Для воссоздания оттоманки Николая II иранские мастера соткали ковер
Над этим предметом мебели работали специалисты Царскосельской янтарной мастерской. Как и у утраченной во время Великой Отечественной войны подлинной оттоманки, основу составил великолепный персидский ковер «фараган». Его выполнили современные иранские мастера, используя традиционные технологии.
– Мы продолжаем воссоздавать утраченные предметы для покоев жилой половины Александровского дворца. При этом реконструкции предметного мира предшествует большая исследовательская работа, которую проводят научные сотрудники музея. Оттоманка императора потребовала изучения не только инвентарных книг, фотографий и архивных документов, но и поиска «живых» аналогов, – говорит заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.
«Оттоманка мягкая, обитая персидским бархатным ковром (фараган), с пестрым рисунком стилизованных растений на темно-синем фоне в середине, и каймой по краю, с пестрыми фигурными медальонами и стилизованными цветами на светло-зеленом фоне; окантована по плинту пестрым шнуром», – такое описание предмета сохранилось в инвентарных книгах музея.
Вид оттоманки можно представить по сохранившимся фотографиям 1930-х годов. Однако на снимках детали узора центральной части ковра видны нечетко, что осложняло его воссоздание. Старший научный сотрудник музея Анна Тарханова провела исследование, в результате которого стало очевидно, что для оттоманки Николая II в 1896 году использовали ковер «фараган» 1880-х годов. Таким образом, был определен, а затем и найден исторический аналог для копирования, максимально соответствующий ковру, запечатленному на фотографиях Рабочего кабинета. Им стал ковер из собрания музея-заповедника «Усадьба "Мураново" имени Ф. И. Тютчева».
По этому музейному образцу копию для Александровского дворца изготовили в соответствии с традиционной персидской технологией ручного ткачества. Работы, связанные с заказом в Иране ковра «фараган», а также предшествующую этому разработку проекта организовал генеральный директор компании «Реставрационные мастерские по воссозданию памятников старины "Ренессанс"», давний партнер музея Януш Шиманяк.
Персидские ковры, бывшие преимущественно дипломатическими дарами, традиционно украшали интерьеры Александровского дворца, наравне с коврами «кавказского типа», с туркменскими «дорожками», коврами русской работы в восточном стиле и другими ковровыми изделиями.
Местность Фарахан, имеющая давнюю историю ковроткачества, расположена в центральной части Ирана, примерно в 580 км к югу от Тегерана. Активное производство ковров было налажено в области Сарук, славившейся лучшими мастерами. Экспорт ковров «фараган» в Европу начался в XIX веке. Подобные иранские ковры сегодня представлены в крупнейших русских и зарубежных музейных собраниях.
До сих пор ковры «фараган» изготавливают вручную, методом узелкового плетения (160 000 узелков на один квадратный метр) из шерстяных нитей, окрашенных натуральными красками минерального происхождения. Это и позволяет достигать идентичности при копировании старинных образцов.
При создании ковра для музея иранские мастера использовали овечью шерсть с добавлением верблюжьей, из натуральных красителей – кору дуба, фруктовых деревьев, лист лимона, фиников.
У знатоков такие ковры высоко ценятся за насыщенный темно-синий фон и зеленые оттенки элементов узора, напоминающие позеленевшую медь. Такой цвет присутствует на ковре, который украсил оттоманку в Рабочем кабинете императора Николая II.