12 ноября 2019 12:57      36602   Игорь Чарушев

ТВ превращается в химеру: Александр Ломия о буднях хирурга, изнанке шоу-бизнеса и грузинских застольях

Перед стартом традиционного фестиваля «ГрузияPLAY» автор-исполнитель и действующий хирург одной из петербургских больниц Александр Ломия рассказал Peterburg2, как совмещать несовместимое, о своем творческом пути, правильном уходе из хип-хопа и отечественном шоу-бизнесе.
Читать в полной версии

В эти выходные в Петербурге пройдет фестиваль «ГрузияPLAY», посвященный грузинской культуре – живописи, ремеслу, музыке, кухне, танцам и многому другому. За неделю до фестиваля мы встретились с одним из участников фестиваля, необычным автором-исполнителем, Александром Ломия.

Александр Ломия – поющий хирург (почему не оперирующий певец?), как его окрестили в СМИ. Врач Городской больницы Святого Георгия, участник известного рэп-проекта Fike & Jambazi в прошлом, сейчас – автор и исполнитель собственных популярных песен, отличающихся богатой музыкальной составляющей. Видео с его выступлением на телешоу «X-фактор» набрало на YouTube более 5 миллионов просмотров, а его талант оценил сам Константин Меладзе. Журналист Peterburg2 пообщался с Александром незадолго до фестиваля «ГрузияPLAY», который пройдет в Петербурге 16 ноября.

Мы встретились буквально накануне фестиваля «ГрузияPLAY», который пройдет в эти выходные в пространстве Севкабель. В прошлом году, насколько я знаю, ты читал там лекцию и пел. Поделись впечатлениями?

 - Здорово, что этим кто-то занялся. И здорово, что в таком формате. На фестивале в прошлом году было множество всего грузинского: художники, кухня, лекции, танцы, музыка. И интересно, и вкусно, и люди могут там целый день «тусить». Такой участок маленькой Грузии в Санкт-Петербурге. В этом году остался тот же формат. Когда петербуржец может прийти и узнать про Грузию чуть больше, чем хачапури, хинкали и лезгинка (смеется).

(Источник фото: lomia_alexandr в Instagram)

В прошлом году ты читал не про хирургию и не про музыку, а про застолье. А какая лекция будет в этом году?

- Попросили еще раз прочитать про грузинское застолье. На прошлом фестивале моя лекция была очень популярна. Я её готовил в основном для русского человека, а не для грузина, потому что я считал, что для них не скажу ничего нового. Но мои друзья многие, знаешь, сидели с открытыми ртами, просили потом, чтобы я им скинул слайды. Мы не задумываемся, почему делаем определенные вещи именно так. Есть определенный порядок тостов, есть определенный порядок застолья, но почему он такой, из-за чего мы так делаем – об этом не говорят. Я провел сам анализ и пришел к некоторому умозаключению, о котором я и рассказываю в своей лекции.

Вообще, в Петербурге чувствуется некоторая потребность в грузинской культуре. Вся улица Восстания, мне кажется, один большой ресторан грузинской кухни, многие ездят в Грузию отдыхать, появились очень популярные грузинские группы.

- Когда есть запрос, следовательно, есть нехватка. Бум ресторанов, кафе, которые все заполнены людьми, причем в основном русскими. Я не кушаю в грузинских ресторанах, правда. Я каждый день это дома кушаю. Для меня это не праздничная еда - я к ней привык. Но вообще здорово, что есть запрос на эту культуру и его удовлетворяют. Я уверен, что и в этом году на «ГрузияPLAY» будет много народа.

Послушать лекцию от Александра Ломии – это, конечно, очень круто. Но будут ли твои песни на фестивале?

- Да, я там буду со своими песнями, и еще я спою с GeoFolkTour - они хедлайнеры в этом году. Это, кстати, очень интересная история. Я окончил 210-ую школу на Невском проспекте. Это та, ка которой надпись: «Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстреле». Я там учился с четвертого класса, и тогда же туда пришел Давид Дваладзе. И мы стали двумя отличниками, оба очень хорошо учились, оба окончили с серебряной медалью. Потом я поступил в Питере на врача, а он в Тбилиси на юриста. И я как начал заниматься музыкой, он тоже начал интересоваться музыкой. И по прошествии лет он собрал фольклорный коллектив. Он лидер этого коллектива – GeoFolkTour. И прикол в том, что организаторы фестиваля они их позвали совершенно случайно, по собственной инициативе. Давид позвонил, рассказал мне. Оказалось, что мы будем там вместе петь.

Ты же не только музыкант, но и врач-хирург. Пока ехал к тебе брать интервью, поговорил с мамой своей и рассказал ей о тебе. Она говорит: когда же он все успевает? Он, наверное, немножечко спит и чуть-чуть видится с семьей?

- Да, к сожалению именно так и есть, и это самая большая проблема, наверное, в моей жизни. Дай Бог, чтоб это была самая большая проблема в моей жизни. Но сейчас я нахожусь просто в жутчайшей зоне комфорта. Потому что раньше, когда я занимался хип-хопом, было сумасшедшее количество концертов, гастролей, и было тяжело совмещать работу с музыкой. Тогда в больнице я был еще молодым специалистом и во мне не так сильно нуждались. Сейчас это сложнее сделать, потому что у меня и ученики, и у нас Центр (Городской центр инновационных медицинских технологий в Городской больнице Святого Георгия – прим. редактора).

К нам постоянно приезжают доктора из разных регионов, которых мы обучаем. Концертов не так много сейчас, но я все равно продолжаю заниматься музыкой постоянно. Где-то выступать, сниматься в телепередачах. И для меня это и есть зона комфорта. Я не могу бросить ни музыку, ни медицину. Хотя иногда мечтаю оставить что-то одно.

Я знаю, что на работе далеко не сразу открылось, что ты еще и музыкант. А ведь Jambazi в конце нулевых и в начале 2010-х годов был очень известен.

- Ну, тогда многие бы не поняли, наверное. Уволили бы в один день. Хирург-рэпер. Но потом появился новый главный врач, который сам по себе очень медийный человек (Валерий Викторович Стрижелецкий, главный врач Городской больницы Святого Георгия – прим. редактора). Когда показали первый эфир со мной в телешоу «X-фактор», песню «Не унять», он позвонил мне, поздравил и спросил, может ли он показать мое видео на еженедельной общебольничной конференции на экране. Для меня это честь. Вот такого рода отношение. Что люди радуются. Я потом гимн написал нашей больнице - для детского хора. Это здорово.

(Источник фото: lomia_alexandr в Instagram)

Смотрел тот сезон «X-фактора», очень было круто. Помню еще эту историю с другой конкурсанткой - Русланой Кирющенко. Она выбрала для тебя песню Стаса Михайлова «Всё для тебя». Ты не злишься на нее за такую «подставу»?

- Я вообще очень отходчивый человек. Я на нее не обиделся, честно. Я ей благодарен, потому что из-за этого контраста между мной и песней Стаса Михайлова я запомнился. Вообще для меня история с исполнением чужих песен крайне сложная. Я всю жизнь пел только свои песни и не представляю, как спеть чужую песню, понять ее, понять, о чем думал автор, когда об этом писал. На «X-факторе» мы три дня подряд работали нон-стоп. Репетировали, пели песню, вечером выбирали новую и работали дальше. А я не мог себе ничего выбрать. Я выбирал из остатка. Кстати, очень обрадовался, когда мне выпала песня «Опять метель». Она очень глубокая песня, хоть в ней очень мало слов. Ее исполняла Алла Пугачева, но я считаю, что это песня чисто мужская. Про мужчину и женщину.

Я вообще несколько удивился твоему послужному списку, удивился, когда узнал, что ты и есть Jambazi. Ну и твоя группа, расскажи о ней. Ребята очень технично, очень профессионально играют. В чем секрет?

- Мне уже было под 30 лет, я уже был состоявшимся хирургом, у меня росли двое детей, и я себя как-то неуютно чувствовал в образе Jambazi. Я хотел сделать более взрослую музыку, на более широкую аудиторию. Я хотел расти, становиться более сложным в музыкальном плане. Так как у меня нет музыкального образования, я сочинил несколько песен, собственно, альбом «Дай мне любви», и стал искать музыкантов. И нашел безумно талантливого звукорежиссера Марка Лихтера. Он организовал в свое время ансамбль TruePartyBand, наверное, самый крутой кавер-оркестр в Питере. Он послушал материал и сказал, что сделает все с одним условием: музыкантов соберет он, студии для записи тоже выберет он. И мы записали. Очень талантливые, гениальные музыканты: барабанщик Сергей Соколов (он у Сургановой лет десять играет), Вячеслав Быстров на клавишах (просто гениальный музыкант), Юрий Заслонов (фронтмен группы PRAVADA), Евгений Трухин, басист Скриптонита, Михаил Тебеньков – он тоже на клавишах у Сургановой играет. Они очень много привнесли в мою музыку.

Вообще, по моему скромному мнению довольно привередливого в музыке человека, ваш продукт готов для массового слушателя. Взять ту же песню «Твоя рука». Ну, хит же?

- Да, мы её специально делали. Это была где-то девятая песня на альбоме. Я говорю - нам нужно что-то танцевальное,форматное. Но не пошло. У нас вообще страшное дело в шоу-бизнесе тогда творилось. Сейчас, может быть, чуть получше, потому что появилась дикая конкуренция в лице Интернета. Но тогда была лютая конкуренция и ненависть к авторам-исполнителям. Потому что автор-исполнитель - это самодостаточная единица. Ему никто не нужен. Ему не нужен продюсерский центр, ему не нужен «дядя».

У меня сложилось такое впечатление, что ищут не тех, кто делает крутой контент, а ищут просто наемного работника, который будет делать то, что скажут и за небольшие деньги.

- Совершенно верно, вся наша эстрада, ну, сейчас уже есть новые авторы, но за последние 15 лет - по единицам только. Вспомни начало двухтысячных. Вспомни, какое количество сумасшедшее групп было в стране. Музыка была настолько разнообразная, т.е. была эстрада, были метры уходящего века - Кобзон, Лещенко и так далее. Была молодая эстрада. Была начинающаяся рок-музыка, были всякие странные группы типа «Сбитые летчики». Но потом все как бы консолидировалось, упало в руки 6-7 медиа-магнатов, которые все это монополизировали. Нам дословно сказал один человек, очень влиятельный и очень известный в отечественном шоу-бизнесе, что он наши песни слушает в машине через iTunes, но не может поставить их в радио, потому что материал очень конкурентно-способный и кому-то придется подвинуться.

Что значит – подвинуться?

- Кто-то должен будет уйти с рынка, либо сильно ужаться. Образно выражаясь. Я думаю, помните, был сначала Николай Басков, у которого было три этажа разведенных женщин и бабушек на концертах. А потом они начали ходить к Стасу Михайлову, все эти женщины. Появился Стас Михайлов, который четко отнял аудиторию у Николая Баскова. И превратился в стадионного артиста.

(Источник фото: lomia_alexandr в Instagram)

Как думаешь, поломается эта ситуация со временем?

- Интернет их всех сметет к чертовой матери. Интернет убивает телевидение каждый день, уничтожает бесследно, чтобы не говорили. Мне Игорь Кондратюк (телепродюсер «X-фактора») сказал, что телевидение умирает, и он ушел из него, потому что больше не верит в телевизор, он верит в Интернет. И мне вообще, как человеку неглупому – умному, понимающему, странно за всем этим наблюдать. Когда телевидение превращается в химеру, лезет в Интернет. Прямой пример - это баттл Гнойного и Оксимирона. Что происходило в традиционных СМИ? А что сегодня происходит? Человек три месяца назад начал рэп читать, например, у него появились просмотры, и он уже в «Вечернем Урганте» на Первом канале. Зачем это делать? Его аудитория не включит первый канал. Они не знают, где пульт от телевизора. Они телевизор в других целях используют. Телевидение так не заработает, не оживет.

Но ты сейчас принимаешь участие в одном телешоу, насколько я знаю. «Ну-ка все вместе!» на «России», если я не ошибаюсь?

- Да, в там все по-честному. Все круто. Нет заранее продуманного сценария - кто должен пройти дальше, кто не должен. Влияния редактуры на жюри точно нет. Организация съемочного процесса блестяще, одно удовольствие. Меня звали петь туда, участвовать как конкурсант. Я сразу отказался, потому что куда я уже пойду? Пусть молодежь участвует в конкурсах.

Это ты после того, как тебе Константин Меладзе сказал, что ты состоявшийся автор-исполнитель, такой же как он, и ему тебя нечему учить?

- Ну да. Я ушел из финалов именно по этой причине. Ребята молодые, пусть развиваются. Я себя показал, получил новую аудиторию, получил сумасшедшие эмоции. И слова Меладзе для меня - это такое счастье.

Я знаю, что у тебя в биографии есть два творческих эпизода, связанных с братьями Емельяненко. Расскажи о них?

- Довольно много лет назад на меня вышел поклонник Fike&Jambazi. Ну и мне предложили записать трек для выхода на ринг Александра Емельяненко. Песня называется «Ты в моем прицеле», она не получила популярности, Александр под нее, вроде, только один раз вышел на ринг. Но с тех пор я у многих стал ассоциироваться с бойцовским спортом, меня звали потом почитать рэп перед выходом бойцов и еще много всякого в таком плане. Потом меня судьба свела и с Федором Емельяненко. Совершенно случайно.

Вы с ним принимали участие в одном фильме, да? Кажется, он называется «Ключ саламандры».

- О, я люблю такие истории. Много лет назад я написал песню, которая стала очень популярна в клубной сфере. Я там читал про современную школу рэперов. «Ageofwar» она называлась(Jambazi, Dare&Trip, «AgeofWar» - прим. редактора). Я читал ее вместе со своими единомышленниками: один американец, один нигериец. Песня вся на английском. И только один куплет на русском. Я высказываю свое мнение о новой школе рэпа. Ну и в общем песня - откровенный дизреспект. Она очень была в свое время популярна в питерских клубах. И была идея снять клип на эту песню. Там в тексте я там активно использую слово «петухи» (смеется). И я представлял себе, как на сцене читают песни люди в костюмах петухов и появляется Федор Емельяненко и начинает их «месить».

Клип удалось снять или это так и осталось на уровне идеи?

- Я понимал, что это неосуществимо. Федор на тот момент был топ, самый опасный человек на планете. Проходит два года, и мне совершенно случайно предложили написать музыку к фильму «Ключ саламандры». Там сюжет такой: вТайланде изобрели страшный вирус, который убьет весь мир. Русские спецназовцы приезжают в Тайланд, убивают тайских наемников, уничтожают вирус. Как на известном телеканале. Я денег спросил за эту работу совсем немного, мы ударили по рукам. И после переговоров, выходя из офиса, я увидел Федора Емельяненко. Я даже не понял ничего, потом вернулся обратно, зашел к директору кинокомпании и говорю: а что Емельяненко у вас делает? А мне отвечают: он будет в главных ролях сниматься. А еще Рутгер Хауэр, Майкл Медсэн. И их «мутузить» всех будет Емельяненко. И тут я понял, что я продешевил, конечно, капитально. Но мечта сбылась. Под мою песню Федор «мутузил» отрицательных героев.

Какие у тебя творческие планы? Чего ждать в ближайшее время твоим поклонникам? Может, еще музыки для кино напишешь?

- Если позовут. Пока не планируется фильмов, альбомов тоже не планируется. Мне пока нечего сказать. Как говорит Сергей Соколов (барабанщик Сургановой – прим. редактора), новые песни пишет тот, у кого старые плохие(смеется). Дело не в этом, дело в том, что я записал настолько, как я считаю, хороший альбом,который мне так сильно нравится. И чтобы его переплюнуть, я должен очень сильно постараться. Одиночными выстрелами я готовлю несколько синглов, песни в разных стилистиках, которые мне близки. Я их выпущу точно до конца года. Просто для моего слушателя, которому интересно меня услышать, не с той целью, чтобы завоевать. Сейчас обратно влететь в тренд, стать модным... Мне все говорят, сделай по старой памяти рэпчик, рэгги. Но я не хочу быть посмешищем. Я ушел известным из хип-хопа, не «накосячившим» нигде. И я не хочу, чтобы говорили - о, куда этот старик ползет. У меня за три года записано больше 60 песен. Я их слушаю, и они все мне не нравятся (смеется). А вообще зачем далеко загадывать? Увидимся в субботу на « ГрузияPLAY»!

Автор фото на главной странице - Павел Борисов, источник фото - официальная страница Александра Ломия во Вконтакте.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте