философов, историков, художников, искусствоведов. Художник рассказывал: «Оптимизм вообще характерен для русского человека, хотя горя было очень много. В том числе и в моей жизни. Но мне всегда везло на хороших людей и друзей».
Судьба не располагала Юрия Ларина не то что к счастью, но даже к выживанию. Он родился в элитарной советской семье. Отец - Николай Иванович Бухарин и мама - Анна Михайловна Ларина (Бухарина) принадлежали к партийной «верхушке». В 1937 году отца, мать, а затем всех родственников арестовали. Отца расстреляли, мама выжила, но смогла впервые встретиться с сыном лишь в 1956 году, после освобождения из лагеря, находясь на поселении.
Приемную семью Гусманов, которую Юрий считал родной, репрессировали в 1946 году. Оставшиеся от детства годы он (в то время по документам Юрий Борисович Гусман) провёл в детдоме в Средней Ахтубе, под Сталинградом. В 1957 году, после реабилитации мамы, и разрешения вернуться с ней в Москву, взял материнскую фамилию: Ларин. О том, что он - сын Н. И. Бухарина, узнал лишь в 1960 году. После реабилитации отца в 1988 году Юрий Ларин вернул себе настоящее отчество: Николаевич.
Получил высшее образование инженера-гидротехника, работал по специальности, в том числе на строительстве Саратовской ГЭС. Всегда стремился рисовать. После встречи со знатоком русского искусства, московским искусствоведом Е. Б. Муриной, по её совету, решил сменить профессию, став художником. В 1965-1970 годах учился в Московском высшем художественно-промышленном училище, закончил факультет художественного конструирования. С 1970 по 1986 год преподавал рисунок в Московском художественном училище памяти 1905 года. С 1977 года член Союза художников. Выставлялся с 1981 года. Участвовал во многочисленных выставках, в том числе 16 персональных.
Произведения Юрия Ларина находятся в собраниях Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова, Государственного литературного музея, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим», Музея Андрея Сахарова, Музея искусства народов Востока, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева и других, а также в многочисленных частных собраниях в России и за рубежом.
Судьба отпустила Юрию Ларину лишь около пятнадцати насыщенных творческих лет, резко оборванных болезнью. В 1985 году нейрохирургическая операция сохранила жизнь, но привела к инвалидности. С 1986 года все картины он писал левой рукой (из-за невозможности работать правой рукой).
Творчество Юрия Ларина корнями уходит в традицию «новейших» течений начала ХХ века: от Сезанна до русского поставангарда. Художественный язык живописца сложился к концу 1970-х годов, преимущественно в пейзаже – любимом жанре мастера. Свой метод Юрий Ларин характеризовал как «живопись предельных состояний, когда под кистью уже не натура, но еще и не абстракция», когда «работа еще остается узнаваемой литературно, но музыкальный, цветопластический момент уже настолько сильно овладел ею, что предельное состояние наступило».
Художник переживал натуру, опуская рациональные, литературно-описательные возможности изображения и добиваясь того чувства меры, которая и есть суть художественного образа.
Со временем палитра художника высветлялась: исчезали тени, цвет становился светоносным, что приводило к дематериализации и «прозрачности» изображенного мотива. В последние годы жизни художник минимализировал средства выражения, достигнув знаковости образа.
Его ландшафты поражают планетарностью, натюрморты - способностью увидеть в малом объекте всю красоту мира. Гармония его произведений исполнен множеством смыслов, раскрывающихся зрителю при доверительном и неспешном общении с ними.
Подписаться:Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Купил билет в данный музей, но посетить его не смог, так как не согласился снять ветровку. А в ней в музей меня не пустили. Когда же этот "формальный дурдом" в нашей стране прекратится?!
Само место и музей - замечательные. Но временные выставки в Петропавловской крепости - отвратительные. Такое впечатление, что специально выставляют все, что никому не интересно. Посетителей на этих выставках практически нет. Зашла буквально недавно. Там, где стреляет пушка выставили стенды с информацией на тему "10 фактов из истории полуденного выстрела". Так называется. Фактов всего 8 приведено. Язык изложения безобразный. Кто это пишет? Неужели нет грамотных редакторов в музее? 2 стенда задвинуты за какую-то будку, их вообще не видно. Куда тратятся государственные деньги, и куда смотрит минкульт?...
в одном месте собрано несколько музеев, так сказать, ансамбль музеев. есть под открытым небом, есть внутри. Проходят интересные экспозиции. Этот музей- как визитная карточка Петербурга. в нем обязательно нужно побывать всем
Крепость была возведена на Заячьем острове, строительство пришлось на самое начало 18-го века. Она имеет форму неправельного шестиугольника спроекрованного самим имперетором Петром I. Экскурсия по крепости продолжалась сравнительно недолго для такого строения, но самые значимые места экскурсовод нам всё таки успел показать. Особенно понравился Петропавловский собор, который является одним из главных обьектов на територии крепости. Он построен на месте ранее стоявшей деревянной крепости, сооружённой во имя апостолов Петра и Павла. На куполе собора главное его украшение - золотой шпиль высотой 122,5 метра. Добраться до Петропавловской крепости очень просто - с берега Нивы золотой шпиль виден практически из любой точки или станция метро Горьковская и оттуда уже рукой подать.