3656
Хоббит: Нежданное путешествие 3D: подробности создания фильма
Действие всех трех фильмов разворачивается в Средиземье за 60 лет до событий «Властелина Колец», трилогии, перенесенной на большой экран Джексоном и eго командой, кульминацией которой стал оскароносный фильм «Властелин Колец: Возвращение Короля».
Речь идет о приключениях Бильбо Бэггинса, участника грандиозного путешествия, целью которого было вернуть Королевство гномов Эребор, захваченное грозным драконом Смаугом. После неожиданного визита волшебника Гэндальфа Серого Бильбо оказывается в компании тринадцати гномов под предводительством легендарного воина Торина Дубощита. Опасными тропами это путешествие приведет их в Дикий край, кишащий гоблинами и орками, смертоносными варгами, именно там обитает зловещий некто, о ком известно лишь имя – Некромант.
И хотя их путь лежит на восток, к пустошам Одинокой Горы, сначала они должны пройти тоннелями гоблинов, где Бильбо встретит создание, которое изменит его жизнь навсегда … Голлума.
Здесь, на берегу подземного озера, наедине с Голлумом скромный Бильбо Бэггинс не только познает цену находчивости и мужества, что удивят даже его самого, но и станет обладателем «прелестного» кольца Голлума, которое таит в себе неожиданные и небесполезные возможности… Это простое золотое кольцо связано с судьбой Средиземья настолько тесно, что Бильбо даже представить себе не может.
ЭКРАНИЗАЦИЯ ХОББИТА
«Хоббит», как привычно называют книгу, родился в воображении уважаемого автора, поэта, университетского профессора и филолога, как сказка на ночь для его детей, но она лучилась его любовью к природе и волшебству, а еще в ней читался его военный опыт, чувствовалось его ощущение родства со скромными героями, преодолевающими непреодолимое.
История хоббита Бильбо Бэггинса, которого вырвали из его хоббичьей норы и бросили в пучину невероятных и опасных приключений в компании волшебника Гэндальфа Серого и тринадцати гномов, стала своеобразным обрядом посвящения в литературу для многих поколений читателей. Она рождала желание идти навстречу приключениям и возвращаться домой, определяла природу чести и преданности, и редкое мужество тех, от кого не ждешь героизма. Она стала введением в сложный мир народов Средиземья и путеводителем по его землям – детально разработанный мир Толкина, который он всю свою жизнь исследовал в своих произведениях, и который оказал огромное культурное влияние на мир реальный.
И хотя книга не раз вдохновляла на создание различных адаптаций – будь то комикс или видео игра, «Хоббит» ни разу не был в полной мере перенесен на большой экран… до сегодняшнего дня. В современном кинематографе есть один режиссер, который доказал свою страсть и целеустремленность в реализации этого проекта, и кто прежде уже «побывал» в Средиземье.
Более десяти лет назад режиссер Питер Джексон отправился в свое собственное путешествие, экранизируя во многом революционную трилогию «Властелин Колец» – три фильма, которые и сами оставили неизгладимый след в мировой культуре. Каждый из них был хитом, получившим восторженные отзывы критиков и награды, но кульминацией стала последняя часть «Властелин Колец: Возвращение Короля», которую отметили 11 Оскарами®, в том числе в номинациях «Лучшие фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий».
Толкин сначала написал «Хоббита», а затем трехтомного «Властелина Колец». Джексон же движется в противоположном направлении.
«Хоббит» ведет нас весьма быстрым «шагом», ведь Толкин писал его для своих детей и детей всего мира, – отмечает Питер Джексон. – Это стремительная цепь событий, без остановки сменяющих друг друга. Книга написана в более юмористическом ключе, чем «Властелин Колец», персонажи чуть красочнее, но и в них может быть капелька жадности и безумия, и невинная душа в нем тоже меняется навсегда, а сгущающаяся тьма над Средиземьем напрямую ведет к событиям «Властелина Колец». Здесь все начинается».
Чтобы показать это в сценарии, Джексон, а также его со-сценаристы Фрэн Уолш и Филиппа Бойенс не просто адаптировали «Хоббита», как тот был опубликован изначально. Многие могут этого не знать, но писатель сам продолжал рассказывать эту историю, в итоге опубликовав обширные заметки о времени, когда разворачивались события «Хоббита», в 125-страничном приложении к «Властелину Колец».
Этот прекрасный источник позволил создателям фильма еще больше расширить мир и поведать нам еще более увлекательную историю. Они хотели полностью погрузить зрителя в атмосферу Средиземья. Впервые в истории Джексон использовал специальные цифровые камеры, настоящее произведение искусства, чтобы снимать в 3D с частотой 48 кадров в секунду.
ДИЗАЙН, СЪЕМКИ И РАБОТА НАД ФИЛЬМОМ
Экранизация предыстории потребовала от создателей фильма создать сложную логистическую схему, предполагающую синхронизацию действий сотен людей, создание почти сотни площадок, производство многих тысяч предметов одежды, постижерских изделий, париков и реквизита, а также съемки на потрясающих натурных объектах обоих островов Новой Зеландии.
Чтобы «возродить» Средиземье в «Хоббите: Нежданное путешествие» Джексон работал со своими давними соратниками. А также получил нового члена съемочной группы в лице старого друга – Энди Серкис не только сыграл Голлума, но и выступил режиссером второй съемочной группы.
Джексон и его команда надеялись, что смогут привнести в картину ощущение визуальной гармонии предыдущих фильмов, правда, с одной заметной поправкой. «Десять лет назад многие из образов Средиземья стали культовыми, – говорит режиссер. – Но для «Хоббита: Нежданное путешествие» нужно было создать более идиллическую атмосферу. Тьма, которая нависла позднее над этим миром, тогда лишь только вызревала, еще не выплеснувшись на его просторы, мы хотели передать это визуально, сделав картинку чуть мягче, более «книжной» с точки зрения дизайна и операторской работы».
«Строительство» мира началось с работы департамента художника-постановщика Дэна Хенны. Работая с командой из приблизительно 350 человек, он создал многослойный, многогранный, осязаемо-реальный мир Средиземья в многочисленных площадках, столь же важных, сколь и персонажи, и пейзажи, созданные «Уэта Диджитал». Известные иллюстраторы Толкина Джон Хауи и Алан Ли, создавшие основные образы и для «Властелина Колец», выполнил тысячи детально проработанных и захватывающе красивых рисунков. Образы зародились в дискуссиях с Джексоном и Хенной, вдохновленные сценарием и их собственной любовью к книге.
Эльфы, хоббиты, гномы, волшебники и гоблины – миры каждого народа разительно отличались друг от друга, дизайнеры должны были подчеркнуть это не только с помощью героев и их костюмов, но и реквизитом, средой обитания. Некоторые площадки знакомы зрителям еще со времен «Властелина Колец». Например, со склада был извлечен, восстановлен и расширен дом Бильбо.
Оператор-постановщик Эндрю Лесни с удовольствием воспользовался возможностью вернуться в Средиземье, на этот раз взяв на вооружение собранные вручную произведения искусства – цифровые 3D камеры «Ред Эпик». Легкие и компактные, они прекрасно подходят для съемок с платформы, крана и ручной съемки, записывая при этом куда больше информации, чем обычные, – ведь они работают с беспрецедентной скоростью 48 кадров в секунду.
Одной из первых сцен, на которой должна была быть испытана новая технология, стал ужин в Бэг-Энде с 13 шумными гномами и Гэндальфом, башней возвышающимся над ними. Предыдущие 2D «визиты» Джексона в Средиземье позволяли использовать «принудительную перспективу», чтобы обмануть глаз, заставив зрителя поверить, что Гэндальф куда выше хоббита и гномов. Съемки в 3D сделали этот прием неэффективным. Как и раньше, в «Хоббите: Нежданное путешествие» снимали каждого персонажа отдельно, а потом совмещали в разном масштабе, таким образом рост героев составлял от 1,2 до 2,1 метров. Но для пира в Бэг-Энде требовались другие технологии. Для этого художественный департамент строил две площадки – одна для основных героев, задействованных в сцене, а другая создавалась на зеленом экране для более низких или высоких персонажей. Актеры одновременно отыгрывали сцену с метками на уровне глаз и ушей, а камеры записывали изображение с обеих площадок в абсолютном синхроне, которое затем соединялось на компьютере.
«Основная камера была установлены на обычном операторском кране, – объясняет супервайзер технологии «Слэйв моушн контрол» Алекс Фанки. – Она же шифрует каждое движение в цифровой сигнал, скорректированный с учетом заданного процентного соотношения, посылает его по кабелю на контролирующий движение операторский кран, который снимает сцену на зеленом экране в масштабе. Эта камера полностью копирует движения основной на тщательно выверенном расстоянии и скорости».
Новой площадкой стала пещера Голлума, которую Лесни подсветил в унылых и мрачных тонах. «Она – островок спокойствия в бушующем море, – говорит он. – Застывшая неподвижность лишь усиливает ее странную, жутковатую атмосферу. Она буквально источает одиночество и отчаяние потерянных душ».
Эльфийский Ривнделл же, напротив, – неземной, мистичный, буквально выросший из леса и реки. Хенна стремился сохранить присутствие серебристо-голубой палитры, которая уже была опробована для Ривенделла, с одним ключевым отличием: «В прошлых фильмах эльфы были цивилизацией в упадке, что мы и передали в их жилище, – объясняет он. – Но здесь нам нужно было передать более раннюю стадию их культуры, поэтому мы усилили синие тона и наполнили атмосферу жизнью».
Использование Джексоном и Лесни новейших камер требовало учитывать дополнительный аспект при дизайне Ривенделла и других площадок. Как объясняет Хенна: «Эти камеры «съедают» цвет. При цифровой обработке мы могли бы приглушить тона, а вот сделать их ярче куда сложнее. То же самое нужно было помнить при работе с костюмами и гримом».
СОЗДАВАЯ НАРОДЫ И ПЕРСОНАЖЕЙ
Каждый новый день нужно было использовать новый комплект лицевых накладок для гномов, к счастью, накладки на руки и плечи были долговечней. Актеры носили пенопластовые капюшоны, которые полностью меняли форму их голов. Они скрывалось под сделанными вручную париками. «Для каждого из гномов мы сделали по семь париков – два основных, два для дублей «в масштабе», один для верховой езды, один для трюков и один для трюков с дублером – итого 91 гномий парик», – рассказывает дизайнер по гриму и прическам Ритер Суордз Кинг.
Пропорции были ключевым фактором. Актеры были стандартного человеческого телосложения, с соотношением роста и размера головы 8:1, у гномов же оно составляет 5:1. Чтобы сделать актеров более коренастыми, потребовались изменения и в их гардеробе: «набивная» одежда помогла добиться гномьих пропорций. Поскольку носить такое костюмы было тяжело и жарко, под них одевались специальные охлаждающие жилеты, по типу тех, что используют гонщики, «гномы» могли охлаждаться самостоятельно по мере необходимости, когда специальное устройство прокачивало холодную воду через жилет.
Одним из основных средств перевоплощения Фримана в хоббита стали ноги. Для этого «Уэта Уоркшоп» создала новейшие многоразовые силиконовые гольфы «Ноги Хоббита», надевающиеся на спортивную обувь, сделанную по принципу перчатки – с отдельными пальцами.
«Люди должны верить в то, что они видят, каким бы фантастичным им ни казалось это создание», – объясняет Леттери. Например, кожа должна выглядеть и реагировать, как настоящая. «Необходимо было совершенно точно передать текстуру и то, как свет высвечивает ее, – говорит он. – Идеально – не значит естественно. Вид, текстура и движения волос – тоже ключевые элементы». Но наиболее важной чертой любого персонажа являются глаза, что вполне очевидно из образа Голлума «Они определяют, будут зрители сопереживать герою или нет», – утверждает Леттери.
Одним из самых первых сложных «цифровых» героев стал Голлум, представленный Энди Серкисом во «Властелине Колец». Десять лет назад Серкис должен был отыгрывать свои сцены отдельно, а его цифровой образ совмещался с изображением на этапе монтажно-тонировочных работ. В «Хоббите: Нежданное путешествие» у «Уэты Диджитал» была роскошная возможность записывать Серкиса вживую на площадке вместе с Мартином Фриманом благодаря улучшениям, привнесенным им в технологию «захвата движения». Аниматоры брали записанную на площадке игру актера и накладывали на нее цифрового персонажа, в данном случае – Голлума. Эта технология помогла придать его движениям сходство с паучьими и дала возможность карабкаться по вертикальным поверхностям, что не под силу человеку.
«Уэта Уоркшоп» провела глубокие исследования, чтобы сделать оружие как можно более аутентичным, но поскольку Средиземье все-таки вымышленный мир, они могли быть несколько стилизоваными. Тейлор объясняет: «Если бы гномьи топоры были сделаны из железа или стали, человек не смог бы ими пользоваться. Но физические возможности гномов позволяли им не только таскать эти железяки, но и весьма умело ими махать».
Актеров пригласили, чтобы они внесли свою лепту, их собственная спортивная форма учитывалась вместе с характером их персонажей в дизайне вооружения. У каждого гнома есть один-два примечательных предмета в их богатом арсенале.
Грэм МакТавиш, играющий могучего Двалина, показал, что он одинаково хорошо владеет обеими руками, что позволило ему вооружиться двумя огромными топорами. Оружие молодых Фили и Кили отражает их весьма специфические для гномов навыки: метательные ножи у Фили и лук со стрелами у Кили. В арсенал гномов также вошли прекрасно выполненная булава Балина, рогатина Бифура, скрещенные топор и мотыга Бофура, боевой посох Оина, кривой нож Дори, рогатка Ори, разделочные ножи Нори, два топора Глоина, уже знакомые нам по «Властелину Колец», потому что они перешли к его сыну Гимли.
Другое оружие, появившееся в предыдущих фильмах, было вынесено героями из пещеры троллей. Главный кузнец на площадке Питер Лайонс воссоздал легендарные эльфийские мечи Гламдринг, или Сокрушитель врагов, который взял Гэндальф, и Жало, первый меч Бильбо. Но особенно Лайонс и «Уэта Уоркшоп» гордятся Оркристом, или Рубящим гоблинов, который получил Торин. Гарда из драконьего зуба прекрасно балансировала великолепный клинок. Другой предмет вооружения Торина Дубощита, возможно, менее броский, но не менее легендарный – массивный дубовый щит, благодаря которому он получил свое прозвище.
Под руководством Джексона постановщик трюков Гленн Босуэлл и тренер по пластике Терри Нотари разработали боевой стиль для каждого из гномов. В бой они идут в строю по четыре и крепко стоят на ногах. Гибкие и величественные эльфы совсем наоборот. «Они двигаются с невероятной грацией и сдержанностью, – говорит Нотари. – Гоблины же – маленькие шары, заряженные нервной энергией».
ЯЗЫКИ И ДИАЛЕКТЫ СРЕДИЗЕМЬЯ
Создатели фильма решили, что гномы будут говорить на английском языке, но с различными британскими акцентами – среднебританскимм, северным, шотландским, североирландским и лондонским – в зависимости от рода. Но английский – не исконный язык гномов. Лингвист Дейвид Сейло разработал гномий язык, используя всю информацию, которую он смог о нем раздобыть. «Существует достаточно записанных на звуковую аппаратуру гномьих слов, чтобы мы знали большинство звуков, а Толкин объясняет связь между произношением и написанием в приложении к «Властелину Колец», - рассказывает он. Но создание разговорной версии секретного гномьего языка куздула было чрезвычайно сложной задачей. «Все, что написал Толкин о куздуле, могло бы уместиться на одной странице, – объясняет Сейло. – Но он ясно дал понять, к какому типу языка куздул относится и как должен звучать. Он напоминает семитские языки, поэтому свое вдохновение я черпал из знания о них. Не существует ни одного законченного предложения на этом языке, так что, чтобы перевести диалоги на куздул понадобилось воображение и изобретательность для создания слов и грамматики с нуля».
В фильме также исполняются песни из книги. Читатели «Хоббита» знают, что гномы через песни передают свои чувства и рассказывают свою историю. «Тупите ножи» – прекрасный пример гномьего хора. Именно ее они поют, устраивая погром на ужине в доме Бильбо. Позже вечером Ричард Армитейдж в качестве Торина запевает запоминающуюся и душевную «Мглистые горы», где гномы рассказывают историю своего славного прошлого, и как его у них отняли. На финальных титрах звучит «Песнь Одинокой горы», исполненная Нилом Финном.
Джексон видит сходство с созданием новой трилогии: «Хоббит» – это рассказ о долгом пути, поиске, в котором герои провели почти год, чтобы попасть «туда и обратно», в том смысле, что съемки были похоже на то, что создатели фильма отправились в свой путь, шаг за шагом выполняя собственную миссию. Мне кажется, я очень везучий, ведь у меня был доступ к технологиям: тем, которые мы просто пробовали и на каких остановились. Технический прогресс идет с невероятной скоростью. Я всегда стремился, чтобы зрители полностью погружались в создаваемые мною фильмы. Я не хочу, чтобы они просто смотрели его на экране – я хочу, чтобы они действительно почувствовали, что отправились в путешествие по Средиземью вместе со мной».
Приключение продолжается…
.jpg)





Рекомендованы для посещения Петербургом2
|
Куда пойти с ребёнком летом в Санкт-Петербурге
Незабываемое лето в Петербурге: 10 вещей, которые нужно успеть до осени
Алые паруса, Огненное шоу Каскадеров, Фестиваль Пионов, концерты Хмырова и Коста Лакоста: афиша Петербурга на неделю
Гид по VK Fest в Петербурге 2025: артисты, блогеры и развлечения
VK Fest, Odyssey и «ЭтоЭтно»: афиша Петербурга на неделю
Сергей Лазарев, Полина Гагарина и ANNA ASTI: кого послушать на VK Fest 2025 в Петербурге
