Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

18+

Отзывы о Центральный государственный архив Санкт-Петербурга

Интересность : Место представляет интерес для исследователей. Здесь собраны архивы по Санкт-Петербургу с 1917 года по настоящее время.
Расположение : Ехать сюда можно общественным транспортом, например, от метро Улица Дыбенко или Проспект Большевиков, расположенных менее, чем в 2 км.
Интерьер : Здание имеет оригинальную архитектуру в форме трилистника. Внутри много коридоров, можно заблудиться, но помогают сотрудники. В здании находятся 18 архивохранилищ, библиотека, читальный зал, а также выставочный зал с экспозициями документов и конференц-зал для мероприятий.
Обслуживание : Сотрудники вежливые, хорошо ориентируются в теме.
Адрес

ул. Антонова-Овсеенко, д. 1

карта
Район
Невский район (Санкт-Петербург)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга

Общая оценка:8.5 / 10
Интересность 9
Расположение 7
Интерьер 9
Обслуживание 9
Оставить отзыв
Места поблизости
Физкультурно-оздоровительный комплекс Газпром на Антонова-Овсеннко Физкультурно-оздоровительный комплекс Газпром на Антонова-ОвсеннкоПчёлкиСемейный клуб ПчёлкиБассейн Морского технического колледжа Бассейн Морского технического колледжаБассейн Санкт-Петербургского морского технического колледжа Бассейн Санкт-Петербургского морского технического колледжа
посетитель
8.5 / 10 28 сентября 2018 г. 23:29
Сотрудники вежливые, хорошо ориентируются в теме. Здание имеет оригинальную архитектуру в форме трилистника. Внутри много коридоров, можно заблудиться, но помогают сотрудники. В здании находятся 18 архивохранилищ, библиотека, читальный зал, а также выставочный зал с экспозициями документов и конференц-зал для мероприятий. Ехать сюда можно общественным транспортом, например, от метро Улица Дыбенко или Проспект Большевиков, расположенных менее, чем в 2 км. Место представляет интерес для исследователей. Здесь собраны архивы по Санкт-Петербургу с 1917 года по настоящее время.  на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете интересные отзывы о Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга. Наши посетители оценивают Центральный государственный архив Санкт-Петербурга по интерьеру и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Музей уличного искусстваМузей уличного искусстваОбщественное пространство под открытым небомОбщественное пространство под открытым небом Музей советских игровых автоматов Музей советских игровых автоматовРайский уголок на берегу родникового озераРайский уголок на берегу родникового озера

Комментарии посетителей

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Архивы Санкт-Петербурга

сегодня в 10:18


МЕДАЛЬ «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА» За 4 месяца 2020 года база данных «Медаль За оборону Ленинграда» (https://medal.spbarchives.ru/) была пополнена новой информацией о 100 000 награждённых. Если вы не нашли в ней информацию в мае, то проверьте сейчас: вдруг искомый вами человек уже внесён:) #spbarchives #архивыспб #базаданных #медальзаоборонуленинграда #Победа
вчера в 10:10


ЦЕННЫЕ КАДРЫ Основу фотографического собрания ЦГАКФФД СПб составляют коллекции негативов, в разные годы поступавшие от фотокорреспондентов города и страны. Среди них можно найти немало кадров, на которых запечатлены их коллеги и друзья – фотожурналисты, профессиональные фотографы и фотолюбители - участники фотоклубов. Несмотря на то, что эти снимки делались, в основном, для личных фотоархивов, в будничной обстановке, «на память» (а иногда - и для проверки новой фотоаппаратуры), они могут стать ценным источником по изучению истории отечественной фотожурналистики ХХ столетия. На одном из таких снимков, поступивших в архив с коллекцией фотокорреспондента газеты «Ленинградская правда» и Северо-Западного отделения АПН М.Ю. Дмитриева, - выдающийся фотомастер П.П. Кривцов. Павел Павлович родился 23 октября 1943 г. в деревне Рождественке Белгородской области. В 1980-е гг. он был ведущим фотокорреспондентом газеты «Советская Россия», работал в журнале «Огонек» (1986−1991 гг.) и в журнале «Слово» (с 1991 г.). П.П. Кривцов - участник многих всесоюзных и международных выставок и конкурсов, награжден золотыми медалями «Интерпрессфото». Обладатель престижных международных фотографических призов – «Золотой глаз», «World Press Foto». Лауреат премии Союза журналистов СССР, носит звание «Мастер международной фотографии». На данный момент это единственный портрет П. Кривцова в собрании ЦГАКФФД СПб. Архив поздравляет мастера с днем рождения и надеется, что в дальнейшем коллекцию ЦГАКФФД СПб когда-нибудь пополнят и другие его изображения и фотоработы. _______________ ЦГАКФФД СПб. Ар 251973. Фотокорреспондент газеты "Советская Россия" П.П. Кривцов в одном из цехов Ленинградского фарфорового завода. Автор съемки М.Ю. Дмитриев. 1983 г. #spbarchives #архивыспб #павелкривцов #фотокормихаилдмитриев #фотожурналистика #ЦГАКФФД
23.10.2020 в 08:10


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: СТУДЕНТЫ 23 октября (по старому стилю – 11 октября) 1831 года в Петербурге состоялось торжественное открытие нового учебного заведения – Практического технологического института. Инициатива его создания принадлежала Егору Францевичу Канкрину, который на тот момент занимал пост министра финансов Российской империи. Он считал, что для развития отечественной промышленности крайне важно организовать подготовку собственных технических специалистов, хорошо знакомых с процессами производства и способных самостоятельно управлять фабриками и заводами. Изначально в институт принимались воспитанники в возрасте от 13 до 15 лет. Кандидаты в воспитанники тогда избирались в основном из лиц непривилегированных сословий: детей мещан, цеховых ремесленников, купцов 3-й гильдии и разночинцев. Курс обучения был рассчитан на 6 лет и включал в себя преподавание общеобразовательных и специальных предметов, а также практические занятия в мастерских – токарной, слесарной, столярной, ткацкой и других. По окончании курса воспитанники в зависимости от успехов получали звания ученых мастеров, мастеров или подмастерьев. В 1862 году Практический технологический институт был преобразован в высшее учебное заведение. С изменением статуса поменялся и состав учащихся института: отныне его воспитанниками могли стать только молодые люди старше 16 лет, обладавшие знаниями в рамках полного гимназического курса. Обучение длилось 4 года и велось на двух отделениях – механическом и химическом. При успешной сдаче выпускных испытаний воспитанники получали звания технологов 1-го или 2-го разряда. Технологи 1-го разряда спустя год могли претендовать на звание инженер-технологов. Впоследствии курс обучения был увеличен еще на один год, а выпускникам стали присваиваться звания технологов или инженер-технологов. В 1885 году для воспитанников института впервые была введена специальная форма одежды: гардероб студента-технолога состоял из фуражки, мундира, пальто и полупальто темно-зеленого цвета, темно-серых шаровар, черного галстука, белых замшевых перчаток и башлыка «верблюжьего цвета». Также разрешалось носить темно-серую шинель офицерского образца. На околыше фуражки помещалось изображение особого знака института. В 1896 году Практический технологический институт был переименован в Технологический институт императора Николая I – это было связано с празднованием столетнего юбилея со дня рождения правителя, в царствование которого был основан институт. Через год было утверждено новое описание форменной одежды: в комплект входили темно-зеленые фуражка, мундир, пальто и полупальто, темно-синие шаровары, а также двубортный сюртук, галстук, перчатки и башлык. В холодное время года можно было носить шинель, а летом – белый китель военного образца. Кроме того, форма студентов-технологов дополнилась наплечниками с вензелем императора. Студентами Технологического института в разное времени были как будущие ученые и инженеры, так и люди, связавшие свою жизнь с совершенно другими профессиями. Среди них – физик А. Ф. Иоффе, энергетик Г. М. Кржижановский, писатели В. Г. Короленко и А. Н. Толстой. _____________ 1. ЦГИА СПб. Ф. 492. Оп. 2. Д. 4949. Л. 35. Диаграммы распределения учащихся в Санкт-Петербургском Практическом Технологическом институте по вероисповеданиям и сословиям на 1 января 1895 г. 2. Там же. Ф. 492. Оп. 2. Д. 3020. Л. 42. Изображение форменной фуражки студентов Императорского Московского технического училища, Технологических институтов императора Николая I и Харьковского, высочайше утвержденное 18 сентября 1897 г. 3. Там же. Ф. 492. Оп. 2. Д. 3020. Л. 43. Изображение форменного мундира студентов Императорского Московского технического училища, Технологических институтов императора Николая I и Харьковского, высочайше утвержденное 18 сентября 1897 г. 4. Там же. Ф. 492. Оп. 2. Д. 3020. Л. 44. Изображение форменного сюртука студентов Императорского Московского технического училища, Технологических институтов императора Николая I и Харьковского, высочайше утвержденное 18 сентября 1897 г. #spbarchives #архивыспб #технологическийинститут #ЦГИА
21.10.2020 в 08:10


Из истории ПЕТРОГРАДСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА РСФСР (Документы архивного фонда ЦГАЛИ СПб № 35) Обзор документов архивного фонда № 35 – «Ленинградское объединение государственных книжно-журнальных издательств РСФСР (Леногиз) Наркомпроса РСФСР» продолжает серию публикаций об оцифрованных фондах Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). В 1919—1924 гг. организация-фондообразователь называлась «Петроградское отделение Государственного издательства РСФСР». Государственное издательство РСФСР (Госиздат), образованное положением ВЦИК РСФСР от 20 мая 1919 г. в Москве с отделением в Петрограде, не только выпускало печатную продукцию, но и контролировало всю издательскую и книготорговую деятельность страны. В связи с этим в документах Петроградского отделения Госиздата (Петрогосиздата) сохранились материалы, связанные с различными издательствами — о регистрации учреждений, о разрешении им вести книжную торговлю и публиковать книги. Представляет интерес протокол заседания редколлегии Союза деятелей художественной литературы от 27 мая 1919 г. о распределении средств на публикацию произведений издательством «Всемирная литература», в котором говорится в том числе о приобретении книги К.И. Чуковского «От Чехова до наших дней» для переиздания. На документе есть подписи-автографы основателя издательства «Всемирная литература» М. Горького и руководителя А.Н. Тихонова, а также авторов — К.И. Чуковского, Е.И. Замятина, Н.С. Гумилева, А.А. Блока. Известно, что А.А. Блок сыграл важную роль в деятельности издательства «Алконост», основанного в 1918 г. для публикации произведений символистов. Его поэма «Соловьиный сад», выпущенная отдельной книгой, стала первым изданием «Алконоста». Авторами издательства были В.И. Иванов, А.А. Ахматова, Ф.К. Сологуб, А.М. Ремизов. Издательству было разрешено открыть книжную торговлю в доме № 57 по проспекту 25 Октября (ныне Невский пр.) согласно удостоверениям Петрогосиздата от 30 ноября 1921 г. и 1 марта 1922 г. 26 октября 2020 г. исполняется 140 лет со дня рождения Андрея Белого (Б.Н. Бугаева), произведения которого также публиковались издательством «Алконост». В протоколе заседания распорядительной комиссии Петрогосиздата от 6 июля 1921 г. говорится о разрешении напечатать поэму А. Белого «Первое свидание» в связи с заявлением издательства от 23 июня 1921 г. Эти и другие документы описи № 1 архивного фонда ЦГАЛИ СПб № 35 доступны в электронном виде для просмотра на портале «Архивы Санкт-Петербурга». __________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 35. Оп. 1. Д. 19. Л. 14. Мандат, выданный Петрогосиздатом уполномоченному Ростику для сопровождения 3 вагонов книг в Главное управление Госиздата. 25 декабря 1922 г. 2. ЦГАЛИ СПб. Ф. 35. Оп. 1. Д. 633. Л. 1, 1а. Протокол заседания редколлегии Союза деятелей художественной литературы о распределении средств на публикацию произведений издательством «Всемирная литература». 27 мая 1919 г. 3. ЦГАЛИ СПб. Ф. 35. Оп. 1. Д. 13. Л. 28. Письмо издательства «Всемирная литература» в Петрогосиздат о пересылке списков служащих для получения продовольственных пайков. 8 ноября 1921 г. 4. ЦГАЛИ СПб. Ф. 35. Оп. 1. Д. 113. Л. 224. Удостоверение Петрогосиздата о разрешении издательству «Алконост» открыть книжную торговлю по адресу пр. 25 Октября, д. 57. 30 ноября 1921 г. 5. ЦГАЛИ СПб. Ф. 35. Оп. 1. Д. 113. Л. 223. Удостоверение Петрогосиздата о разрешении издательству «Алконост» открыть книжную торговлю по адресу пр. 25 Октября, д. 57. 1 марта 1922 г. 6. ЦГАЛИ СПб. Ф. 35. Оп. 1. Д. 115. Л. 120, 121. Протокол заседания распорядительной комиссии Петрогосиздата с фрагментом о разрешении издательству «Алконост» напечатать поэму Андрея Белого «Первое свидание». 6 июля 1921 г. #spbrchives ##архивыспб #издательство #книги #ЦГАЛИ
17.10.2020 в 18:10


#РОСЧЕРКЭПОХИ Принимаем вызов и участвуем в челлендже #РОСЧЕРКЭПОХИ Публикуем автограф человека, который является символом своего времени и, на наш взгляд, не нуждается в представлении 😊 Будем рады, если к челленджу присоединятся наши друзья из и ————— ЦГАЛИ СПб. Ф. 257. Оп. 18. Д. 1879. Л. З об. Автограф В.С. Высоцкого. 1967 г. Там же. Оп. 26. Д. 239. Л. 7. В.С. Высоцкий в фильме «Плохой хороший человек». 1973 г. #spbarchives #архивыспб #РОСЧЕРКЭПОХИ
17.10.2020 в 10:10


«ПОКА СВОБОДОЮ ГОРИМ» Традицию отмечать 19 октября день открытия Императорского лицея заложили первые ученики - Пушкин и его товарищи. Уже став выпускниками, в этот день они приезжали в Царское село на лицейский праздник, а в дальнейшем стали собираться в более тесном дружеском кругу. Впоследствии выпускники переняли эту привычку у старших товарищей, и даже после перевода учебного заведения в Петербург и переименования его в Императорский Александровский лицей лицеисты чтили свой особенный день. В XX столетии этот день пережил драматические события, продолжая являть собой символ свободы и братства как для лицеистов, оказавшихся в эмиграции, так и для тех, кто остался на родине. За рубежом традиция лицейских годовщин продолжалась вплоть до 1991 года, когда 180-летие Лицея отмечали два выпускника 1917 года. В СССР же в 1924 году скромная встреча в Казанском соборе обернулась трагедией. В ходе сфабрикованного «Дела лицеистов» было арестовано свыше 150 человек, 26 лицеистов приговорены к расстрелу, более 50 получили различные сроки ссылки, а директор Лицея В.А.Шильдер умер во время следствия... В 1949 г. в здании Царскосельского лицея был открыт музей – тогда он состоял лишь из нескольких восстановленных мемориальных помещений, среди которых лицейский зал и лицейская «келья» поэта. А 6 июня 1974 г., в день 175-летия поэта, Пушкинский Лицей был открыт в обновленном виде, и с тех пор день лицея снова стал настоящим праздником юности, дружбы, поэзии. «И мир живет, пока в том мире живы твоей души прекрасные порывы, Оплаченные пушкинской судьбой» М.А. Дудин. ____________ ЦГАКФФД СПб. Ар 172007. Выступление поэта М.А.Дудина на торжественном открытии мемориального музея-Лицея после реставрации. г.Пушкин. Автор съемки Н.А.Науменков. 7 июня 1974 г. #spbarchives #архивыспб #пушкинский_лицей #ЦГАКФФД
16.10.2020 в 08:15


ЧТО ТАКОЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ В этом году исполнилось 50 лет научно-методическим советам архивных учреждений. Что это такое? Научно-методические советы (НМС) - постоянно действующие совещательные органы архивных учреждений субъектов Российской Федерации, созданные в целях совершенствования основных направлений архивного дела, в том числе в области архивоведения, документоведения, археографии, обобщения и распространения передового опыта, использования его для улучшения практической деятельности архивных учреждений. Научно-методический совет Северо-Западного федерального округа объединяет архивные службы 11 субъектов РФ. Обычно заседания проводятся раз в год в одном из регионов СЗФО. У НМС есть председатель и секретарь. Сейчас членами НМС являются руководители архивных служб и государственных архивов разного уровня. В заседаниях принимают участие не только члены Совета, но и приглашённые специалисты и даже гости из других регионов. Если интересно узнать, какие темы архивисты обсуждают в рамках НМС, то смотрите наш ролик 👇🏻. #spbarchives #архивыспб #НМС #ялюблюсвоработу
14.10.2020 в 16:46


ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ Запустили небольшую виртуальную выставку по истории городской медицины в XX веке. Практически не затрагивали проблему организации оказания медицинской помощи, зато подобрали документы о статистике и причинах смертности населения в разные периоды, борьбе с эпидемиями, онкологическими заболеваниями и, конечно, осветили подвиг врачей и ученых блокадного Ленинграда. Ссылка на проект - в первом комментарии. #spbarchives #архивыспб #медицина #эпидемии #смертность
14.10.2020 в 08:12


ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГАТЧИНЫ Обзор документов ЦГАЛИ СПб 75 летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. посвящается обзор документов ЦГАЛИ СПб о восстановлении Гатчинского дворцово-паркового комплекса в 1940-х гг. Здание Гатчинского дворца и сооружения парка сильно пострадали в результате военных действий и оккупации. После освобождения Гатчины Красной Армией 26 января 1944 г. в феврале — марте того же года был произведен осмотр и обмер памятников для оценки ущерба, а в июне — начаты восстановительные работы. В них принимал участие архитектор-реставратор, художник Александр Лукич Ротач (1893—1990), который в 1944—1945, 1947—1950 гг. проводил архитектурное исследование построек Гатчинского дворцово-паркового комплекса, необходимое для их консервации и реставрации. В личном фонде А.Л. Ротача (Ф. 598) сохранились выполненные им в эти годы чертежи здания Гатчинского дворца, Павильона Венеры и Горбатого моста. Фотографии из его личного архива включают материалы фотофиксации повреждений дворца и восстановительных работ 1940-х гг., а также более ранние снимки, которые могли служить источниками для воссоздания утраченных интерьеров. Сведения об оценке ущерба, нанесенного памятникам дворцово-паркового комплекса, и о работах по его восстановлению содержатся в документах Гатчинского дворца-музея (ГДМ), которые хранятся в ЦГАЛИ СПб в архивном фонде № 309. В отчете ГДМ за 1944 г. упоминается А.Л. Ротач, под руководством которого мастерской Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда были произведены обмеры помещений главного корпуса дворца и полуциркулей. Для восстановления практически полностью разрушенной кровли дворца в 1944 г. архитектор выполнил чертежи, а к 30 марта 1945 г. составил историческую справку по ее устройству. В 1947—1949 гг. осуществлялась научная подготовка к реставрации сооружений Гатчинского парка — Павильона Венеры и Горбатого моста силами Ленинградского инженерно-строительного института под руководством архитектора Л.К. Абрамова, с 1947 г. сотрудника научной части Гатчинского дворца-музея. Сведения об этом отражены в отчетах и бюллетене научной части ГДМ. А.Л. Ротач работал над исследованием Павильона Венеры и Горбатого моста в 1948—1949 гг. как сотрудник Архитектурно-реставрационных мастерских Управления по делам архитектуры Ленгорисполкома, с которыми дирекция ГДМ срочно заключила договор на подготовку проектов восстановления этих построек в связи с получением финансирования в конце 1948 г. На обмерном чертеже А.Л. Ротача 1948 г. изображен главный фасад Павильона Венеры, изящной деревянной постройки, созданной архитектором В. Бренной в 1792—1793 гг. по образцу аналогичного павильона в резиденции принца Конде в Шантийи. Горбатый мост, построенный по проекту А.Д. Захарова в 1800—1801 гг., считается одним из шедевров дворцово-парковой архитектуры пригородов Санкт-Петербурга. Фасад моста с характерными очертаниями, напоминающими мост Риальто в Венеции, представлен на обмерном чертеже А.Л. Ротача. Работы по консервации и архитектурному исследованию Гатчинского дворцово-паркового комплекса, предпринятые в 1940-е гг. — в трудных условиях военного времени и послевоенных лет — сделали возможной реставрацию его памятников, осуществленную несколько десятилетий спустя. Документы архивного фонда № 598 – «Ротач Александр Лукич (1893—1990), архитектор-реставратор» оцифрованы полностью, материалы фонда № 309 – «Гатчинский дворец-музей Управления культпросветпредприятиями Ленгорсовета» — в значительной мере. Таким образом, исследователи могут работать с этими документами в режиме удаленного доступа на информационно-услуговом портале «Архивы Санкт-Петербурга», а также на компьютерах в читальном зале ЦГАЛИ СПб в день посещения архива. ____________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 598. Оп. 1. Д. 385. Л. 1. Ротач А.Л. Гатчина. 1944 г. Картон, карандаш, гуашь, акварель. 2. ЦГАЛИ СПб. Ф. 598. Оп. 1. Д. 132. Л. 10. Обмер Греческой галереи в Гатчинском дворце бригадой архитекторов Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда (ГИОП). На лестнице — архитектор А.Л. Ротач. . Фото. 3. ЦГАЛИ СПб. Ф. 598. Оп. 1. Д. 132. Л. 26. Ротач А.Л. Павильон Венеры. Главный фасад. 1948 г. Обмерный чертеж. Калька, карандаш, чернила. 4. ЦГАЛИ СПб. Ф. 598. Оп. 1. Д. 132. Л. 37. Ротач А.Л. Гатчина. . Фасад. 1949 г. Обмерный чертеж. Калька, чернила. #spbarchives #архивыспб #гатчина #ротач #ВОВ #ЦГАЛИ
13.10.2020 в 08:01


ГЕГЕЛЬ И ПЕТЕРБУРГСКИЙ СОВЕТ 115 лет назад, в октябре 1905 года, был образован «Общегородской Совет рабочих депутатов г. Петербурга», который возглавил революционное движение в столице империи. Он действовал меньше трех месяцев – уже в декабре – январе большая часть депутатов (всего их насчитывалось более 560 чел.) оказалась под арестом. А при чем тут Гегель? Дело в том, что среди членов Совета был потомок великого философа. Представляем его анкету и первый лист автобиографии. _________ ЦГА СПб. Ф. 9618. Оп. 1. Д. 4. Л. 125, 132. Анкета и автобиография Г.Е. Гегеля. 1933 г. #spbarchives #архивыспб #гегель #петросовет #революция #ЦГА
12.10.2020 в 18:03


Дорогие исследователи! Наши читальные залы продолжают работать, хоть и в несколько ограниченном режиме. Очень надеемся, что нам не придётся снова закрывать их. Каждый из нас может внести вклад в преграждение дороги коронавирусу! Пожалуйста, ознакомьтесь с рекомендациями Городского центра медицинской профилактики и выполняйте их!
10.10.2020 в 10:11


ФОТОГРАФ-ПОДВИЖНИК В ЦГАКФФД СПб хранится большое количество изображений, рассказывающих о реалиях российской жизни 1990-2010-х гг. Среди них особое место принадлежит снимкам, поступившим в архив от сотрудника филологического факультета СПбГУ Анатолия Викторовича Пантелеева. Значительную часть своей жизни, с начала 1980-х гг. до настоящего времени, Анатолий Викторович посвятил документированию событий русской духовной, культурной жизни, патриотических движений и выдающихся деятелей науки, культуры, литературы. Из этих снимков можно сложить панораму русской духовной жизни постсоветского периода. А.В. Пантелеев - фотодокументалист, филолог, журналист. В конце 1970-х-1980-е гг. он искал себя, учился в военном училище, в ЛГИТМИКе (курс И. О. Горбачева), в ЛИСИ (отделение архитектуры), в ЛГУ (факультет журналистики), освоил несколько профессий (слесарь-электромонтажник, актер, солист-вокалист, ассистент кинорежиссера, кинооператор, художник-мультипликатор и др.). В 1990 г. окончил русское отделение филологического факультета ЛГУ (научный руководитель профессор Л. Ф. Ершов), в течение двух лет преподавал на кафедре истории русской советской литературы. Сегодня А.В. Пантелеев - начальник информационно-архивного отдела филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. За В 2010 г. Анатолием Викторовичем был издан «Русский альбом» - своеобразная «энциклопедия русской духовности» - портреты писателей, композиторов, священников, ученых, художников и знаменательные события России за прошедшие четверть века: конференции (В. Шукшин, Н. Рубцов), открытие памятников (М. В. Ломоносову в Ленинграде, К. Батюшкову в Вологде, отцу Сергию в Радонеже), отчеты о Днях славянской письменности и культуры и многое другое. Выдающийся русский реставратор и историк искусства С.В. Ямщиков высоко оценил этот труд, назвав его «монументальным макетом грандиозного альбома, рассказывающего о русской культуре двух последних десятилетий широко и осмысленно». Многие из снимков, представленных а «Русском альбоме», а также другие снимки из архива А.В. Пантелеева, сегодня хранятся в ЦГАКФФД СПб и доступны для просмотра на сайте https://spbarchives.ru. ________________ ЦГАКФФД СПб. Ар 231980. Представление генеалогического древа писателя, актера, кинорежиссера В.М. Шукшина участникам Всесоюзной научной конференции, посвященной 55-летию со дня рождения В.М. Шукшина (Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова); слева направо: завуч Сросткинской средней школы им. В.М. Шукшина Н.А. Ядыкина, заведующий кафедрой истории советской литературы профессор Л.Ф. Ершов, сотрудник кинофотолаборатории университета А.В. Пантелеев. Автор съемки: Не установлен. 16 октября 1984 г. #spbarchives #архивыспб #анатолийпантелеев #русскийальбом #ЦГАКФФД
09.10.2020 в 08:15


РЕРИХ 27 сентября (по новому стилю – 9 октября) 1874 года в семье известного петербургского юриста родился выдающийся деятель мировой культуры Николай Константинович Рерих. В 1893 году, после окончания частной гимназии Карла Мая, Рерих одновременно поступил в Академию художеств и в Санкт-Петербургский университет. По воле отца будущий художник был зачислен на юридический факультет университета, хотя сам он больший интерес проявлял к истории и филологии. Будучи студентом юридического факультета, Рерих также посещал занятия на историко-филологическом факультете. Все успевать ему помогал высокий уровень самоорганизации. В дневниках Рерих описывал свой день так: в девять часов утра подъем, с десяти до часа дня – занятия в Академии художеств, потом до трех часов – университет, с трех до пяти – работа над эскизами, далее до девяти часов вечера – вечерние классы и практические занятия в Академии, а с девяти часов и до полуночи – встречи с друзьями, чтение, литературная работа… Окончив в 1897 году Санкт-Петербургский университет и Академию художеств, Рерих увлекся археологией, участвовал в экспедициях Императорского археологического общества. Результатом его археологических изысканий стал цикл картин «Древняя Русь», который познакомил европейскую общественность с памятниками русской старины и принес Рериху мировую известность. Рерих считал важным развитие «художественности в деле археологии». В 1898-1899 годах он читал для студентов Археологического института курс лекций, а также проводил практические занятия, на которых изучались различные изобразительные техники. В том же 1898 году Рерих вступил в Императорское общество поощрения художеств. С 1906 года по 1918 год он был директором школы общества и активно занимался ее преобразованием: расширялись уже существующие мастерские, а также вводились новые – иконописная, ткацко-рукодельная, керамическая и другие. В 1919 году Рерих покинул советскую Россию. Его дальнейший творческий путь пролегал через Европу, Америку, Маньчжурию и Китай. С 1936 года он безвыездно проживал в Индии. Заслуги Рериха перед мировой культурой сложно переоценить: ему принадлежала идея создания организованной охраны культурных ценностей. В 1929 году Рерих разработал Пакт по охране культурных ценностей, который заложил правовые основы охраны памятников мировой истории и культуры во время вооруженных конфликтов и столкновений. В ЦГИА СПб хранятся разнообразные документы о жизни и творческой деятельности Рериха в Петербурге. Представляем Вашему вниманию некоторые из них. ________________ 1. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 29988. Л. 2. Фотография Н.К. Рериха. б/д. 2. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 1201. Л. 581об.-582. Запись о рождении Н.К. Рериха из метрической книги собора апостола Андрея Первозванного в Санкт-Петербурге (№202). 1874 г. 3. ЦГИА СПб. Ф. 119. Оп. 1. Д. 511. Л. 1а-2. Программа занятий по предметам художественной техники, представленная Н.К. Рерихом директору Археологического института. 1898 г. 4. ЦГИА СПб. Ф. 448. Оп. 1. Д. 1120 Л.21об.-33. Формулярный список о службе Н.К. Рериха. 1913 г. #spbarchives #архивыспб #рерих #ЦГИА
07.10.2020 в 08:10


ИЗ ИСТОРИИ ТРОЛЛЕЙБУСНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЛЕНИНГРАДЕ 21 октября 1936 г. в Ленинграде было открыто троллейбусное движение. Первая линия этого нового вида транспорта, как его называли в прессе, «безрельсового трамвая», проходила по маршруту Красная площадь (ныне площадь Александра Невского) — площадь Труда, ее протяженность составляла 5,8 км. Интересные факты из истории троллейбусного движения в городе на Неве за 1930-е — 1970-е гг. можно прочесть в газетных публикациях тех лет из архивной коллекции документов по истории Петербурга-Ленинграда, собранной краеведом С.М. Вяземским, которая хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб), ф. 118. 16 октября 1937 г. в «Красной газете» появилась новость о предстоящем открытии второй линии троллейбуса по маршруту Финляндский вокзал — проспект Газа. На фотографиях, опубликованных в выпусках той же газеты в конце сентября — начале октября 1937 г., можно увидеть установку указателя этого маршрута на троллейбусе и подвеску проводов для новой линии на набережной реки Фонтанки у Аничкова моста. К 1941 г. в Ленинграде действовало 5 маршрутов троллейбусов, по которым осуществляли перевозки более 70 машин. Во время блокады города троллейбусное движение было прервано. Новость о его восстановлении прозвучала в вечернем выпуске передачи «Последние известия» Ленинградского радио, вышедшем в эфир 24 мая 1944 г.: «Сегодня в Ленинграде, после 30-месячного перерыва, возобновилось движение троллейбусов. В 12 часов дня на трассу вышла первая машина. Свежей краской сверкает она в лучах яркого весеннего солнца. За рулем первого троллейбуса — водитель товарищ Бушуева». Строки дикторского текста этой передачи из документов Ленинградского радиокомитета (ЦГАЛИ СПб. Ф. 293) передают радость события, которому предшествовало долгое восстановление трассы и ремонт машин. В 1956 г. количество троллейбусных маршрутов возросло до 14, число машин составило 212, а общая длина линий достигала 135 км, как сообщает заметка «На троллейбусных трассах» газеты «Вечерний Ленинград» от 20 октября 1956 г. из архивной коллекции С.М. Вяземского. Проездные билеты и карточки 1960-х гг. также сохранились среди документов коллекции. Не оставалось незамеченным для прессы и появление новых типов троллейбусов, например, выпущенных на заводе им. Урицкого в г. Энгельсе ЗиУ-5 — они эксплуатировались в Ленинграде в 1960-х гг. Пришедшие им на смену с 1972 г. ЗиУ-9, в отличие от предшествующих моделей, имели три двери, что упрощало вход и выход пассажиров в час пик. Затруднения, связанные с проездом в час пик, изобразил Вл. Ключарев на карикатуре «Безвходное положение» к следующему фрагменту из письма в редакцию газеты «Вечерний Ленинград» (выпуск от 28 марта 1956 г.): «В каждом троллейбусе над задней дверью написано “Выход воспрещен”. Однако некоторые пассажиры выходят в эту дверь, затрудняя посадку в троллейбус». На страницах газет можно прочесть не только новости о появлении линий, теперь уже ставших привычными, о новых типах троллейбусов, но и посвященные им стихи. Подарок жителей столицы к 250-летию Ленинграда — два троллейбуса новой конструкции — был отмечен следующими строками стихотворения Г. Тумаринсона «Московский подарок», опубликованными в неустановленной газете 11 июля 1957 г.: «Друзья! На проспектах не раз вы встречали Троллейбус, подаренный нам москвичами. Я к вам обращаюсь с хорошим советом: Хоть раз прокатитесь в троллейбусе этом. <…> И солнце, прищурив веселое око, Заглянет в машину и сверху и сбоку И вдруг сгоряча, позабыв все порядки, Ворвется в троллейбус с передней площадки. Пускай оно едет всегда без билета — Любому кондуктору по сердцу это. А мимо проносятся в шуме и блеске — Суворовский, Площадь Восстания, Невский…» (ЦГАЛИ СПб. Ф. 118. Оп. 1. Д. 2974. Л. 6). _____________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 118. Оп. 1. Д. 2974. Л. 2. Установка указателя нового маршрута Финляндский вокзал — проспект Газа в связи с открытием второй линии троллейбусного движения. Фото Г. Чертова, опубликованное в «Красной газете». 29 сентября 1937 г. 2. ЦГАЛИ СПб. Ф. 118. Оп. 1. Д. 2974. Л. 2. Подвеска проводов для новой линии троллейбуса на набережной Фонтанки. Фото Г. Чертова, опубликованное в «Красной газете». 9 октября 1937 г. 3. ЦГАЛИ СПб. Ф. 293. Оп. 2. Д. 1439. Л. 49, 50. Дикторский текст передачи Ленинградского радио «Последние известия» о возобновлении троллейбусного движения в Ленинграде. 24 мая 1944 г. 4. ЦГАЛИ СПб. Ф. 118. Оп. 1. Д. 2974. Л. 8. Троллейбусная проездная карточка учащегося. 1960 г. 5. ЦГАЛИ СПб. Ф. 118. Оп. 1. Д. 2974. Л. 8. Билет для проезда в ленинградском троллейбусе. 1963 г. 6. ЦГАЛИ СПб. Ф. 118. Оп. 1. Д. 2974. Л. 8. «Двойной» троллейбус на Дворцовой площади в Ленинграде. Фото Г. Сафонова, опубликованное в газете «Ленинские искры». 18 июня 1960 г. 7. ЦГАЛИ СПб. Ф. 118. Оп. 1. Д. 2974. Л. 4. Ключарев Вл. «Безвходное положение». Карикатура, опубликованная в газете «Вечерний Ленинград». 28 марта 1956 г. 8. ЦГАЛИ СПб. Ф. 118. Оп. 1. Д. 2974. Л. 5. «Подарок москвичей». Заметка газеты «Смена». На фото — троллейбус, подаренный жителями столицы к 250-летию Ленинграда. 24 июня 1957 г. #spbarchives #архивыспб #троллейбус #ЦГАЛИ
06.10.2020 в 08:10


ПЕРЕЕЗД СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В МАРИИНСКИЙ ДВОРЕЦ Как известно, Ленинградский (Петроградский) городской Совет с августа 1917 года находились в Смольном. Там же располагались организации коммунистической партии. Годы шли, аппарат расширялся и величественное здание Смольного института стало тесным для органов власти Ленинграда. Уже в 1942 году часть отделов горкома партии перебрались в дом по наб. Мойки, 59, а Ленгорисполкома – на пр. 25 Октября (Невский), 26. В 1945 году «квартирный вопрос» был решен радикально: Ленгорсовет и его исполком получили в свое распоряжение Мариинский дворец. Представляем решение Ленгорисполкома об охране нового центра городской власти. Интересно, что устанавливался «свободный доступ (без пропусков) трудящихся в здание исполкома в рабочие дни». ____________ ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 36. Д. 145. Л. 140–140 об. Решение суженного заседания Ленгорисполкома об охране здания Мариинского дворца.13 сентября 1945 г. Извещение Ленгорисполкома о начале работы с 8 октября 1945 г. по новому адресу. Бюллетень исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся. 1945. № 198. С. 10. #spbarchives #архивыспб #мариинскийдворец #смольный #ленинград #ЦГА
05.10.2020 в 08:15


ИЗ ИСТОРИИ ЦГАНТД СПб Поздравляем всех подписчиков с Днем учителя. Сегодня хотим рассказать историю одной героической школы, которая нам очень близка. Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга находится в реконструированном здании школы. Здание школы было построено в 1938 году архитекторами Л. Е. Ассом и А.С. Гинцбергом (объединенной мастерской Ленпроекта (сейчас – АО «Научно-исследовательский и проектный институт по жилищно-гражданскому строительству – Ленниипроект»), руководитель группы – В.О. Мунц). В 1939 году была открыта школа № 20 Московского района (с 1965 года – школа № 367 Фрунзенского района) на Тамбовской улице, д. 17. Со дня открытия и до ухода на пенсию в 1973 году возглавлял ее Каменецкий Я.М. Школа проработала всю блокаду. Учителя и ученики, работая в страшных условиях голода, холода и бомбежек, вписали героические страницы в историю страны. В 1941 учебном году школа выпустила 16 десятиклассников. В школе был организован эвакопункт, работали боевые звенья – химическое, противопожарное и санитарное. По сигналу воздушной тревоги ребята и педагоги днем и ночью занимали посты у ворот и на чердаке, тушили зажигательные бомбы. В 1979 году школа переехала в новое здание на Дунайском проспекте, бережно сохранив свою историю. В школе работает музей Народного образования Фрунзенского района, датой его основания считается 1987 год, но фонды и экспозиция собирались сразу после войны. В 1988 году в здании на Тамбовской находилась редакция журнала «За культуру и безопасность движения», а в 2009 году автошкола «Магистраль». В 2015 году была завершена реконструкция здания. Архив переехал сюда в 2016 году. Записаться на экскурсию по архиву можно по телефону: (812) 573-96-33. ______________ 1. Школа № 367. 1941-1943 гг. (https://www.spb.kp.ru/share/i/4/1686830/wx1080.jpg) Для написания статьи были использованы материалы архива школы №367 2. Вид здания до реконструкции. 2014 г. 3. ЦГАНТД СПб. 2020 г. #spbarchives #архивыспб #деньучителя #ЦГАНТД
03.10.2020 в 10:15


СКВОЗНЫМ РЕЙСОМ ЧЕРЕЗ АРКТИКУ Выставка фотодокументов ЦГАКФФД СПб пройдет с 6 по 9 октября 2020 г. в КВЦ Экспофорум. Мероприятие приурочено к 85-летию первой транспортной операции на Северном морском пути и состоится в рамках международной конференции по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа OMR-2020. Целью стартовавшей в июле 1935 года в Ленинграде транспортной операции было доказать экономическую эффективность Северного морского пути. Для этого пароходы-лесовозы «Искра» и «Ванцетти» под командованием капитанов В.Федотова и Г.Бютнера должны были совершить рейс из Ленинграда во Владивосток за одну навигацию с заходом в порты острова Диксон, бухты Провидения, Петропавловск-Камчатский. Морякам помогали ледоколы «Литке», «Ермак», «Ленин» и «Красин», а также лётчики полярной авиации, регулярно сообщавшие им данные, полученные после полётов над Арктикой. Арктический рейс успешно завершился 9 октября 1935 г. - так было положено начало развитию экономического потенциала советской Арктики. _______________ ЦГАКФФД СПб. Вр 65072. Грузовой пароход «Ванцетти» на загрузке в Ленинградском торговом порту перед началом транспортной операции. Автор съемки: Я.Я.Гаккель. Июль 1935 г. #spbarchives #архивыспб #ванцетти #северный_морской_путь #арктика #ЦГАКФФД
02.10.2020 в 14:06


ЦИФРОВИЗАЦИЯ АРХИВОВ Трансляция началась https://youtu.be/UMhjNAqUZJw
02.10.2020 в 08:15


ЦИФРОВИЗАЦИЯ АРХИВОВ Сегодня в рамках II Архивного съезда пройдет два секционных заседания, посвященных архивоведению. В 10.00 начнется трансляция круглого стола "Роль архивов сегодня", а в 14.00 секция - "Цифровизация архивов". Архивисты и ученые поговорят о комплектовании электронными документами, новом научно-справочном аппарате, репрезентации архивного материала в интернете и др. Модераторами секции выступят врио председателя Архивного комитета Санкт-Петербурга П.А. Крылов и начальник Е.Л. Гузанов. Напомним, что II Архивный съезд организован Санкт-Петербургским государственным университетом. Он объединил на своей площадке ученых, краеведов, архивистов, технических специалистов, предпринимателей, преподавателей, чиновников и всех интересующихся историей. #spbarchives #архивыспб #архивныйсъезд
30.09.2020 в 18:15


ОГОНЬ ВОЙНЫ ДУШИ НЕ СЖЁГ Напоминаем, что до 30 октября 2020 года в ЦГАЛИ СПб работает выставка «Огонь войны души не сжёг», повествующая о культурной жизни города в военный период. В экспозиции представлены архивные материалы по истории эвакуации театров и музейных ценностей, работе ленинградских архитекторов и художников, дневники блокадников, собранные Д.А. Граниным для издания «Блокадной книги», фотографии и письма военных лет, а также документы по розыску Янтарной комнаты в 1945-1948 гг. Выставочная экспозиция дополнена музейными предметами: орденами и медалями, агитационными материалами, распространяемыми в 1942-1943 гг. среди немецких военнослужащих, подлинными рисунками блокадных художников. Среди представленных в экспозиции изобразительных работ – в том числе и рисунки М.З. Тарановской, работавшей в осажденном городе в качестве архитектора по обмерам памятников, а также участвовала в конкурсах на создание агитационных плакатов и листовок как художник. Запись на выставку осуществляется по предварительной записи по тел.: 272 – 93-72, длительность экскурсии – 1 час. ______________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 423. Оп. 1. Д. 105. Л. 2. Тарановская М.З. Эскиз к плакату «Смерть детоубийцам». Гуашь. 1942 г. 2. Там же. Д. 108. Л. 2. Тарановская М.З. Эскиз к плакату «Вклад в сберегательную кассу – удар по врагу». Гуашь. 1944 г. #spbarchives #выставка #блокада #ВОВ #Победа #ЦГАЛИ
29.09.2020 в 08:15


КАК СЛОНА ИЗ ЛЕНИНГРАДА ВЫВОЗИЛИ Впечатлительным людям читать не рекомендуется В 1954 году зоопарк Ленинграда получил поистине царский подарок – двух слонов из Вьетнама. А слона по имени «Бэби», который в 1951 году был перевезен из Праги, предложили отправить в Киев. Но Бэби решительно не желал заходить в клетку для переезда. Специалисты собрали специальное совещание по этому вопросу, протокол заседания которого публикуется. И все кончилось хорошо – слон благополучно доехал до нового места обитания. _________ ЦГА СПб. Ф. 9590. Оп.1. Д.129. Л. 53 – 56. Протокол совещания у директора зоопарка. 7 августа 1954 г. #spbarchives #архивыспб #слон #зоопарк #ЦГА
28.09.2020 в 18:15


II АРХИВНЫЙ СЪЕЗД Завтра начинается масштабное мероприятие, организованное СПбГУ. Это II Архивный съезд, который объединил на своей площадке архивистов, исследователей, преподавателей, чиновников и даже предпринимателей. Архивы Санкт-Петербурга тоже принимают участие в съезде. Трансляция заседаний, секций и круглых столов будет вестись на ютьюбе. Прикрепляем также программу мероприятия. https://www.youtube.com/channel/UCiqU3K-1okHefbVTDIScHUw #spbarchives #архивыспб #архивныйсъезд
28.09.2020 в 08:15


ДОМ ИНЖЕНЕРА Каменноостровский проспект является одной из главных и красивейших магистралей города, но так было не всегда. Еще в середине XIX века, по описанию журнала "Столица и усадьба", «…Проспект представлял собой обычную немощеную проселочную дорогу, шедшую между огородами да маленькими домишками, скрывавшимися за плетеными изгородями». Земля по Каменноостровскому проспекту стоила очень дешево, но охотников покупать не находилось и билетики с извещением: «сия земля продается» по многу лет красовались на заборе огородов. Участок, ныне занимаемый домом № 67, с 1816 года входил во владения, принадлежавшие Действительному Тайному Советнику - князю Лопухину, имя которого долгое время сохранялось в названии одной из близлежащих улиц – Лопухинской (ныне ул. Академика Павлова). В 1897 году по проекту французской фирмы «Батиньоль» началось строительство Троицкого моста через реку Неву, закончившееся в 1903 году. Это событие дало толчок к развитию строительства на Петербургской стороне и на Каменноостровском проспекте. На месте бывших садов и огородов стали появляться многочисленные доходные дома, к проектированию которых привлекались лучшие архитекторы города – Л. Н. Бенуа, Ф. И. Лидваль, В. А. Щуко и др. С 1908 году участок на углу Каменноостровского пр. и Пермской ул. (ныне – ул. Графтио) принадлежал инженер-подполковнику К. В. Маркову, директору правления акционерного общества "А. Ауэбах и К". В этот же год Техническое отделение Санкт-Петербургской Городской Управы рассмотрело и утвердило проект постройки на участке домовладения № 67 «…каменного 6-этажного лицевого дома, показанного на плане двора под лит. А». Представленный на утверждение проект собственного дома, лицевые фасады которого выполнены в стиле северного модерна, разработал сам инженер-полковник. В 1911 - 1913 годах в этом доме жил географ Э. Ф. Лесгафт. В советское время в доме № 67 была создана первая студенческая коммуна, и здание долго занимало общежитие студентов Электротехнического института им. Ульянова-Ленина (ныне ЛЭТИ). ЦГАНТД СПб располагает историко-архивной, проектной и фото документацией Дома К. В. Маркова (ф. 488 «Ленпроектреставрация»). ______________ ЦГАНТД СПб. Ф.488. Оп. 3-17. Д. 42, 43. Историческая справка и фотофиксация фасада. 1991 г. #spbarchives #архивыспб #архитектура #модерн #ЦГАНТД
27.09.2020 в 10:10


Удаленный доступ ко всем оцифрованным документам ЦГА СПб открыт на базе 16 городских библиотек 💃 Подробнее - читайте в заметке 👇🏻 #spbarchives #архивыспб #книгизагс #домовыекниги #базаданных #библиотеки #генеалогия #ЦГА
26.09.2020 в 18:15


МЕДИЦИНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ КАРЛА БУЛЛЫ Сегодня Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова (в народе "Пермед"🙃) празднует свой день рождения. Мы поздравляем всех преподавателей, выпускников и пациентов с праздником! В честь этого события музей университета подготовил совместный выставочный проект с ЦГАКФФД СПб "Медицинский Петербург Карла Буллы". Погрузитесь в мир дореволюционного Петербурга и посмотрите, как выглядили больницы, врачи, санитары и медицинские приборы. #spbarchives #архивыспб #пермед #медицина #булла #холера #ЦГАКФФД
26.09.2020 в 10:15


ФОТОЛЕТОПИСЕЦ ПРИАНГАРЬЯ Знаете ли вы, что в ЦГАКФФД СПб хранится много интереснейших документов, не имеющих отношения к нашему городу, зато рассказывающих о жизни самых разных уголков страны? Фотограф и фоторепортер Эдгар Дмитриевич Брюханенко родился в 1932 г. в Москве, а во время Великой Отечественной войны попал в Иркутск. Так Приангарье получило мастера, воспевшего Восточную Сибирь второй половины XX века. За 40 лет работы Э.Брюханенко собственным фотокорреспондентом ТАСС по Восточной Сибири в глухой тайге на берегах Ангары выросли такие энергетические гиганты, как Братская, Усть-Илимская ГЭС, десятки новых городов, БАМ. Г.М.Бутаков, долгие годы бывший главным редактором «Восточно-Сибирской правды» - газеты, в которой постоянно публиковались фоторепортажи Брюханенко, рассказывал: «В «Восточке» за все годы было где-то 16 фотокоров. И моя предшественница Елена Ивановна Яковлева на редакционных летучках не раз говорила: «Посмотрите, какие у него снимки! Аккуратные, хорошие. Вот как надо снимать. Если передовик — он всегда в ондатровой шапке...». Ребята потом догадались, что эта «ондатровая шапка» ездила с Эдгаром Дмитриевичем во все командировки, и он просто старался приодеть своих героев...». Простые люди, попадая в прицел его объектива, становились знаменитыми на весь мир: персональные выставки Э.Брюханенко проходили в Германии, Чехословакии, Японии, России. Эдгар Дмитриевич был награждён серебряной медалью ВДНХ за оформление сибирского павильона, бронзовой медалью за серию фоторабот «Байкальские нерпы» на международной выставке в Гааге. Э.Д.Брюханенко ушел из жизни в 2016 году, оставив богатое наследие - более 50 тысяч уникальных фотографий, несколько из которых хранится в ЦГАКФФД СПб. _______________ ЦГАКФФД СПб. Бр 65867. Установка арматуры в одном из блоков секционной перемычки на строительстве Братской ГЭС. На переднем плане арматурщики И.Ф.Новицкий (слева) и В.А.Рогов. Иркутская область. Автор съемки Э.Д.Брюханенко. 23 декабря 1958 г. #spbarchives #архивыспб #сибирь #БАМ #приангарье #ЦГАКФФД
25.09.2020 в 08:10


«ПАЛЕ-РОЯЛЬ» Кто из нас хотя бы однажды не прогуливался по Пушкинской улице и не обращал внимания на громадное здание на углу Пушкинской улицы и Кузнечного переулка? Дом №20/18 по Пушкинской улице был построен в 1875-1876 годах по проекту архитектора Александра Васильевича Иванова на участке жены полковника Александры Петровны Рот специально для меблированных комнат. Уже в скором времени заведение получило название – гостиница «Пале-Рояль». Первый этаж здания сдавался под торговые помещения, на втором располагались квартиры, а вот третий, четвертый и пятый этажи занимали меблированные комнаты. Почти все комнаты были спроектированы с передними и альковами для спален, а также были оснащены водопроводом. Первоначально комнат было 99, однако, посредством расформирования отдельных квартир, к 1913 году количество комнат насчитывало уже 173. Не являясь единственной в своем роде, эта гостиница, тем не менее, не пополнила безликие ряды меблированных домов Санкт-Петербурга. Зинаида Гиппиус так писала о гостинице «Пале-Рояль»: «Ее почему-то возлюбили литераторы и живали там, особенно несемейные, по месяцам, а то и по годам. Не избегал ее и Минский … Немало интересных собраний повидали на своем веку номерки этого «Палэ-Рояля», скромные, серым штофом перегороженные. Там … бывал Розанов, эстеты «Мира искусства»…» Писатели, поэты, артисты, музыканты… Одним словом, культурная российская элита конца 19 – начала 20 веков бурным потоком пронеслась по лестницам и коридорам этого здания. В 1890–1900-е годы здесь постоянно жили литераторы Петр Петрович Перцев и Аким Львович Волынский, у них в гостях бывали Василий Васильевич Розанов, Валерий Яковлевич Брюсов и чета Мережковских. Останавливались в гостинице Антон Павлович Чехов, Иван Алексеевич Бунин, Леонид Николаевич Андреев, Константин Михайлович Станюкович, Александр Иванович Куприн, Владимир Маяковский, Федор Шаляпин и яркий Мамонт Дальский. Так о «Пале-Рояле» вспоминал Шаляпин: «В конце Пушкинской улицы, за маленькой площадью, на которой стоит крошечный Пушкин, возвышается огромное здание, похожее на цейхгауз – вещевой склад. Это – «Пале-рояль», приют артистической богемы Петербурга. В мое время сей приют был очень грязен, и единственное хорошее в нем, кроме людей, были лестницы, очень отлогие. По ним легко было взбираться даже на пятый этаж, где я жил в грязненькой комнатке, напоминавшей «номер» провинциальной гостиницы. В портьерах, выцветших от времени, сохранилось множество пыли, прозябали блохи, мухи и другие насекомые. В темных коридорах всегда можно было встретить пьяненьких людей обоего пола. Скандалы, однако, разыгрывались не очень часто. В общем же в «Пале-рояле» жилось интересно и весело». Однако смена государственного строя в 1917 году и планировка здания сыграли с ним злую шутку: сначала оно перешло в пользование к Обществу взаимного вспомоществования служащим Николаевской железной дороги, а затем плавно превратилось в настоящее королевство многонаселенных коммунальных квартир. __________ 1. ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102. Д.5182. Л.9об. План двора жены полковника Александры Петровны Рот в 1-м участке Московской части под №13 (современный адрес – Пушкинская ул. / Кузнечный пер., №20/18). 1875 г. 2. Там же. Л.10-15. Фасад дома жены полковника Александры Петровны Рот по Новой ул. (ныне – Пушкинская ул.). 1875 г. 3. Там же. Л.54-57. План 3-го, 4-го и 5-го этажей гостиницы «Пале-Рояль» в доме № 22 по Новой ул. (современный адрес – Пушкинская ул. / Кузнечный пер., №20/18). б/д. #spbarchives #архивыспб #пале-рояль #ЦГИА
23.09.2020 в 08:10


НАВОДНЕНИЕ 1924 ГОДА ГЛАЗАМИ АРХИТЕКТОРА-РЕСТАВРАТОРА А.Л. РОТАЧА Ленинградцам надолго запомнился ненастный день 23 сентября 1924 года. Наводнение, обрушившееся тогда на город на Неве, стало вторым по уровню подъема воды за всю историю наблюдений. Оно как бы отметило год столетнего юбилея наиболее знаменитого и разрушительного буйства водной стихии в Петербурге, случившегося в 1824 году и увековеченного в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Свои талантливые очевидцы были и у самого сильного петербургского или, если быть точным, ленинградского наводнения двадцатого века. В их числе находится архитектор-реставратор А.Л. Ротач (1893-1990). Александр Лукич Ротач в течение многих лет после окончания Великой Отечественной войны в качестве руководителя принимал участие в восстановлении различных памятников архитектуры Ленинграда и его окрестностей. Он же возглавил создание монументов жертвам революции на Марсовом поле и «Шалаш» в Разливе. Кроме того петербуржцы и гости Северной столицы могут его благодарить за Исаакиевский собор, реставрацией которого он занимался более 10 лет. Работал Александр Лукич над сохранением архитектурного наследия и в других регионах Советского союза. Например, в Новгороде он руководил восстановлением Кремля. В Крыму А.Л. Ротач трудился над реставрацией памятников архитектуры в Бахчисарае, Феодосии, Ялте и Судаке. Когда случилось наводнение, в будущем знаменитый архитектор-реставратор еще учился в Академии художеств на архитектурном отделении в мастерской профессора Л.Н. Бенуа. Александр Лукич оставил нам зарисовки, как самого стихийного бедствия, так и его печальных последствий. К слову, А.Л. Ротач, уже окончивший к тому времени Политехнический университет, занимался восстановлении пострадавших от наводнения объектов городской инфраструктуры. В частности его трудами была восстановлена Лахтинская дамба, по которой сейчас проходит Приморское шоссе. _____________ 1. ЦГАЛИ СПб Ф. 598. Оп. 1. Д. 396 Л. 1, 3, 9, 10, 12, 22, 31, 32. Автопортрет и рисунки А.Л. Ротача. #spbarchives #архивыспб #наводнение #ротач #ЦГАЛИ
22.09.2020 в 08:10


ЭКОЛОГИЯ ВОЙНЫ К 75-летию создания парков Победы в Ленинграде 22 сентября 1945 года власти Ленинграда приняли решение о создании парков Победы – Московского и Приморского. Они должны были стать, по выражению председателя Ленгорисполкома П.С. Попкова, «зелеными памятниками» великой победы. Но не только. Война резко ухудшила экологическую обстановку в городе. Естественные фильтры очистки воздуха – сады, парки, скверы, газоны – сильно пострадали, погибло около 100 тыс. деревьев и миллиона кустов. В результате бомбежек и обстрелов образовалось до 200 пустырей, заваленных строительным мусором. И по мере того, как фабрики и заводы возобновляли производство, загрязнение воздуха усиливалось. Поэтому восстановление и расширение зеленых насаждений стали важнейшей задачей ленинградцев, а строительство парков Победы – главными направлениями новых планов. Обратите внимание на оформление представляемого документа – совместного решения Ленгорисполкома и бюро горкома ВКП(б). Ротаторный экземпляр с факсимиле подписей поступил в Ленгорисполком с грифом «Строго секретно» и отложился в несекретном делопроизводстве в качестве подлинного решения горисполкома. __________ ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 18. Д. 1689. Л. 64 – 66. Совместное решение Ленгорисполкома и бюро горкома ВКП(б) о строительстве парков Победы. 22 сентября 1945 г. #spbarchives #архивыспб #паркпобеды #экологиявосстановлениеленинграда #ЦГА
20.09.2020 в 10:15


Осенью 1898 года в Петербурге открылась «Общеобразовательная школа», учрежденная благодаря активному содействию князя Вячеслава Николаевича Тенишева и названная его именем. Просуществовав два года, школа князя Тенишева была преобразована в восьмиклассное училище, за которым также закрепилось имя его основателя. Тенишевское училище стало уникальным в своем роде учебным заведением: в нем применялись самые прогрессивные методы преподавания, имевшие целью воспитать в учениках «самодеятельность и действительный интерес к знанию». #spbarchives #архивыспб #тенишев #тенишевскоеучилище #ЦГИА

Главное

Прогноз погоды

Малооблачно

+5°..+6°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю