Бхима Юнусов: "Мне кажется, я буду на премьере, как во сне"
Вы только что вернулись из полугодового путешествия по миру. Расскажите, какие страны вы посетили?
Путешествовал по Прибалтике, Европе, был в Азии и Индии. На самом деле, не планировал такого долгого путешествия – все получилось спонтанно. Мой друг устроил фестиваль для друзей. Под Ригой, в своем родовом поместье. Назвал его "Убунту", что значит "я есть ты" или "если нет тебя – нет меня". Пригласил близких друзей из разных точек планеты. Мы встретились, прекрасно провели время – играли музыку, сидели у костра, гуляли, медитировали. После с двумя лучшими друзьями решили продолжить путешествие и поехали в Берлин, затем дальше, дальше.
Как вы проводили свое время? Может быть, давали концерты?
Да, устраивали концерты. Особенно запомнился концерт под открытым ночным небом на крыше. Это было в Риге. Устраивали в разных странах вечеринки, где я играл электронную музыку.
А вы помните свое первое путешествие? Каким оно было?
Это было достаточно давно. С родителями я ездил в Крым, в Севастополь к друзьям, мне было лет одиннадцать. Мои родители тоже любят путешествовать, отправляются исследовать мир, как только появляется возможность.
Что толкает вас в путешествия? Какие страны или города вам хочется посетить?
Я очень хочу съездить в Латинскую Америку, в Мексику. Это яркие, солнечные места с совершенно другой культурой. Я хотел бы зарядиться от жителей этих стран энергией праздника, фестиваля.
По Петербургу скучаете, когда находитесь в других городах и странах?
Думаю, да. Этот город для меня важен. Здесь живут мои хорошие друзья. С Петербургом связан серьезный этап моей жизни – три года назад именно тут я начал серьезно начал заниматься музыкой, начала осуществляться моя мечта.
А как вы пришли к музыке?
Вообще музыкой я начал заниматься рано, лет в пятнадцать. Сначала экспериментировал с электронной музыкой, писал биты для реп-исполнителей. Это был интересный отрезок в моей жизни. Потом я познакомился с нео-классикой и начал сочинять в этом стиле. Играть на гитаре и петь начал лет пять назад.
Но вы не академический музыкант. Решили не посвящать долгие годы тому, чему учат в консерваториях...
Музыке не учат, а учатся. И я ей учусь. Исследую.
Есть ведь разные подходы. Если бы, например, балет "Солярис" требовал исключительно "классического" сочинения, я не взялся бы. Но здесь совсем иная задача – использовать какое-то другое звучание, искать новые пути. Мы работаем сообща с Юрием [Смекаловым]: он говорит, что именно хочет выразить, какие эмоции, а я могу это реализовать в звуке, в мелодии. На это мне хватает силенок (улыбается).
Вопрос прозвучит банально, но как вы создаете музыку?
Есть три пути. Первый – я просто экспериментирую и в процессе что-то рождается. Я ничего не планирую. Но в этом случае мне нужно, чтобы заранее были готовы инструменты. Второй вариант: у меня есть конкретная задача – эмоция, ритм. Отталкиваюсь от них и начинаю писать. Предполагаю, какой нужен инструмент, гармония и способ построения. И третий – когда в голове уже звучит мелодия, и я ее просто наигрываю и записываю.
Какую музыку вы слушаете сами? Можете выделить нескольких исполнителей?
Мой любимый исполнитель – это Марвин Гэй. Следом идет – Otis Redding. Люблю Джона Леннона, Стиви Уандера. Из современных – Bon Iver, Паоло Нутини.
Музыка – часть меня. Она со мной постоянно – создает реальность вокруг. Можно ведь задать любую краску происходящему с помощью музыки. Иногда, если я хочу послушать альбом, я специально выделяю время и в определенной атмосфере воспринимаю – это важный процесс, энергетический обмен.
В Петербурге вы не раз давали концерты на достаточно необычных площадках. Выступали перед концертом SunSay на крыше пространства DOT, играли в Таврическом саду, а также на летней сцене Парка Взморье. Вы любите давать концерты? И почему?
Конечно, люблю. На концертах музыка материализуется. Между тобой и слушателем минимальное количество помех, твоя эмоция, идея доходят максимально полно. Мы правда играли на разных площадках. Во-первых, они все красивые! (улыбается) Важна атмосфера, важна красота, важно, чтобы люди чувствовали себя комфортно. Понятно, что мы говорим о достаточно камерных пространствах и акустических концертах. Здесь близость особенно важна.
Совсем скоро в Петербурге состоится премьера балетного спектакля "Солярис", музыку к которому вы написали. С чего началось ваше сотрудничество с хореографом Юрием Смекаловым? Что вы знали о спектакле, когда приступили к созданию композиций?
Как я уже говорил, я довольно давно пишу инструментальную музыку в нео-классическом, электронном формате. И очень люблю кино, театр, балет. Когда Юрий предложил совместную работу – для меня все сложилось. Это моя мечта, на самом деле – здесь есть простор для воображения.
Мне кажется, нет ничего лучше, чем воплощение музыки в движении.
Сначала я не знал, кто именно будет танцевать. Но понимал, о чем будет спектакль, какой будет атмосфера. И вскоре я получил "сценарий" – был вооружен и опасен (смеется). Точно знал, что на сцене будет сам Юрий. И он меня очень вдохновляет – он человек, который тоже дает свободу своей фантазии, мне это очень близко.
Насколько плотно вы общались с Юрием во время работы над музыкой? Ведь, если я правильно понимаю, вы находились в разных странах?
Мы часто созванивались. Даже уже в Петербурге часто приходится говорить по телефону. Но уже из-за недостатка времени. В принципе достаточно плотно работали. Важно отдельные моменты обсуждать с ним, поскольку это ведь музыка для танца, есть задача реализовать его задумку.
Вы начали писать музыку к спектаклю "Солярис" будучи в путешествии, а именно в Гонконге. Это совпадение или вдохновение пришло благодаря этому городу?
Помню, как Юрий позвонил мне, когда я садился на кораблик, который шел на остров Ламма и сказал, что мы начинаем работать над балетом. Часть музыки я правда написал в этом удивительно красивом месте. Очень повлияла его атмосфера и Гонконга вообще. Это шумный мегаполис, где больше всего небоскребов в мире. И там находишься, будто на космическом корабле. У города есть своя, особенная красота, футуристическая и денежная. Это меня вдохновило и повлияло на музыку, безусловно. Но в "Солярисе" будут звучать и совершенно другие мотивы.
Например, меня очень вдохновляет японская культура, поэтому я использую музыкальные мотивы, характерные для национального театра кабуки. Они звучат в женской партии, развиваются в эпизодах, где появляется героиня. Мне кажется, что эта музыка вообще соотносится с космосом – она таинственная, хаотичная, в ней много взлетов и падений. Космос ведь он такой: кажется, что спокойный, но его таинственность может и обескураживать.
Вам интересен танец как таковой? Балет, современный танец... Помогало ли вам или, может быть, наоборот, сдерживало то, что под вашу музыку будет создаваться движение?
Конечно, помогало. Я очень люблю современный танец, балет. Мне это очень близко. Потому что движение – жизнь. А музыка – это движение. И самая хорошая музыка, на мой взгляд, та, под которую можно танцевать. Это не значит, конечно, что лучшая музыка – это постоянный бит на 128 (улыбается).
Вы уже видели хореографию спектакля? Может быть, отрывки.
Видел. Мне кажется, она на 120% попадает в музыку.
Придете на премьеру "Соляриса" в "Приют Комедианта"?
Да, конечно. Но мне кажется, я буду на премьере, как во сне.