23 ноября 2016 15:50      7864

Дарина Якунина: "Совместное чтение – это не повинность перед сном"

26 ноября "Книжный театр" откроет новый сезон 2016/2017 спектаклем-чтением по книге Губерта Ширнека "Медведь в своем репертуаре" на сцене театра "Кукольный формат". Книгу прочитает Сергей Друзьяк, актер кино и театра, телеведущий. В преддверии спектакля мы поговорили с Дариной Якуниной, основателем издательства "Поляндрия" и автором проекта "Книжный театр".
Читать в полной версии

Как появилась идея создать "Книжный театр"?

Первый спектакль "Книжного театра" состоялся в 2011 году. Книгу "Анна и подарок Луны" прочитала Ксения Раппопорт в театре музея Достоевского. Идею такого формата я "подсмотрела" у Носова в книге "Незнайка в Солнечном городе", там были два героя – Буковка и Листик, которые очень любили читать и хотели разделить это занятие со всеми жителями города. Они организовали маленький театр, где просто читали вслух. Вот и нам захотелось показать нашим читателям, какое это увлекательное занятие – семейное чтение. Сколько разных возможностей открывает просто прочитанная вслух книга!

Ксения Раппопорт

Как вы выбираете произведения для "Книжного театра"? На что ориентируетесь прежде всего?

В первую очередь мы ориентируемся на возрастную аудиторию, обычно это 5-9 лет. Хочется, чтобы всем было интересно. Книга не должна быть очень длинной, либо это могут быть рассказы, которые можно прочитать отдельно друг от друга. И, безусловно, мы подбираем такую книгу, которая будет "на одной волне" с чтецом.

Пока вы читаете книги только издательства "Поляндрия". Планируете ли вы выйти за эти границы? Какие книги вы мечтаете прочитать в театре?

Тут вопрос упирается только в авторские права, мы обязательно выйдем за рамки книг нашего издательства, ведь главная цель "Книжного театра" – пробудить и поддержать любовь к чтению не только у детей, но и у родителей. Показать, что совместное чтение – это не повинность перед сном, а чудесная возможность стать ближе друг другу, узнать что-то новое о нашем удивительном мире, поговорить о важных вопросах. В планах у нас прочитать огромное количество книг, и не только современную литературу. Я уверена, что и классика может зазвучать по-новому в нашем формате и в исполнении новых актеров.

Расскажите о режиссере проекта – Александре Черкашине. Какими проектами для детей и молодежи он занимался ранее? На каком этапе он присоединился к "Книжному театру"? Что привнес в него?

Александр Черкашин принял первое участие в нашем "Книжном театре" как чтец в 2012 году. Он читал книгу "Лев в библиотеке" вместе со своей дочкой в библиотеке Маяковского. И это у него получилось так здорово, что когда была найдена постоянная площадка для театра, мне захотелось, чтобы он помог нам вывести театр на новый, "взрослый", уровень. Директор театра Марина Леонова помогла собрать команду людей. Актрис – Марину и Регину, которые каждый спектакль встречают читателей в образе библиотекарей; художника Анвара Гумарова, который создал атмосферные декорации уютной домашней библиотеки; художника по свету Татьяну Яковлеву; звукорежиссера Ксению Журавлеву... Режиссер Александр Черкашин, у которого большой опыт работы над постановками для детей, возглавил проект. Мы вместе отбираем книги для чтения, он работает с актерами. Он помог нам своим профессиональным советом – вывести "Книжный театр" на уровень полноценного детского театра, которых так немного сейчас в Санкт-Петербурге.

Игорь Черневич

Новый сезон откроется чтением книги "Медведь в своем репертуаре" Сергеем Друзьяком. Весной этого года книгу уже читала Аглая Тарасова. Как вы считаете, насколько влияет чтец на восприятие сюжета? Как меняется одна и та же история? Как происходит выбор чтецов?

По моему опыту и моим наблюдениям, чтец кардинально может поменять ощущение от книги. Он создает тот настрой, с которым мы пропускаем через себя книгу. Может добавить немного минора или прочитать задорно книгу с глубоким смыслом. В этом и есть преимущество живого чтения. Мы можем увидеть одни и те же вещи по-другому, почувствовать что-то, чего раньше не замечали.

"Книжный театр" – это благотворительный проект, актеры не получают гонораров. С ними связывается Марина (директор театра), рассказывает о нашем проекте, и почти все с удовольствием принимают участие, если им позволяет время.

Александр Малич

По вашему опыту – насколько сложно удержать внимание детской аудитории? Все-таки чтение книги – это не спектакль, где действие постоянно меняется. Как не дать ребенку заскучать?

Вот тут как раз и нужен опыт профессиональных актеров. Они прекрасно чувствуют зрителей, и если кто-то вдруг заскучал (хотя такое редко случается, только если ребеночек совсем меленький и ему тяжело воспринимать продолжительное чтение), актеры вступают в диалог с ним, обмениваются впечатлениями, а затем быстро возвращаются к чтению. И все-таки у нас не просто чтение книги, это маленький спектакль.

"Книжный театр" нечасто увидишь на афише. Планируете ли вы проводить чтения чаще?

Пока мы стараемся проводить спектакли раз в месяц. Это связано с занятостью актеров и площадкой. Но когда у нас появляется возможность проводить спектакли чаще, мы с радостью ею пользуемся. И пару раз уже выбирались на гастроли, но пока только в Санкт-Петербурге:) Мне бы очень хотелось поехать с "Книжным театром" и в другие города.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте