Восток дело тонкое: как 180 млрд и платная дорога могут испортить панораму Московского проспекта
В марте 2021 в Петербурге началось строительство первого участка Восточного скоростного диаметра — от ЗСД до Витебского проспекта. ВСД или, как его ещё называют — широтная магистраль скоростного движения — должен соединить ЗСД возле Благодатной улицы и станции Броневой и КАД у деревни Заневки.
Маршрут ВСД
ВСД пройдет от Благодатной улицы внутри промышленного пояса через Красногвардейский, Невский, Фрунзенский и Московский районы Петербурга, а также Всеволожский район Ленобласти. Предполагается постройка переправы через Неву в Невском районе.
Платная трасса будет шестиполосной, сужаясь до четырех полос только на участке от КАД до Мурманского шоссе и на улице Коммуны до Колтушского шоссе. В составе ВСД предполагается 11 развязок.
Скандалы, связанные с маршрутом ВСД
В 2018 году стало известно, что для строительства скоростной магистрали необходимы снос 232 зданий (часть из которых: исторические) и 109 сооружений, а также вырубка более 1000 деревьев.
Помимо прочего, из-за того, что разработчики предлагают сделать трассу ВСД над Московским проспектом двухуровневой, актисты-урбанисты беспокоятся, что изменится панорама Московского проспекта и вид на Финляндский железнодорожный мост. С одной стороны, такой подход должен снизить затраты на высвобождение земель под развязку. С другой стороны: ВСД может вообще заслонить Московский проспект.
Что по деньгам?
Целиком протяженность трассы составит около 27,4 км, а стоить она будет, по предварительным оценкам, более 180 млрд рублей. Как сообщали СМИ, город рассчитывает получит из федерального центра примерно 57 млрд на эту стройку. Остальные средства вложит инвестор, которые получит дорогу в пользование на 30 лет с взиманием платы за проезд.
На строительство первого этапа Широтной магистрали из федерального бюджета будет выделено 10 млрд рублей. Деньги предполагается потратить на первые 3,4 км трассы от Витебского проспекта до Западного скоростного диаметра.
Сколько уже потрачено
Журналисты Peterburg2 проанализировали размещённые на сайте Госзакупок объявления, связанные со строительством ШМСД (она же ВСД) и выяснили, сколько было проведено аукционов и конкурсов и сколько было потрачено денег.
Так, в 2015 году была совершена закупка на сумму 14,1 млн на право заключения договора на выполнение работ по разработке градостроительного обоснования на строительство объекта «Широтная магистраль скоростного движения с мостом через р. Неву в створе ул. Фаянсовая – ул. Зольная».
Затем в 2017 году был произведён аукцион на сумму 38,4 млн рублей по разработке проекта планировки территории для размещения линейного объекта «Широтная магистраль скоростного движения с мостом через р. Неву в створе ул. Фаянсовая – ул. Зольная. Этап 2. Участок от транспортного узла на пересечении с Витебским пр. до пересечения с Союзным пр.». По итогам конкурса с победителем был заключен контракт на 32,4 млн рублей.
В том же 2017 году был проведён ещё один аукцион на сумму 38 млн рублей по разработке проекта планировки территории для размещения линейного объекта «Широтная магистраль скоростного движения с мостом через р. Неву в створе ул. Фаянсовая – ул. Зольная. Этап 1. Участок от примыкания к Западному скоростному диаметру до пересечения с Витебским пр., включая транспортный узел на Витебском пр.». По итогам конкурса с победителем был заключен контракт на 32 млн рублей.
В конце 2017 года состоялся аукцион на сумму 38,5 млн рублей по планировке территории для размещения линейного объекта «Широтная магистраль скоростного движения с мостом через р. Неву в створе ул. Фаянсовая – ул. Зольная. Этап 3. Участок от Союзного пр. до административной границы Санкт-Петербурга». По итогам конкурса с победителем был заключен контракт на 37,4 млн рублей.
В 2018 году был проведён аукцион на сумму 10,2 млн рублей на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории Кировского района (где проходит участок ШМСД). По итогам конкурса с победителем был заключен контракт на 6,5 млн рублей.
Затем в мае 2018 состоялся открытый конкурс на сумму в 299 млн рублей. В описании закупки говорилось: "право заключения договора на выполнение изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации по объекту: "Широтная магистраль скоростного движения. Участок от примыкания к Западному скоростному диаметру до пересечения с Витебским пр., включая транспортный узел на Витебском пр. Подготовка территории строительства" с сопровождением разработанной проектной документации в экспертизе». По итогу Смольный выбрал компанию, которая была готова спроектировать первый участок Восточного скоростного диаметра за 279 млн рублей.
Летом 2018 состоялся аналогичный конкурс, но уже шла речь про участок от транспортного узла на пересечении с Витебским проспектом до пересечения с Союзным проспектом. Начальная стоимость была 349,2 млн рублей. По итогу была выбрана компания, которая предложила выполнить работы за 338,7 млн рублей.
Затем был проведён конкурс на 251,1 млн рублей на выполнение изыскательских работ и разработка проектно-сметной документации по объекту: «Широтная магистраль скоростного движения. Участок от Союзного проспекта до автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-118 «Кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Санкт-Петербурга.» Выиграла компания, предложившая 249,8 млн рублей.
В сентябре 2018 состоялась закупка у единственного поставщика на 2,6 млн рублей по оказанию консультационных услуг о предварительной экспертизе (оценке) Проектной документации по объекту «Широтная магистраль скоростного движения. Участок от примыкания к Западному скоростному диаметру до пересечения с Витебским пр., включая транспортный узел на Витебском пр. Подготовка территории строительства».
В 2019 году состоялся открытый конкурс на сумму 405, 4 млн рублей на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации по объекту: «Подключение Западного скоростного диаметра (севернее развязки с Благодатной улицей) к Широтной магистрали скоростного движения с устройством транспортной развязки с 403,4 млн рублей.
В июле 2019 был проведён конкурс на 1,2 млн рублей на оказание консультационных услуг по по расчету финансово-экономических показателей эксплуатации на платной основе отдельных магистралей или участков магистралей скоростного движения, включая автомобильную дорогу «Западный скоростной диаметр», Широтную магистраль скоростного движения с мостом через р. Неву в створе ул. Фаянсовой – ул. Зольной, Транспортную развязку автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» в районе Шкиперского протока».
Затем состоялся открытый конкурс на сумму 690,3 млн рублей на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации по объекту: «Широтная магистраль скоростного движения. Участок от транспортного узла на пересечении с Витебским проспектом до автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-118 «Кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Санкт-Петербурга». На проектирование была подана единственная заявка.
В 2021 году был проведён открытый конкурс с единственным участником на сумму 6,4 млрд рублей на выполнение работ по объекту: «Подключение Западного скоростного диаметра (севернее развязки с Благодатной улицей) к Широтной магистрали скоростного движения с устройством транспортной развязки с Витебским проспектом. Подготовка территории строительства».
Таким образом, сумма затрат на восточный скоростной диаметр в Петербурге уже составила порядка 8,4 млрд.
Что по срокам?
Ранее Смольный анонсировал на 2024 год завершение строительства всего ВСД. Однако позднее сроки сменили: теперь в 2024 году должны сдать лишь первый участок трассы. А открытие движение по магистрали планируют в 2030 году.
Ранее журналисты Peterburg2 посчитал, во сколько обойдётся Петербургу кольцевая линия метрополитена.