04 февраля 2016 12:00      6394   Мария Кучер

Моне, Бродский и ожившие полотна: ради чего петербуржцы стоят в очередях

Из Москвы опять прилетела одновременно радостная и смешная новость: очередь из Третьяковской галереи, где проходила выставка Валентина Серова, плавно переместилась в Московскую филармонию – там открыли продажу абонементов на ближайший концертный сезон. Пока в Министерстве культуры радуются резко возросшему интересу к искусству, Peterburg2 вспоминает, какие петербургские выставки собирали такие же огромные очереди.
Читать в полной версии

Зимой 2002 года в Петербург переехала международная выставка Клода Моне. 45 работ импрессиониста до этого выставлялись в Пушкинском музее в Москве и лондонской Королевской академии, где даже был введен круглосуточный режим работы из-за ажиотажа. На открытии ретроспективы в Главном штабе Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, назвал происходящее "праздником музейной солидарности". И действительно, экспозицию собирали по музеям Петербурга, Москвы, Германии, Франции, Германии, Великобритании, Испании, Швейцарии и США. Это была первая масштабная выставка Моне в России с 1930-х годов – тогда картины импрессиониста разместили в столичном Музее нового западного искусства.

 

Выставка Ильи Глазунова в "Манеже" собрала очередь из желающих её посетить еще до официального открытия. Люди мечтали вживую увидеть легендарного художника, взявшего слово на церемонии, но еще больше – его работы. Когда-то Глазунов все свои полотна подарил Москве, и чтобы организовать масштабную выставку в Петербурге, "Манежу" пришлось собирать картины по всей стране. Экспозиция получилась обширной: были и полотна, написанные на тему политики еще в советское время, и иллюстрации к произведениям Достоевского, и совсем свежее творчество – картины, созданные в нулевые.

 

Еще одна передвижная выставка, в свое время собравшая рекордное количество посетителей. Над экспозицией, посвященной гению Леонардо Да Винчи, знатоки его творчества работали в течение 10 лет. Энтузиасты изучали его чертежи, чтобы в деталях восстановить все изобретения – так народ узнал в Да Винчи изобретателя боевой машины и праотца акваланга, а не только автора "Моны Лизы". Правда, многие посетители, отстояв в километровой очереди и обойдя все залы выставки, оставались недовольными: основные претензии предъявляли к качеству освещения и логистике.

 

Русский музей и без специальных выставок может похвастаться чуть ли не самым полным собранием работ Казимира Малевича. Масштаб композиции характеризует не столько количество полотен, сколько глубина темы: в Русском музее выставлены работы Малевича совершенно разных периодов. В 2013 году постоянную экспозицию дополнили еще несколькими картинами, фотографиями и эскизами из фонда музея. Экспозиция быстро стала одним из самых популярных развлечений в городе, и обычные для Русского музея очереди выросли из длинных превратились в огромные.

 

"Оживляя" полотна Ван Гога с помощью новейших технологий, организаторы вряд ли надеялись на успех такого масштаба: за месяцы работы в Москве выставка собрала более миллиона посетителей. Впрочем, это была капля в море – с не меньшим ажиотажем новый для музеев мультимедийный формат опробовали в США, Турции, Сингапуре и Израиле. В Петербурге для экспозиции Van Gogh Alive отстроили целый шатер на Конюшенной площади, где на 40 экранах проецировались более 3000 изображений, связанных с жизнью и творчеством Ван Гога, под музыку Эмира Кустурицы, Генделя и японскую классику.  Интерес к проекту не остывал на протяжении всех пяти месяцев работы: как рассказывали очевидцы, очереди из желающих были длинными, но динамичными.

 

В Москве, где историческая выставка "Моя история. Рюриковичи" проходила до этого, отчитались о 300 тысяч посетителях. В Петербурге в первые дни работы проекта на входе в павильон "Ленэкспо" выстроилась очередь из нескольких сотен человек. Организаторы, вдохновленные московским успехом, были готовы к такому наплыву зрителей и оградили дорогу от автобусной остановки металлическим забором. Так сильно петербуржцы хотели посмотреть на видеоинсталляции на 20-метровом куполе, интерактивную книгу, 3D-полотна с портретами исторических персонажей и мультимедийные стенды – красочную интерпретацию отечественной истории вкупе с православной культурой. Возможно, такую посещаемость обеспечила и билетная политика: вход на выставку "Рюриковичи", как и на предыдущую часть проекта "Моя история. Романовы", был бесплатным.

 

Музей Иосифа Бродского в Петербурге скоро станет такой же легендой, как и сам поэт. Эта многолетняя история все никак не достигнет счастливого финала: открытию постоянной экспозиции в Доме Мурузи мешают то несговорчивая соседка, то сразу несколько видов плесени. Быть или не быть новому музею, непонятно до сих пор, но интерес петербуржцев к месту, где жил Бродский, только разгорается. В день рождения поэта, 24 мая, "полторы комнаты" все-таки открыли двери для посетителей. Правда, всего на несколько часов, чтобы вечером вновь закрыть на неопределенный срок – "до окончания ремонта". В этот день в Петербурге шутили, что очередь в Дом Мурузи была длиннее, чем в Лувр.

 

Петербуржцы, на первый взгляд пресыщенные громкими культурными событиями, умудряются оставаться чуткими ко всему прекрасному. Например, к цветущей сакуре. В Ботаническом саду по такому случаю устраивают ежегодные экскурсии, которые в мрачном Петербурге пользуются небывалым успехом. Цветение сакуры собирает огромные очереди – в хорошую погоду люди стоят по несколько часов. 

 

Каждый первый четверг месяца Дворцовая площадь превращается в огромный зал ожидания: в Эрмитаж выстраивается огромная очередь. Фотографии желающих попасть в музей бесплатно становятся инфоповодом – их тиражируют в соцсетях, обсуждают и публикуют в новостях. Говорят, в такие дни тяжелее всего приходится гардеробщицам: в петербургскую погоду всегда есть, что снять, и бедняжки просто не справляются с наплывом посетителей.

 

Петр Великий, открывая в Петербурге Кунсткамеру, мечтал привить поданным любопытство и любовь к различным наукам. Император и представить не мог, насколько популярным окажется его проект спустя 300 лет: очереди в Кунсткамеру, особенно в летний период, никак не избежать. Правда, в толпе всегда находятся хитрецы, проникающие в музей через черный вход.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте