Государственный музей-заповедник "Царское Село" (ГМЗ "Царское Село") — блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII - начала XX века. Великолепное созвездие выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев воплощало здесь замыслы венценосных заказчиков. В Царском Селе во всей полноте представлено разнообразие художественных стилей барокко (в постройках Ф. -Б. Растрелли) и классицизма (в постройках Ч. Камерона, Дж. Кваренги, В. Стасова и других). Целый ряд царствований, начиная с Екатерины I и кончая Николаем II, оставил в Царском Селе свой отпечаток, следы своего бытования.
Композиционным центром памятника является Екатерининский дворец — великолепное сооружение в стиле русского барокко. Восхищают роскошью убранства Большой зал дворца и "Золотая анфилада" парадных залов, среди которых — всемирно известная возрожденная Янтарная комната. Попав в его залы, Вы почувствуете дух Елизаветинской и Екатерининской эпох, отчасти — эпохи императора Александра I, увидите редкие предметы прикладного искусства.
Один из лучших образцов мировой архитектуры классицизма — Александровский дворец. Пройдя по комнатам императора Николая II и его супруги Александры Федоровны в этом дворце, можно познакомиться с художественным вкусом последних Романовых, увидеть Парадный кабинет императора, оформленный в стиле модерн.
На территории Екатерининского и Александровского парков общей площадью 300 гектаров расположено более 100 архитектурных сооружений: от величественных дворцов и монументальных памятников до павильонов, мостов, многочисленных мраморных монументов, экзотических сооружений, исполненных в подражание готической, турецкой, китайской архитектуре, придающих уголкам парков романтический характер
Редакция Peterburg2 проанализировала опубликованный Комитетом по благоустройству список с более 100 парками, садами и скверами, которые подлежат просушке...
Государственный музей-заповедник Царское Село: отзывы посетителей
Сотрудники все старались помочь мне,инвалиду 2 группы,посмотреть эту красоту. Экскурсовод Нонна ,не запомнила отчество,рассказывала интересно,увлеченно и не забывала про меня ни на минуту. ХОЧУ ВЫРАЗИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ВСЕМ СОТРУДНИКАМ ДВОРЦА,очень хорошие люди. Дай бог всем здоровья !!!!!Шикарно.,мощь и величие Российского престолаУдобно,электричка комфорт с Витебского вокзалаОбязателен к посещению.Полный восторг
25 сентября 2018 г. 17:0310
Сотрудники музея - открытые, доброжелательные и образованные люди.
В прошлые года праздник был намного лучше и интереснее, разнообразнее. Для нас важнее мастер-классы. Раньше их было много, на любой вкус, дети были в восторге. В этом году все убрали. Льгот нет. Заплатили 600 руб за семью, походили 10 минут и вышли. За эти 10 минут услышали много негатива и недовольства от прохожих там, люди не понимали за что отдали деньги, как и мы. Такого же мнения и наши друзья, также вышли через 10 минут (хотя мы были не вместе). Детям было скучно. Ездили каждый год, больше не поедем.
🦆 Не перестаём умиляться этим чудесным созданиям. Какие же они милые, пушистые, наивные и полные восторженного предвкушения счастливого лета.
Царскосельские утята всем передают привет и желают хороших выходных!
📷 За фотографию благодарим нашего друга .
#царскоесело
вчера в 14:37
✨ «Придворный экипаж в Царском Селе»: бесплатно в День музеев
18 мая, в Международный день музеев, наш музей организует бесплатный вход на экспозицию «Придворный экипаж в Царском Селе» в павильоне «Дежурная конюшня».
Посетители увидят подлинные экипажи русских и западноевропейских мастеров XVIII – XIX века, а также принадлежности парадного выезда и дорожные предметы эпохи конного транспорта. Главные экспонаты – парадные кареты, принимавшие участие в торжественных церемониях русского Двора. В экспозицию входят также фаэтоны, кабриолеты и сани, предназначенные для городских выездов, увеселений, прогулок и даже развлечения царских детей.
Кареты, изготовленные для императрицы Екатерины II знаменитым петербургским каретным мастером Иоганном Конрадом Букендалем во второй половине XVIII века, поражают огромными размерами, пышной золоченой резьбой и богатством внутреннего убранства. Высокое мастерство работы характерно и для экипажей середины XIX века, выполненных в Придворном экипажном заведении и, в особенности, карет, изготовленных к коронации императора Александра II петербургскими фабрикантами Тацки, братьями Фробелиус и братьями Яковлевыми. Сохранились в царскосельской коллекции карета, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, супруге Александра III, и уникальные по конструкции кареты, выполненные на фабрике Ивана Брейтигама в 1870-е годы. Также на экспозиции можно увидеть личный экипаж Александра II, в котором император находился во время трагического покушения 1 (13) марта 1881 года. В последнем зале павильона находятся сани, которые по богатству убранства и искусству работы не уступают другим парадным экипажам.
🔸 Адрес: Пушкин, Садовая улица, 8
🔸 Режим работы: с 10 до 18 часов; касса (для получения бесплатного билета) и вход – до 17 часов
📷 Фото: ГМЗ «Царское Село»
#царскоесело #придворныйэкипаж
✨ Наставник царских детей
145 лет назад, 16 мая 1879 года родился швейцарец Пьер Жильяр. С сентября 1905 года он учил детей императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны французскому языку, а с 1913 года стал наставником цесаревича Алексея.
Пьер Жильяр был одним из тех, кто добровольно отправился за семьей Николая II в ссылку в Тобольск. Затем переехал с царскими детьми в Екатеринбург, но в Ипатьевский дом не был допущен и вернулся обратно в Тобольск. В 1920 году через Владивосток эмигрировал в Европу. В 1922-м Пьер Жильяр женился на Александре Теглевой (1884–1955) – «старшей комнатной девушке», которая благодаря Жильяру, находясь в Сибири, избежала гибели.
В 1921 году Жильяр издал подробные мемуары о годах, проведённых с императорской семьёй. Приведём фрагмент из них:
«Алексей Николаевич был центром этой тесно сплочённой семьи, на нём сосредотачивались все привязанности, все надежды. Сёстры его обожали, и он был радостью своих родителей. Когда он был здоров, весь дворец казался как бы преображенным; это был луч солнца, освещавший и вещи, и окружающих. Счастливо одарённый от природы, он развивался бы вполне правильно и равномерно, если бы этому не препятствовал его недуг.
Каждый кризис требовал недель, а иногда и месяцев покоя, а когда кровотечение бывало более обильно, то в результате наступало общее малокровие, и ему часто на долгое время запрещалась всякая напряженная работа. Таким образом, можно было использовать только промежутки между заболеваниями, что, несмотря на живость его ума, крайне затрудняло его образование.
Великие княжны были прелестны своей свежестью и здоровьем. Трудно было найти четырёх сестер, столь различных по характерам и в то же время столь тесно сплоченных дружбой. Последняя не мешала их личной самостоятельности и, несмотря на различие темпераментов, объединяла их живой связью. Из начальных букв своих имен они составили общее имя: «Отма». Под этой общей подписью они иногда делали подарки или посылали письма, написанные одной из них от имени всех четырёх».
📷 Фото: Портрет Пьера Жильяра. Санкт-Петербург, 1900-е. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»
#царскоесело
15.05.2024 в 11:03
✨ Человек в музее
Знакомьтесь – самый молодой сотрудник нашего музея. Ксения Гутова работает в , куда пришла ровно год назад. Сейчас она – старший администратор. Если решите приехать в Царское Село и остановиться в самом сердце музея-заповедника – в циркумференциях Екатерининского дворца (а это мы горячо рекомендуем), точно встретитесь с Ксенией.
– В этом году вы завершаете учебе в вузе. Какую профессию получаете?
– Изначально предполагала заниматься гостиничным делом. Как раз получаю профильное обучение в ЛГУ им. А.С. Пушкина. Я из Вологодской области, из Череповца, всегда мечтала поступить в вуз в Петербурге. И так всё сложилось – и экзамены, и расположение – что выбор пал на университет в Пушкине. Город кардинально отличается от моих первоначальных представлений. Он мне кажется даже в чем-то противоположным Петербургу: в Пушкине люди более спокойные, много знают о месте, где живут, о культуре. Даже не предполагала, что будет так интересно. А потом чудесным образом преподаватели подсказали, что в музейной гостинице есть вакансия.
– Обычный день администратора гостиницы – какой он?
– Для гостей в Царском Селе всё течёт размеренно, а когда ты здесь работаешь – всё в быстром темпе. В первую очередь, администратор заселяет и консультирует, показывает номера, вкратце рассказывает о музее – что здесь можно увидеть. У нас много посетителей из других регионов, из Москвы. Иногда у нас останавливаются те, кто был здесь много лет назад. Недавно приехала гостья, которая была в Царском Селе в молодости, и вот, спустя полвека, снова вернулась, чтобы посмотреть Екатерининский и Александровский дворцы – уже с дочкой. Бывают гости, которые приезжают на разные форумы, им удобно жить недалеко от конгрессно-выставочного центра и добираться из аэропорта.
– У вас наверняка уже появились любимые места в Царском Селе?
– Из-за работы и учёбы успеваю только немного погулять по паркам. Всё здесь вызывает у меня восхищение, в том числе и то, как сотрудники паркового отдела относятся к чистоте и красоте: каждый цветок, каждый орнамент клумбы – восторг. Очень люблю водоёмы, у воды чувствую себя гораздо спокойнее. Моё любимое место – берега Большого пруда, люблю посидеть на скамеечке со стороны Камероновой галереи.
– После получения диплома что планируете делать?
– Хочу остаться здесь, мне всё очень нравится. Даже не знаю, найдётся ли в моей жизни место, подобное этому.
📷 Фото из личного архива Ксении Гутовой
#человеквмузее #музей_ктоэтилюди_зачемэтивещи #царскоесело
14.05.2024 в 16:43
⚔ Выставка
Сегодня в павильоне «Арсенал» открылась выставка «”Костюмный доспех” Печального рыцаря из коллекции Государственного Эрмитажа» (для посетителей работает с 15 мая). Редчайший предмет начала XVI века, предположительно принимавший участие в траурном поезде на похоронах императрицы Елизаветы Петровны, происходит из царскосельской исторической коллекции, которая до 1880-х годов хранилась в Царскосельском Арсенале.
Эта выставка – продолжение совместной работы Государственного Эрмитажа и нашего музея по демонстрации предметов оружия и экипировки, которые собирали русские императоры Николай I и Александр II и которые были представлены в стенах царскосельского павильона.
В военной среде первых десятилетий XVI века огромную популярность приобретают красочные одежды с буфами, разрезами, из разных цветов и текстур, что нашло отражение в доспехах того времени, в которых прослеживается имитация элементов мужского гражданского костюма. Именно их можно увидеть на предмете из эрмитажного собрания, поступившем из Царскосельского Арсенала. Это так называемый костюмный доспех.
Доспех был создан для набиравших популярность в начале XVI века пеших турниров. Одним из основных приемов, используемых в пеших поединках, были колющие удары в открытые места, поэтому изготовители доспехов прилагали все усилия для того, чтобы сделать их максимально безопасными. На эрмитажном доспехе – закрытые пластинами локтевые сгибы и подмышечные впадины: места, обычно защищенные кольчугой. Кроме того, доспех обладает уникальной конструкцией плеч, не имеющей известных прямых аналогий. Некоторые детали позволяют предполагать, что доспех могли использовать и для конных турниров.
Скорее всего, эрмитажный предмет был изготовлен в первой четверти XVI века в Северной Германии, однако мастер и заказчик не известны.
Из записей в каталоге Императорского Эрмитажа известно, что доспех был передан в коллекцию Царскосельского Арсенала из оружейного собрания Достопамятного зала (будущий Артиллерийский музей), уже покрашенный черной краской. Этот любопытный факт позволяет предположить, что он мог быть использован для образа Печального рыцаря в похоронных процессиях: традиция включения Радостного и Печального рыцарей в латах в похороны императоров, а в позднее время – и прочих значимых лиц, имеет в России большую историю и начинается с Петра I. Пара доспехов, также находившихся в коллекции Достопамятного зала и участвовавших в траурных процессиях в XIX веке, сейчас представлена на экспозиции павильона «Арсенал».
Вероятно, доспех Печального рыцаря использовался в траурном поезде на похоронах императрицы Елизаветы Петровны, для чего и был покрашен в черный цвет, который расчистили в XIX веке.
Выставка работает до 12 августа 2024 года.
📷 Фото: ГМЗ «Царское Село»
#царскоесело #арсенал
Комментарии посетителей (6)