1233
В Петербурге можно увидеть выставку "Восточные мотивы в европейском искусстве"
Выставка "Восточные мотивы в европейском искусстве" открыта в Государственном музее истории религии.
Выставка посвящена "ориентальным", т.е. восточным, мотивам в творчестве европейских художников. Экспонатами выставки стали предметы интерьера, выполненные в мавританском стиле, живопись, графика, детали национального костюма (тюбетейки, туфли-котурны и др.), чеканная утварь из коллекции музея.
Ориентализм (от лат. orientalis – восточный) – течение в европейском искусстве эпохи романтизма, связанное с использованием европейскими мастерами сюжетов и мотивов, стилистических приемов и элементов декора, заимствованных из искусства стран Востока.
Художники создавали условный, идеализированный образ сказочного, овеянного стариной Востока, который противопоставлялся западному рационалистическому и динамичному образу жизни. Помимо бытовых и жанровых сцен, литературных сюжетов, излюбленным мотивом художников-ориенталистов был присущий народам Ближнего и Среднего Востока особый "восточный образ жизни", с характерными для него гаремами, восточными базарами, бескрайними пустынями, устремленными в бездонную синеву неба минаретами.
Среди русских художников родоначальником "восточных сюжетов" был В.В. Верещагин. Его "Туркестанская серия", созданная в 1870-х гг. в Мюнхене под впечатлением от поездки в Среднюю Ази ю, по мнению И.Н. Крамского стала "блестящим успехом новой русской школы и ее безусловным достижением".
Восточные мотивы встречаются и в творчестве такого известного русского портретиста как К.Е. Маковский (1839 – 1915). Пример тому – представленный на выставке этюд "Перенесение священного ковра в Каире", сюжетной основой для которого послужила древняя мусульманская традиция. Будучи несколько раз в Каире, Маковский мог лично наблюдать процессии паломников, сопровождающих в Мекку религиозную святыню мусульман – кисву (ковер). Он был предназначен для облачения главного мекканского святилища – Каабы. Священный ковёр переносился в специальном сооружении, именуемом махмал. Его водружали на верблюда, и так доставляли в священный для мусульман город.
Дополняют выставку живописные работы испанского художника Д.Ц. Альвареса "В мечете", австрийского акварелиста Р.К. Зоммера "Базар в Коканде", создателя единственного в свое время в Туркестанском крае художественного училища Л.Л. Бурэ "Медресе Улугбека в Самарканде на площади Регистан", а также западноевропейская графика первой половины XIX в.
Государственный музей истории религии, Выставка "Восточные мотивы в европейском искусстве" |
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|