3571
Наталья Панкова: "Все люди живут в собственных срезах реальности"
"Тессарт" - новое мультимедийное пространство, которое расположилось в самом центре Петербурга. Лазерный театр, зал виртуальной реальности, комната с четырехсторонней панорамной видеопроекцией, лекторий и выставки медиахудожников. Мы поговорили с Натальей Панковой, создателем и идеологом "Тессарта" о новой реальности, красоте программного кода и будущем искусства.
Как возникла идея создания пространства "Тессарт"?
После 16 лет работы в современном искусстве и музейно-выставочно-галерейной деятельности я поняла, что средства выразительности, которые меня сильно интересуют и бодрят, с искусства современного сместились в сторону искусства новых медиа. Это обычная эволюция, по которому идет все любопытствующее человечество - тяга к новому опыту и расширению себя в пространстве. И в этом меня поддержал мой бизнес-партер Дмитрий Гутницкий, который так же как и я увлечен всякими новинками человечества и грозится первым испытать на себе криокамеру и вечную жизнь, вводя собеседников в замешательство по поводу моральных вопросов вечного Бытия.
К современному искусству сегодня много вопросов. Тем более, когда в искусство вмешиваются технологии. Что для вас цифровое искусство? Как вы считаете, какие перспективы у этого направления?
По поводу "много вопросов". Обычно эти вопросы приходят от людей, которые боятся прогресса и считают засилье технологий верной смертью для народонаселения. Считаю, что корректное освоение открывающихся для людей технологических возможностей наоборот высвободит кучу свободного времени для творчества и поможет наконец планете решить многие вопросы: от засилья мусора до быстрого перемещения из точки А в Б. Другой ритм планетарных вибраций подгоняет людей получать иной опыт проживания в социуме и ощущения себя в пространстве, а также скоростное принятие всех решений в своей жизни.
Я верю, что в искусстве заложены все культурные коды и знания человечества, но чтобы достучаться до зрителей, до тех, кто их сможет распаковать, необходимо говорить с ними на одном языке. На этом языке света и программного кода и говорят современные медиахудожники, тем самым создавая новую художественную реальность, созвучную нашему сегодняшнему времени. И конечно, для современного художника сейчас сильно поменялись инстументарии, их кистями сегодня являются компьютеры и специальные программы.
По поводу перспектив цифрового искусства могу сказать, что все люди живут в собственных срезах реальности; для кого-то Айвазовский - это наивысшее проявление в живописи, а для кого-то нет ничего красивее программного кода, созданного художником-программистом. Пока для большинства читающих тут, конечно, прошло сравнение в пользу великого мариниста. Всегда будут те и эти и всему есть на свете свое место, другое дело, интересно ли тебе жить созвучно своему времени, а не прошлому веку. Вопрос к зрителю: что он мечтает видеть в своей реальности, вписывается ли сам в то время в котором живет сегодня или ему там неуютно и он убегает в прошлое?
"Тессарт" - не первое мультимедийное пространство, которое призвано знакомить петербуржцев с проектами, созданными на стыке art & technologies. Ранее в нашем городе работал филиал московского центра Марс, арт-директором которого вы когда-то были. Есть несколько центров с аттракционами "виртуальной реальности", сферические кинотеатры. Какую цель преследует все-таки "Тессарт"? Что откроют для себя ваши гости?
Мы про соединение искусства и технологий – во-первых, все работы созданы художниками, во-вторых наши инсталляции не живут без зрителей, так как только взаимодействуя с ними они начинают полноценно раскрываться. Мы используем принцип интерактивности для того, чтобы человек мог увидеть, что от его действий может что-то реально измениться в пространстве. То, как он шагнет, может создать определенный звук у скульптуры Тараса Машталира или он может оставить свой след в четырехсторонней инсталляции Quantum Space и запечатлеть его себе на смартфон. Он может покрасить весь куб от команды Videofabrika в выбранные цвета ламп и ощутить воздействие цвета лазера театра Lux Aeterna в купольном пространстве на свое тело и нервную систему.
На кого рассчитано ваше пространство? Каких гостей вы ждете?
Тех, кто любопытен, кто осознает биение времени, в котором он живет, кто готов открыться всему новому, студентов и не только, просто живых мозгами людей. Ждем продвинутых родителей с детьми, которые вместе могут получить незабываемый опыт совместного времяпровождения.
Ждем тех, кто готов открыться новому и прочувствовать опыт нахождения в безгравитационном пространсте в куполе, кто хочет ощутить, как это рисовать радугу в виртуальной реальности, кто хочет удивить свою девушку на первом свидании и оно запомнится навсегда, кто хочет получить лучшую, неисчерпаемую коллекцию с подборкой селфи. Кто хочет удивить друзей новым подарком – подарить им эмоцию от посещения центра иммерсивных технологи.
Как вы отбирали работы художников для пространства? Что было для вас главным при выборе работ? Как часто вы планируете менять экспозицию выставочного зала?
Работы выбирала так, чтобы они затронули все модальности человека: потрогать, послушать, увидеть, ощутить. Слоганом нашего места стала фраза "искусство в четырех измерениях". Искусство дает новое измерение всему. В "Тессарте" несколько зон, центральным залом является зал временных выставок, где сейчас представлен тессеракт от Видеофабрики. Смену выставок планируем проводить 1 раз в 2-3 месяца.
Пожалуй, один из самых завораживающих объектов "Тессарта" - комната Quantum Space, где изображения на стенах меняются в зависимости от движений человека. Расскажите поподробнее об этом проекте. Как вы познакомились с группой художников Kuflex?
Нашла Игоря Содазода и Kuflex в Интернете и пригласила выставиться в московском Марсе на открытии центра, на первой выставке Life Zone, со-куратором которой я тогда была. Тогда мне для кураторской задачи необходимо было найти художника, кто бы делал разлетающиеся частицы, что-то квантовое, отсюда и пошло название этой инсталляции. Так началось сотрудничество меня с ними и их с Марсом. В результате нашего сотрудничества эта инсталляция оказалась представленной в постоянной экспозиции в музее науки и технологий в Пекине.
Отдельное место в "Тессарте" занимает лекторий. Что ждет слушателей весной-летом? Кто выступает куратором лекционных программ? 25 апреля стартует, кажется, весьма интересный курс Алексея Бойко "Искусство+Технологии: архаика, классика, современность".
На лекциях сотрудника Русского музея, кандидата искусствоведения, Алексея Григорьевича Бойков всегда сидишь с открытым ртом. Неважно, какую тему он поднимает, просто он приводит такие параллели в искусстве, о которых ты не мог и предположить. 25 апреля в 19.00 стартует его цикл в рамках курса "Искусство + технологии", экскурс в мир технологий в искусстве с яркими примерами из истории.
Также 5 и 18 мая выступит кандидат филологических наук, исследовател медиарта, медиапоэт, куратор "101", преподаватель в СПГУ, Наталья Федорова с темами: Медиаискусство: звук. Медиаискусство: свет. Лаборатория Медиаисследований НИИ ВШЭ, 13 мая представит лекцию для программы Искусство+Технологии: "Этика новых медиа". Лектор – кандидат культурологии и медиа исследователь, преподаватель департамента медиа и младший научный сотрудник Лаборатории медиаисследований НИИ ВШЭ, Варвара Чумакова. За расписанием лекций можно следить на сайте и в социальных сетях.
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Фасады Главного штаба и Штаба Гвардейского корпуса превратятся в гигантский экран
Топ-5 мест в Петербурге, которые обязательно нужно посетить
NЮ, группа «Фрукты» и шоу «Женский форум»: куда пойти в Петербурге 22 – 28 ноября
Как с выгодой для бюджета поддержать здоровье в период холодов
Как можно сэкономить на покупке авиабилетов
С уважением к серебряному возрасту: какие музеи Ленобласти предоставляют бесплатный или льготный вход пенсионерам