23 мая 2023 18:55      1808   Терентий Казаков

Реклама туристического портала Санкт-Петербурга c сомнительной отдачей обойдется в миллионы бюджетных средств

Санкт-Петербург в 2022 году вошел в топ самых востребованных направлений для внутреннего туризма. Несмотря на это, чиновники Смольного решили вложить несколько десятков миллионов из карманов налогоплательщиков на рекламу своего портала. Отдача от подобного вложения более, чем сомнительная.
Читать в полной версии

По данным Ассоциации туроператоров (АТОР), самые популярные направления у российских отдыхающих в 2022 году стали курорты Краснодарского края и Северного Кавказа Однако в списке самых востребованных направлений входят и два северных города – это Калининград и Санкт-Петербург, они входят в ТОП-10. При этом по прогнозам той же Ассоциации, летом 2023 года Санкт-Петербург и Москва должны занять лидирующие позиции для внутреннего туризма.    

Примечательно, что непосредственно в конце весны председатель комитета по развитию туризма Смольного Сергей Корнеев заявил, что город прямо сейчас активно развивает внутренний туризм и планирует привлекать на отдых больше семей с детьми, однако с каким размахом это будет делаться, тактично умолчал.

Однако, как стало известно, речь идет о нешуточных суммах - лишь на одну информационную кампанию, которая по факту заключается в создании и размещении информационных баннеров в Интернете было выделено аж 38 миллионов рублей. Лот можно сегодня свободно найти на сайте Госзакупок. И если кому-то покажется, что и сумма не такая солидная и реклама якобы необходимая, то нужно сказать, что по условиям тендера, баннеры почти за 40 млн рублей должны вести на туристический портал города, СПГБУ «Городской Туристско-Информационное бюро». То есть это не традиционная нативная реклама городских достопримечательностей, а конкретная бюрократическая структура при Смольном, которая вряд ли придает привлекательность городу в целом.

Однако помимо сумм, выделяемых в рамках информационной кампании, больше всего поражает требования, предъявляемые к этой кампании. Ряд экспертов, проанализировав закупку, сразу обратили внимание на крайние низкие требования предъявляемые к эффективности кампании. Данный критерий отмечен в техническом задании как CTR и в данном случае он означает то, как часто пользователи будут переходить по ссылкам на туристический портал.

Так, процент перехода с рекламы на портал должен составлять от 0,1% до 0,3 %. Обычными словами из 1000 человек, увидевших рекламу туристического портала Санкт-Петербурга, 2 человека перешедших на портал будут считаться нормой. Это крайне низкий показатель и при таком CTR (кликабельности объявления) – его эффективность, на том уровне, которая заявлена в техническом задании будет крайнее слабая, а, следовательно, переходов на туристический портал Санкт-Петербурга будет минимальна. То есть городские власти, помимо того, что рекламируют внутреннюю структуру, еще и не заинтересованы в том, чтобы человек кликал по баннеру и переходил на сайт.

Второй и самый главный момент – это невозможность определения результатов кампании. Так, после перехода на туристический портал, тех же самых двух человек, какой процент того, что они примут решения о посещении города в качестве туриста?! Данный критерий и вовсе не поддается оценке и, естественно не прописывается в техзадании.

При крайне низких требованиях и сомнительности результата эксперты сходятся во мнении, что стоимость контракта является крайне завышенной. Рыночные цены на подобные услуги в городе на порядок ниже. При этом реклама туристического портала Санкт-Петербурга направлена только на граждан России, которые в свою очередь приносят городу куда меньше денег, чем иностранные. Сама посещаемость туристического портала также оставляет желать лучшего, и проблема находится не в информационной осведомленности о туризме Санкт-Петербурга для граждан страны, а в отсутствии иностранных туристов в городе.

То есть возвращаемся к тому, о чем мы говорили в самом начале – российский турист и так едет в Петербург, без подобной рекламы, а направление входит в десятку самых востребованных для внутренних отдыхающих, а привлекать нужно именно иностранцев, которых в постпандемийный период стало значительно меньше. И закрытость западного мира от России в данном случае не играет роли – традиционно больше всего туристов прибывали в Петербург Китая и стран Большого Ближнего Востока.

Однако, все эти обстоятельства не мешают проводить властям города мероприятия с сомнительным результатом по завышенным ценам.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте