Мастера обращаются к работам своих предшественников по разным причинам: чтобы получить вдохновение, воздать должное восхищение творцу или переосмыслить оригинал, а возможно даже и превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.
Выставочный проект «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций» открывает зрителю серию работ Михаила Шемякина, посвященную его творческому диалогу с Пабло Пикассо. Работа над трансформациями ряда картин Пикассо продолжалась с 1983 по 1990 год. Всего Шемякиным было выполнено более тридцати «Трансформаций» произведений Пикассо второй половины 1930-х годов, периода, в котором получили свое наиболее законченное выражение метафизические — т. е. выходящие за пределы эмпирического сознания самого художника — основы стиля этого мастера. Наибольшее число «Трансформаций» Шемякин посвятил женским портретам, занимавшим центральное место в творчестве Пикассо.
Одной из ключевых тем, волнующих обоих, становится картина «Менины» Диего Веласкеса – итоговой работе великого испанского живописца, за внешней̆ простотой̆ сюжета которой̆ скрывается глубокий, до конца не прочитанный̆ смысл. Существует бесчисленное количество ее трактовок. Только Пикассо было создано около десятка ее версий.
Шемякин приступил к трансформации «Менин» после продолжительной лекции в Сан- Франциском Университете. На мольберт был пришпилен большой черный лист и художник быстрыми точными движениями безотрывно создавал свою версию картины при большом стечении зрителей под аккомпанемент живого джазового оркестра.
Михаил Шемякин: «Механизм воображения должен быть совершенен. Он требует вкуса и технической безупречности. Чтобы создавать искусство, я должен отобрать для себя все то, что мне близко в бесчисленных произведениях новых и старых мастеров, в природе, в географических картах, архитектурных чертежах, зачастую в медицинских схемах и рисунках. И на этой необходимой базе строить свою собственную концепцию. Таким образом, я сопоставляю то, что вижу, со своими знаниями. Эти знания позволяют моему внутреннему «я» господствовать над зрением».
В рамках выставочного проекта с 16 октября 2019 г. по 05 апреля 2020 г. В Центре Михаила Шемякина гостей ждут:
Более 60 произведений Михаила Шемякина выполненные в различной технике: от графики до живописи, часть работ выставляется впервые.
Показ документального фильма, снятого в Университете Сан-Франциско в 1986 г.
Лекции, посвященные методу трансформации в различных видах искусства: от живописи до кино.
Экскурсии-медиации, на которых гости познакомятся не только с работами Михаила Шемякина, но и узнают о влиянии картины «Менины» Диего Веласкеса на творчество Михаила Шемякина, Пабло Пикассо и других художников XX-XXI вв.
Экскурсии-медиации проходят ежедневно в 12:00, 15:00 и в 18:00 кроме понедельника.