«Если твоё граффити закрашивают – это нормально»: художники проекта KidsGraff о современном искусстве и арт-терапиях с аэрозолем
Как вы пришли в граффити?
Александр: Граффити я начал делать с 2004-2005 годов. Произошёл какой-то бессознательный импульс, когда я увидел рисунки тех, «ещё олдовых», ребят на стенах Петроградки. Мне это стало интересно, и я просто взял банку в автозапчастях и в ближайших арках сделал свой нейм «Vol».
Потом это переросло в какую-то неотъемлемую часть моей жизни, где я познакомился с кругом таких же единомышленников. Создавалось имя, фейм, мы сколотили команду MZS. Было, конечно, и рисование на электричках, транспорте. Потом происходит момент, когда какая-то деятельность изживает себя и то, что ты хотел от неё получить, всё это сделано. Единственное было понимание, что вне искусства я не вижу себя как такового.
Со временем с одним из моих коллег по граффити (Денис Лютый, Мь) мы стали делать холсты: геометрическую абстракцию – некий геометрический экспрессионизм. Затем я познакомился с другими художниками, из других кругов, не из уличной тусовки, а скорее творческий андеграунд Петербурга. И уже стали искать места, где можно выставиться на более-менее бесплатных условиях. Потом стали обрастать контактами, стали проводить уже в роли кураторов совместные выставки на подобии «ПОСТГРАФФИТИ»
Граффити стало давно огромной частью искусства как такового, оно везде. Просто прошлое поколение, которое в школьные годы рисовало граффити, уже взрослые люди, у которых этот вид искусства стал полноправным делом всей жизни.
Я правильно понимаю, что даже в тот период жизни, когда вы рисовали на арках и электричках, вы воспринимали граффити как искусство, то есть это не было способом самовыражения, противопоставления?
Александр: Да, было по-разному. Сначала ты делаешь, потому что тебя «прёт», потому что ты не можешь это не делать. Ты включаешься в игру, в которой есть другие игроки, и есть свои правила, есть своя иерархия.
Мы, кстати, проводили две выставки в Москве и Петербурге под названием «Постграффити». Это новое течение, которое сформировалось после периода роста граффити как такового. То есть на выставке были представлены художники, которые осознанно делают галерейное искусство: картины, инсталляции, скульптуры.
Савелий, а как у вас происходило вхождение в граффити-культуру, почему выбрали именно это направление?
Савелий: Мне было 9 лет, когда я начал рисовать граффити. И я познакомился с ребятами, один из них был мой сосед, который рисовал, и он сказал: «А что останется после тебя и что будет за тобой, твоими действиями?»
Это был один из импульсов, что есть возможность оставить после себя именно рисованием граффити. Тогда у нас в городе Набережные Челны (Республика Татарстан) была развита эта культура. Был парень, который писал ICE-CREAM, рисовал за команду «Атас» (Набережные Челны) и был администратором сайта Сans.ru. позже он переехал в Петербург.
В то время аэрозоль стоила дорого, я не рисовал так полноценно, как мои старшие сверстники. Но я учился у них, общался, ходил с ними на покрасы. Один из тех, кто оказал на меня большое влияние – это Дима Threez из команды «Атас». Потом парни разъехались, кто куда, и мы заняли их позиции в городе.
В 14 лет близкие мне люди показали, что делает Волански. Это было единство классики и антистиля.
После Республики Татарстан я перебрался в Санкт-Петербург. Общался здесь с ребятами, рисовал. В 2018 году мой лучший друг Sound сказал, что Волански тоже в Петербурге и дал его контакты. Мы с Сашей встретились, порисовали вместе. Дальше уже пошли совместные проекты.
В Петербурге часто возникают конфликтные ситуации, когда закрашивают граффити. Как вы относитесь к этой проблеме?
Александр: Вообще, закрашивание граффити каких бы то ни было происходит по правилам игры. Мир граффити делится на разные части, с разными целями. Нелегальное граффити, когда не важно, красиво или некрасиво, люди это делают несмотря ни на что, и даже повышение штрафов не остановит их. Если твоё граффити закрашивают – это нормально, в этом нет ничего страшного. Есть начало, есть конец. Всё когда-либо перекрасится. Но также я за то, чтобы были некоторые места в городе, где можно было бы рисовать любому. Но чтобы разрешать всем рисовать, где угодно? Нет, это будет хаос.
Расскажите про ваш совместный проект KidsGraff?
Савелий: Здесь получился такой симбиоз двух мышлений. У меня высшее образование экономическое. У Саши – опыт в понимании моментов восприятия и психологии.
Александр: По ходу своей жизни я часто интересовался различными областями человеческого восприятия: как влияет цвет, форма, звуки, как мы анализируем происходящее в жизни. На меня вышла женщина-психолог, которая курировала работу с особенными детьми. Через меня она начала покупать картины, например, абстракцию, и передавала своим подопечным. От неё были и персональные заказы.
Ивенты KidsGraff позволяют задействовать те участки мозга людей, которые не были задействованы раньше. Особенно при работе с детьми это наиболее эффективно. Процесс увлекает человека полностью с головой, отвлекает от проблем.
Савелий: Аудитория проекта не только детская. Мы также проводим тим-билдинги для компаний. Потому что у взрослых ещё больше вопросов и проблем, которые нужно урегулировать и разрешить.
Сейчас вы уделяете время каким-то личным проектам или всё сосредоточено на KidssGraff?
Александр: Сейчас мы организуем выставку «Конструктор нового мышления» в «Этажах» (второй куратор выставки – Нил Эксколор).
Помимо выставок мы делаем аукцион «Дешёвка», который уже стал культовым в андеграуд-тусовке. Его концепция заключается в том, что искусство бесценно и может продаваться за любые деньги. То есть некий перформанс, который мы делаем, собирая публику.
Савелий: Есть такая фраза «Кто хочет – ищет возможности, а кто не хочет – ищет причины». Если ты действительно видишь возможность, ты это делаешь, и тебя ничто не остановит на этом пути, чтобы реализовать задуманное.
Инстаграмы художников: instagram.com/avolanski , instagram.com/eptysh
Граффити праздники и оформления: KIDSGRAFF.RU