13 октября 2016 20:43      5184

Нобелевская премия Бобу Дилану: прорыв в литературе или политика?

Обладателем Нобелевской премии по литературе в этом году стал американский певец Боб Дилан. Победа музыканта стала неожиданностью для многих: Peterburg2 узнал мнение авторитетных петербургских экспертов по этому поводу.
Читать в полной версии

Михаил Иванов, совладелец книжного магазина "Подписные издания":

Премия Дилану стала сюрпризом, но вовсе не разочарованием. Поэзия в его музыке играет ключевую роль и поэзия эта сильная и талантливая безусловно. Я думаю, что меняется не тенденция присвоения премии, а лишь угол зрения. Жюри в постоянном поиске. В прошлом году была отмечена художественно-документальная проза Алексиевич, в этом году одни из самых популярных стихов во вселенной. В следующем году ― Бог его знает, чего захочет комитет. Эти непредсказуемость, политизированность и спорность и привлекают внимание миллионов любителей литературы в мире, во всяком случае, я еще пока не встречал людей, недовольных вручением той же премии, но в области физики или экономики. Барьеры будут рушиться, книги писаться и читаться, читатели возмущаться и вдохновляться, а музыка эта будет вечной.

Александр Аркадьевич Кобринский, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А.И.Герцена:

Присуждение премии Бобу Дилану ― это существенное решение нобелевского комитета. Впервые премия присуждается произведению, не являющемуся литературой в классическом понимании этого слова. Это значительный шаг, который подводит черту традиционному пониманию литературного произведения, открывает возможности для интерпретаций, открывает шлюзы для новой литературы.  Это тот момент, когда авторская песня, как явление композитное, состоящее из языка и музыки, находит общественное признание. И литература принимает совершенно другой вид.

Егор Королёв, журналист, преподаватель СПбГУ:

Нобелевка давно стала походить на конкурс песни Евровидение: тут и ставки, и политика. Нобелевка не определяет мои личные литературные пристрастия. Она могла бы ориентировать читателей, но только могла бы. Недавно от нас ушёл классик Фазиль Искандер, у которого нет Нобеля. Но это ведь не значит, что Алексиевич и Дилан пишут лучше Искандера.

Просто премия ― это мнение узкой группы людей. Дали бы они Нобеля Бродскому, если бы у него не была нужная для премии биография? Сомневаюсь, что дали.

Писатели пишут не для премии (хорошие писатели). Читателям можно ориентироваться на национальные литературные премии. Их часто присуждают сами писатели. А кто присуждает Нобеля по литературе ― я не знаю. Нобель, к сожалению, стал предметом массовой культуры. Это и печально, и закономерно. Если найдётся переводчик стихов Дилана, я полюбопытствую.

Мария Александровна Черняк, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А.И.Герцена:

Нобелевский комитет второй год провоцирует дискуссии, демонстрируя, что литература ― это не только привычные нам жанровые формы, а что ее границы гораздо шире. И это, с моей точки зрения, вполне отвечает современному состоянию культуры и радикальной трансформации социального статуса литературы. Оценить это решение Нобелевского комитета сложно хотя бы потому, что поэзия намного сильнее зависит от перевода, чем проза. Все сейчас вспоминают прошлогоднюю дискуссию о присуждении Ю.Киму премии "Поэт". И уже тогда литературоведы вспоминали, что поэзия ―  это не просто буквы на бумаге, она изначально была песней, и поэтов традиционно называли певцами. Премия Бобу Дилану ― это абсолютно заслуженная премия для тех, кто считает, что, например, Борис Гребенщиков, Александр Башлачёв, Виктор Цой ― не только музыканты, но и поэты. Спорить о существовании и особом статусе рок-поэзии сегодня, по-моему, странно.

Лидия Витальевна Кузнецова, старший преподаватель филологического факультета СПбГУ:

Мне кажется, здесь скорее можно говорить о тенденциях не в самой литературе, а в Нобелевском комитете. Художественная литература в течение двадцатого века не раз выходила за пределы привычного точнее, той области, которую большая часть общества считает привычной для литературы, традиционно отводит литературе. Музыка один из наиболее очевидных и популярных выходов, причем отнюдь не только в США: вспомним, как в Советском Союзе такие фигуры, как Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий, проходили одновременно и по "ведомству" литературы, и по "ведомству" авторской песни. Если понимать слово "медиа" широко не только как средства массовой информации (масс-медиа), но вообще как разные типы публичного высказывания (литература, кино, музыка, архитектура и т.д.), то литература уже довольно давно научилась объединяться с большинством из них, так или иначе отходя от сферы письменного слова, т.е. от самой себя; и в двадцать первом столетии эта тенденция продолжается. А вот для Нобелевского комитета дисциплинарные границы раньше были более прочными.

Литература для комитета никогда не была исключительно художественной литературой: так, уже второй же лауреат премии (1902 год) – историк-классик Теодор Моммзен, получивший награду за монументальное научное исследование "Римская история". В 1927 году премию вручили философу Анри Бергсону, в 1950-м – математику и, опять же, философу Бертрану Расселу, в 1953-м – Уинстону Черчиллю за его публицистику. В этот же ряд в 2015 году вошла Светлана Алексиевич.

Но всё это – история, философия, публицистика ― словесные медиа, т.е. Нобелевский комитет с самого начала готов был проявлять большую жанровую гибкость, но не собирался выходить за пределы печатного слова. И вот в этом году он впервые вышел за медийные границы. И это, конечно, значительный прорыв: комитет теперь официально признал, что не только в литературном виде можно создавать "наиболее значительное … произведение идеалистической направленности", как завещал Альфред Нобель, не только литература (художественная или нет) способна оказывать влияние на человечество и формировать нашу культуру, наши ценности. Можно сказать, что комитет сегодня стал более демократичным.

Юрий Юрьевич Поринец,  доцент кафедры зарубежной литературы РГПУ им. А.И.Герцена

Комитет, наверное, сделал такой выбор потому, что Боб Дилан – один из самых ярких представителей рок-культуры XX века. Культуры уходящей (самому Дилану, например, уже 75), культуры прошлого, теперь воспринимающейся чуть ли не как классическая. Никто ведь из представителей рок-культуры не был удостоен Нобелевской премии по литературе. Дилан соединяет две традиции, важных для Америки ― кантри и рок-музыку. Его награждают не только и даже не столько за его поэтический талант, а за принадлежность к значительному культурному явлению. Он не только поэт, но и музыкант. А сейчас тенденция синтеза искусств, попытки расширить границы литературы востребована и только приветствуется.

К тому же именно Дилан, пожалуй, самый яркий поэт из представителей рок-культуры. Он на многих повлиял. В том числе и в России. Например, многие произведения Майка Науменко и Бориса Гребенщикова в лучшие годы ― это подражание Дилану.

По поводу тенденций в литературе. Боба Дилана как поэта нельзя назвать великим. Но сегодня в литературе не время больших текстов и великих писателей. Нет условных Элиота, Бродского, Дилана Томаса, Фроста. Литература переживает не лучшие времена. Можно даже сказать, что она находится в кризисе. Вручение Нобелевских премий последнего десятилетия это только подчеркивает. Присуждение Нобелевской премии по литературе Бобу Дилану не исключение.

Александра Житинская, музыкант, писатель и генеральный директор арт-клуба "Книги и кофе":

То, что премию по литературе вручили музыканту ― казалось бы, должно натолкнуть на возмущенные мысли "писателей что ли достойных мало, как же так", однако, очевидно, что премию Дилану вручили не как музыканту, а как поэту. Его песни без его текстов не имели бы такой резонанс, а сам он не был бы столь значимой личностью своей эпохи, если бы не то, что в этих стихах есть и гражданская позиция, и некий гражданский нерв, и попытка повлиять на историю, неравнодушие к судьбам людей и к собственному пути, к пути страны в целом... это и есть суть рока, по крайней мере, когда он начинался у нас в стране, он были именно таким. Опять же, как поэт Дилан не так давно включен в американскую школьную программу по литературе. Почему комитет сделал такой выбор я сказать не могу, но то, что выбор достойный и пал на поэзию, по мне, говорит о хороших тенденциях в современном сознании. Ведь поэзия  это самая что ни на есть высокая проба в литературе.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте