В Санкт-Петербурге работает выставочный проект "Шемякин. Пикассо. Веласкес"
Мастера обращаются к работам своих предшественников по разным причинам: чтобы получить вдохновение, воздать должное восхищение творцу или переосмыслить оригинал, а возможно даже и превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.
Выставочный проект «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций» открывает зрителю серию работ Михаила Шемякина, посвященную его творческому диалогу с Пабло Пикассо. Работа над трансформациями ряда картин Пикассо продолжалась с 1983 по 1990 год. Всего Шемякиным было выполнено более тридцати «Трансформаций» произведений Пикассо второй половины 1930-х годов, периода, в котором получили свое наиболее законченное выражение метафизические — т. е. выходящие за пределы эмпирического сознания самого художника — основы стиля этого мастера. Наибольшее число «Трансформаций» Шемякин посвятил женским портретам, занимавшим центральное место в творчестве Пикассо.
Одной из ключевых тем, волнующих обоих, становится картина «Менины» Диего Веласкеса – итоговой работе великого испанского живописца, за внешней̆ простотой̆ сюжета которой̆ скрывается глубокий, до конца не прочитанный̆ смысл. Существует бесчисленное количество ее трактовок. Только Пикассо было создано около десятка ее версий.