Ни слова о "Левиафане": еще 5 картин о России
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына
Режиссер: Андрей Кончаловский
Об этом фильме говорили почему-то мало, премьеру - а в прокат картина вышла в сентябре 2014-го - и вовсе замолчали, тем временем, критики называют "Белые ночи..." чуть ли не лучшей работой Кончаловского. Фильм о России, но без чернухи - этим и подкупил. Действие разворачивается хоть и в глубинке, но не на краю земли: главный герой обитает в полузаброшенной деревне где-то на псковщине, в кадре - типичный и такой милый сердцу русскосеверный пейзаж: белые ночи, река, косогор. Интересно отметить: Кончаловский в своем фильме решил не смаковать тему развороченных дорог - его герой, скромный почтальон Алексей Тряпицын, путешествует по воде. Что можно сказать о самом Тряпицыне? Любителям русской классики он напомнит одного из "маленьких людей" - например, смиренного Самсона Вырина. Главный герой - одиночка в летах, но без маниакальных пристрастий, тяги к пьянству, героизму и словоблудию. Фильм Кончаловского сделан не в духе натуралистической прозы, а как поэтическое произведение, элегия родине.
Режиссер: Александр Велединский
Раскрученный, но вызвавший куда больше неоднозначных отзывов - фильм Александра Велединского "Географ глобус пропил". За основу картины взят одноименный роман Алексея Иванова, увидевший свет не так давно - в 2003 году. В кадре - та же глубинка, только среда здесь более агрессивная, да и климат жестче. Герой - типажный и страшно обаятельный учитель географии в провинциальной школе. "Облажавшись" в личной жизни, он пытается найти контакт с учениками-подростками и тем самым до ужаса напоминает своих предшественников - учителей советского кино: Илью Мельникова из "Доживем до Понедельника" или Нестора Петровича из "Большой перемены". Реальность, окружающая персонажей картины, - ужасна, и да, режиссер вновь и вновь наступает на больные мозоли русского зрителя, умудряясь при этом трогательно поведать о любви, дружбе и семейных ценностях.
Режиссеры: Наталья Меркулова и Алексей Чупов
Создатели картины не показывают нам русской глубинки - герои картины тоскуют в гламурной лощеной Москве, которая, впрочем, оказывается гораздо менее комфортной для обитания, чем любое село постсоветского периода. Герои "Интимных мест" друг друга стоят: одни от скуки меняют сексуальную ориентацию, другие мастурбируют до потери сознания, а кто-то фантазирует о близости с женщиной-карликом. Над этим всем - фотохудожник, снимающий интимные места москвичей и устроивший у себя дома почти что гарем. Картина Меркуловой и Чупова - иллюстрация теории Фрейда о составляющих человеческой психики, Эдиповом комплексе и сублимации. И если великий психоаналитик видел в последнем благо, то для главных героев картины в сублимации нет спасения. Им бы всем стать рыбами, или уйти во мрак, где можно совокупляться, с кем хочешь и как хочешь. Проблема лишь в том, что герои и сами не знают, чего хотят.
Режиссер: Ильмар Рааг
Эстонский режиссер, автор картины о жестоких подростках "Класс", снял еще один, но более гуманный и с русскими актерами фильм - "Я не вернусь". Как верно заметил один из критиков - те, что ждали от картины лютого арт-хауза, наверняка разочаруются, ведь их ждет, скорее, мелодраматическое роуд-муви - чуть ли не в голливудском стиле. И фильм действительно о дороге, только не американской, а классической русской - "которая может занести нас в чужой и враждебный мир, но это может быть тоже неплохо". Эти слова принадлежат главной героине картины, молодой филологине и преподавательнице вуза, которая, попадая в беду, вынуждена бежать из города. Она выбрасывает паспорт, перевоплощается в подростка и отправляется в путь. Впрочем, не видно, чтобы героиня очень по этому поводу горевала, ведь путешесвует она не одна, а с девочкой-сироткой. Они бегут так далеко, как только можно - вниз по карте, минуя Центральную часть страны, Урал, Алтай, к запашистым рощам и доброй бабушке - в Казахстан. И чем ниже они спускаются, тем дальше становится заветная цель. Их поход чем-то напоминает приключения Тома Сойера, правда, как водится в России, завершаются они более драматично.
Режиссер: Юрий Быков
Еще раз по больным мозолям прошелся режиссер Юрий Быков, чью новую работу широкий зритель уже успел и посмотреть, и пересмотреть и сравнить - с "Левиафаном". Многие картину ставят даже выше. Центральным персонажем картины становится простой сантехник, выезжающий починить лопнувшую трубу в доме и обнаруживающий, что здание, многоэтажная хрущевка-общежитие, из-за образовавшейся трещины может в любую секунду рухнуть. Тогда наш герой решает спасти жителей дома, но оказывается на поле боя с ветряными мельницами: ни местные власти, ни даже его близкие не хотя помочь. "Здесь либо человеком живут, либо скотиной. На всех хорошей жизни все равно не хватит. Подели ее на всех - и никому ничего не достанется…", - беседуют в кадре, цитируя, по сути, героев книг Достоевского - автора теории о рваном кафтане.