Реклама туристического портала Санкт-Петербурга c сомнительной отдачей обойдется в миллионы бюджетных средств
По данным Ассоциации туроператоров (АТОР), самые популярные направления у российских отдыхающих в 2022 году стали курорты Краснодарского края и Северного Кавказа Однако в списке самых востребованных направлений входят и два северных города – это Калининград и Санкт-Петербург, они входят в ТОП-10. При этом по прогнозам той же Ассоциации, летом 2023 года Санкт-Петербург и Москва должны занять лидирующие позиции для внутреннего туризма.
Примечательно, что непосредственно в конце весны председатель комитета по развитию туризма Смольного Сергей Корнеев заявил, что город прямо сейчас активно развивает внутренний туризм и планирует привлекать на отдых больше семей с детьми, однако с каким размахом это будет делаться, тактично умолчал.
Однако, как стало известно, речь идет о нешуточных суммах - лишь на одну информационную кампанию, которая по факту заключается в создании и размещении информационных баннеров в Интернете было выделено аж 38 миллионов рублей. Лот можно сегодня свободно найти на сайте Госзакупок. И если кому-то покажется, что и сумма не такая солидная и реклама якобы необходимая, то нужно сказать, что по условиям тендера, баннеры почти за 40 млн рублей должны вести на туристический портал города, СПГБУ «Городской Туристско-Информационное бюро». То есть это не традиционная нативная реклама городских достопримечательностей, а конкретная бюрократическая структура при Смольном, которая вряд ли придает привлекательность городу в целом.
Однако помимо сумм, выделяемых в рамках информационной кампании, больше всего поражает требования, предъявляемые к этой кампании. Ряд экспертов, проанализировав закупку, сразу обратили внимание на крайние низкие требования предъявляемые к эффективности кампании. Данный критерий отмечен в техническом задании как CTR и в данном случае он означает то, как часто пользователи будут переходить по ссылкам на туристический портал.
Так, процент перехода с рекламы на портал должен составлять от 0,1% до 0,3 %. Обычными словами из 1000 человек, увидевших рекламу туристического портала Санкт-Петербурга, 2 человека перешедших на портал будут считаться нормой. Это крайне низкий показатель и при таком CTR (кликабельности объявления) – его эффективность, на том уровне, которая заявлена в техническом задании будет крайнее слабая, а, следовательно, переходов на туристический портал Санкт-Петербурга будет минимальна. То есть городские власти, помимо того, что рекламируют внутреннюю структуру, еще и не заинтересованы в том, чтобы человек кликал по баннеру и переходил на сайт.
Второй и самый главный момент – это невозможность определения результатов кампании. Так, после перехода на туристический портал, тех же самых двух человек, какой процент того, что они примут решения о посещении города в качестве туриста?! Данный критерий и вовсе не поддается оценке и, естественно не прописывается в техзадании.
При крайне низких требованиях и сомнительности результата эксперты сходятся во мнении, что стоимость контракта является крайне завышенной. Рыночные цены на подобные услуги в городе на порядок ниже. При этом реклама туристического портала Санкт-Петербурга направлена только на граждан России, которые в свою очередь приносят городу куда меньше денег, чем иностранные. Сама посещаемость туристического портала также оставляет желать лучшего, и проблема находится не в информационной осведомленности о туризме Санкт-Петербурга для граждан страны, а в отсутствии иностранных туристов в городе.
То есть возвращаемся к тому, о чем мы говорили в самом начале – российский турист и так едет в Петербург, без подобной рекламы, а направление входит в десятку самых востребованных для внутренних отдыхающих, а привлекать нужно именно иностранцев, которых в постпандемийный период стало значительно меньше. И закрытость западного мира от России в данном случае не играет роли – традиционно больше всего туристов прибывали в Петербург Китая и стран Большого Ближнего Востока.
Однако, все эти обстоятельства не мешают проводить властям города мероприятия с сомнительным результатом по завышенным ценам.