"Маленький принц" Марка Осборна: не барашек, а баран
Повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький Принц" не нуждается в представлении. Впервые опубликованная больше 70 лет назад, книга до сих пор продается миллионными тиражами. Историю о мальчике с далекого астероида Б-612 перевели на 180 языков мира, положили в основу нескольких мультфильмов и даже сериалов (один из них в стиле аниме, японского режиссера Канда Такэюки). И вот в 2015 году, спустя 80 лет после чудесного спасения Антуана де Сент-Экзюпери в Сахаре, притча о Маленьком Принце превратилась в экранный микс диснеевской мультипликации и французской анимации в лучших ее традициях.
С точки зрения кинобизнеса, "Маленький Принц" - очень дорогой проект, самый дорогой в истории французской анимации: на финальной стадии производства бюджет фильма достиг отметки в 80 миллионов долларов. Если оценивать в общих чертах, то к созданию картины подошли уважительно. Команду набирали долго и придирчиво, в итоге сделали все по классическому французскому рецепту: два безумно влюбленных в первоисточник продюсера, десять лет на поиски режиссера, чтобы в итоге ему, американцу Марку Осборну, отдать право самому придумать финал. Держать ответ перед поклонниками французской анимации пригласили Джэма Калири. Взболтали-перемешали и получили удивительное соединение двух разных техник и двух практически самостоятельных историй.
Первая история – о девочке с по-диснеевски большими глазами и безупречной карикатурной мимикой. Ее мама – молодая женщина с добротной карьерой и четкими представлениями о том, каких успехов должна достичь ее дочь через любой отрезок времени, какой ни назови. На дворе лето, девочка готовится к новому учебному году гораздо усерднее, чем большинство ее ровесников, а мама следит за всем с нескрываемой радостью: ведь главное – это план. Ход событий нарушает старик-сосед, в прошлом – летчик, который только и делает, что чинит свой развалившийся самолет и смотрит на звезды. Девочка и старик сближаются, становятся большими друзьями и вместе творят всякую чепуху, полностью игнорируя всяческие правила и планы.
В какой-то момент их дружбы начинается совсем другая, знакомая каждому с детства, история о том самом Маленьком Принце. Старик оказывается тем самым Авиатором, а среди прочего хлама в его доме хранятся страницы из книги о волшебном мальчике с далекой планеты. Девочка, неожиданно для себя самой, оказывается первым и главным читателем. Дальше все предсказуемо и развивается по известным законам действия: история о Маленьком Принце незаметно переплетается с историей самой Девочки, плюшевый лис из дома Авиатора становится ее другом, прообразом Лиса из сказки, а сама маленькая героиня неизбежно оказывается перед выбором – взрослеть или оставаться ребенком, да еще и перед необходимостью спасать Принца.
Как известно, де Сент-Экзюпери рассказывал нам о том, как полезно сохранить детский взгляд на некоторые вещи, но еще важнее – как можно раньше научиться быть ответственным и заботливым. Несмотря на проглядывающий трепет, с каким создатели отнеслись непосредственно к оригинальной истории Принца, из притчи об истинном взрослении получился странный призыв вести себя как можно беспечнее. Из простой истины о том, как важно не давать умереть в себе ребенку, - насколько беззаботной может стать твоя жизнь, если ты вдруг решил не взрослеть. Ощущение, что в какую-то минуту Девочка решила, что проводить дни напролет за играми с почти выжившим из ума стариком – лучший для нее путь. Выглядит странно, тем более что сам Маленький Принц никогда не предавался беспечному безделью, а, как известно, боролся с баобабами, приводил в порядок свою планету и ухаживал за розой. По большому счету, безответственно Принц поступил лишь однажды – когда покинул Б-612 в поисках призрачной правды. Да и пребывание мальчика на Земле нельзя назвать простым: он учится любить и дружить, и познает главное правило - "мы в ответе за тех, кого приручили". В варианте Осборна Принц, судя по всему, в какой-то момент стал вести себя как Девочка – и в итоге превратился в инфантильного и безвольного взрослого.
Словом, не признать за "Маленьким Принцем" Осборна близость к сказке Антуана де Сент-Экзюпери нельзя, но и простить за исковерканные идеи писателя трудно. Оправдания ради стоит отметить, что из глубоко философской притчи довольно тяжело сделать качественный кинопродукт для зрителей любого возраста (фильм идет с маркировкой 0+). Но и слепо хвалить (впрочем, как и ругать) человеку, хоть раз державшему в руках эту книгу, не стоит. Главное, не забывать, о чем именно говорил Принц, пока не стал тем самым скучным взрослым, которого с таким старанием нарисовали диснеевские художники.