Май
ПнВтСрЧтПтСбВс
20212223242526
272829303112
3456789
Пасмурно  небольшой дождь  +12…+12°C
Вход
Добавить на сайт
Афиша СПб / Материалы / Культура / Мексиканские страсти: словарь выставки Фриды Кало в Музее Фаберже

3 февраля 2016 г. 16:14 17328

Мексиканские страсти: словарь выставки Фриды Кало в Музее Фаберже

С 3 февраля в Музее Фаберже открыта выставка работ Фриды Кало. Это первая ретроспектива мексиканской художницы в России – оригиналы большей части её картин нельзя выставлять за пределами родины. Peterburg2 побывал на выставке и составил краткий словарь для всех, кто туда только собирается.

Читать нас в Яндекс.Новостях

Фрида Кало не рисовала до 18-летнего возраста – импульсом стала страшная трагедия. Юная Фрида попала в автокатастрофу: в автобус, в котором она ехала, врезался трамвай. Девушку насквозь проткнуло железным поручнем – прут прошел через живот и вышел в тазу, переломав в нескольких местах позвоночник. Так Фрида лишилась возможности передвигаться и почти год не вставала с кровати. В это время в ней открылась потребность в творчестве, и отец установил на ее койке специальный подрамник, позволявший рисовать в положении лежа.

Первыми её картинами были автопортреты. Сама художница потом говорила, что в одиночестве она особенно прислушивалась к себе и своим страданиям, а потому знала себя лучше всего остального вокруг. Фрида стала мастером автопортрета, соединяя в своих работах символизм мексиканской культуры и сюрреализм – направление, к которому эксперты относят большинство её работ.

Тело Фриды осталось искалеченным, бесконечные боли приносили ей много недомоганий. Душа художницы была еще более травмированной – Кало до конца жизни не могла выбраться из череды депрессий, переживая новые и новые трагедии. В мировом искусстве Фрида Кало считается воплощением мужества и внутренней силы. Её работа "Сломанная колонна" стала манифестом страдания: так художница выразила боль от бесчисленных корсетов, которые ей приходилось носить из-за травм. На автопортрете вместо своего позвоночника Фрида изобразила сломанную колонну и обручи металлического корсета, стягивающие расщелины её тела. Здесь же её кости пронзают гвозди, что символизирует не только физическую боль, но и душевную: в мексиканской культуре забитые гвозди означают измену и предательство.

В 1928 году Фрида познакомилась с Диего Риверой – самым известным мексиканским художником того времени. Через год они поженились, чтобы всю жизнь любить друг друга, мучить, изменять и все равно идти рука об руку. На пятнадцатую годовщину их брака Фрида нарисовала двойной портрет "Диего и я". Кало видела их союз единым целым с переплетенными корнями как символом полного симбиоза. Картина была создана в двух экземплярах: один портрет Фрида подарила Диего на день рождения, а второй до последнего висел над её туалетным столиком.

Союз Фриды и Диего был ярким и страстным, но даже молодая, талантливая и остроумная художница на смогла изменить Риверу, заставлявшего своих женщин страдать. Так было с его первыми двумя женами, так стало и с Фридой. Одной из самых известных работ на эту тему - картина "Несколько царапин", созданная Кало вскоре после романа Диего с её младшей сестрой Кристиной. Формально толчком к написанию картины послужил репортаж, увиденный художницей в одной из газет: муж-убийца, оправдываясь за жестокую расправу с женой в суде, говорил лишь о "нескольких царапинах". Однако на картине в облике убийцы угадываются черты Диего Риверы – пропорции тела и модная в те годы шляпа. Для него роман с сестрой жены был лишь одним из жизненных эпизодов, ничего не значащей "царапиной", а Фрида переживала все происходящее очень остро. После долгих обсуждений случившегося супруги пришли к взаимному согласию: их брак должен быть открытым и свободным от обязательств.

Между Фридой и Диего было действительно много общего. Например, любовь к коммунизму. В их семье коммунистические идеи были возведены в ранг абсолютной истины: пара состояла в компартии, принимала участие в демонстрациях и открыто поддерживала идеологию за пределами Мексики. На счету в Фриды Кало есть даже роман с Львом Троцким: коммунист жил в её доме в период эмиграции, скрываясь от преследований Сталина.

Фрида никогда не забывала, что такое Мексика. В последние годы своей жизни, устав от болезней и проблем с мужем, художница говорила, что оставаться на плаву ей помогают воспоминания о детстве и любовь к своей стране. Прожив после свадьбы четыре года в США, Кало навсегда запомнила разницу между капиталистическим миром и нетронутым символизмом родной Мексики. Одной из главных аллегорий родины в творчестве художницы стала картина "Моя кормилица и я", где на руках кормилицы, напоминающей каменный монумент, лежит младенец с головой взрослой Фриды. Картина одновременно символизирует несколько вещей и явлений: например, в углу полотна изображен "палочник" - насекомое, которое умеет быть невидимым и вылупляется сразу взрослой особью. Так и Фрида показана маленькой и взрослой одновременно.  С другой стороны картины нарисованы куколка и бабочка – олицетворение смерти и воскрешения. Но центральным образом остается кормилица, означающая любовь к родной земле.

Фрида любила мексиканскую природу – естественная среда вдохновляла её наряду с фольклором. На участке вокруг своего дома Фрида и Диего разбили сад, где сами были и садовниками, и дизайнерами. Кало, любившая жизнь во всех её проявлениях, постоянно окружала себя экзотическими домашними животными – художница во всем была неординарной. Супруги держали попугаев, мексиканских собачек и даже обезьянок. Последним в творчестве Кало отводится особенное место, она часто изображала их на своих картинах и считала символом дружбы. На знаменитом "Автопортрете с обезьянкой" художница, словно в противовес символу предательства (забитый гвоздь), изобразила и символ преданности – обезьянку.

Фрида Кало всю жизнь прожила в доме своих родителей - из-за цвета стен его называли "синим" или "голубым". Сегодня это здание ничем не выделяется из общего ряда, но вряд ли еще у какого-то дома в Кайокане толпятся туристы. В 1955 году, после смерти художницы, "синий дом" стал первым музеем Фриды Кало.

В Мексике работы Фриды Кало признаны национальным достоянием: многие картины нельзя не только вывозить из страны, но и перемещать в её пределах. Ретроспектива в Музее Фаберже стала первой масштабной выставкой Кало в России. Экспозицию в буквальном смысле собирали по крупицам – из тех немногих оригиналов, что гастролируют по музеям мира.

Оказывается, перемещать можно только по десять картин в сопровождении постоянного человека. Мы вынуждены были четырьмя самолетами все это высылать. Сопровождающие должны были неотлучно находиться при картинах.

- рассказал на открытии выставки "Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики" директор Музея Фаберже Владимир Воронченко.

Всего на выставке в Музее Фаберже представлены 35 работ художницы – это полномасштабные картины и рисунки, выполненные красками и карандашом. Дополнением к полотнам стали национальные костюмы, к которым, как известно, Фрида питала слабость, и фотографии самой художницы и её близких.

Выставка продлится до 2 мая и будет работать ежедневно с 10 до 20:45. Стоимость билета – 450 рублей, есть льготы.

Автор: Мария Кучер
Выставка "Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики"
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Дом БенуаОбразовательный центр Дом БенуаArt Lab MedovarusКафе Art Lab MedovarusAngry Birds Activity ParkПарк активного отдыха Angry Birds Activity ParkЦентрСобытий на ЗаставскойПлощадка для мероприятий ЦентрСобытий на Заставской

Комментарии пользователей (1)

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Наталья Климович11 февраля 2016 г. 13:50
хорошая статья.. прочитала и захотелось посетить выставку
Ответить
Пожаловаться 1 / 0



Статьи по теме
Главные события апреля в Петербурге Главные события апреля в Петербурге Финал "Мстителей" в кинотеатрах, Фестиваль света, День подснежника в Ботаническом саду, премьера спектакля с Алисой Фрейндлих, концерт группы "Сплин", выставка в Манеже и пасхальные мероприятия. Рассказываем, куда пойти в апреле в Петербурге....
Главное в Петербурге
Оставьте отзыв и комментарий на странице фильма "Мстители. Финал" и становитесь участником розыгрыша сувениров. Авторы наиболее интересных рецензий получат в подарок один из сувениров к фильму.