Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+


13 апреля 2023 г. 9:29
С фотоСупер-эксклюзив

10884

Автор: Александра Сафьянникова

«Пение – это спорт»: интервью примы Большого театра Ирины Долженко Peterburg2

Солистка Большого театра Ирина Долженко рассказала Peterburg2 о любимых оперных партиях и любимых местах Петербурга

Редакция Peterburg2 пообщалась с оперной певицей, народной артисткой РФ Ириной Долженко – о работе с Образцовой и Архиповой, изучении иностранных языков и неожиданных хобби. А еще о Пасхальном концерте в Эрмитаже, на котором она выступит в апреле.

(Фото из личного архива Ирины Долженко)

Здравствуйте, Ирина! Мы общаемся с вами в преддверии Пасхального концерта, который состоится 20 апреля в Гербовом зале Эрмитажа. Расскажите, чего нам, зрителям, ожидать от него? Почему вам важно стать частью этого события?

—  Конечно, я надеюсь, что программа будет интересна зрителям. Прозвучат и арии из разных опер, и старинная музыка, и Ave Maria, и романсы моего любимого Сергея Васильевича Рахманинова. А участвую я в таком событии, поскольку Пасха всегда была важным событием в моей семье. В ней даже были священники, да и бабушки всегда отмечали этот праздник, никогда его не забывали. И мы до сих пор храним эту традицию: на Пасху мы всегда должны быть вместе.

Организатор события - АНО Центр поддержки социально-культурных инициатив.

 

Вы несколько лет являетесь художественным руководителем оперной труппы Красноярского государственного театра оперы и балета. Расскажите, заметили ли вы какую-то разницу между московской и красноярской публикой? Можно ли говорить о том, что в каких-то регионах аудитория благосклоннее относится к оперному искусству? 

— Дело в том, что мы несколько лет «воспитывали» публику в Красноярске, и не всегда были полные залы и понимание нашего репертуара. Сейчас уже наметились какие-то вехи, и публика с удовольствием ходит на спектакли. Нам помогло, что театр начал носить имя Дмитрия Хворостовского – на нас стали больше обращать внимание как на культурное явление.

Публика в регионах, конечно, отличается от московской и питерской. Это люди, открытые музыке и в целом всему новому. Возможно, у них нет предвзятого мнения о том, как должно быть, а как не должно. Поэтому наши эксперименты там принимаются лучше.

Это очень воодушевляет! Кстати, а можете ли вы сказать, что равняетесь на кого-то в своем творчестве и деятельности в целом?

— Мои кумиры – это, в первую очередь, мои учителя. Это Ирина Константиновна Архипова, с которой мне довелось общаться. Она много занималась молодежью, и все, кто побеждал в конкурсах Глинки, всегда были ее родными людьми, ее птенцами. Разумеется, это и Елена Васильевна Образцова – с ней мне тоже повезло общаться и быть на ее уроках. Считаю, что это важная часть моей жизни. Естественно, я не могу не восхищаться ей как человеком, как женщиной, как актрисой и как певицей. И, конечно, это мои дорогие Миетта Зигиле и Вертано Лукетти, которые открыли для меня другой мир – мир итальянской музыки, настоящей, серьезной. Они меня буквально посвятили в эту музыку.

А какие свои выступления вы вспоминаете с наибольшей теплотой?

—  Тут даже не в выступлениях дело. Я никогда не забуду работу над ролью Адальджизы (в опере Винченцо Беллини «Норма» – прим. ред.) в шведской Королевской опере, потому что у нас был потрясающий дирижер – Маурицио Барбачини, который буквально вложил в нас каждую ноту. И это, пожалуй, было настолько для меня ново в то время и настолько полно погрузило меня именно в музыку. Тогда на определенных репетициях я выходила, точно зная, что делаю в музыкальном плане, прочувствовав каждую ноту. Это очень важно, когда дирижер точно выстраивает музыкальную канву спектакля до того, как ты попадаешь в руки к режиссеру.

(Фото из личного архива Ирины Долженко)

Конечно, еще запомнилось первое выступление в Буэнос-Айросе – Амнерис в «Аиде», потому что у меня была замечательная партнерша Вехельминия Фернандес. Мы впервые встретились с ней уже практически на сцене, не репетируя, поскольку спектакль уже был поставлен, и я в него входила. Для меня было удивлением, когда появились газетные статьи о том, что опера называется «Амнерис», а не «Аида» – это был большой удар для всей итальянской команды. Мне это запомнилось на всю жизнь, ведь это, ко всему прочему, было мое первое выступление.

А еще, естественно, запомнилась «Пиковая дама» с Ириной Константиновной Архиповой в роли Графини, а я пела с ней рядом Полину. Запомнились и выступления с Еленой Васильевной Образцовой – в тех же ролях. Теперь вот я пою Графиню, и для меня это воспринимается как некая передача знамени, потому что партия сложная – она актерская, и в общем-то некоторые моменты у великих я подглядывала.

Уверена, это невероятный опыт! А есть ли у вас партии, которые вам приятнее всего исполнять?

—  Конечно, любимых партий у меня много: я люблю все свои роли и стараюсь работать кропотливо над каждой из них. Пожалуй, самая серьезная – Амнерис в опере Верди «Аида», Азучена в опере Верди «Трубадур», Любаша в «Царской невесте» Римского-Корсакова и, конечно, Марфа в «Хованщине». Считаю, что это удачные мои работы, я их очень люблю. Конечно, есть и много итальянских опер, которые я пела, – я перепела всего Верди. И была первой исполнительницей именно в России оперы Франческо Чилеа «Адриенна Лекуврёр» в роли принцессы де Буйон. Да, я люблю эту музыку, но все же Любаша из «Царской невесты» и Амнерис из «Аиды» – мои самые родные, любимые роли.

А что вы считаете самым сложным в своем деле?

Само пение – это физический труд, причем довольно серьезный. Это спорт! Поэтому здесь надо всегда быть в форме: стараться не поправляться и, наоборот, не худеть – быть в какой-то одной определенной форме, ведь это влияет на звучание голоса. За спектакль часто ты спокойно теряешь 2-3 килограмма. А если это, например, «Кармен», то это еще более затратная история.

Конечно, сложно разучивать роли, особенно когда открываешь их впервые. Я не считаю итальянский – он более родной для меня. Впрочем, трудно держать в голове любой текст, в том числе русский, – ведь это большой объем информации, а в родном языке начинаешь искать замену словам, из-за чего дальше возникают проблемы с рифмами, укладыванием в ритм и музыкальную канву. Конечно, очень сложно постоянно держать в голове много материала, и хотелось бы почаще что-то петь. У нас такая шутка есть в театре, то Россини – это побег от Альцгеймера, т.к. с ним сложно работать.

Вы упомянули, что знаете итальянский язык. А поделитесь, сколько иностранных языков всего вы знаете? И обязательно ли знать язык, чтобы петь на нем?

—  Вы знаете, я не могу сказать, что знаю языки. Да, я немножко знаю итальянский, немного говорю по-немецки, понимаю по-французски. Видимо, у меня нет способности именно к языкам, но для меня довольно естественно начинать говорить на языке, когда попадаешь в его среду.

(Фото из личного архива Ирины Долженко)

Думаю, многие обыватели (в том числе и я) слышали о том, что для лучшей работы голосовых связок артисты пьют сырые яйца или прибегают к другим лайфхакам. Расскажите, пользуетесь ли вы этой или какими-то другими методиками?

—  Я никогда этим не увлекалась и не пыталась заниматься каким-то лечением. Слава богу, у меня всегда была хорошая школа и ощущение правильного пения – казалось, что оно меня само лечит. Я никогда не пыталась поддерживать голос и аппарат лекарственными средствами. Мне кажется, что слизистая должна сама уметь восстанавливаться и переносить нагрузки правильно. Считаю, что это правильнее, когда ты умеешь самостоятельно восстанавливаться, чем применять какие-либо медикаментозные средства.

Это интересная мысль, будем иметь в виду! Кстати, а чем вы любите заниматься в свободное от работы время?

—  Вы знаете, я очень люблю готовить. А еще многое делаю руками – шью, вышиваю крестиком. Это очень смешно, но для меня это очень полезная штука, потому что можно отключиться от производственных повседневностей и переключиться на что-то другое. К тому же, когда учишь какой-то большой новый материал – концерт, программы – я люблю вязать, потому что, видимо, под ритм вязки я проговариваю, пропеваю тексты про себя и так их запоминаю.

Помните ли вы свои первые впечатления о Петербурге? Есть ли у вас любимые места в городе?

—  Никогда не забуду «Аиду» в Мариинском театре, потому что для меня это был такой прорыв. Я безумно люблю Петербург, это город, в котором прошла моя молодость, скажем так. Я все детство ездила в Питер просто на субботу и воскресенье, много видела благодаря родителям. Они меня возили по всем пригородам, водили в театр, и у меня яркие впечатления от этого города с самого детства. Это нечто такое родное, щемящее, в которое входишь и не хочется оттуда уходить.

Любимых мест, конечно, много. Первое – это большой книжный на канале Грибоедова. А еще площадь Искусств и, естественно, гостиница «Европейская», потому что моя родственница работала там педагогом по английскому языку, и для нас это был восторг: туда можно было прийти и почувствовать это старое красивое здание – сейчас гостиница уже восстановлена и выглядит совсем по-другому.

И, конечно, еще одно место притяжения с самого детства – это Русский музей. Безумно его люблю, и, когда бы я ни приезжала, в любое время года, первое, куда я иду, – это именно он.

Благодарим за интересную беседу, с нетерпением ждем Пасхального концерта!

Всё в Дзене и ВК. Лучшее - в Телеге и E-mail рассылке. Архив - категории: Звёзды и знаменитости Интервью Музыка Театр


 
Михайловский дворец. Русский музей, Мариинский театр, Магазин Дом книги, Праздничный пасхальный концерт
Статьи по теме
Андрей Пастушенко: «Мы часто говорим Андрей Пастушенко: «Мы часто говорим "люблю", а потом оказывается, что это не так!» Петербургский продюсер, Андрей Пастушенко, ранее работавший с мюзиклами «Мастер и Маргарита», «Демон Онегина», «Чудо-Юдо», «Оскар и Розовая дама. Письма к Богу», представит 19 мая премьеру концерта «Теория противоположностей» в ДК Ленсовета. Концерт пройдет сразу в двух форматах: вживую и онлайн. Среди...
«В джазе не надо ничего понимать»: интервью Игоря Бутмана Peterburg2 «В джазе не надо ничего понимать»: интервью Игоря Бутмана Peterburg2 Народный артист России, саксофонист Игорь Бутман рассказал Peterburg2 о том, можно ли сейчас смешивать политику и искусство, как рождается джазовая импровизация и какие мелодии у него прочно ассоциируются с Петербургом....
Чем прекрасен джаз и как оставаться продуктивным в Петербурге: интервью группы UBEL Peterburg2 Чем прекрасен джаз и как оставаться продуктивным в Петербурге: интервью группы UBEL Peterburg2 Варвара и Егор Убель – брат и сестра, сочиняющие и исполняющие композиции в жанре «кинематографический поп». Музыканты поделились своими музыкальными открытиями последних дней, рассказали, почему джаз – один из любимых жанров, а также раскрыли секрет, как научиться джазовать как в мультфильме «Душа»...
Илья Бортнюк о компании «Светлая музыка», о создании фестиваля «Стереолето» и коронавирусных реалиях Илья Бортнюк о компании «Светлая музыка», о создании фестиваля «Стереолето» и коронавирусных реалиях Генеральный директор компании «Светлая музыка», которая организует ежегодный музыкальный фестиваль «Стереолето», рассказал журналистам Peterburg2, как пришла идея создать подобный опен-эйр, большая ли команда, как отбираются артисты и многое другое....
«Никаких прикосновений»: создатели поэтического джаз-спектакля «Образ любви откровенный» о постановке, любви и трудных задачах «Никаких прикосновений»: создатели поэтического джаз-спектакля «Образ любви откровенный» о постановке, любви и трудных задачах В Петербурге продолжаются премьерные показы поэтического джаз-спектакля "Образ любви откровенный". Peterburg2 посетил спектакль и побеседовал с командой создателей....
ТВ превращается в химеру: Александр Ломия о буднях хирурга, изнанке шоу-бизнеса и грузинских застольях ТВ превращается в химеру: Александр Ломия о буднях хирурга, изнанке шоу-бизнеса и грузинских застольях Перед стартом традиционного фестиваля «ГрузияPLAY» автор-исполнитель и действующий хирург одной из петербургских больниц Александр Ломия рассказал Peterburg2, как совмещать несовместимое, о своем творческом пути, правильном уходе из хип-хопа и отечественном шоу-бизнесе....

Рекомендованы для посещения Петербургом2
Общественное культурно-деловое пространство Севкабель ПортОбщественное культурно-деловое пространство Севкабель ПортГосударственный музей-заповедник ГатчинаГосударственный музей-заповедник ГатчинаЗолотая долина Карельского перешейка для семейного отдыхаЗолотая долина Карельского перешейка для семейного отдыхаКультурный квартал БрусницынКультурный квартал Брусницын Дворцовая площадь Дворцовая площадь


Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю