14 апреля 2023 10:22      11422   Александра Сафьянникова

«Я не верю в необразованного зрителя»: интервью премьера Михайловского театра Марата Шемиунова Peterburg2

Премьер Михайловского театра Марат Шемиунов рассказал Peterburg2 об отношении к балету Дягилева и востребованности балета в современном мире

Редакция Peterburg2 пообщалась с артистом балета Маратом Шемиуновым в преддверии гала-концерта, который будет приурочен к 150-летию С. Рахманинова. Узнали о его отношении к самому композитору, сложности совмещения творчества и семьи, а также о том, как поддерживать себя в превосходной форме.
Читать в полной версии

Фото из личного архива Марата Шемиунова

Здравствуйте, Марат! 24 апреля мы увидим ваше выступление на гала-концерте в честь Дня танца и 150-летия С. Рахманинова. Расскажите, почему вам важно стать частью этого события? Чего нам, зрителям, стоит ожидать от него?
 
— Выступать в концерте, посвященном юбилею великого композитора, – огромная радость и честь для нас. Это важное мероприятие мы подготовили благодаря центру поддержки социально-культурных инициатив и личной энергии руководителя центра Ольги Васильевны Ромащенко, ее преданности и любви к искусству балета и глубоким чувствам к наследию Рахманинова. Мы уверены что такой торжественный вечер обязательно подарит всем зрителям прекрасные эмоции, незабываемые впечатления и, конечно, музыку Рахманинова.

Организатор события - АНО Центр поддержки социально-культурных инициатив.

Уверена, так и будет! На концерте будут исполнены знаменитые «Симфонические танцы» Рахманинова, которые были вдохновлены Михаилом Фокиным, работавшим с Дягилевым. Расскажите о своем отношении к тому балету. Как считаете, изменилось ли балетное искусство с тех пор? 

— Более половины репертуара любого концерта на нашей планете – это номера из балетов русских сезонов, либо основанные на влиянии антрепризы Дягилева, его команды и его выдающихся современников – музыкантов, художников, артистов, поэтов и меценатов, конечно. Поэтому балетная инспирация в начале XX века захлестнула все искусства и ее влияние сложно переоценить.

А как вы оцените востребованность балетного искусства сейчас?

— На эту тему не могу не вспомнить поэта Юрия Визбора с его замечательным «Рассказом технолога Петухова»:

 «Сижу я как-то, братцы, с африканцем,
 А он, представьте, мне и говорит:
 В России, дескать, холодно купаться,
 Поэтому здесь неприглядный вид.
 
 Зато, говорю, мы делаем ракеты
 И перекрыли Енисей,
 А также в области балета,
 Мы впереди, говорю, планеты всей,
 Мы впереди планеты всей!»

Это воодушевляет. А как вы думаете, нужно ли привлекать к нему нового зрителя, который мало знает о классике или мыслит слишком стереотипно и предвзято?

— Я не верю в необразованного зрителя. Если человек смотрит, то это уже интерес и, значит, образование. Привлечение само по себе, наверное, не работает. Надо делать свое дело – делать его хорошо, гениально делать, и тогда зритель полетит как пчелы в рой.

Фото из личного архива Марата Шемиунова

Ваш семейный и творческий дуэт с Ириной Перрен вызывает восхищение уже много лет. Расскажите, трудно ли разделять рабочие и личные моменты?

— Мы всецело погружены в глубокий процесс балетного творчества, поэтому для нас сложно разделима личная и артистическая жизнь. Наша семья также участвует в спектаклях: на сцену вместе с нами в постановках выходят наши дети. Это одновременно и огромное счастье, и ответственность. Кстати, однажды произошел курьезный случай: сын внезапно выбежал на сцену в конце нашего с Ириной выступления. Тогда это было не по плану, но публика дивно отреагировала, поддержав дебют.
 
Есть ли личности, на которых вы равняетесь в творчестве? Чем они вас восхищают?
 
— Художественные подвиги – это подвиги в искусстве. Каждый из героев уникален, с каждым из них мы на связи ежедневно и даже ежечасно. Мы танцуем под музыку Генделя, Баха, Чайковского, Стравинского, Рахманинова, Глинки, Каравайчука, на нас костюмы Бакста, Коровина, Пикассо, Шанель, Головина, Гончаровой, движения Фокина, Дуато, Петипа, Мясина, Нижинских, Асафа, Баланчина, Мессерера… Мы ежесекундно пропускаем все это через себя, свои мысли, чувства, мышцы – конечно, мы находимся в контакте, в диалоге, в творческом поиске с ними.
 
Что вы считаете самым сложным в своем деле?

— Самое сложное – это всегда самое легкое: мне тяжело объяснять и говорить даже сейчас о том, что все гениальное просто.
 
Есть ли у вас партии, которые вы любите исполнять больше всего?

— Рахманинов. 24 апреля я танцую Сергея Васильевича в своей редакции! это вызов и честь. Уверен, что это лучшая и главная из моих ролей – после Баха, наверное. Сегодня я играю Баха в Михайловском в спектакле Начо Дуато «Многогранность. Формы тишины и пустоты».

С нетерпением ждем вашего выступления! Напоследок не можем задать вопрос, который волнует многих: насколько тяжело поддерживать себя в форме? Есть ли у вас какие-нибудь лайфхаки? 

— Если репертуар плотный, то это очень даже легко. Особых приспособлений у меня нет, ведь у каждого свои привычки и навыки. Я питаюсь обычно дома или у бабушки, и даже не возникает соблазнов в виде походов в ресторан. Остальное попросту не идет в сравнение с тем, что приготовлено родными с любовью.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте