Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Отзывы о Литераторские мостки

Интересность : Обожаю литературу и чувствовала себя обязанной посетить некрополь "Литераторские мостки", там были похоронены Лесков, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Мамин-Сибиряк, Рождественский, Блок. А еще известные архитекторы, артисты балета, физиологи, художники, скульпторы. Всего около 500 известных личностей. Место действительно потрясает своей красотой и энергетикой.
Расположение : Располагаются литераторские мостки в районе метро Волковская. От метро всего метров 900.
Интерьер : На самом деле испытываешь очень странные ощущения от того, сколько талантливых людей там захоронено, прямо внутренняя дрожь берет.
Обслуживание : Следят за порядком.
Интересность : история литераторов всегда ценна и не может быть не интересна нашему поколению
Расположение : Приехали на личном транспорте, расположение достаточно удобное.
Интерьер : Атмосфера признания эпох...
Обслуживание : Великодушно теплый прием посетителей
Литераторские мостки
Адрес

ул. Расстанная, д. 30

карта
Район
Фрунзенский район (Санкт-Петербург)
Метро
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о музее-некрополе Литераторские мостки

Общая оценка:7.75 / 10
Интересность 9
Расположение 8
Интерьер 8
Обслуживание 7
Оставить отзыв
Места поблизости
Малый музыкальный театр Малый музыкальный театрQuest Zone на СаловаКвеструм Quest Zone на СаловаStereozalПространство StereozalFolksБар Folks
посетитель
8 / 10 25 марта 2019 г. 15:58
Великодушно теплый прием посетителей Атмосфера признания эпох... Приехали на личном транспорте, расположение достаточно удобное. история литераторов всегда ценна и не может быть не интересна нашему поколению  на страницу отзыва
посетитель
7.5 / 10 22 ноября 2018 г. 20:55
Следят за порядком.  На самом деле испытываешь очень странные ощущения от того, сколько талантливых людей там захоронено, прямо внутренняя дрожь берет. Располагаются литераторские мостки в районе метро Волковская. От метро всего метров 900. Обожаю литературу и чувствовала себя обязанной посетить некрополь "Литераторские мостки", там были похоронены Лесков, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Мамин-Сибиряк, Рождественский, Блок. А еще известные архитекторы, артисты балета, физиологи, художники, скульпторы. Всего около 500 известных личностей. Место действительно потрясает своей красотой и энергетикой.   на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете развернутые отзывы о музее-некрополе Литераторские мостки. Наши посетители оценивают Литераторские мостки по интересности и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
 Камерный театр Малыщицкого Камерный театр МалыщицкогоМузей-заповедник Царское СелоМузей-заповедник Царское Село Дворцовая площадь Дворцовая площадьГосударственный музей-заповедник ПетергофГосударственный музей-заповедник Петергоф

Комментарии посетителей (2)

Ульяна25 марта 2019 г. 15:56
С мамой посетили церковь Воскресения Христова, которая находится во Фрунзенском районе СПБ. Погода была на удивление солнечная и мы решили посетить Музей-некрополь Литераторские мостки и почтить память усопших и погребенных на Волковском кладбище. Место по истине историческое и великое.

Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Анатолий Мохорев1 июля 2011 г. 15:05
Выйдя из метро Волковская, я перешёл мимо светофора Волковский проспект и повернув направо по скверу дошёл до первого Волковского мостика, а за мостиком меня окружили могилы Волковского кладбища. Дойдя до здания администрации, я почтил память погибшим у обелиска на кладбище. Выйдя из кладбища через сто метров вошёл в пантеон русской литературы и искусства "Литераторские мостки". своим посещением я почтил всех тех, кто там нашёл своё последнее пристанище и вспомнил их вклад в литературу и искусство.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Музей Городской Скульптуры

12.04.2024 в 09:00


Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения драматического актёра, народного артиста СССР Владимира Ивановича Честнокова (12.04.1904-15.05.1968). Он родился в семье выходца из крестьян, работавшего на ситценабивной фабрике, с детства увлекался театром. По окончании школы Честноков поступил в театральную студию Евтихия Карпова, который отбирал среди своих учеников артистов для Школы русской драмы при Государственном театре (бывшем Александринском). Среди счастливчиков оказался и Владимир Честноков. Ещё во время обучения он пробовал себя в разных театрах, начал выступать и на сцене Государственного театра драмы, но, получив признание на его сцене, Честноков принял решение уехать в Ростов-на-Дону по приглашению Юрия Завадского, который создавал там новый театр. Вскоре за Честноковым приехал ленинградский режиссёр Кожич и пригласил к себе – в Театр имени Ленинского комсомола. Во время блокады Честноков выступал по радио, ездил с агитбригадой на фронт. В 1945 году он перешёл в Театр Балтийского флота, но по прошествии нескольких лет вновь вернулся на сцену бывшего Александринского, в то время уже Пушкинского театра. В послевоенный период Владимир Иванович Честноков начнёт сниматься в кино, а в 1958 году исполнит в киноленте «В дни Октября» роль Ленина – об опыте работы над этой ролью впоследствии он напишет книгу.
04.04.2024 в 08:00


Сегодня – день памяти Евгении Самсоновны Истриной (06.03.1883-04.04.1957) – языковеда, филолога, члена-корреспондента Академии наук СССР, ученицы академика А. А. Шахматова. Вы когда-нибудь задумывались о том, откуда появилась языковая норма? Почему мы считаем, что одна форма слова является правильной, а другая – нет? Е. С. Истрина посвятила этой проблеме книгу «Нормы русского литературного языка и культура речи». «Практика речевого общения, общественная практика языка (включая и книжные и разговорные его разновидности) – это основная лаборатория языка, – как всякая лаборатория, подчиняющаяся своим условиям работы, своим закономерностям. В этой большой лаборатории возникают нарушения нормы и, вместе с тем, творится новая норма, причем то и другое подчиняется определенным закономерностям, связывается с определенными условиями. Основная общая закономерность – историческое развитие языка. Язык живет и изменяется, отвечая потребностям общественной жизни и подчиняясь реальным условиям этой жизни. Историческое развитие языка лежит в основе всех его изменений, и общих и частных, в основе общей его динамики и отдельных мелких перебоев. Этот широкий общий процесс исторического развития языка слагается из разнообразных явлений и различных языковых законов(...) Норма определяется степенью употребления при условии авторитетности источников. То, что является вообще общеупотребительным, то и составляет норму языка. При наличии колебаний приходится обращаться к авторитетным источникам книжно-литературного языка, — произведениям художественной литературы, лучшим образцам публицистики и передовой прессы, к материалам научной и деловой речи. Грамматики и словари строятся в основном на данных, собираемых из этих источников, и подтверждаются примерами – цитатами из них».
15.03.2024 в 08:59


Сегодня – день памяти драматурга и театрального критика Бориса Ильича Бентовина (24.05.1863-15.03.1929), его не стало 95 лет назад. Он родился в семье выходцев из Испании, учился в Военно-медицинской академии. Ещё будучи студентом, начал печататься в театральном отделе газет «Эхо» и «Минута», по окончании учёбы – заведовал театральным отделом газеты «Русская жизнь». Кроме того, Б. И. Бентовин был одним из основных сотрудников журнала «Театр и искусство», который издавал А. Р. Кугель – и именно это издание считал наиболее демократичным и лояльным по отношению к авторам: «Мы все сотрудничали (...) в разных изданиях... Мы систематически писали отзывы о театрах, писали статьи по вопросам искусства... Но «местные» условия всегда стесняли нас... У каждого редактора имелись свои излюбленные деятели сцены, излюбленные театры, и редакторское veto мешало сказать то, что сказать иногда так хотелось, что сказать было необходимо. И тогда мы собирали в сосуд свободного творчества кровь своих мыслей и впечатлений – и несли на алтарь «Театра и искусства». Здесь мы находили отдых для души. Здесь нам уготовано было самое широкое гостеприимство. Каждому разрешалось иметь своё мнение, и если оно не совпадало со взглядами редактора, то тут же на страницах журнала он вступал в критическое состязание со своим сотрудником». Бентовин был автором многочисленных социально-бытовых комедий с элементами сатиры на нравы и бюрократию дореволюционной России. Его пьесы ставились в Литейном, Михайловском театрах, театре Корша и других. Кроме того, он переводил и переделывал фарсы французских авторов. С 1904 г. Б. И. Бенотовин был членом правления и бессменным секретарём Союза драматических и музыкальных писателей. В 1919-1920 годах он был членом репертуарной комиссии политотдела 7-й армии. Для армейской труппы он написал пьесу «Царь-провокатор (Николай I и декабристы)». В 1922-1924 гг. вел театральную хронику Петрограда в ряде журналов.
02.03.2024 в 08:59


Сегодня – день памяти музыкальной актрисы Натальи Ивановны Тамары (Митиной-Буйницкой) (1873-02.03.1934), ее не стало 90 лет назад. В дореволюционном Петербурге она олицетворяла собой эталон женского обаяния и красоты, имела репутацию одной из самых богатых и шикарных столичных артисток. Артист Николай Монахов вспоминал: «В то время, когда я встретился с Тамарой, это была актриса, обладавшая прямо-таки несметным количеством туалетов и драгоценностей (…) Два раза в неделю к Тамаре из Москвы приезжала самая дорогая портниха и привозила ей по три туалета. Тамара в те времена имела в своем распоряжении русскую парную упряжь, венскую парную упряжь и автомобиль — лимузин. Она жила в роскошной квартире на углу Моховой и Пантелеймоновской улиц и имела штат прислуги в восемь или десять человек». Слава Тамары как одной из лучших исполнительниц романсов и оперетт была вполне заслуженной, поскольку она всегда проявляла достаточную художественную гибкость, стремилась расширять свой творческий диапазон. Она много и успешно гастролировала с сольными программами, неоднократно выступала с концертами в московском театре «Эрмитаж». Кроме того, Наталья Тамара в течение почти 20 лет сотрудничала с несколькими звукозаписывающими фирмами: больше всего граммофонных пластинок с романсами в ее исполнении было записано в 1913-1914 гг. В 1917 году, после Октябрьской революции Тамара уехала в Париж, но жизнь в эмиграции не сложилась, и она очень скоро была вынуждена вернуться в Петроград. До 1921 года она работала как артистка оперетты и давала сольные концерты на эстраде. Однако в 1920–1930-е гг. в сценическом искусстве начали бороться со всевозможными «буржуазными» излишествами, в том числе с «цыганщиной». Н. И. Тамара осталась без репертуара и возможности публичных выступлений. 2 марта 1934 года одна из самых известных актрис дореволюционного Петербурга умерла в полной нищете и забвении. Послушать голос Натальи Тамары можно здесь: http://russian-retro.com/video/17347-tamara-natalija-chyort-s-toboi.html В настоящее время надгробие Н. И. Тамары (мраморная плита) находится под плотным снежным покровом и наледью, в летнее время его можно увидеть недалеко от памятника А. Р. Кугелю, рядом с надгробием А. В. Королькевича.
28.02.2024 в 08:59


Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения пианиста, профессора и ректора Ленинградской консерватории Павла Алексеевича Серебрякова (28.02.1909-17.08.1977). Он родился в 1909 году в Царицыне (ныне Волгоград) в семье музыкантов: отец преподавал пение и фортепиано, мать была певицей. Блестящая музыкальная память, отличный слух и незаурядные исполнительские способности обнаружились у мальчика уже восьмилетнем возрасте – и трёхгодичный курс обучения в царицынском музыкальном училище он окончил всего лишь за год. В возрасте пятнадцати лет, в августе 1924 года Павел Серебряков приехал в Ленинград и поступил в консерваторию. Вскоре талантливого юношу заметил директор Александра Глазунов. Зная о стеснённых условиях, в которых вынужден был находиться молодой пианист, руководитель консерватории позволял ему заниматься в своём кабинете, а также выдвинул его на стипендию имени А. Рубинштейна. Серебряков окончил консерваторию в возрасте 20 лет и уже в декабре 1929 года публично выступил в Москве: с оркестром Персимфанса (первым симфоническим оркестром без дирижера) он исполнил Первый концерт Ф. Листа. Последовавшие вскоре выступления в разных городах Советского Союза принесли Серебрякову широкую известность. Уже в 1939 году П. А. Серебряков был назначен на пост директора Ленинградской консерватории. Несмотря на то, что новая работа отнимала много времени и сил, он продолжал концертировать и расширял свой репертуар. Неотъемлемыми чертами его мастерства считали демократизм, простоту и доступность: не стремясь поразить слушателя оригинальностью прочтения, Серебряков умел разнообразить звуковой колорит исполняемых произведений.Чуждый исполнительского щегольства и чисто внешних эффектов, Серебряков проявлял себя на сцене как настоящий лирик.
20.02.2024 в 08:59


Сегодня исполняется 145 лет со дня рождения инженера-технолога Дмитрия Яковлевича Акимова-Перетца (20.02.1879-28.04.1936). Он принимал участие в строительстве более десятка петербургских мостов, в том числе Дворцового, в проектировании Кронштадтского сухого дока, Свирских гидроэлектростанций алюминиевых комбинатов в Волхове и Тихвине. Тем не менее до сих пор о нем не написано ни одной статьи. Пожалуй, самый большой фрагмент текста, посвященный Д. Я. Акимову-Перетцу, мы можем найти у З. В. Юрковой в книге «Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра»: дело в том, что инженер жил в доме № по Московскому проспекту – и дом этот был построен его братом, Александром Яковлевичем. Вот что пишет З. В. Юркова о Д. Я. Акимове-Перетце: «Вдова Я. И. Перетца Татьяна Ивановна жила с младшим сыном Дмитрием Яковлевичем в квартире третьего этажа с большим балконом, выходящим на Сенную площадь. По воскресеньям в шесть часов вечера она устраивала семейный обед, на который съезжались ее сыновья с женами и дочери с мужьями. Дмитрий Яковлевич окончил Технологический институт. В 1910–1914 годах по его проекту в соавторстве с инженером путей сообщения А. П. Пшеницким в Петербурге был построен Екатерингофский мост через реку Екатерингофку в створе Рижского проспекта. Дмитрий Яковлевич женился в 1919 году, а через год 19 июля в этом доме родился Дмитрий Дмитриевич Акимов-Перетц. После революции 1917 года доходный дом Перетцев был национализирован, квартиры его заселялись по распоряжению новых властей. Семейство Акимовых-Перетцев с маленьким Дмитрием переселилось в дом 21 по 12-й роте Измайловского полка. Он окончил Московский институт инженеров транспорта, вернулся в Ленинград и много лет проработал в Ленинградском институте железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), откуда ушел на заслуженный отдых. Летом 2010 года ему исполнилось 90 лет. Д. Д. Акимов-Перетц предоставил для этой книги сведения о доме своего деда».
13.02.2024 в 08:59


Сегодня – день памяти Маргариты Владимировны Ямщиковой (урожденной Рокотовой), писавшей под псевдонимом «Ал. Алтаев» (04.12.1872-13.02.1959). Ее не стало 65 лет назад. Маргарита Владимировна Ямщикова по матери восходила к Толстым, по отцу – к художнику Рокотову. Ее родители были увлечены литературой и народно-освободительным движением. Отец открыл в Киеве общедоступный театр, и маленькая Маргарита с детства любила посещать спектакли. Однако вскоре театр разорился, и после скитаний семья осела в Пскове, где Маргарита начала работать – переписывать роли для артистов-любителей, в труппу которых её отца пригласили в качестве режиссёра. Позднее, оказавшись в Петербурге, Маргарита увлекается живописью и литературой – и в семнадцать лет впервые решает опубликовать свое произведение под псевдонимом «Ал. Алтаев», который она позаимствовала из «Рассказа вдовы» Якова Полонского. В двадцать лет молодая писательница выходит замуж за студента Лесного института Андрея Ямщикова и берёт его фамилию. Вскоре стало понятно, что её муж будет всячески препятствовать ее литературной деятельности, и Ямщикова бежала с маленьким ребенком на руках в Финляндию – без денег, зимней одежды и паспорта. Ей помогли перебраться в Дерпт (Тарту) и устроиться там в университет переписчицей научных статей. Полиция настаивала на возвращении к мужу, но Ямщиковой удавалось раз за разом добиваться отсрочки переезда – вплоть до того момента, пока она не переехала в Петербург. В столице она вновь начала писать сказки, рассказы, легенды и издавать их в журналах. В этот период она впервые берется за написание биографических и исторических очерков. М. В. Ямщикова написала множество популярных произведений, которые в доступной беллетризированной форме рассказывают читателю об интересных героях и событиях прошлого: о Рафаэле и Микеланджело, Марате и Степане Разине, Средних веках и эпохе Возрождения. До конца дней М. В. Ямщикова была необыкновенно деятельной и была полна новых идей. Вот что она говорила в конце жизни об Ал. Алтаеве – авторе, от лица которого писала всю жизнь: «Ал. Алтаев неизменно видел свои слабости яснее самых въедливых своих критиков. И обожания к себе никогда не чувствовал. Писал и каждый раз думал: «Эх, не то бы надо, лучше надо. Лучше!» А когда доводилось слышать похвалы, даже льстивое, — всегда мысленно соизмерял свой труд с теми действительно лучшими книгами, которыми горда наша литература. Это было самое лучшее лекарство от головокружения… Что такое Ал. Алтаев в литературе? Всегда рядовой, чернорабочий. Я так и говорила на встречах с читателями, в библиотеках: Ал. Алтаев — популяризатор истории, помощник педагогам». К сожалению, книги Ал. Алтаева – М. В. Ямщиковой давно не переиздавались, хотя до сих пор они могли бы быть хорошим подспорьем школьным учителям.
12.02.2024 в 08:59


Сегодня – день памяти педагога, автора грамматики русского языка и составителя хрестоматии детского чтения «Звездочка» Константина Фёдоровича Петрова, его не стало 110 лет назад. Именно «Звездочка» сделала имя этого учителя русского языка бессмертным. Вот что писал К. Ф. Петров в предисловии к этой книге: «Если посредством книжки для чтения дети научатся понимать прочитанное, следить за ходом мысли автора; если они будут в состоянии сами составлять по образцу небольшие повествования и описания, если обогатят свой запас слов и, наконец, станут чувствовать, хотя несколько красоты выражений наших лучших писателей, полюбят последних получат охоту к чтению, которое станет необходимым для них в жизни - то цель книжки для чтения, по моему мнению, будет вполне достигнута (...) Относительно и крестьянских детей, обучающихся в народных школах, следует заметить: научите читать, но только не так, чтобы мальчик выкрикивал слова, но чтобы он сознавал, что читает, следил бы заходом мысли автора; развейте в нем любовь к поэтам, охоту к чтению; заставьте полюбить родное, окружающее его; поддержите в нём чистые, неиспорченные чувства ребенка!» Тексты в хрестоматии разделены по временам года, начиная с осени (то есть с начала учебного года). Петров был убеждён, что дети гораздо больше взрослых склонны чувствовать перемены в природе, и лучше воспринимают тексты, связанные с теми природными и погодными условиями, в которых сами находятся в момент их прочтения.
03.02.2024 в 08:59


Сегодня – день памяти литератора и журналиста Михаила Ивановича Пыляева (13.11.1842-03.02.1899), его не стало 125 лет назад. Он родился в Петербурге, в состоятельной купеческой семье. С детства привыкший к работе в лавке, в свободное от работы время Пыляев занимался литературным трудом. С 1861 года его фельетоны начнут еженедельно появляться в журнале «Иллюстрация». Позже, под псевдонимами «Старый менестрель», «Мельмонт Скиталец», «Сыч» и просто под инициалами «М. П.» он будет печататься в «Историческом вестнике», «Искре», «Сыне Отечества», «Петербургском листке», «Новом времени», «Ниве», «Всемирной иллюстрации» и многих других периодических изданиях. Статьи Пыляева были посвящены истории, театру, минералогии и даже спиритизму. Его интересы были весьма широки: он был библиофилом, знатоком живописи, спорта, минералогии, нумизматом, специалистом по части старинных струнных инструментов, знатоком автографов, народной медицины и, конечно, русской старины. Настоящую славу писателя Пыляеву принесли книги исторической тематики: «Старая Москва» (1891), «Старое житье» (1892), «Забытое прошлое окрестностей Петербурга» (1889), «Замечательные чудаки и оригиналы» (1898). Конечно, М. И. Пыляев был дилетантом, но он был горячо предан своему делу и посвятил ему всю свою жизнь. Его книги не столько помогают узнать достоверные факты, сколько позволяют погрузиться в жизнь тех, кто населял обе столицы сто, двести или даже триста лет назад. Эмоциональная живость его повествования создаёт иллюзию убедительности - будь то портреты политических деятелей, литераторов, рядовых обывателей, или важные (как, впрочем, и вполне заурядные) исторические события.
31.01.2024 в 10:55


Сегодня – день памяти революционера, двоюродного брата Ф. И. Тютчева, Николая Сергеевича Тютчева (22.08.1856-31.01.1924), его не стало 100 лет назад. Он родился в Москве, учился в Петербургской медико-хирургической академии, затем – в Петербургском университете на юридическом факультете. Накануне поступления в академию Николай Тютчев проживал у своих родственников в Симбирске, где и начал свою революционную деятельность народником-бакунистом. Там он впервые оскорбил военный караул во время прохода партии арестантов, за что получил штраф в 75 рублей. Летом следующего года, также в Симбирске, Николай Тютчев был арестован по делу Н. И. Кибальчича. Ещё через 3 года Тютчев был задержан по обвинению в подстрекательстве рабочих к беспорядкам вместе с Максимовым-Дружбининым – именно под этой фамилией скрывался теоретик марксизма Г. В. Плеханов. В этот период Тютчев занимался пропагандой среди городского пролетариата и входил в состав Дезорганизаторской группы, которая занималась борьбой против шпионов III отделения. Тогда полиция признала его одним из самых опасных политических преступников, и даже поначалу считали убийцей Александра III именно «беглого преступника» Н. С. Тютчева, хотя на тот момент он находился в иркутской ссылке. В июне 1881 года вместе с товарищами он совершил неудачный побег из этой ссылки, после чего был переслан в Верхнеудинск. При помощи отца Николаю Тютчеву даётся вернуться в Центральную Россию, но уже в 1894 г. его снова привлекает к дознанию по делу о тайной Смоленской типографии партии «Народное право» и высылают в город Минусинск, на 8 лет, под гласный надзор полиции. В 1904 году Тютчев вновь оказывается в Европейской части России. Вскоре он входит в состав Центрального комитета партии социал-революционеров, боевая организация которой в то время готовила покушения на генерал-майора Д. Ф. Трепова, великого князя Владимира Александровича и на самого царя. Только в 1906 г., после ареста большинства членов боевой организации, Тютчев по возрасту отошёл от дел и вскоре уехал за границу. Там он занимался переводами на русский язык сочинение французских социалистов, а также сам писал исторические статьи и воспоминания. Он вернулся из Франции в Россию не раньше 1917 года. Тогда же Временное правительство передало материалы III отделения и Департамента полиции «Особой комиссии», которую возглавил Н. С. Тютчев. Также он написал ряд статей о тайной полиции. Возможно, уже в самом начале 1920-х годов Тютчев сознавал, что дни его и его старых соратников сочтены, и поэтому при первой возможности отправил в эмиграцию двух своих дочерей. Он был членом Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, с 1923 г. сотрудничал с журналом «Каторга и Ссылка». Жизнь Н. С. Тютчева оборвалась 31 января 1924 года – он умер от кровоизлияния в мозг.
24.01.2024 в 09:59


Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения композитора Владимира Владимировича Щербачёва (24.01.1889-05.03.1952). Помимо сложных симфонических произведений он писал музыку для кинофильмов – «Гроза» (1934), «Петр I» (1937-1938), «Балтийцы» (1937). Предлагаем вам прочитать фрагмент статьи В. В. Щербачева о месте музыки в кино: «Самая трудная задача для композитора при его работе в кино—это, как ни странно, найти общий язык с режиссером. И нужно сказать, что этот-язык найти трудно. Мне в этом отношении повезло. Я начал работать кинематографии как автор музыки к фильму «Гроза», который ставил В. M. Петров. С ним у меня сразу же установилось взаимопонимание. Однако от товарищей по работе я слышал неоднократные жалобы на то, что трудно договориться с режиссером, что в сценариях бывают композиторские соображения и мысли о значении музыки в фильме, но эти соображения носят литературный характер и композитору помочь в его работе никак не могут. Режиссеры по-настоящему еще не ощущают значения музыки в своем же фильме. Советская кинематография по сравнению с западноевропейской и американской по отношению к музыке находится в наиболее благоприятных условиях. В Европе и Америке, насколько мне известно, появился тип «киношного» композитора, автора примитивной, но легко запоминающейся музыки, композитора «середняка». У нас к работе в кинематографии с первых же шагов звукового фильма были привлечены крупные композиторские силы. В свою очередь творческие работники начинают сознавать все более и более, какое большое значение имеет музыка в кино. И все же следует отметить, что наша кинорежиссура в музыкальном отношении слабо подготовлена. Речь идет, конечно, не о знании контрапункта или каких-либо специально композиторских знаниях, речь идет том, что режиссеры недостаточно ясно представляют себе, как должна строиться музыка в фильме, какой характер она должна носить и т.д. Возвращаюсь снова к фильму «Гроза», которым я начал свою работу в кино. Мне пришлось там столкнуться с таким явлением: в музыке нужно было дать большие звучания, эмоциональную, восходящую линию, но вместе с тем говорили актеры, и, чтобы слышны были их слова, приходилось музыку отводить на задний план, давать ее только в качестве фона. Очень большое, очень существенное значение имеет увязка в фильме музыки и слова. Например, в опере текстовой материал делится на три группы: есть слова, которые должны быть непременно слышны, есть слова, которые могут быть слышны и не слышны, и есть, которые поются артистами, но самым которые важным является музыкальное звучание фразы, а не слов, которые ее составляют. Музыку в фильме очень легко прекратить, но очень трудно ее естественно начать. Нужно, чтобы и отсутствие музыки являлось музыкальной паузой. В фильме «Гроза» я попытался разрешить в ряде сцен тишину, эти отсутствие музыки именно относятся как музыкальную паузу. Конечно, эти мои соображения относятся к тем фильмам, в которых музыка играет особо значительную роль. В звуковой кинематографии на повестке дня сейчас стоит создание новых музыкальных жанров. Для этого безусловно есть данные, но все же в кинематографии музыку используют, как и в драматическом театре, то есть-главным образом с чисто иллюстративной целью. Совершенно очевидно, что в кино может быть создан свой, особый жанр музыки, жанр, отличающийся от оперы или симфонии. Я много говорил о трудностях работы в кино, но для композитора есть и другая, более приятная сторона работы в кинематографии. Прежде всего, работа над музыкой к фильму приучает к конкретности и лаконичности музыкального образа, иногда даже к его плакатности, под которой я подразумеваю наиболее основные, самые характерные черты того или иного образа. Композитор при работе в кино ограничен во времени. В фильме все рассчитано по секундам. И это чрезвычайно дисциплинирует, заставляет композитора давать образ в конденсированном виде».
20.01.2024 в 09:59


Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения живописца, народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, директора Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Виктора Михайловича Орешникова. Виктор Михайлович Орешников родился в Перми в семье юриста. В доме постоянно звучала музыка, друзья семьи бурно обсуждали вопросы искусства. Любовь к живописи у мальчика появилась благодаря журналу «Нива»: рассматривая репродукции известных картин, он решил их копировать, а затем начал рисовать самостоятельно. Развитию художественного дарования способствовало пермское реальное училище, куда Орешников поступил в 1913 году. В нем были прекрасно оборудованные классы изобразительного искусства с гипсовыми слепками античных скульптур и анатомические пособия для изучения человеческого тела, а вместо парт стояли мольберты. В 1919 году пятнадцатилетний Орешников окончил училище и на следующий год поступил в художественный техникум. У начинающего живописца была возможность познакомиться с разнообразными течениями в искусстве, существовавшими в то время, но больше всего его привлекала традиционная фигуративная живопись – классика академизма и русская реалистическая школа. В 1924 г., по окончании техникума, В. Орешников оправился в Ленинград. Он решил во что бы то ни стало поступить в Академию художеств (тогда она называлась ВХУТЕИН). «Приемный экзамен оказался весьма своеобразным», — вспоминал впоследствии В. М. Орешников: «Было известно заранее, что нужно написать натюрморт. Но, придя на экзамен, мы не увидели его. Только в углу комнаты под потолком висели на веревке красный куб, свернутая в трубку синяя бумага и желтая тряпка. Это странное сооружение и было натюрмортом». По результатам экзамена Орешников был зачислен сразу на второй курс. По окончании обучения Орешников создал эскиз, посвященный пермскому революционеру Борчанинову, и защитил теоретическую работу «Этюд и картина». По результатам выпускных испытаний ему присвоили звание художника. Позднее, с 1933 по 1936 год он учился в аспирантуре под руководством Исаака Израилевича Бродского. Главной задачей художника В. М. Орешников считал написание монументальных картин, где есть возможность проявить мастерство композиции, рисунка, колорита, способности изобразить психологическое состояние человека и проникнуть в глубину изображаемого сюжета. Образцами для него были Эль Греко, Тициан, Микеланджело, Тинторетто, Веронезе, Веласкес – хорошо знакомые ему благодаря собранию Эрмитажа, который он считал едва ли не главной своей школой. В начале Великой Отечественной войны Орешников вместе с семьей был эвакуирован в Молотов (Пермь), город своего детства. Именно в Молотове был написан портрет балерины Галины Улановой. Позже вместе с Академией художеств он переедет в Самарканд, а затем – в Загорск. Всю свою жизнь В.М. Орешников очень много времени уделял педагогической деятельности, до последних дней он руководил персональной учебной и персональной творческой мастерскими. Многие из его учеников остались навсегда его друзьями. Среди них — народный художник СССР, президент Академии художеств Борис Сергеевич Угаров, народный художник СССР, академик живописи Петр Тимофеевич Фомин (оба они похоронены на Архитекторской дорожке литераторских мостков, недалеко от В. М. Орешникова) и другие.
17.01.2024 в 23:24


Приходите на экскурсию!
09.01.2024 в 09:59


Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения патофизиолога, биохимика и радиобиолога, профессора Ефима Семёновича Лондона (09.01.1869-21.03.1939). Он родился в литовском городке Калвария, учился в Варшавском университете, проводил исследования на кафедре общей патологии под руководством С. М. Лукьянова, который даст молодому ученому рекомендацию при поступлении на работу в Институт экспериментальной медицины в Петербурге – там Е. С. Лондон проработает до конца жизни. Помимо это он будет работать в Ленинградском университете, Ветеринарном институте, Ленинградском педиатрическом институте (ныне СПбГПМУ), возглавлять лабораторию биохимии в Институте рентгенологии и радиологии. Е. С. Лондон стоял у истоков радиобиологии: он изучал влияние эманации радия (радона) на живые организмы и разработал первый в мире радиоавтограф. Его монография «Радий в биологии и медицине», написанная в 1911 г., стала первым исследованием на эту тему. Лондон обращался с письмом к Николаю II, убеждая императора в важности этого направления и необходимости выделения средств для развития ядерной медицины в России. Кроме того, Е. С. Лондон занимался изучением патофизиологии пищеварения, биохимии обмена веществ, а также иммунитета – именно он первым доказал существование физиологических аутоантител. Совместно с американским коллегой Ф. Левиным Е. С. Лондон предложил первую в истории молекулярной биологии модель строения ДНК. Е. С. Лондон — автор свыше 300 работ, в их числе – учебные пособия, монографии и статьи. В 1939 г. Е. С. Лондон был номинирован на Нобелевскую премию, но уход из жизни 21 марта помешал положительному решению Нобелевского комитета.
01.01.2024 в 14:59


Сегодня – день памяти Павла Павловича Штеллера. Его не стало 115 лет назад. 23 февраля 1836 года родился генерал-майор, драматург, автор пьес Павел Павлович Штеллер. В 16 лет он оказался в Корпусе военных топографов и еще во время учебы занимался глазомерной съемкой окрестностей Петербурга и водного пути реки Сунгари в Уссурийском крае. В дальнейшем стал преподавателем русской словесности в Школе топографов, работал в военных архивах, заведовал чертежной Военно-топографического отдела Главного Штаба, был редактором карт в Главном Штабе. За отличие по службе Штеллера произвели в генерал-майоры. Военная служба не мешала Штеллеру заниматься творчеством: он был членом Общества русских драматических писателей и оперных композиторов и писал театральные пьесы. Первая же его комедия «Ошибки молодости» имела большой успех и была поставлена на сцене Императорского Александрийского театра, а затем – Императорского Московского Малого театра. Интересно, что при издании пьесы в типографии Ю. О. Шрейера на титульной странице ошибочно было неверно указано имя автора: вместо «Павел Штеллер» было указано «Петр Штеллер». Таким образом, ошибка закрепилась, и сегодня произведения Павла Павловича Штеллера нередко приписываются некому никогда не существовавшему Петру Штеллеру.
31.12.2023 в 17:24


Поздравляем с наступающим Новым годом и Рождеством! Спасибо, что были с нами в этом году! Мы не оставим вас без публикаций и на новогодних праздниках, однако если решите прогуляться по Некрополю, то делимся режимом работы в праздничные дни: 1, 2, 4 января — выходные дни. 31 декабря, 3, 5, 6, 7, 8 января музей работает с 11:00 до 17:00. Ждём вас!
27.12.2023 в 09:04


Сегодня – день памяти Константина Михайловича Дерюгина (08.02.1878-27.12.1938) – зоолога, гидробиолога и океанолога, создателя нескольких биологических станций на Белом, Баренцевом морях и Тихом океане, профессора Ленинградского университета. Его не стало 85 лет назад. К. М. Дерюгин родился в имении Колосовка Псковской губернии, в семье коллежского советника. Он учился в Псковской гимназии, и уже с третьего класса начал заниматься орнитологией. По окончании гимназии он поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Свою первую научную работу по птицам Псковской губернии Дерюгин опубликовал, будучи студентом первого курса. Помимо этого, на протяжении учебы он проводил летние месяцы в экспедициях: ездил в Тобольскую губернию и на Северный Урал, совершал путешествие по юго-западному Закавказью и окрестностям Трапезунда в Турции. Еще будучи студентом, Дерюгин впервые едет на север — на Соловецкую биологическую станцию и принимает участие в переносе ее на Мурман. Во время этого путешествия он впервые познакомился с Белым и Баренцевым морями – именно они станут предметом его пристального изучения в дальнейшем. Сразу по окончании университета К. М. Дерюгин поступил преподавателем естествознания на реальное отделение гимназии К.И. Мая. Работая зимой в Петербурге, каждое лето Дерюгин проводил, занимаясь исследованиями: работал в лабораториях и на станциях Германии и Италии, руководил организацией станции на Мурмане. В 1912 г. К. М, Дерюгин был избран профессором Психоневрологического института, затем – Высших женских (Бестужевских) курсов; он также читал лекции также в Горном и Лесном институтах. В 1919 г. К.М. Дерюгин участвует в создании Гидрологического института и решает организовать биологический институт в природе – так, в качестве эксперимента, появляется Ораниенбаумско- Петергофская экскурсионная станция и почти одновременно – Стрельнинская морская и гидробиологическая станция. Тогда же К. М. Дерюгин начинает читать курс гидробиологии, и занимается созданием Географического музея-парка, под нужды которого было выбрано одно из царских поместий по Петергофской дороге – Михайловка, недалеко от Стрельны. Там были помещены коллекции К. М. Дерюгина, собранные на Белом и Баренцевом морях, и крупные панорамы-макеты, а в подвалах предполагалось устроить морской и пресноводный аквариумы, которые должны были стать дополнением к парку. Однако в 1922 г. ситуация изменилась, и музей был перемещен в город, где просуществовал вплоть до конца 1930-х гг. Кроме того, весной 1920 г. Дерюгин основал Естественно-научную Петергофскую станцию. Преобразованная впоследствии в Биологический институт при Государственном университете, она просуществовала вплоть до 2010 г. Начиная с 1921 г. К. М. Дерюгин продолжает работу на Белом море, организует стационар Государственного гидрологического института близ Умбы (Мурманская область), исследует прибрежные районы и реликтовые озера Новой Земли. В 1925 г. он отправился на Дальний Восток, где сумел организовать Тихоокеанскую научно-промысловую станцию Дальрыбы. Именно тогда Дерюгина увлечет исследование Дальневосточных морей: Японское море — заливы Посьет, Ольга, Владимир, Советская гавань, Де-Кастри, Амурский лиман становятся на несколько лет полем деятельности исследователя. Затем его внимание привлекут Охотское, Берингово и Чукотское моря. В 1935 г. К. М. Дерюгин, будучи заведующим кафедрой гидробиологии и лабораторией и кабинетом гидробиологии и ихтиологии, был без защиты диссертации утвержден в ученой степени доктора наук, вновь введенной в СССР, также его должны были избрать членом-корреспондентом Академии наук. Однако выборы в Академию наук СССР состоялись только в январе 1939 г., когда ученого уже не было в живых. К. М. Дерюгин отправился в Москву в декабре 1938 г. На обратном пути, по дороге на Ленинградский вокзал, К. М. Дерюгин вышел из трамвая, сел на скамейку и скоропостижно ушл из жизни. Тогда же пропал его портфель с документами и рукописью очередной книги. Тело К. М. Дерюгина привезли в Ленинград его ученики. Его провожала в последний путь большая процессия, двигавшаяся от вокзала по Невскому проспекту до Университета, где состоялось прощание с покойным. На следующий день процессия прошла уже по Большому проспекту Васильевского острова. По пути на Смоленское кладбище сделали остановку у Гидрологического института, где Дерюгин преподавал на кафедре гидробиологии. Поскольку Смоленское кладбище в 1930-х предполагали закрыть, в 1940 г. прах К. М. Дерюгина перезахоронили на Литераторских мостках.
24.12.2023 в 09:04


Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения архитектора Александра Глебовича Успенского (24.12.1873-08.04.1907). Он был сыном писателя , окончил Институт гражданских инженеров, однако фактически его профессиональный путь был длиной не более семи лет. За два года до окончания института Успенский оказался замешанным в деле Лахтинской типографии, нелегально созданной народовольцами, поэтому сразу после выпуска был вынужден покинуть Петербург и отправиться в ссылку в Черниговскую губернию. Там он провел полтора года, а затем оказался в имении материи близ станции Чудово. Внимательно изучая в ссылке литературу по искусству, А. Г. Успенский увлекся стилем модерн. Первой постройкой архитектора становится летнее помещение для офицерского собрания лейб-гвардии Павловского полка в Красном селе, для которого он сам создавал эскизы мебели и стенной живописи. Мебель, созданная Успенским, отличалась простотой, использованием недорогих материалов, но вместе с тем – лаконизмом, самобытностью и функциональностью. Вторая значимая постройка архитектора – аналогичное здание для Финляндского полка, вскоре после чего ему поручили перестроить в Царском селе часть манежа 1-го лейб-гвардии стрелкового батальона под церковь. Кроме того, А. Г. Успенский участвовал в проектах по созданию городского изоляционного дома (совместно с В. С. Мартыновичем), доходного дома Л. Р. Шредер (совместно с М. Ф. Переулочным и Н. В. Васильевым), а также церковь Архангела Михаила лейб-гвардии Московского полка (Большой Сампсониевский проспект, 61; утрачена) и церковь Казанской иконы Божьей Матери в селе Сябреницы – строительство было завершено уже после архитектора его зятем – . Скончался Александр Глебович Успенский в возрасте 33 лет от тяжёлой болезни.

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю