10 июля 2018 11:07      3562

Мария Семушкина: "Иногда после фестиваля хочется побыть одной"

Всё меньше остается времени до одного из самых любимых петербуржцами фестивалей – "Усадьбы Jazz". В этом году проект отмечает 15-летний юбилей. Мы не упустили возможность поговорить с Марией Сёмушкиной, президентом и основателем фестиваля.
Читать в полной версии

Когда вы запускали фестиваль, могли ли вы себе представить, что посвятите этому проекту 15 лет? Как изменился фестиваль за эти годы?

Разумеется, нет. Это был первый проект такого масштаба для меня, хотя я организовывала культурные мероприятия и до этого, работая помощницей атташе по культуре посольства Франции.

Все мои мысли были тогда о том, чтобы первый фестиваль получился, чтобы он, что называется, "прозвучал". К счастью, так и получилось: о нас говорила вся Москва, на фестиваль приехали крупнейшие СМИ. Но главное – это радость на лицах людей, которые тогда на него пришли.

Сейчас Усадьба Jazz, конечно, совсем другой фестиваль: мы вышли за пределы Москвы в Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург, нас хорошо знают за рубежом, на наших сценах выступило больше тысячи музыкантов, среди которых настоящие легенды вроде Юссефа Латифа, Брэнфорда Марсалиса, Джона Скофилда.

Помните свои впечатления от самой первой "Усадьбы"? Какие бы советы вы дали себе той, что задумала такой фестиваль, исходя уже из сегодняшнего опыта?

Это было очень необычное состояние: с одной стороны, я была обвешана рациями и на ходу решала какие-то организационные вопросы, которые возникали на разных площадках. С другой: пыталась общаться с публикой, хоть немного посмотреть на артистов на сценах. Одним из спонсоров был производитель коньяка, которым снимался нечеловеческий стресс… Думаю, я бы дала себе совет делегировать ответственность, больше доверять команде, не брать все на себя. По прошествии нескольких фестивалей я поняла, что только так можно получать от работы удовольствие, не выгореть эмоционально.

Как вам кажется, какой фестиваль был самым ярким? Лично для вас. Когда вы испытывали самую сильную радость, ловили ощущение – вот оно, всё получилось?

Мне хочется верить, что самые яркие фестивали впереди – иначе зачем продолжать работать? Моменты радости, – и это не преувеличение, – я ощущаю на каждом фестивале. И когда Чучо Вальдес играл "Город над вольной Невой" на питерском фестивале два года назад. И когда мы привезли на московский фестиваль больше 100 человек из Нового Орлеана, среди которых были музыканты, повары, танцоры – и практически перенесли кусочек "родины джаза" в Архангельское. И когда во время одного из фестивалей нас не пощадила стихия, – был ужасный ливень, – но несколько сотен самых стойких людей остались танцевать под нигерийского ударника и родоначальника афробита Тони Аллена среди луж.

Было желание всё бросить, уйти вообще в другую сферу? Как вам удается справляться с трудностями, что даёт силы и энергию делать фестиваль дальше?

Если такие моменты и бывали, то они были очень кратковременными. Иногда после фестиваля хочется побыть одной, уехать в лес, пообниматься с деревьями в тишине. В нашем деле очень много неопределенностей, а значит нервов: ты никогда не знаешь, удастся ли покрыть затраты на фестиваль. Бывало и такое, что  с моей командой целый год вылезали из долгов. Поэтому очень важно смотреть на это немного отстраненно, сохранять какую-то дистанцию. Знать, что все преходяще: All Things Must Pass, как пел великий Джордж Харриссон.

А энергию дает сам фестиваль, его невероятная атмосфера: сочетание прекрасной архитектуры, музыки, позитивных людей. Многие из которых уже приводят на наш фестиваль своих детей – ну как не вдохновиться этим фактом?

Расскажите немного о процессе создания фестиваля. Когда вы начинаете готовить следующее мероприятие?

После того, как прошли все наши фестивали, мы берем небольшую передышку и уже с осени начинаем думать о хедлайнерах для следующей Усадьбы Jazz. Потому что у музыкантов, которых мы хотим привезти, графики чаще всего расписаны на год вперед – и большая удача, если они оказываются свободны в даты нашего фестиваля. Потом мы постепенно начинаем работать над остальной программой: думаем о наполнении площадок, совместных творческих проектах с нашими партнерами из сферы современного искусства, театра. Параллельно с этим мы организуем другие концерты в течение года, а также "Квартирники у Семушкиной", где можно услышать и увидеть самых разных музыкантов и других творческих людей. Так что у аудитории фестиваля нет возможности заскучать и забыть о нас осенью, зимой или весной. 

Подбирая артистов, на что вы обращаете внимание прежде всего?

У нас в программе всегда есть артисты, которые уже хорошо знакомы и любимы нашей публикой. В Петербурге этим летом выступит Markscheider Kunst – невероятно обаятельная команда, которая, пожалуй, лучше всех в стране играет реггей, ска, латиноамериканскую музыку. Кроме этого, мы каждый год привозим на фестиваль музыкантов, которых кроме нас не привезет никто. К ним относится американский клавишник с японскими корнями Bigyuki, который сочетает в своей музыке хип-хоп, соул, электронику – он уже покорил нью-йоркскую взыскательную аудиторию, и теперь наверняка покорит петербургскую.

Наверняка, довольно сложно подобрать команду для подготовки событий такого масштаба. Все-таки это не офисный график работы, очень много движения, постоянно возникают какие-то вопросы, которые необходимо решать в срочном порядке. А чем ближе фестиваль, тем больше времени нужно проводить на работе. Как вы создавали свою команду? Как вам удалось найти своих людей? Есть ли среди них те, кто с вами с самого-самого начала?

Кроме профессиональных качеств, для нас всегда было важно, чтобы человек был с нами на одной волне, чтобы он умел работать в команде: без этого в нашем деле просто невозможно.

Мне практически всегда везло с коллегами, – даже те, кто решил попробовать себя в чем-то другом, – продолжают приходить на фестиваль и очень добро о нем отзываются.

Вообще, своих видишь сразу – хотя иногда не так просто объяснить, как ты понимаешь, что они свои. Так было с нашим музыкальным директором Еленой Моисеенко, которая работает в Art Mania со второго фестиваля, и без которой Усадьбу Jazz сейчас очень сложно представить.

В этом году вы привозите в качестве хедлайнера фестиваля прекрасную Джосс Стоун. Это ее первое выступление в России. Как вам это удалось?

Мы давно хотели пригласить эту прекрасную британскую соул-певицу, и счастливы, что в этом году все получилось! Помимо того, что у Джосс номинации на премии "Грэмми" и Mercury и коммерческий успех у себя на родине, этот артист очень близок нам по духу: ведь она объехала более ста стран мира, записываясь с разными музыкантами, изучая традиции ближневосточной, африканской, карибской музыки. Это хорошо слышно по ее последней пластике Water for Your Soul, где играет Дэмиен Марли – младший сын легенды реггей Боба Марли, замечательный музыкант. Мне очень нравится этот подход: я тоже активно путешествую по фестивалям в разных точках мира и стараюсь знакомить нашу публику с этно-музыкантами со всей планеты.

Вообще, наша миссия –объединять людей на каких-то творческих, общих и позитивных принципах.

Джосс Стоун

Программа, конечно, петербуржцев ждет невероятная. Будет и норвежский джаз, и японский, и любимые грузины – группа MGZAVREBI.  Лично вам, что особенно нравится в программе этого года?

Назовешь кого-то одного – все остальные обидятся! Мне кажется, у нас получилась очень разноплановая и сбалансированная программа: есть музыка, под которую можно потанцевать, и музыка, заставляющая задуматься, известные группы и музыканты, выступления которых станут для нашей публики открытием. Мы всегда стремимся к такому балансу, и радуемся, если получается его достичь. 

Расскажите, какие развлечения ждут гостей помимо музыки? Может быть будут какие-то интересные зоны для детей? Не планируете ли вы расширить зону фуд-корта?

По многолетней традиции, дети до 10 лет с родителями проходят на фестиваль бесплатно и впервые на Уcадьба Jazz в Санкт-Петербурге откроет свою программу сцена для юных меломанов — Усадьба Jazz Kids вместе с партнером проекта известным брендом игрушек My Little Pony. На детской сцене маленьких гостей фестиваля ждут музыкальные путешествия в самые интересные музыкальные эпохи, страны и континенты. Известные музыканты и актеры будут играть вместе с юными меломанами в грозных, но очень веселых пиратов, одновременно исследуя музыкальные традиции Карибского бассейна. Всех ребят ждет веселый карнавал в Рио вместе с пингвинятами Лоло и Пепе и полное импровизации и других сюрпризов джазовое путешествие в гости к королеве Элле, посвященное 100-летнему юбилею Эллы Фитцджеральд.

Мы очень удачно провели в Москве лекторий во время фестиваля и в Санкт-Петербурге продолжим это. Весь день в рамках лектория "Искусство слышать" преподаватели школы Masters будут рассказывать об истории музыки. В программе лекции известных петербургских искусствоведов и музыкальных критиков.

Кроме музыки посетителей Усадьбы Jazz в Санкт-Петербурге ожидают маркет с продукцией лучших местных дизайнеров, фуд-корт с блюдами на любой вкус, спортивные состязания, квесты и другие развлечения.

В последние годы в Петербурге очень странное лето… И уже не один раз фестиваль заливал дождь. Планируете ли вы какие-то действия в случае дождя, которые могли бы сделать пребывание на фестивале более комфортным?

Мы уже привыкли к дождю во время фестиваля, питерский летний дождь даже придает местного колорита. Нас это совсем не смущает. Это очень красиво, когда наши гости на Елагином острове  начинают танцевать под дождём. Но, безусловно, будут и дождевики, и плащи, и горячий чай, а главное – прекрасная музыка и тёплая атмосфера!

Ранее Мария поделилась с нами плейлистом, в котором собрала свои любимые композиции музыкантов-участников фестиваля "Усадьба Jazz" в Петербурге.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте