Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Отзывы о Центральный государственный архив Санкт-Петербурга

Интересность : Место представляет интерес для исследователей. Здесь собраны архивы по Санкт-Петербургу с 1917 года по настоящее время.
Расположение : Ехать сюда можно общественным транспортом, например, от метро Улица Дыбенко или Проспект Большевиков, расположенных менее, чем в 2 км.
Интерьер : Здание имеет оригинальную архитектуру в форме трилистника. Внутри много коридоров, можно заблудиться, но помогают сотрудники. В здании находятся 18 архивохранилищ, библиотека, читальный зал, а также выставочный зал с экспозициями документов и конференц-зал для мероприятий.
Обслуживание : Сотрудники вежливые, хорошо ориентируются в теме.
Центральный государственный архив Санкт-Петербурга
Адрес

ул. Антонова-Овсеенко, д. 1

карта
Район
Невский район (Санкт-Петербург)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга

Общая оценка:8.5 / 10
Интересность 9
Расположение 7
Интерьер 9
Обслуживание 9
Оставить отзыв
Места поблизости
Norway Park Лондон МоллВеревочный парк Norway Park Лондон МоллДвор Миядзаки Двор МиядзакиЦентральная детская библиотека Невского района Центральная детская библиотека Невского районаDreamvilleПространство Dreamville
посетитель
8.5 / 10 28 сентября 2018 г. 23:29
Сотрудники вежливые, хорошо ориентируются в теме. Здание имеет оригинальную архитектуру в форме трилистника. Внутри много коридоров, можно заблудиться, но помогают сотрудники. В здании находятся 18 архивохранилищ, библиотека, читальный зал, а также выставочный зал с экспозициями документов и конференц-зал для мероприятий. Ехать сюда можно общественным транспортом, например, от метро Улица Дыбенко или Проспект Большевиков, расположенных менее, чем в 2 км. Место представляет интерес для исследователей. Здесь собраны архивы по Санкт-Петербургу с 1917 года по настоящее время.  на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете развернутые отзывы о Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга. Наши посетители оценивают Центральный государственный архив Санкт-Петербурга по расположению и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Большой веревочный парк, в котором всегда отличная погодаБольшой веревочный парк, в котором всегда отличная погодаКрупнейший частный музей современного искусства в РоссииКрупнейший частный музей современного искусства в России Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеКурорт европейского уровня на Карельском перешейкеКурорт европейского уровня на Карельском перешейке

Комментарии посетителей

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Архивы Санкт-Петербурга

вчера в 08:15


Поездка в Северную Корею в 1950 году В марте 1950 года профессор Ленинградского политехнического института доктор технических наук Георгий Алексеевич Абрамов был направлен в Северную Корею. Цель поездки – помощь в подготовке корейских специалистов по металлургии. Георгий Алексеевич приступил к чтению лекций в недавно организованном Индустриальном институте в городе Хыннан (ныне район г. Хамхын). Причем его слушателями являлись не студенты, а преподаватели института, которые затем пересказывали лекции учащимся, что очень удивило советского ученого. В Северной Корее Абрамов находился недолго, из-за начавшейся войны он выехал на родину в конце июня 1950 года. В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга в фонде личного происхождения Г.А. Абрамова сохранилось несколько фотографий из Северной Кореи. Представляем некоторые из них. #архивыспб #ЦГА _______________________________ ЦГА СПб. Ф. 9977. Оп. 1. Д. 96. Л. 3, 14, 15, 22. Заседание кафедры металлургии Хыннанского института (4-й слева – Г.А. Абрамов); экскурсия в город Чхонджи (тогда он еще назывался Сейсин); студенты - дипломники металлургического факультета; преподаватели и студенты Хыннанского института в парке Освобождения. Май – июнь 1950 г.
09.09.2024 в 08:15


Из документальной истории телевидения Тех, кто хочет узнать историю развития телерадиовещания, приглашаем в Центральный архив научно-технической документации. В фондах архива хранятся уникальные документы, отражающие становление отечественного телерадиовещания. Наша страна была одной из первых, где приступили к созданию электронного телевидения. Профессор Технологического института Б.Л.Розинг 25 июля 1907 года подал заявку на «Способ электрической передачи изображений на расстояние». Этот факт был официально зафиксирован как русская привилегия и 30 октября 1910 года был выдан Патент № 18076 (привилегия, согласно существовавшей тогда терминологии). В 1908 и 1909 годах открытие нового способа приёма изображения в телевидении подтвердили патенты, выданные в Англии и Германии. В 1911 году усовершенствованное Б.Л.Розингом телевизионное приспособление было запатентовано в России, Англии, Германии, США. В 1909 году в Большую химическую лабораторию Розингом и его учеником Зворыкиным была передана телепередача на 4 строки. 22 мая (5 мая) 1911 года Розингу удалось в своей лаборатории добиться приёма сконструированным им кинескопом изображений простейших фигур. Это была первая в мире телевизионная передача, ознаменовавшая начало эры телевидения. В 1912 году Зворыкин изобрёл приёмники радиодетектирования. В декабре 1923 года изобрёл звуковую катодную трубку, в 1925 году — катодную трубку для кинескопа. В 1928 году встретился с эмигрантом из России Давидом Сарновым, вице-президентом фирмы «Рэдио корпорейшн оф Америка». Сарнов, ставший в 1930 году президентом компании RCA, назначил Зворыкина руководителем лаборатории электроники RCA. В 1929 году Зворыкин разработал высоковакуумную телевизионную приёмную трубку — кинескоп, к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки — иконоскопа, в 1932 году им же был создан электронный микроскоп. В 1932 г. был основан НИИТ с целью расширения работ по телевидению и телемеханике. Из ЛЭФИ во НИИТ перешла группа ведущих специалистов: Г.В.Брауде, А.В.Дубинин, А.А.Железов, В.И.Красовский, Б.В.Круссер, Л.А.Кубецкий, О.Б.Лурье, Я.А.Рыфтин, К.М.Янчевский, несколько позднее – А.П.Константинов (1935 г.) и А.В.Москвин (1936 г.) В этот и последующие годы неоднократно бывал в Европе, в том числе посещал СССР. Его консультации сыграли большую роль в создании систем телевещания в Европе. В результате реализации заключенного с RCA договора СССР ввёл в действие в 1938 году первую передающую станцию электронного ТВ в Москве, было освоено производство телевизоров ТК-1 с кинескопом Зворыкина. Разработки Зворыкина позволили в 1959 году Сарнову создать телеканал NBC, который на весь мир транслировал приезд вице-президента США Р. Никсона в Москву на 20-летний юбилей ВДНХ. Самые первые телепередачи в Ленинграде были осуществлены в 1931 году и представляли собой лишь малострочные телепередачи неподвижных изображений. В 1932 году начала осуществляться передача подвижных изображений, а с 1934 года — со звуковым сопровождением. Первые 30 телевизоров в СССР — «ТК-1» были установлены в одном из зданий ЦПКиО, в Доме техники и Доме занимательной науки. 29 июня 1938г. начал работать Опытный ленинградский телевизионный центр (ОЛТЦ) на улице Академика Павлова, 13а. #архивыспб #ЦГАНТД ______________________________ ЦГАНТД СПб. Ф. Р-214, оп. 21, д. 79, л. 19 об. Опытный образец иконоскопа. Технический отчёт по разработке советского иконоскопа (1939) Там же. Ф. Р-214, оп. 21, д. 101, л. 13. Общий вид телевизионного передатчика. Из отчёта «Повышение качества изображения в малострочном телевидении». (1940) Там же. Ф. Р-214, оп. 21, д. 104, л. 1а. Титульный лист к диссертации Д.Д. Аксёнова «Исследование шумов иконоскопа (1941) Там же. Ф. Р-214, оп. 21, д. 111, лл. 47, 47а, 49а, 69а. Фрагмент характеристики и эскизное изображение иконоскопов Тхоржевский Н.П. «эффективность иконоскопов». Диссертация (1941) Там же. Ф. Р-214, оп. 21, д. 108, л. 1. Из диссертации Лурье О.Б. «Передача низких частот телевизионными усилителями» (1941)
07.09.2024 в 10:30


Орден Трудового Красного Знамени был учрежден 98 лет назад, 7 сентября 1928 года, и считается одной из самых массовых наград Советского Союза. Всего, за годы его существования, было произведено свыше одного миллиона награждений. Орденом Трудового Красного Знамени СССР награждались граждане, организации, республики и города не только Советского Союза, но и иностранных государств. Он вручался «за большие трудовые заслуги перед Советским государством и обществом в области производства, науки, культуры, литературы, искусства, народного образования, здравоохранения, в государственной, общественной и других сферах трудовой деятельности». В числе награжденных этим орденом – лучшие представители рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции, передовые коллективы предприятий, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, колхозов, совхозов. Внешний вид ордена менялся несколько раз, но основная идея оставалась неизменной: на знаке изображалось развернутое Красное Знамя, покрытое рубиново-красной эмалью, с надписью «СССР», и зубчатое колесо с надписью по ободу «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», отображая общую идею значимости труда и единства трудящихся всего мира. #архивыспб #ЦГАКФФД ____________________ ЦГАКФФД СПб. АР 1043. Слесарь-сверловщик завода «Электрик» Константин Петрович Куликов, награжденный орденом Трудового Красного знамени, за работой. Ленинград, 21 марта 1947 г. Автор съемки: Ярин Я.М.
06.09.2024 в 08:15


Из истории ресторанного дела в Петербурге. О содержании ресторана «Контан» до 1917 г. Если ты хорошо любишь жить, И имеешь костюм ты нарядный, В ресторан можешь смело входить — Перворазрядный… Заведения общественного питания– трактиры, харчевни, кабаки существовали в Санкт-Петербурге со времени основания города. В начале XIX века в городе стали появляться заведения высшего класса – рестораны с традиционно французской или русской кухней. В конце лета 1885 года на ресторанной карте Санкт-Петербурга появился фешенебельный ресторан «Контан», названный по имени владельца – Августа Людвиговича Контана. Ресторан располагался в доме №58 по набережной Мойки. Поскольку в популярном ресторане регулярно проводились торжественные банкеты и ужины, возникла необходимость увеличить площадь помещения, перестроив «ресторанное зало» и здание для кухни. Помещения должны были соответствовать нормам обустройства питейных заведений в Санкт-Петербурге, определенным «Обязательным постановлением для заведений трактирного промысла с продажею крепких напитков», утвержденным в 1893 году. Иначе, уже после открытия, можно было получить штрафы или временный запрет на ведение деятельности. В документах архивного фонда Канцелярии петроградского градоначальника (Ф. 569) сохранился акт об осмотре достроенных помещений для французского ресторана А.Л. Контана, составленный 15 декабря 1895 года. В результате проверки в акте о приемке помещений отмечалось что «Контан» открыт «только для одной чистой публики» и «черной» половины не имеет. К началу XX века между рестораторами установилась жёсткая конкуренция за привлечение большего количества посетителей. С этой целью многие владельцы устраивали террасы и сады. Требования «Обязательного постановления» распространялись и на проектирование, и на реконструкцию существующих садов, и на их содержание. Так в июне 1897 года петербургский градоначальник, отметив «что дорожки подъезда к ресторану «Контан» по набережной Мойки не посыпаны гравием и вообще содержится этот подъезд небрежно в приказном порядке поручил приставу 2-го участка Казанской части обязать содержателя «непорядок безотлагательно устранить, за исполнением чего наблюсти». И ресторан «Контан», и сад при нём существенно менялись с ходом времени. Пережив сильный пожар в январе 1907 года, он, менее чем через год, был восстановлен. Публика встретила открытие нового здания с большим восторгом. Новым ударом для ресторана стал тяжёлый экономический кризис, вызванный Первой мировой войной, затем - Октябрьская революция и Гражданская война, которые положили конец деятельности ресторана. С тех пор прошло много времени. Начиная с 2000-х годов Петербург переживает второй расцвет петербургской гастрономии, в городе работает большое количество заведений общепита с самой разнообразной тематикой и кухней. Но практически не изменились требования к организации пространства для мест общественного питания, которые динамично развиваются, опираясь на старые традиции. Больше информации об истории ресторанного дела в нашем городе можно узнать из документов, хранящихся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. #архивыспб #ЦГИА _____________________ 1. Ресторан «Контан». Открытка. Из открытых источников. 2. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 3380. Л. 153 об.-154. Генеральный план арендуемой части купцом Августом Людвиговичем Контаном в Казанской части 2-го участка дома №58 Яковлева. 1885 г. 3.​ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 12. Д. 18. Л. 91.Прошение А.Л. Контана петербургскому градоначальнику о назначении комиссии «для осмотра» вновь построенных зданий.1895 г. 4.​ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 12. Д. 18. Л. 96-97. Акт об осмотре помещения, предназначенного для трактирного заведения…1895 г. 5.​ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 12. Д. 18. Л. 341 -343. План ресторана А. Контана 1895 г.
04.09.2024 в 08:15


Следующая остановка — золотая осень! Каждый год в сентябре и октябре город Пушкин принимает тысячи петербуржцев и гостей северной столицы, которые приезжают посмотреть на «пышное природы увяданье, в багрец и в золото одетые леса». Первым ценителей золотой осени встречает один из шедевров послевоенной архитектуры Ленинграда — железнодорожный вокзал, возведённый в 1948–1950 годах по проекту архитекторов Евгения Адольфовича Левинсона (1894–1968) и Андрея Александровича Грушке (1912–1989). Существующее здание — четвёртое по счёту, его предшественники — деревянный и каменный вокзалы середины XIX века архитектора К.А. Тона и разрушенный в 1941–1944 годах вокзал в неоготическом стиле начала XX века. Архитекторы Е.А. Левинсон и А.А. Грушке стремились подчеркнуть связь нового вокзала не только с фигурой выдающегося поэта, но и с обликом самого города. Ведь именно Царскосельский дворцово-парковый ансамбль вдохновил мастеров создать здание, сочетающее в себе строгость древнегреческих храмов и живописность древнеримских руин, во многом напоминающее знаменитую галерею Чарльза Камерона. Однако за лаконичным и вполне классическим видом вокзала скрывалось целое поле для смелых технических и дизайнерских решений, которые архитекторы использовали для создания удивительного по своей элегантности интерьера. Один из таких экспериментов касался четырёхметровой люстры, предназначенной для свода кассового зала высотой 14 метров. Перед архитекторами, художниками и технологами стояла задача создать масштабное декоративное изделие, где стекло сочеталось бы с кованым железом и усиливало его выразительность. Основу люстры составлял металлический стержень со стеклянной балясиной, на который крепились кронштейны со стеклянными абажурами-тюльпанами и чешуйчатые металлические чехлы. Размер этой стеклянной балясины, составленной из двух колпаков, оказался столь большим, что мастерам Ленинградского завода художественного стекла и сортовой посуды пришлось использовать метод прямого выдувания в специальную деревянную форму, а уже потом накладывать слой синего стекла. Более того, изделие с самого начала задумывалось как разборное, что существенно облегчало процесс его технического обслуживания. Пара таких люстр и сейчас украшает свод кассового зала железнодорожного вокзала, а маленькие хрустальные звёздочки-подвески как будто светятся изнутри в солнечный осенний день. #архивыспб #ЦГАЛИ ______________________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 487. Оп. 2. Д. 8. Л. 42. Вид с привокзального площади на железнодорожный вокзал в городе Пушкин в процессе возведения. 1948–1950 годы. Автор съёмки не установлен. 2. Там же. Ф. 487. Оп. 2. Д. 8. Л. 40. Вид со стороны железнодорожных путей на вокзал в городе Пушкин. 1948–1950 годы. Автор съёмки не установлен. 3. Там же. Ф. 487. Оп. 2. Д. 8. Л. 32. Е.А. Левинсон, А.А. Грушке. Перспективный вид кассового зала. 1948–1950 годы. Фотокопия. 4. Там же. Ф. 347. Оп. 2. Д. 69. Л. 2 Перечень авторов и исполнителей работ по теме «Архитектурное стекло» для сектора художественно-декоративных изделий Ленинградского филиала Академии архитектуры СССР. 1949 год. Машинопись. 5. Там же. Ф. 347. Оп. 2. Д. 70. Л. 35. Чертёж четырёхметровой люстры для железнодорожного вокзала города Пушкин. 1948–1950 годы. Фотокопия. 6. Там же. Ф. 347. Оп. 2. Д. 69. Л. 11. Фрагмент доклада Е.А. Левинсона «Архитектурное стекло» о работе сектора художественно-декоративных изделий Ленинградского филиала Академии архитектуры СССР. 1949 год. Машинопись. 7. Там же. Ф. 347. Оп. 2. Д. 138. Л. 123. Выдувание колпака (полубалясины) в деревянную форму на Ленинградском заводе художественного стекла и сортовой посуды. 1948–1950 годы. Автор съёмки не установлен. 8. Там же. Ф. 347. Оп. 2. Д. 138. Л. 119. Общий вид люстры кассового зала железнодорожного вокзала города Пушкин. 1948–1950 годы. Автор съёмки не установлен. 9. Там же. Ф. 487. Оп. 2. Д. 8. Л. 11. Е.А. Левинсон, А.А. Грушке. Общий вид кассового зала железнодорожного вокзала города Пушкин. 1948–1950 годы. Автор съёмки не установлен.
02.09.2024 в 08:15


На штурм науки и образования Ленинград был одним из важнейших научно-образовательных центров Советского Союза, в который в 1930-е годы – эпоху напряжённого строительства советской индустрии и нового общественного быта, стягивались молодые люди со всех концов огромной страны. Об этом времени очень точно высказался организатор нефтяной промышленности СССР Николай Константинович Байбаков в своих воспоминаниях: «Мы шли от станков и полей в рабфаки и рабочие академии, а наши отцы учились в ‟ликбезах” и многочисленных кружках. Вся страна училась, а не переучивалась, как ныне. Мы знали – стране нужны специалисты, учёные, конструкторы, экономисты…» Говоря иначе, курс государства на интенсивное освоение техники и ускоренную подготовку квалифицированных кадров мотивировал граждан к получению образования и научной работе, поскольку всё это шло на нужды индустриализации – гарантии независимого существования социалистического проекта. Десятки тысяч человек ринулись в новые вузы, вдохновлённые курсом большевистского правительства. Так, Ленинград 1930-х годов сосредоточил в себе огромное количество студентов рабочих факультетов – фактически учащихся подготовительных отделений при вузах. Значительная часть выпускников рабфаков после усвоения учебной программы продолжала учёбу на основных факультетах по избранной специальности. Тогда же появилось множество отраслевых вузов и научно-исследовательских институтов, занимавшихся насущными вопросами народного хозяйства предвоенных лет. Однако, несмотря на огромную тягу к знаниям у студентов и масштабные технологические задачи, поставленные советской властью, сотрудники ленинградских НИИ и студенчество регулярно сталкивались с трудностями – низкими зарплаты и стипендиями, недостаточным финансированием образовательного процесса, отсутствием должных условий для работы и организационным хаосом в период выполнения первых пятилетних планов. Специфической проблемой развития сети научных и учебных учреждений явилась нехватка зданий как для исследовательской работы, так и для академических занятий. Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга сохранил записку к генеральному плану Ленинграда, в которой сообщалось об этом феномене и предлагалось перенести существующие институты в южные районы города в течение 1940-х годов. Это решение, по замыслу составителей документа, позволило бы осуществить более рациональное распределение и использование строительного фонда города Ленина. #архивыспб #ЦГАНТД ___________________________ 1. ЦГАНТД СПб. Ф. Р-386. Оп. 3-5. Д. 13. ЛЛ. 3, 17, 33, 42, 44. Записка к генеральному проекту Ленинграда. Научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, высшие технические учебные заведения, техникумы, рабфаки, школы фабрично-заводского ученичества. 1940 г. 2. Там же. Л. 15. Количество студентов ленинградских вузов и втузов в 1920-е – начале 1940-х гг. 3. Там же. Л. 31. Количество персонала в ленинградских НИИ в конце 1920-х – начале 1940-х гг. 4. Там же. Л. 40. Количество студентов ленинградских техникумов в конце 1920-х – начале 1940-х гг.
31.08.2024 в 10:30


110 лет со дня переименования Санкт-Петербурга в Петроград С началом Первой Мировой войны в российском обществе наблюдался сильный патриотический подъём и антинемецкие настроения. Народ не хотел быть причастным к западной культуре. На этой волне стали появляться высказывания относительно названия столицы Российской империи. 31 августа 1914 года Санкт Петербург высочайшим указом императора был переименован в Петроград. В экстренном выпуске «Биржевых новостей» на следующий день было сказано: «Мы легли спать в Петербурге, а проснулись в Петрограде!.. Кончился петербургский период нашей истории с его немецким оттенком… Ура, господа!..». А уже 2 сентября 1914 года главная городская «Петербургская газета» уже вышла с шапкой «Петроградские ведомости». Однако, нельзя сказать, что название города было новым. Еще до переименования, в произведениях Пушкина А.С. неоднократно упоминается град Петра: «Над омраченным Петроградом дышал ноябрь осенним хладом.». Однако в качестве официального имени города оно приживалось плохо – почти до 20-х годов слово «Петербург» было еще в ходу. Город носил своё новое название меньше 10 лет и был переименован в Ленинград. Несмотря на то, что история имени «Петроград» была недолгой, на городских картах остался исторический район Петроградская сторона (расположенный на островах между Малой Невой и Малой Невкой), а в 1963 году появилась станция метро «Петроградская». О возвращении городу исторического названия заговорили еще в 1989 году. Петербург всегда был городом, сочетающим в себе богатую историю, разнообразную архитектуру и культурное наследие. Поэтому неудивительно, что в 1991 году большинство горожан проголосовали за возвращение городу исторического названия, что стало символическим шагом в укреплении российской идентичности и сохранении культурного наследия. #архивыспб #ЦГАКФФД ____________________ ЦГАКФФД СПб. Оп. 1Г-1. Ед.хр. 47. Горожане читают новости в газете "Вечернее время" у здания конторы редакции на Невском проспекте дом 52. Санкт Петербург Петроград. Август 1914 г. Автор съемки: Булла К.К.
30.08.2024 в 08:15


Кто такие почетные граждане? В сегодняшней публикации на примере документов Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга мы кратко расскажем о том, кто такие почетные граждане. Личные и потомственные почетные граждане являлись особой сословной группой городских жителей XIX – начала ХХ века. Предшественником почетного гражданства было сословие «именитых граждан», введенное Екатериной II «Грамотой на права и выгоды городам Российской Империи» в 1785 году. К ним относились лица, отслужившие не менее одного срока на выборных должностях в органах городского самоуправления, ученые, художники, архитекторы, «музыкосочинители», живописцы и скульпторы, лица, имевшие капитал свыше 50 тыс. руб., банкиры с капиталом от 100 до 200 тыс. руб., крупные оптовые торговцы и судовладельцы. Звание личного и потомственного почетного гражданина было введено манифестом Николая I от 10 апреля 1832 г. К потомственному почетному гражданству относились дети личных дворян и потомственных почетных граждан, выпускники духовных семинарий и академий, купцы 1-й и 2-й гильдии, обладатели ученых степеней, дипломированные артисты и художники, владельцы фабрик и мануфактур. К личному почетному гражданству относились дети церковнослужителей, чиновники 10-14 классов, выпускники высших учебных заведений, служащие гимназий, деятели медицины, инженеры-технологи, иностранные специалисты. Причисление к почетному гражданству освобождало от платежа подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний, давало право участвовать в городских выборах. Среди почетных граждан числились известный благотворитель Степан Петрович Елисеев, первооткрыватель Трои Генрих Шлиман, промышленник и предприниматель Карл Федорович Сименс. Сведения о личных и почетных гражданах можно найти в документах ЦГИА СПб, примеры которых мы приводим. #архивыспб #ЦГИА _________________________________ 1. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Т. 7. Ст. 5284. Манифест императора Николая I «Об установлении нового сословия под названием почетных граждан». 10 апреля 1832 г. Фрагмент. 2. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 742. Л. 153 об.-154. Метрическая запись о венчании Генриха Шлимана с Екатериной Петровой Лыжиной в Исаакиевском соборе. 12 октября 1852 г. 3. ЦГИА СПб. Ф. 792. Оп. 1. Д. 1923. Л. 9. Список почетных граждан, имевших недвижимое имущество в Санкт-Петербурге. Фрагмент. 26 января 1855 г. 4. ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1196. Л. 2-2 об. Список с высочайшего повеления «О необходимости строгой оценки рода деятельности и общественного положения лиц, представляемых к награждению званием почетного гражданина». 22 января 1901 г. 5. ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 20. Д. 158. Л. 16-17. Указ Правительствующего Сената о признании Параскевы Николаевы Быковой с детьми в звании потомственных почетных граждан. 15 декабря 1908 г. 6. ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 20. Д. 158. Л. 5-5 об. Указ Правительствующего Сената от 28 ноября 1908 г. о возведении курьера Управления вел. кн. Михаила Александровича, Григория Петрова Башмакова в звание личного почетного гражданина. 16 декабря 1908 г. 7. ЦГИА СПб. Ф. 200. Оп. 1. Д. 760. Л. 5. Отношение попечителя Николаевской детской больницы барона Ю. А. Икскуля фон Гильденбанта главноуправляющему Собственной е.и.в. канцелярией по учреждениям императрицы Марии А.Г. Булыгину о пожертвовании потомственным почетным гражданином С.Г. Раменским 30 тыс. руб. для постройки домовой церкви Св. Николая Чудотворца. 7 октября 1915 г.
27.08.2024 в 08:15


Архивная трагедия 1941 года Представляем документ о массовой гибели документов районных органов власти Ленинграда в июле – сентябре 1941 года. Документ не требует комментариев – он объясняет многие лакуны в источниках по истории города и наглядно показывает насколько велика роль личности в выполнении тех или иных директив, в решении важных вопросов «на местах». Кто-то смог обеспечить сохранность архивов, а кто-то предпочел распорядиться об их уничтожении. #архивыспб #ЦГА ________________________ ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 4. Д. 78. Л. 61–61 об. Докладная записка УНКВД ЛО председателю Ленгорисполкома о состоянии архивов райисполкомов. 4 сентября 1942 г.
25.08.2024 в 10:28


24 августа 1915 года в столице Российской империи произошло освящение первого и единственного буддийского храма в городе «Дацана Гунзэчойнэй». «Дацан Гунзэчойнэй» является самым северным буддийским храмом в мире. Сегодня в храме проходят службы, организуются выставки и научные конференции, которые могут посетить все желающие, но так было не всегда. В годы гражданской войны храм подвергся погрому и утратил большую часть своих реликвий и культовых принадлежностей. Храм был закрыт, а на принадлежащей ему территории разместились физкультурная база, военная радиостанция и лаборатории Зоологического института АН СССР. История храма берет свое начало в 1900 году, когда было получено разрешение на строительство. Храм создавался в соответствии с канонами тибетской архитектуры. В переводе с тибетского «Гунзэчойнэй» означает «источник святого учения». Непосредственное участие в создании храма принимал и Николай Рерих, будучи одним из руководителей работ и автором эскизов к витражам и другим элементам храмовой декорации главного зала. На момент завершения строительства, Дацан в Санкт Петербурге стал самым дорогим буддийским храмом в Европе. Первое буддийское служение осуществили 21 февраля 1913 года, несмотря на продолжающееся строительство. Оно было приурочено к 300-летию династии Романовых. На торжество прибыли представители автономного монгольского правительства и представители буддийского духовенства Восточной Сибири. Согласно документам в Санкт-Петербурге в это время насчитывалось более 150 буддистов, основную массу которых составляли буряты и калмыки. Сегодня "Дацан Гунзэчойнэй" остается центром буддийской культуры и духовности в Санкт-Петербурге. Несмотря на сложную историю, храм продолжает привлекать людей своим уникальным духовным наследием и красотой архитектуры. #архивыспб #ЦГАКФФД _________________________ ЦГАКФФД СПб. 175068. Молодые монахи хувараки Жимба и Джамьян (справа) перед зданием буддийского храма. Санкт-Петербург, декабрь 1991 г. Автор съемки: Смольский С.С.
23.08.2024 в 08:15


Петербургский трубочист Первые профессиональные трубочисты появились в Санкт-Петербурге вместе с первыми постройками. По замыслу Петра I все городские здания должны были быть каменными, однако на практике большая их часть оставалась деревянной. Самым большим бедствием деревянного города всегда были пожары. Забота о пожарной безопасности послужила причиной издания в 1718-1721 гг. ряда указов, в которых определялись правила постройки зданий, в том числе и печей. Каждый домовладелец обязан был исправить печь согласно новым правилам и чистить ее раз в месяц. За неисполнение полагался штраф от 10 до 30 рублей. Надзор за исполнением этих правил был возложен на городскую полицию, которая обязана была проверять печи городских обывателей каждые три месяца. В 1721 г. генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга А.М. Девиер предложил Сенату ввести в штат полиции печного мастера, а для чистки труб «определить …из рекрут или из гулящих людей 30 человек и назначить им жалованье и провиант. Для присмотра и обучения нанять одного мастера на один год с платой ему 100 рублей». Однако Сенат не дал согласия на учреждение должности городского трубочиста. Вопрос о необходимости иметь городских трубочистов вновь возник после пожаров 1736-1737 гг., в результате которых выгорела Морская слобода и большая часть Адмиралтейского острова. Весной 1737 г. в штате столичной полиции появились должности трубочистов и печников. Они должны были следить за исполнением указов, но жалованья от казны не получали, а за чистку труб и ремонт печей брали по 1 копейке с каждой трубы. С 1763 г. и до начала XIX в. в штате городской полиции состоял «мастер трубочистного дела» и от 40 до 24 трубочистов. Им полагалось жалованье: мастеру 50 руб. в год, а трубочистам по 6 руб., а сверх того они по-прежнему довольствовались деньгами от домовладельцев. С учреждением в 1802 г. пожарной команды при городской полиции должности трубочистов были ликвидированы. Забота о чистке труб и исполнении правил о пожарной безопасности всецело ложилась на владельцев домов. К этому времени в городе сформировался цех трубочистных мастеров, который на 1823 г. насчитывал 15 русских и 9 иностранных специалистов. Трубочисты работали небольшими артелями. Работа была тяжелая и зачастую опасная: приходилось орудовать гирями различного веса и формы, кувалдой, большими стальными щётками стоя на большой высоте. Бурный рост городского строительства второй половины XIX в. и увеличение количества пожаров заставили городские власти заняться проблемой организации трубочистного дела в городе. Рассматривался проект создания, по примеру Варшавы, городской трубочистной команды при столичных пожарных частях. В 1904 г. была образована специальная Подготовительная комиссия «для рассмотрения вопросов об улучшении борьбы с пожарами». В принятых постановлениях об общих противопожарных мерах на домовладельцев была возложена обязанность иметь ответственных мастеров, в обязанности которых входил надзор за исправностью печей и труб, а также доклад о замеченных неисправностях домовладельцу. Домовладелец уже сам принимал решение о целесообразности ремонта и, в случае необходимости, нанимал работников для его проведения. Взять подряд на чистку труб могли как профессиональные мастера своего дела, так и любой желающий, даже незнакомый с трубочистным делом вообще. Работы трубочистных артелей не были упорядочены и регламентированы. Отсутствовал и профессиональный ценз, чисткой труб и дымоходов могли заниматься люди, не имеющие необходимых навыков и умений. Условия труда были очень тяжелыми, в день один трубочист должен был очистить печи, дымоходы или камины в 50-100 квартирах, которые нередко находились в разных частях города. Такая организация трубочистного дела не могла не сказываться на качестве работы, а, следовательно, приводила к увеличению количества пожаров. #spbarchives #ЦГИА ____________________________ 1. НСБ ЦГИА СПб. Трубочист. / Санкт-Петербург в старых фотографиях. Конец XIX – начало XX вв. СПб., 2013. С. 161. 2. ЦГИА СПб. Ф. 528. Оп. 1. Д. 185. Л. 5. Обязанности трубочиста. – Из проекта наставления трубочисту-печнику. 1899 г. 3. ЦГИА СПб. Ф. 1229. Оп. 1. Д. 462. Л. 1. Заявление об учреждении Союза рабочих трубочистов. 1906 г. 4. ЦГИА СПб. Ф. 554. Оп. 1. Д. 8. Л. 53. Заявление Петроградского союза трубочистов о приеме подрядов по очистке дымовых труб. 1917 г. 5. ЦГИА СПб. Ф. 467. Оп. 1. Д. 14. Л. 114. Поздравление с Новым годом от трубочистов. Б\д.
21.08.2024 в 08:15


Яркие моменты театральной жизни 1960-х: фильм-капустник Николая Боярчикова В 1950–1960-х годах значительная часть жизни артистов балета была сосредоточена в театре. Для них он был не просто местом работы, а целым миром, где они жили и отдыхали. Одним из самых популярных и любимых развлечений были капустники. Они организовывались людьми, полными кипучей энергии и творческого энтузиазма, которые вкладывали душу в их подготовку. Именно в то время артист балета и начинающий балетмейстер Николай Николаевич Боярчиков (1935–2020) решил запечатлеть атмосферу творчества и веселья на кинопленку. В 1963 году к тридцатилетию балетной труппы Ленинградского академического Малого оперного театра он снял любительский фильм-капустник. Он представлял собой вереницу историй о выдающихся балетных деятелях (Н.А. Анисимовой, В.А. Варковицком, Л.М. Лавровском, Ф.В. Лопухове, Б.А. Фенстере), чьим назначением на должность главного балетмейстера театра попеременно руководили то муза Терпсихора, то озорной чёрт. В пародийном ключе обыгрывались сцены из поставленных ими балетных спектаклей «Кавказский пленник», «Сильнее любви», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Чудесная фата» и др. Заканчивается фильм приходом на место главного балетмейстера театра И.Д. Бельского, кандидатура которого удовлетворяет и чёрта, и музу. В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга в личном фонде Николая Боярчикова хранится дело, связанное с подготовкой к съёмкам этого фильма. В нем содержится тетрадь с черновыми заметками к сценарию и планами концертных номеров к капустникам. Некоторые идеи, зафиксированные в тетради, перекликаются с тем, что зрители могут увидеть в шуточном фильме (например, участие муз, пародии на классику отечественного балета). Несмотря на то, что итоговый сценарий был практически полностью переработан, эти материалы позволяют глубже понять особенности творческой атмосферы в балетном сообществе 1960-х годов. Кроме того, эти материалы могут служить источником информации о малоизвестных аспектах жизни и работы артистов балета, их взаимоотношениях. #архивыспб #ЦГАЛИ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 982. Оп. 1. Д. 85. Л. 2. Фотография Н.Н. Боярчикова в роли Хулигана в балетном спектакле «Барышня и хулиган», поставленном в Малом театре оперы и балета. Автор съёмки не установлен. 1962 год. 2 ЦГАЛИ СПб. Ф. 982. Оп. 1. Д. 66. Л. 3. Черновые заметки к капустнику «Как это делается» о создании балетного спектакля. 1960-е годы. Рукописный подлинник. 3. Там же. Л. 9. Примеры шутливых вопросов к капустнику, записанные Н.Н. Боярчиковым. 1960-е годы. Рукописный подлинник. 4. Там же. Л. 10. Фрагмент черновых заметок к капустнику. 1960-е годы. Рукописный подлинник.
20.08.2024 в 08:15


Ленинградская область меняет границы В 1944 году значительно изменилось административно-территориальное деление Советского Союза. Только в июле –августе в составе РСФСР были образованы 9 новых областей. Две из них – Новгородская и Псковская создавались на территории Ленинградской области согласно указам Президиума Верховного Совета СССР от 5 июля и 23 августа 1944 года. Их организация была продиктована, прежде всего, экономическими и административными причинами – необходимостью восстановления хозяйства после фашистской оккупации, приближением областного руководства к районам. Немалую роль сыграла и героическое прошлое регионов, символическое для русской истории, а также то обстоятельство, что Новгород и Псков имели статус губернских центров еще в Российской империи. Вопрос о разукрупнении Ленинградской области был поставлен перед членами Государственного Комитета Обороны еще в середине февраля 1944 года; 26 июня и 27 июля Организационное бюро ЦК ВКП(б) одобрили это предложение и вскоре, после подтверждения Политбюро ЦК ВКП(б), вышли соответствующие указы Президиума Верховного Совета СССР. В архивном фонде Ленинградской областной плановой комиссии сохранились документы о «разделе» области, который проводился (в соответствии с инструкцией 1932 года) по актам согласительных комиссий с многочисленными приложениями. К сожалению, в архиве отложились только копии этих актов. Интересно, что на актах отсутствуют точные даты. #архивыспб #ЦГА __________________________ ЦГА СПб. Ф. 1684. Оп. 5. Д. 842. Л. 140, 169. Из актов территориального, административного и хозяйственного разделения Ленинградской области. 1944 г.
19.08.2024 в 08:15


Ледокол «Ермак» на службе Отечеству За первые двенадцать лет своей службы родоначальник арктических ледоколов провёл во льдах более тысячи суток. С началом Первой мировой войны «Ермак» был зачислен в состав Балтийского флота, где проводил корабли и суда через воды Финского залива. После революции, в 1918 году, ледокол прославил себя, спасая русские корабли во время знаменитого ледового похода балтийской эскадры из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. После этого он вновь вернулся к мирной службе. В 1920–1930-е годы «Ермак» обеспечивал грузовые перевозки на Балтике, в западном секторе Арктики и в Белом море. Февраль 1938 года стал знаковым, когда он принял участие в эвакуации советских полярников с научно-исследовательской станции «Северный полюс-1». С началом Великой Отечественной войны ледокол вновь активно использовался. 4 октября 1941 года «Ермак» был мобилизован и участвовал в эвакуации гарнизона полуострова Ханко и островов Финского залива, проводя корабли для обстрела позиций врага и выводя подводные лодки на боевые позиции. В июне 1944 года ледокол был разоружен и возвращён Главному управлению Северного морского пути. 26 марта 1949 года, в честь своего полувекового юбилея, «Ермак» был награждён орденом Ленина. В 1963 году корабль-ветеран совершил свой последний рейс в Арктику. Год спустя он был выведен из эксплуатации и разобран на металл в Мурманске. В 1974 году на смену славному «Ермаку» вышел новый ледокол с тем же именем. Увидеть послевоенную деятельность экипажа ледокола возможно с помощью альбома фотографий, на которых запечатлены испытания гидроледореза системы изобретателя В. П. Чижикова на Финском заливе в 1948 году. Интересный документ хранится в фонде Арктического и антарктического научно-исследовательского института Центрального государственного архива научно-технической документации Санкт-Петербурга. #архивыспб #ЦГАНТД ____________________________ 1. ЦГАНТД СПб. Ф. Р-369. Оп. 2-1. Д. 708. Л. 1. Ледокол «Ермак». Общий вид. 1948 г. 2. Там же. Л. 1. Капитан ледокола «Ермак» М. Я. Сорокин. 1948 г. 3. Там же. Л. 2. Работа левого гидромонитора перед обрывом конечной части. 1948 г. 4. Там же. Л. 5. Резка льда на ходу. 1948 г. 5. Там же. Л. 7. Подготовка образцов льда к испытаниям. 1948 г. 6. Там же. Л. 11. Центральный пост в механическом отделении. 1948 г. 7. Там же. Л. 13. Командный пост во время испытаний. 1948 г. 8. Там же. Л. 25. Проба льда на изгиб. 1948 г. 9. Там же. Л. 25. Проба льда на сжатие. 1948 г.
18.08.2024 в 10:30


Создание фонда пользования архивных документов Фонд пользования включает в себя копии архивных документов, выполненных на различных материальных носителях (микрофиши, микрофильмы и электронные носители), которые позволяют обеспечить сохранность подлинников архивных документов. Фонд пользования на пленке создают специалисты Лаборатории обеспечения сохранности документов. От архивов, подведомственных Архивному комитету Санкт-Петербурга, Лаборатория получает оригиналы дел, с которых создается три копии: страховой фонд на негативной пленке, фонд пользования на позитивной пленке и в электронном виде. При выключенном свете идет процесс микрофильмирования (фотографирования) каждого листа дела на негативную пленку. Отснятая пленка проявляется – это и будет страховой копией архивного документа. В специальном аппарате - дубликаторе изображение копируется с негативной пленки на позитивную. После проявки полученной позитивной пленки, она проверяется путем визуального осмотра и инструментальной оценки. Визуальная оценка представляет собой просмотр микрофильма на читальном аппарате или фильмоконтрольном столе в отраженном и проходящем свете с использованием лупы. Инструментальная оценка состоит из следующих этапов анализа: оптической плотности фона изображения (при помощи денситометра) и качества воспроизведения оригинала (определение предела читаемости миры по тест-оригиналу при помощи микроскопа). Позитивная пленка после проявки представляет собой рулон, который для удобства пользователей режется по номерам дел, скручивается и упаковывается в бюксы с проставлением шифра дела, после чего складываются в микротеки, и отдаются в архив вместе с пленкой страхового фонда и оригиналами дел. Параллельно создается электронный фонд пользования – дела оцифровываются. Полученные образы проверяются на пропуски листов и качество, обрабатываются и загружаются в ГИС «Архивы Санкт-Петербурга» и на портал. #архивыспб #ЛОСДГАУ
14.08.2024 в 08:15


На пароходе в Петродворец Ежегодно на встречу со знаменитыми дворцами и фонтанами приезжают более 5 миллионов туристов — почти столько же составляет население самого Санкт-Петербурга. Особенно многолюдно на аллеях Нижнего парка летом, когда жители и гости города наслаждаются прохладой под зелёными кронами вековых деревьев и искрящимися водными потоками. Ещё один способ почувствовать морскую свежесть — это путешествие в Петергоф на теплоходе, которые летом регулярно отправляются от Адмиралтейской и Дворцовой набережных. Интересно, что такие путешествия горожане любили и в советское время. Судя по справочнику «Весь Ленинград» 1935 года, пароходы в Петродворец отправлялись от Кронштадтской пристани, расположенной на набережной Лейтенанта Шмидта (ныне Английской) у одноимённого моста. В 1950-е годы точкой старта служила пристань Ленинград–Морская, расположенная на набережной Макарова у Тучкова моста напротив стадиона им. В.И. Ленина («Петровского»). В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга сохранился билет на морскую экскурсию в Петродворец 19 июля 1951 года стоимостью 12 рублей. Для сравнения: в Ленинграде билет на трамвай в те годы стоил 30 копеек, билет в кино — 2 рубля, а абонемент на цикл из восьми лекций про русских художников ЦПКиО им. С.М. Кирова — 8 рублей. Однако для тех, кому такая цена была не по карману, оставались другие способы попасть в Петродворец — они приведены в газете «Вечерний Ленинград» от 24 августа 1957 года. Желающим посетить праздник фонтанов предлагали воспользоваться электропоездом от Балтийского вокзала, автобусом от Манежной площади или трамваем до Стрельны, а далее автобусом до Петродворца. Кстати, трамвай до Стрельны ходит по сей день и носит тот же номер 36. В 1950-е годы он отправлялся от Казанского собора, а сейчас его маршрут начинается от Оборонной улицы (между станциями метро «Нарвская» и «Кировский завод»). #архивыспб #ЦГАЛИ ___________________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 118. Оп. 1. Д. 2195. Л. 40. Билеты на экскурсию на пароходе в Петродворец 19 июля 1951 года. Типограф. экз. 2. Там же. Л. 25. Заметка из газеты «Вечерний Ленинград» о празднике фонтанов. 24 августа 1957 года. Типограф. экз. 3. Там же. Л. 61. «На морской прогулке в Петродворец». Фотография из газеты «Ленинградская правда» от 3 июня 1960 года. Автор съёмки Н. Науменков. Типограф. экз. 4. Там же. Л. 55. Игонин А. Серия рисунков «Воскресный день в Петродворце», опубликованная в газете «Ленинградская правда» 12 июля 1960 года. Типограф. экз.
13.08.2024 в 08:15


«…О героях былых времен…» Сохранение памяти об участниках Великой Отечественной войны – давняя традиция многих предприятий, учреждений, учебных заведений Ленинграда – Санкт-Петербурга. Среди них выделяется Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет (в 1941–1942 гг. Ленинградский инженерно-строительный институт), где в 1960-х годах был подготовлен альбом (комплект плакатов) о студентах, преподавателях, сотрудниках, погибших при защите Родины. При этом биографии героев написаны не стандартно, а живым, ярким языком. 189 биографий – 189 судеб тех, кто отдал жизнь во имя Победы. И очень важно, что эти документы были переданы в государственный архив, тем самым обеспечены их вечное хранение и доступность. #архивыспб #ЦГА ____________________________ ЦГА СПб. Ф. 4398. Оп. 5. Д. 670. Л. 2¸34, 17, 62. Титульный лист альбома, биографии Н.Е. Бялецкой, В.С. Квятковского.
12.08.2024 в 08:15


Александровская колонна Каждый петербуржец знает, что она возвышается на Дворцовой площади, являясь памятником победы в Отечественной войне 1812 года. Её строительство началось в 1830 году под руководством архитектора Огюста Монферрана и продолжалось до 1834 года. Огромный монолит красного гранита, был добыт и обработан в Пютерлакской каменоломне, расположенной неподалеку от Выборга. Мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев руководили работами по обработке гранита. Когда гранитный блок был готов, его погрузили на специальное плоскодонное судно и при помощи двух пароходов доставили в Санкт-Петербург. Чтобы установить колонну на постамент, в землю было забито 1250 свай длиной около 6 метров. В 1832 году с помощью шестидесяти кабестанов и сложной системы блоков монолит был поднят и установлен на постамент без каких-либо креплений. В этом грандиозном процессе участвовало 3 тысячи человек, среди которых было 1440 солдат и 300 матросов. Торжественное открытие Александровской колонны состоялось 30 августа (11 сентября) 1834 года, в честь чего был проведён парад гвардейских полков и выпущена памятная медаль. Высота монолита составляет более 25 метров, его нижний диаметр – 3 метра 66 сантиметров, а верхний –3 метра 19 сантиметров. Общая масса колонны достигает 600 тонн. Венчает колонну бронзовая фигура ангела, чьё лицо напоминает черты императора Александра I. Ангел попирает крестом змею – символ победы добра над злом; эту скульптуру создал Б. И. Орловский. Постамент украшен бронзовыми барельефами аллегорического содержания, выполненными скульпторами П. В. Свинцовым и И. Леппе по эскизам Дж. Б. Скотти. Общая высота Александровской колонны составляет 47,5 метров. Во время блокады Ленинграда памятник был повреждён осколками снарядов. В 1963 году его реставрировали под руководством реставратора И. Г. Блэка и бригадира Н. Н. Решетова. Альбом с фотографиями, запечатлевшими работы, имеется в фонде открытого акционерного общества «Санкт-Петербургский проектный институт реставрации памятников истории и культуры «Ленпроектреставрация»», который хранится в Центральном государственном архиве научно-технической документации Санкт-Петербурга. #архивыспб #ЦГАНТД ______________________________ 1. ЦГАНТД СПб. Ф. Р-488. Оп. 3-21. Д. 14. Л. 3. Вид на колонну до реставрации. 1963 г. 2. Там же. Л. 10. Общий вид памятника в строительных лесах. 1963 г. 3. Там же. Л. 12. Бронзовая скульптура ангела до реставрации. 1963 г. 4. Там же. Л. 18. Бронзовая скульптура ангела до реставрации. 1963 г. 5. Там же. Л. 55. Скульптура двуглавого орла до реставрации. 1963 г. 6. Там же. Л. 64. Мраморщик за работой. 1963 г. 7. Там же. Л. 65. Гранитчик за работой. 1963 г. 8. Там же. Л. 89. Реставраторы за работой. 1963 г. 9. Там же. Л. 90. Установка строительных лесов на монолите колонны. 1963 г. 10. Там же. Л. 106. Литой бронзовый декор после реставрации. 1963 г.
10.08.2024 в 10:33


Сотрудники «Севкабеля» и связисты Ленфронта по дну Ладожского озера проложили телефонный кабель. Наступавшие на Ленинград немцы и их союзники ставили целью его полное уничтожение. Из-за фашистских обстрелов и бомбардировок все наземные телефонные линии между блокадным Ленинградом и «Большой землей» были повреждены. Верховным командованием было принято решение проложить бронированный подводный кабель по дну Ладожского озера. На заводе «Севкабель», который находился под артобстрелом врага, где работали, в основном, женщины и дети, была начата работа по его изготовлению. 10 августа 1941 года началась прокладка телефонного кабеля по дну Ладожского озера. Водолазы Ленинградского отряда аварийно-спасательной службы Краснознаменного Балтийского флота в короткие сроки протянули сорокакилометровый многожильный бронированный кабель. Для этого использовалась специально оборудованная кабельная баржа. Работы проходили в неимоверно тяжелых условиях. Женщины выстраивались в шеренгу и на вытянутых руках передавали доставленный из Ленинграда кабель на баржу, где его в размотанном виде сгружали в трюм. Затем буксир выводил судно в озеро. На месте укладки кабель спускали в воду. Затем водолазы уже под водой разрезали его и подавали концы монтерам. Цель была достигнута - в ноябре 1941 года начала действовать телефонная связь осажденного Ленинграда с Москвой по подводной линии через Ладожское озеро: шесть линий для телефонных переговоров и двадцать четыре – для телеграфных сообщений. В послевоенные годы отработанная технология укладки кабеля не поменялась: те же корабли-кабелеукладчики, те же огромные бухты кабеля. Правда, механизация процесса, в том числе погрузки груза на судно, облегчила и ускорила укладку кабеля под водой. #архивыспб #ЦГАКФФД ________________ ЦГАКФФД СПб. Фотодокументы. Опись 1ВР-46. Ед.хр.67247. «Погрузка подводного кабеля большой длины на судно» 1950 г. Ленинград. Автор съемки не установлен.
08.08.2024 в 08:15


Памяти Бориса Михайловича Кирикова (1948-2022) Историк петербургской архитектуры Борис Михайлович Кириков ушел из жизни 9 августа 2022 года. Коренной петербуржец, выпускник исторического факультета Ленинградского государственного университета и аспирантуры Ленинградского инженерно-строительного института, кандидат искусствоведения, Борис Кириков в разные годы работал в Государственном музее истории города, в том числе в 1991-1996 гг. занимал должность заместителя директора, Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (заместитель председателя КГИОПа в 1996-2008 гг.), руководил работой Санкт-Петербургского филиала Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства, являлся членом президиума городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Научное наследие Кирикова – это сотни публикаций, несколько десятков монографий, среди которых знаменитый справочник «Архитекторы-строители Санкт-Петербурга XIX – начала XX веков» (в соавторстве с А.С. Гинзбургом), трилогия «Архитектура петербургского модерна» («Особняки и доходные дома», «Общественные здания» в двух книгах). Последний большой труд Бориса Кирикова, биография архитектора Мариана Перетятковича, вышел в издательстве «Коло» в 2023. На протяжении более чем 50 лет Кириков посещал читальный зал Ленинградского государственного исторического архива, а затем Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Личное дело тогда ещё студента-исследователя было начато сотрудниками читального зала в 1969 году. В нашей памяти Борис Михайлович остался великолепным лектором, незаменимым экспертом, желанным гостем на многих архивных мероприятиях, человеком необычайного обаяния. #архивыспб #ЦГИА _____________________________ 1. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX – начала века. Справочник. Авторы-составители: А.М. Гинзбург, Б.М. Кириков. СПб, 1996. 2. Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. СПб, 2008. 3. Кириков Б.М. Мариан Перетяткович. От модерна к неоклассике. СПб, 2023 4. Личное дело пользователя ЦГИА СПб Бориса Михайловича Кирикова. Часть 3. 2015-2019 гг. 5. Отношение на имя директора ЦГИА СПб о работе заместителя председателя КГИОП СПб Б.М. Кирикова в читальном зале архива. 2000 г. 6. Б.М. Кириков на открытии выставки, посвящённой архитектору Р.А. Берзену – строителю здания ЦГИА СПб. 2019 г.
07.08.2024 в 08:15


Судьба острова Вольный За последние годы Васильевский остров оброс новыми намывами, но многим ли известно о том, каким планировали сделать его в середине XX века? В Центральном государственном архиве литературы искусства Санкт-Петербурга хранится фонд архитектора Владимира Васильевича Попова, в котором есть фотографии проекта застройки западной части Васильевского острова 1958 года, который был разработан в период его работы в мастерской № 1 Института «Ленпроект». На плане можно увидеть и Железноводскую улицу, протянувшуюся от площади Балтийских Юнг до самого залива, и непривычное русло реки Смоленки, и включенный в ансамбль береговой линии остров Вольный – всё это есть и на Генеральном плане застройки Ленинграда 1958 года. Однако более поздние проекты застройки западной части Васильевского острова предполагают совсем другую планировку – они сохранились в фонде архитектора Григория Ивановича Прибыловского. Главное отличие в том, что авторы проекта предлагали засыпать протоку между островом Декабристов и островом Вольным. Но у идеи оставить остров Вольный были свои защитники среди архитекторов Ленинграда, которые аргументировали это бережным отношением к существующим природным ценностям, украшением пейзажа и тем, что он чуть ли не единственный незаселенный в Ленинграде. Предлагалось сделать там яхт-клуб с комплексом зданий и стадион, рекреационную и пляжную зоны. Однако, при подготовке проекта застройки северо-запада Васильевского острова главная задача определялась как создание «первого звена <…> всей панорамы Ленинграда со стороны моря». Исходя из такой формулировки, победила точка зрения тех, кто считал, что «надо придать морскому фасаду большую протяженность и монументальность». В связи с этим и было принято решение засыпать протоку, отделяющую остров Вольный от острова Декабристов. #архивыспб #ЦГАЛИ __________________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 1003. Оп. 1. Д. 25. Л. 2. В.В. Попов, А.И. Наумов. Проект детальной планировки Северо-западной части Васильевского острова, подготовленный мастерской № 1 Института «Ленпроект». Фотокопия макета. 1958 г. 2. Там же. Ф. 420. Оп. 1. Д. 19. Л. 1. В.В. Попов, А.И. Наумов. Проект детальной застройки западной оконечности Васильевского острова, подготовленный мастерской № 1 Института «Ленпроект». Фотокопия проекта. 1958 г. 3. Там же. Ф. 420. Оп. 1. Д. 16. Л. 5. Проект Генерального плана развития Ленинграда. Фотокопия проекта. 1958 г. 4. Там же. Ф. 420. Оп. 1. Д. 25. Л. 19. Проект детальной застройки запада Васильевского острова. Фотокопия макета. 5. Там же. Ф. 420. Оп. 1. Д. 25. Л. 25. Проект детальной застройки запада Васильевского острова. Фотокопия проекта.
06.08.2024 в 08:15


Штабс-капитан Михаил Зощенко Как известно, в Красной армии служило немало бывших царских офицеров. Учет лиц командного состава и административно-хозяйственной службы «на случай общей мобилизации» или частичного призыва велся военными комиссариатами в соответствии с временным руководством, утвержденным заместителем председателя Революционного военного совета Республики (РВСР) Э. Склянским 20 ноября 1919 г. В архивных фондах военкоматов, хранящихся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, представлены личные дела, списки, учетные карточки многих бывших офицеров. Среди них имеется и личное дело Михаила Михайловича Зощенко, 130-летний юбилей которого отмечается 9 августа. Публикуем страницы из послужного списка знаменитого писателя, а также его удостоверение 1919 года о службе старшим милиционером железнодорожной милиции Петербургского уезда с фотографией. Обратите внимание на странную пометку, сделанную на документе 1920 года: «1944 г. Негоден списки». По учетным данным документы военкомата поступили в государственный архив в 1933 году, но обработка фонда началась только после войны в 1948–1949 гг. #архивыспб #ЦГА _____________________________ ЦГА СПб. Ф. 76. Оп. 2. Д. 23. Л. 257. Удостоверение М. Зощенко о службе в милиции. Декабрь 1919 г. Ф. 6690. Оп. 1. Д. 2341. Л. 1 – 1 об. Из послужного списка быв. офицера М.М. Зощенко. 1920 г.
05.08.2024 в 08:15


Отечественные герои детской ортопедии Сегодня не вызывает сомнений, что каждый ребёнок способен прожить полноценную и счастливую жизнь, несмотря на возможные физические ограничения. Однако более ста лет назад, ещё во времена дореволюционной России, покалеченные люди, которым безотлагательно требовалась вдумчивая врачебная помощь, чаще всего оказывались на попечении в приютах или одиноко умирали на улицах больших городов. Именно в таком историческом контексте выдающийся хирург-ортопед Генрих Иванович Турнер в конце XIX – начале XX века приступил к созданию нового направления отечественной медицинской науки, направленного на приращение ортопедических знаний и выстраивание систематической помощи нуждающимся в нашей стране. Широко образованный медик Генрих Турнер был виднейшим деятелем в деле борьбы с детским калечеством. Он первый в России поднял голос в пользу увечного ребенка, указал на необходимость планомерной борьбы государства с негативным явлением. Оказавшись в 1904 году в петербургском Приюте для детей калек и паралитиков, Турнер начал активно работать с детьми на безвозмездной основе в собственной ортопедической клинике при Военно-медицинской академии. Постепенно ему удалось создать образцовую клинику, находящуюся на переднем крае науки своей эпохи. Делом жизни Турнера стала не только борьба за возращение физической работоспособности каждого ребёнка, но и улучшение его морально-психологического состояния. В 1932 году возник целый Институт восстановления трудоспособности физически дефективных детей, уже тогда получивший имя Генриха Турнера. Его возглавил Николай Шнирман – талантливый врач, крупный организатор и соратник Турнера. Шнирман стал последовательным проводником идей Турнера и воплощал их в практической деятельности как в последние годы жизни родоначальника детской ортопедии, так и во время Великой Отечественной войны. Николай Шнирман отдал много сил на сохранение учреждения и больных детей во время блокады Ленинграда. Он развернул работу по оказанию помощи пострадавшим от бомбардировок и в дальнейшем – больным дистрофией. Организовал эвакуацию детей, пациентов института. В июле 1942 года Николая Шнирмана с группой сотрудников командировали в Уфу для работы на базе эвакогоспиталей тыла по профилю института. Сразу же после прорыва блокады он добился возвращения института в город и с 1944 года продолжил его деятельность по борьбе с детской инвалидностью. Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга располагает интересным и содержательным фондом Национального медицинского центра детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера. В фонде отложились многочисленные документы по работе учреждения в советское время, которые ждут исследователя. #архивыспб #ЦГАНТД ______________________________________ 1. ЦГАНТД СПб. Ф. Р-329. Оп. 1-1. Д. 355. Л. 1 – 4. Справка о жизнедеятельности профессора Генриха Ивановича Турнера. 1955 г. 2. Там же. Д. 3. Л. 1. Приказ Наркомздрава РСФСР о денежном награждении профессора Г. И. Турнера, премировании лучших сотрудников и строительстве новых зданий института. 5 декабря 1936 г. 3. Там же. Д. 119. Л. 1 – 3. Тезисы Н. И. Шнирмана о борьбе с детским травматизмом в годы Великой Отечественной войны. 1948 г.
04.08.2024 в 13:29


Простой человек с непростой судьбой В Центральном государственном архиве архиве документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга хранится личное дело Ивана Михайловича Пища. Обычный крестьянский парень с необычной сложной судьбой. Иван Пищ родился в 1895 году в крестьянской семье в деревне Лощинская Свенцянского уезда Виленской губернии. Он вырос в многодетной семье в небольшой деревушке. В 18 лет пошел на службу к зажиточному крестьянину. Вскоре началась Первая мировая война, и в 1914-1915 годах он служил стрелком в одном из воинских формирований. Во время войны Иван Пищ был тяжело ранен и с 1915 по 1918 год находился в плену в Германии. В 1923 году из деревни переехал в Ленинград, где окончил школу для малограмотных и вечерний комвуз. Через два года вступил в ВКП(б). С 1925 году работал на заводе им. 2-й Пятилетки, сначала котельщиком, а с 1930 года в спецотделе. За три года дослужился до начальника штаба ПВО. Его карьера продолжалась успешно, и в 1938 году он был назначен начальником отдела кадров. Однако в 1940 году Иван Пищ вернулся на прежнюю должность — начальника штаба ПВО. Документы того времени подчеркивают, что Иван Пищ был очень добросовестным и ответственным работником, активно участвовал в жизни завода. К сожалению, в 1943 году его личное дело на заводе им. 2-й Пятилетки было окончено, и, казалось, что дальнейшая его судьба неизвестна. Сотрудники архива заинтересовались его дальнейшей судьбой. Благодаря проекту «Память народа» удалось выяснить, что Иван Михайлович Пищ 22 июня 1943 года был призван Фрунзенским РВК на фронт. А 30 октября 1943 года его жена- Губанова П.С. получила известие, что 24 сентября 1943 года муж погиб. Похоронен Иван Михайлович Пищ в братской могиле пос.5 Шлиссельбургского р-на Ленинградской области. #архивыспб #ЦГАЛС _________________________________ 1. ЦГАЛС СПб. Ф. Р-956. Оп. 3. Д. 20. Л. 47. Личный листок по учету кадров из личного дела Пища Ивана Михайловича 2. ЦГАЛС СПб. Ф. Р-956. Оп. 3. Д. 20. Л. 50. Характеристика из личного дела Пища Ивана Михайловича 3. ЦГАЛС СПб. Ф. Р-956. Оп. 3. Д. 20. Л. 51. Характеристика из личного дела Пища Ивана Михайловича
03.08.2024 в 10:30


3 августа 1968 года ушел из жизни маршал Константин Константинович Рокоссовский в возрасте 71 года. Выдающийся советский военачальник, дважды Герой Советского Союза и единственный в истории СССР маршал двух стран, он внес значительный вклад в победу над фашисткой Германией. Биография Рокоссовского полна ярких страниц, но в историю он вошел как один из крупнейших полководцев Второй мировой войны и маршал Победы. Константин Рокоссовский проявил себя как талантливый военачальник и стратег. Командовал различными армиями и фронтами, включая Центральный, Донской и 1-й Белорусский, участвуя в ключевых сражениях, таких как Сталинградская битва, Курская битва и операция «Багратион», которые оказали значительное влияние на исход войны. Именно маршал Рокоссовский командовал войсками Красной армии на историческом параде Победы в Москве 24 июня 1945 г. После окончания Великой Отечественной войны Рокоссовский продолжал службу в армии. В 1949 г. он был назначен маршалом Польской Республики, а в 1956 г. вернулся в СССР, где занимал различные военные и государственные должности. Его имя навсегда останется в памяти народа как символ мужества и преданности своей Родине. #архивыспб #ЦГАКФФД ___________________________ ЦГАКФФД СПб. Оп. 1ВР-49. Ед.хр.72837. Маршал Советского Союза, маршал Польши, дважды Герой Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский перед подъемом в воздух в корзине воздушного шара. 1944-1945 гг. Ленинградский фронт. Автор съемки не установлен.
02.08.2024 в 08:15


Сказочный мастер иллюстрации 16 августа (4 августа по старому стилю) исполняется 148 лет со дня рождения Ивана Яковлевича Билибина – одного из ярчайших российских художников и иллюстраторов начала XX века, чьи работы стали символом любви к родной культуре и традициям. Иван Билибин родился в поселке Тарховка близ Санкт-Петербурга в семье военно-морского врача. После окончания Первой Петербургской мужской гимназии будущий художник поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Параллельно Билибин занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников, а окончив университет в 1900 г., поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств, где учился под руководством Ильи Репина. Вдохновение для своих работ художник черпал в старинных русских сказках, былинах и легендах, которые стали основой его творчества. Важнейшую роль в формировании его стиля сыграли поездки по русским городам с богатым культурным наследием. Летом 1902 и 1903 гг. Билибин поехал по заказу Русского музея в этнографическое путешествие по Вологодской, Олонецкой и Архангельской губерниям. Во время своего путешествия он был очарован уцелевшими архитектурными памятниками северного деревянного зодчества и влюбился в уникальный северный народный узор. Наибольшую известность И.Я. Билибин получил благодаря уникальному стилю своих иллюстраций к русским народным сказкам, а также к сказкам А.С. Пушкина, которые сочетали элементы древнерусского искусства и современного художественного видения. Серия книг с иллюстрациями к таким произведениям, как «Василиса Прекрасная», «Царевна-Лягушка», «Марья Моревна», «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» стали настоящими бестселлерами начала XX в. Важным этапом в карьере Билибина стало его участие в обществе «Мир искусства», где он сблизился с передовыми художниками своего времени. Также, вместе с другими художниками он участвовал в издательской деятельности благотворительного Санкт-Петербургского попечительного комитета о сестрах Красного Креста. Среди открыток, созданных художником специально для Комитета, встречается «богатырская серия», «Северные женские наряды», пейзажи Русского Севера и др. Революционные события начала XX в. заставили художника покинуть страну в 1920 г. Однако в 1936 г. Иван Билибин возвращается в Россию и начинает преподавать во Всероссийской академии художеств, а также работать иллюстратором и театральным художником. Его жизнь трагически обрывается 7 февраля 1942 г. во время блокады Ленинграда, из которого он отказался эвакуироваться. Билибин оставил глубокий след в истории русского искусства, а «билибинский» стиль является воплощением народного духа и художественного мастерства. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга представляет несколько документов из личного дела студента Императорского Санкт-Петербургского университета Ивана Яковлевича Билибина за 1896 год (ф. 14), а также письмо художника, отложившееся в фонде Петроградского попечительского комитета о сестрах милосердия Красного Креста (ф. 202). #архивыспб #ЦГИА _______________ 1. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 33106. Л. 1 А. Фотография И.Я. Билибина. 2. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 33106. Л. 2. Аттестат зрелости И.Я. Билибина. 3. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 33106. Л. 32. Прошение И.Я. Билибина о зачисление в число студентов С.-Петербургского университета. 21 марта 1899 г. 4. ЦГИА СПб. Ф. 202. Оп. 2. Д. 2236. Л. 44-45. Письмо И.Я. Билибина сотруднику С.-Петербургского попечительного комитета о сестрах Красного Креста Н.Н. Чернягину. 5. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». Изображение из открытых источников.
31.07.2024 в 08:15


Произведения Пушкина в творчестве режиссёра Романа Тихомирова В 2024 году в ЦГАЛИ СПб завершилась работа над созданием второй архивной описи документов фонда режиссера Романа Иринарховича Тихомирова (1915-1984). Под руководством этого оперного режиссера родились выдающиеся оперные постановки, составившие основу репертуаров музыкальных театров многих городов СССР. Однако новая глава творческой биографии Романа Тихомирова началась, когда его пригласили в качестве режиссера на киностудию «Ленфильм» и он обратился к такому уникальному жанру как фильм-опера. В 1957 году режиссёр начал работу над экранизацией оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и собрал вокруг себя команду выдающихся деятелей искусства, например, постановку танцевальных сцен должен был осуществить начинающий балетмейстер Юрий Григорович. Сложность для режиссера состояла в том, что используя достижения кинематографа, он не был должен нарушать те смысловые акценты, которые являются главными в партитуре Чайковского. Тихомиров нашел решение: он предложил записать оперные партии профессиональным певцам, а на роли утвердить профессиональных актеров, которые были ровесниками пушкинских героев. К примеру, на роль Татьяны Лариной была утверждена студентка ВГИКа Ариадна Шенгелая, а её партию исполнила ведущая солистка Большого театра Галина Вишневская. Съёмочный процесс двигался тяжело, при просмотре первого отснятого материала возникла угроза замены Романа Тихомирова. Понадобилась защита именитых коллег из съёмочной группы – и работа продолжилась. В 1958 года производство фильма было окончено. Однако экранизация не была одобрена к показу Министерством культуры СССР. Вмешательство выдающихся деятелей искусства помогло фильму-опере выйти в 1959 году на экраны советских кинотеатров. Фильм шел с успехом в СССР и получил признание за рубежом: в 1959 году картина была отмечена дипломом XIII международного кинофестиваля в Эдинбурге. В 1960 году Тихомиров начал работу над фильмом-оперой «Пиковая дама». Фильм получил признание на родине и за рубежом. Так дебютные для Романа Тихомирова экранизации сделали произведения А.С. Пушкина и оперы П.И. Чайковского доступными для миллионов кинозрителей. #архивыспб #ЦГАЛИ ___________________________ 1,2. ЦГАЛИ СПб. Ф. 257. Оп. 26. Д. 106. Л. 29, 26об. Рабочие моменты съемок фильма-оперы «Евгений Онегин». 1957 год. Автор и место съёмки не установлены. 3,4. ЦГАЛИ СПб. Ф. 257. Оп. 26. Д. 238. Л. 57, 63. Рабочие моменты съёмок фильма-оперы «Пиковая дама» в Летнем саду и у Зимней канавки. 1960 год. Автор съёмки не установлен.

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю