Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Отзывы о Центральный государственный архив Санкт-Петербурга

Интересность : Место представляет интерес для исследователей. Здесь собраны архивы по Санкт-Петербургу с 1917 года по настоящее время.
Расположение : Ехать сюда можно общественным транспортом, например, от метро Улица Дыбенко или Проспект Большевиков, расположенных менее, чем в 2 км.
Интерьер : Здание имеет оригинальную архитектуру в форме трилистника. Внутри много коридоров, можно заблудиться, но помогают сотрудники. В здании находятся 18 архивохранилищ, библиотека, читальный зал, а также выставочный зал с экспозициями документов и конференц-зал для мероприятий.
Обслуживание : Сотрудники вежливые, хорошо ориентируются в теме.
Центральный государственный архив Санкт-Петербурга
Адрес

ул. Антонова-Овсеенко, д. 1

карта
Район
Невский район (Санкт-Петербург)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга

Общая оценка:8.5 / 10
Интересность 9
Расположение 7
Интерьер 9
Обслуживание 9
Оставить отзыв
Места поблизости
DreamvilleПространство DreamvilleПамятная доска Кнорозову Ю.В. Памятная доска Кнорозову Ю.В.ИзобретателиТеатр ИзобретателиЯвмясо на КржижановскогоРесторан Явмясо на Кржижановского
посетитель
8.5 / 10 28 сентября 2018 г. 23:29
Сотрудники вежливые, хорошо ориентируются в теме. Здание имеет оригинальную архитектуру в форме трилистника. Внутри много коридоров, можно заблудиться, но помогают сотрудники. В здании находятся 18 архивохранилищ, библиотека, читальный зал, а также выставочный зал с экспозициями документов и конференц-зал для мероприятий. Ехать сюда можно общественным транспортом, например, от метро Улица Дыбенко или Проспект Большевиков, расположенных менее, чем в 2 км. Место представляет интерес для исследователей. Здесь собраны архивы по Санкт-Петербургу с 1917 года по настоящее время.  на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете развернутые отзывы о Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга. Наши посетители оценивают Центральный государственный архив Санкт-Петербурга по интерьеру и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Почувствуй себя героем игры Angry BirdsПочувствуй себя героем игры Angry BirdsСамый большой музей любви и эротики 18+Самый большой музей любви и эротики 18+Государственный музей-заповедник ПетергофГосударственный музей-заповедник Петергоф Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на Фонтанке

Комментарии посетителей

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Архивный комитет Санкт-Петербурга

вчера в 08:15


Продолжаем рассказ о художнике кино Белле (Берте) Семёновне Маневич-Каплан (1922–2002). В эскизах художника-постановщика – предвосхищение будущих киношедевров, их визуальной и эмоциональной атмосферы. Его кропотливый труд рождает магию кино, когда литературный сценарий превращается в пространство существования киногероев. Белла Семёновна родилась в Киеве 14 ноября 1922 года. Фронтовая медсестра. Художник кино и театра. Участник большого числа коллективных и персональных художественных выставок. Заслуженный художник Российской Федерации (1995). С 1950 года Б. С. Маневич-Каплан работала художником-постановщиком на «Ленфильме». За свою полувековую кинокарьеру в творческом содружестве с мужем И.М. Капланом (1924–1997) она осуществила постановку около пятидесяти кинокартин, которые вошли в «золотую коллекцию» ведущей киностудии страны. Это фильмы «Дорогой мой человек», «Белое солнце пустыни», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Отпуск в сентябре», «Анюта», «Выйти замуж за капитана», «Цветы календулы», «Зимняя вишня» и многие другие. Б. С. Маневич-Каплан умерла 13 июня 2002 в Санкт-Петербурге. #архивыспб #ЦГАЛИ ____________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 671. Оп. 1. Д. 363. Л. 2. Фотография Б.С. Маневич-Каплан. Автор съёмки не установлен. . 2, 3, 4. Там же. Ф. 671. Оп. 1. Д. 214. Л. 6, 10, 12. Эскизы к фильму И.Ф. Масленникова «Зимняя вишня». Фотокопии. Автор съёмки не установлен. 1984-1985 годы. 5. Там же. Ф. 671. Оп. 1. Д. 193. Л. 1. Эскиз к фильму В.В. Мельникова «Старший сын». Бумага, угольный карандаш. 1974-1975 годы. 6. Там же. Ф. 671. Оп. 1. Д. 198. Л. 3. Эскиз к фильму В.В. Мельникова «Женитьба». Бумага, фломастер. 1976-1977 годы.
23.04.2024 в 08:15


«Двуякопонимание» краснофлотцев или железная дорога по льду Ладоги В апреле 1944 года в Ленгорисполком поступило письмо старшины I статьи Суслова, адресованное депутату Верховного Совета РСФСР П.С. Попкову. Автор письма сообщал, что на корабле, где он служил, возникло «двуякопонимание некоторых товарищей» по вопросу о железной дороге через Ладожское озеро. Ответ за подписью П.С. Попкова был однозначен – никакая железная дорога по льду не строилась. Трудно сказать, чем руководствовался председатель горисполкома, давая такой ответ, вероятно, требованиями секретности. Действительно, ни один железнодорожный состав по льду Ладоги не прошел, но строительство дороги началось еще 6 декабря 1942 года с обоих берегов озера от станции Кобона до станции Ладожское озеро. В сооружении свайно-ледовой переправы поначалу участвовали свыше 5 тыс. человек. К январю 1943 года был проложен путь на протяжении 14540 погонных метров и, как писал известный историк блокады В.М. Ковальчук, «ввод её в эксплуатацию являлся вопросом недалекого времени». Прорыв блокады 18 января 1943 года снял вопрос о ледовой переправе. Все силы были брошены на строительство железной дороги вдоль южного берега Ладожского озера. Одно время некоторые историки, учитывая огромные средства и трудозатраты на оказавшееся ненужным сооружение, высказывали мнение, что строительство началось для дезинформации противника, однако после рассекречивания документов эти предположения были отвергнуты. Кстати, вопрос о роли дезинформации в ходе войны и блокады изучен довольно слабо. #архивыспб #ЦГА _____________________ ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 18. Д. 992. Л. 91 – 92 об. Письмо краснофлотца Суслова П.С. Попкову о строительстве железной дороги по льду Ладоги; ответ Ленгорисполкома. 14 апреля – 15 мая 1944 г.
22.04.2024 в 08:15


На службе электропромышленности Советского Союза История отечественной науки и техники знает десятки имён выдающихся теоретиков и практиков, трудившихся на ниве электропромышленности. Ленинградский инженер Пётр Аронович Фридкин, личный фонд которого имеется в Центральном государственном архиве научно-технической документации Санкт-Петербурга, принадлежит именно к этой когорте исследователей. Он родился 4 (17) октября 1900 года в городе Речицы в семье рабочего местного лесопильного завода. В 1917 году окончил Речицкое городское 4-х классное училище, затем продолжил обучение в Лидской мужской гимназии. С 1919 года начал работать чертёжником. На завершающем этапе Гражданской войны вступил в Красную Армию и служил на польском фронте. После окончания службы поступил в Московский практический электротехнический институт, но в 1923 году был переведен в Ленинградский электротехнический институт им. В. И. Ленина и окончил его в 1929 году. Будучи студентом, работал в тресте «Ленинградтекстиль», где участвовал в разработке проектов электрофикации ленинградских текстильных фабрик. С 1929 по декабрь 1941 года работал в Центральной энергетической лаборатории треста «Ленинградтекстиль», Индустриальном институте (возглавлял группу научно-исследовательской секции), конструкторском бюро завода «Электросила» им. С. М. Кирова. В конце 1941 года Пётр Фридкин с другими сотрудниками «Электросилы» был эвакуирован на Урал. Прибыв в Свердловск работал сначала старшим конструктором, а затем стал начальником конструкторского бюро безредукторных машин на заводе Уралэлектроаппарат (Государственный союзный завод № 659). Дополнительно Фридкин трудился на Уральском заводе тяжёлого машиностроения им. Г. К. Орджоникидзе и преподавал в Уральском индустриальном институте. До войны П. А. Фридкин уже зарекомендовал себя как новатор, много лет занимался разработкой безредукторных машин с дуговым статором. В 1944 году он благополучно защитил кандидатскую диссертацию, в октябре того же года труды Фридкина высоко оценил учёный совет Энергетического института Академии наук СССР им. Г. М. Кржижановского. В 1946 году инженер-конструктор вернулся в Ленинград. Несколько месяцев работал старшим преподавателем в Ленинградской военно-воздушной инженерной академии, затем с 1947 года устроился на работу в Текстильный институт, в котором существовала кафедра электротехники. Впоследствии Пётр Аронович стал её заведующим. П. А. Фридкин имел несколько десятков изобретений, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрявшихся на предприятиях, электростанциях СССР и в зарубежных странах. В конце 1967 года Пётр Аронович был награждён серебряной медалью главным комитетом ВДНХ за успехи в народном хозяйстве СССР. Умер в 1968 году. Посмертно стал доктором технических наук по совокупности опубликованных работ. #архивыспб #ЦГАНТД ___________________________________ 1. ЦГАНТД СПб. Ф. 197. Оп. 1. Д. 26. Л. 2. Фотография П. А. Фридкина. 1967 г. 2. Там же. Д. 233. Л. 12. Сообщение из журнала «Электричество», касающееся доклада П. А. Фридкина в Энергетическом институте Академии Наук СССР. 1944 г. 3. Там же. Д. 216. Л. 17 – 19. Письмо П. Е. Фридкина заместителю председателя СНК, члену ЦК ВКП(б) Г. М. Маленкову. 22 июня 1945 г. 4. Там же. Д. 216. Л. 14. Письмо П. Е. Фридкина заместителю председателя Совета Министров СССР В. А. Малышеву. 30 мая 1955 г. 5. Там же. Д. 218. Л. 1 – 4. Письмо первого секретаря Ленинградского горкома КПСС И. К. Замчевского первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущёву. 1955 г.
21.04.2024 в 10:30


История предприятия. ЛЭМЗ В Центральном государственном архиве документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций находятся документы ОАО «Ленинградский Электромеханический завод» (ОАО «ЛЭМЗ» - фонд Р-1992). История ЛЭМЗ началась 22 марта 1930 года с производства пишущих машинок. Здание завода располагалось на Петергофском шоссе, 73. Корпус завода был построен в 1917 году для Лиговского опытного завода по приготовлению сероуглерода. Советской властью было принято решение о размещении в здании производства пишущих машинок. Предприятие получило наименование – «1-й Государственный завод пишущих машинок» или сокращенно «Пишмаш». После Великой Отечественной войны началось быстрое восстановление жилищного фонда и инфраструктуры города, пережившего блокаду. В этот момент появилась особая потребность в создании большего количества приборов для учета электроэнергии в Ленинграде. Министерство Электростанций СССР 19 мая 1953 года сформировало приказ о переквалификации деятельности завода и его переименовании. Так «Пишмаш» получил название «Ленинградский Электромеханический завод» (ЛЭМЗ), а вместо пишущих машинок на заводе стали изготавливать счетчики электроэнергии. Первое время выпускались счетчики только двух типов, но позже группа инженеров-конструкторов начала разработку более высокотехнологичных и удобных в эксплуатации приборов. Постепенно ЛЭМЗ становился более научно-ориентированным производством. Был налажен выпуск электронно-вычислительных машин, работающих на перфолентах. Продукцию завода начали использовать в космических и военных отраслях. В 1985 году было создано Ленинградское научно-производственное объединение «Электронмаш» (ЛНПО «Электронмаш»), в состав которого вошел «ЛЭМЗ». Однако вскоре из-за нестабильности ситуации в стране научно-исследовательская деятельность была приостановлена. ЛНПО «Электронмаш» передано в ряд других министерств, а ЛЭМЗ выведен из его состава. Завод перестал быть государственным и преобразовался в АООТ «ЛЭМЗ». В следствии экономического кризиса производство сложных вычислительных машин полностью прекратилось. Только благодаря руководству завода со временем удалось сохранить и наладить бесперебойное производство индукционных, а позже и электронных счетчиков электроэнергии. В 2011 году по решению Арбитражного суда ОАО «ЛЭМЗ» признано несостоятельным (банкротом), в его отношении было открыто конкурсное производство. #архивыспб #ЦГАЛС ___________________________ 1. Фотография здания «ЛЭМЗ» автор Могутова А.И. 2. ЦГАЛС СПб. Фонд Р-1992. Оп. 4. Д. 58. Лицевые счета рабочих, служащих и ИТР за 1957 год «Р-Сми». 3. ЦГАЛС СПб. Фонд Р-1992. Оп. 1. Д. 449. Обложка книги учета приема и увольнения ИТР и служащих за 1982 год. Там же. Д. 450. Обложка книги учета приема и увольнения рабочих за 1982 год.
17.04.2024 в 08:15


Как создавался фильм Г.М. Козинцева «Гамлет» (к 60-летию фильма) Поставить фильм о Гамлете было давней и заветной мечтой режиссера киностудии «Ленфильм» Григория Михайловича Козинцева (1905-1973). Но Министерство культуры долго не давало Козинцеву разрешения на постановку. «Нашлись охотники, – писал Козинцев, – подсказать начальству: «Американцы снимают «Гамлета»! Куда уж нам!». Мировое культурное сообщество готовилось к 400-летию со дня рождения Шекспира, и Козинцев, наконец, получил долгожданное разрешение на постановку «Гамлета». 19 мая 1962 года на «Ленфильме» состоялось заседание Художественного совета, посвященное обсуждению сценария фильма. В своем выступлении Козинцев озвучил основные идеи постановки. «Шекспир – это писатель, который в каждую эпоху участвует в жизненной борьбе. <…> В каждую эпоху идет борьба идей, защищающих человека, с человеконенавистническими. Человек говорит – «нет» всем видам неправды, хотя он и не знает способы борьбы с этой неправдой, но обнажение лжи во всех общественных отношениях, обнажение неправды общественного строя, неправды человеческих отношений – это уже есть борьба. Вот так я понимаю эту вещь». Съемкам предшествовала длительная подготовка. По проекту художника Евгения Енея был построен макет замка Эльсинор. Его возвели в натуральную величину. Съемки проходили в Эстонии. Отдельные эпизоды были сняты в Крыму. В одном из павильонов «Ленфильма» были построены декорации Белого и Гобеленового залов. Эрмитаж предоставил для съемок оружие. Образы старинных гобеленов помогали расписывать на мешковине студенты Академии художеств. Козинцевым тщательно отбирался актерский состав. Это подтверждают восемь альбомов с фотопробами актеров. С исполнителем главной роли – Иннокентием Смоктуновским – Козинцев определился сразу. Он давно обратил внимание на актера и почувствовал, что Смоктуновский сможет воплотить его замысел: создать такого Гамлета, который будет существовать вне времени и всегда будет близок зрителю. В результате актерских проб на роль Офелии была выбрана 18-летняя студентка Театрального училища им. Щукина Анастасия Вертинская. На просторах сети интернет «гуляет» информация, что Козинцев приглашал на роль Гамлета Георгия Вицина. Да, Вицин действительно участвовал в актерских пробах, но только на роль Гильденстерна. Помимо Иннокентия Смоктуновского и Анастасии Вертинской, в фильме снимались актёры Михаил Названов, Эльза Радзинь, Юрий Толубеев, Вадим Медведев, Игорь Дмитриев и многие другие. Премьера фильма "Гамлет" состоялась в апреле 1964 года в московском кинотеатре «Россия». Фильм Козинцева собрал более трёх десятков призов и наград на различных всесоюзных и международных фестивалях, и до сих пор считается одной из лучших экранизаций «Гамлета» в мире. В фондах Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга хранятся документы, отражающие процессы замысла и создания фильма «Гамлет», а также его дальнейшую судьбу – это фонд киностудии «Ленфильм» и личный фонд Г.М. Козинцева. #архивыспб #ЦГАЛИ _________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 622. Оп. 2. Д. 21. Л. 155. Фрагмент дневника Г.М. Козинцева. Автограф. 1962 год. 2. ЦГАЛИ СПб. Ф. 622. Оп. 1. Д. 188. Л. 6. Письмо учащихся Г.М. Козинцеву. 1961 год. 3. ЦГАЛИ СПб. Ф. 257. Оп. 20. Д. 46. Л. 8. Фотография актерской пробы И.М. Смоктуновского на роль Гамлета. 1963 год. 4. Там же. Л. 57. Фотография актерской пробы А.А. Вертинской на роль Офелии. 1963 год. 5. Там же. Д. 50. Л. 27. Фотография актерской пробы Ж.А. Болотовой на роль Офелии. 1963 год. 6. ЦГАЛИ СПб. Ф. 622. Оп. 1. Д. 138. Л. 6. Фотография Г.М. Козинцева и И.М. Смоктуновского во время подготовки Э.Я. Радзинь к актерским пробам на роль Гертруды. 1963 год. 7. Там же. Д. 139. Л. 12. Фотография рабочего момента съемок фильма «Гамлет» с участием Г.М. Козинцева, А.А. Вертинской, И.М. Смоктуновского. 1963 год. 8. Там же. Д. 147. Л. 1. Афиша фильма «Гамлет» во время его участия в Венецианском кинофестивале. 1964 год.
16.04.2024 в 08:15


Смерть нерожденных – статистика абортов в Ленинграде Официальная регистрация случаев прерывания беременности началась сто лет назад, в марте 1924 года, когда начали свою деятельность так называемые «абортные комиссии», которые давали разрешение на бесплатные аборты. Уже первые данные позволили ленинградским специалистам говорить, что «аборт стал крупным социальным явлением» и что «волевое ограничение рождаемости является главнейшим фактором динамики рождаемости». Известный советский статистик Лев Семенович Каминский в 1946 году подготовил краткий обзор по статистике абортов в Ленинграде за 1924 – 1945 гг. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга представляет несколько страниц из этой работы, которая сохранилась в материалах Ленинградского научно-методического бюро медицинской статистики (ЦГА СПб. Фонд 9713). Обратите внимание, что важны не только абсолютные цифры, а данные о числе абортов на 100 родившихся. В 1933 – 1934 гг. количество абортов в 2 с лишним раза превышало число рожденных. #АрхивныйКомитет #ЦГА ___________________________ ЦГА СПб. Ф. 9713. Оп. 1. Д. 153. Л. 1 – 3, 5. Из статьи Каминского Л.С. «Аборты в Ленинграде в 1945 г. Краткий статистический отчет».
15.04.2024 в 08:15


Человек эпохи индустриализации Александр Фёдорович Вайполин родился в селе Турьинские рудники 6 (18) апреля 1880 года. Происходил из семьи горнорабочего. Окончил теоретический курс Турьинского горного училища. С середины 1890-х годов находился на производственной практике на медных и железных рудниках, золотых приисках и металлургическом заводе Богословского горного округа. После трудился как горный техник. Начал работать на шахтах Донбасса с 1899 года, а в 1902 – 1904 годах стал управляющим золоторудного предприятия «Серебрянка» на Урале. Далее связал свою жизнь с Петербургским горным институтом: Вайполин прошёл большой путь от техника-лаборанта до доцента (им он стал в послереволюционное время). Одновременно Вайполин участвовал в организации первого уральского горноспасательного пункта (Турьинские медные рудники, 1910 – 1911), исследовательских работах в Семиречье (озеро Иссык-Куль, 1913 – 1914), разведочных работах на Памире (1916), на Мурмане (на границе с Норвегией, 1916 – 1917). После революции продолжил свою инженерную деятельность в Ухтинском нефтеносном районе, занимался постановкой первых взрывных работ в России на Обуховском, Путиловском и Ижорском заводах. В первой половине 1920-х годов руководил разведочными работами на уголь на Урале. Был консультантом и производителем по буровзрывным работам при строительстве первой советской электростанции – Волховской ГЭС, затем на строительстве Свирской ГЭС. Позже был управляющим работами при строительстве первого в СССР калийного комбината в Соликамске. В 1929 году окончил экстерном Горный институт по специальности «Разработка месторождений полезных ископаемых». С этого времени по совместительству работал в проектных организациях Ленинграда – Гипрошахт, Гипроруда, Гипронемет. С 1930 по 1932 год А. Ф. Вайполин возглавлял горный факультет Горного института Ленинграде. Позднее руководил буровзрывными работами в Прокопьевске (Кузбасс), возглавлял отдел подземных вод Гидрологического института и был приглашен для оказания научно-технической помощи во время строительства метрополитена в Москве. Перед Великой Отечественной войной с коллегами вёл научно-исследовательскую работу в области изучения состава взрывчатого вещества – синала. В 1942 году за это коллектив исследователей удостоился Сталинской премии 2-й степени. Во время блокады Ленинграда внёс с товарищами два предложения по изготовлению указанного взрывчатого вещества, применявшегося при обороне. Осенью 1941 года обучал подрывному делу защитников города и несколько групп партизан, засылаемых в тыл врага, сформированных из числа студентов Горного института и рабочих предприятий Ленинграда. В конце года по распоряжению Наркомата цветной металлургии был привлечен к спецработе: вылетел в Свердловск для организации изготовления взрывчатых веществ на горных предприятиях. Занимался этим до августа 1944 года. После войны вернулся в Ленинград и преподавал в Горном институте. Награжден медалями «За трудовую доблесть», «За оборону Ленинграда», орденами Трудового Красного Знамени и Ленина. Умер 11 апреля 1970 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. В Центральном государственном архиве научно-технической документации Санкт-Петербурга имеется личный фонд А. Ф. Вайполина, насчитывающий 55 единиц хранения. #архивыспб #ЦГАНТД ____________________________________ 1. ЦГАНТД СПб. Ф. 201. Оп. 1. Д. 4. Л. 1. Фотография А. Ф. Вайполина (справа) с неизвестным. После 1940-х гг. 2. Там же. Д. 3. Л. 16. Трудовая книжка А. Ф. Вайполина. 3. Там же. Д. 4. Л. 41 об. Открытый лист горнотехнического инспектора Народного комиссариата цветной металлургии А. Ф. Вайполина. 1943 г. 4. Там же. Д. 5. Л. 51. Пригласительный билет А. Ф. Вайполина на праздник. 1934 г. 5. Там же. Д. 10. Л. 1. Письмо А. Ф. Вайполину от главного инженера треста Шахтопроект. 24 апреля 1942 г.
12.04.2024 в 08:15


Санкт-Петербургское ракетное заведение С каким периодом истории нашей страны может ассоциироваться слово «ракета»? Для большинства это, скорее всего, будет вторая половина XX века – первый спутник, полет Юрия Гагарина 12 апреля 1961 г., освоение ближнего космоса, полеты автоматических станций к Луне, Марсу и Венере и т.д. Кто-то может вспомнить знаменитые «Катюши» времен Великой Отечественной войны. Однако истоки отечественного ракетостроения уходят гораздо глубже – в первую треть XIX в. и связаны с именем героя Отечественной войны 1812 года, полковника Александра Дмитриевича Засядко. 30 марта 1826 г. по инициативе А.Д. Засядко на Волковом поле в Санкт-Петербурге открыто Ракетное заведение, ставшее первым в России научно-производственным ракетостроительным предприятием. Созданные им ракеты покрывали расстояние до трех километров, что в полтора раза превышало зарубежные аналоги, и успешно использовались в ходе Русско-персидской (1826-1828) и Русско-турецкой (1828-1829) войн, находились на вооружении Кавказского корпуса. Как показывают документы из фондов Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга ракетный полигон занимал площадь около 860 десятин (почти 10 тыс. кв. м) земли, уступленной ямщиками Московской Ямской слободы. Соседство с ним приводило к постоянным жалобам со стороны ямщиков, опасавшихся за свое имущество, однако попытки перенести в 1833 году Ракетное заведение на Выборгскую сторону у Черной речки успеха не имели. Не удалось исполнить и высочайший указ от июля 1846 г. о переносе Ракетного заведения на земли охтинских поселян и крестьян дер. Рыбацкой. Выделяемые участки должны были быть обменены на земли Охтинского порохового завода, у которого не было свободных территорий. С марта 1850 г. С.-Петербургское ракетное заведение возглавил выдающийся военный инженер К.И. Константинов, под руководством которого был разработан проект ракетного завода и улучшено качество боевых ракет. В 1864 году оно было расформировано с передачей оборудования Николаевскому ракетному заводу, существовавшему с 1870 по 1910 гг. #архивыспб #ЦГИА ______________________ 1. ЦГИА СПб. Ф. 266. Оп. 1. Д. 30. Л. 20-20 об. Отношение V отделения его императорского величества канцелярии в Санкт-Петербургскую губернскую контору казенных имуществ о планах переноса Санкт-Петербургского ракетного заведения на новое место. 24 сентября 1837 г. 2. Там же. Ф. 1285. Оп. 1. Д. 3139. Л. 13-14. Отношение инспектора пороховых заводов В.В. Гербеля командующему Охтинским пороховым заводом А.А. Фадееву о перенесении Ракетного заведения на Охту. 18 января 1853 г. 3. Там же. Ф. 2281. Оп. 1. Д. 5. Л. 25-26. Рапорт К.И. Константинова об использовании зарубежного опыта для усовершенствования ракет. 1 декабря 1852 г. 4. Там же. Ф. 2281. Оп. 1. Д. 5. Л. 10. Записка К.И. Константинова о применении боевых ракет. Январь 1853 г. Фрагмент. 5. Там же. Ф. 2281. Оп. 1. Д. 5. Л. 142. Чертеж ракет системы К.И. Константинова. 1855 г. 6. Там же. Ф. 2281. Оп. 1. Д. 6. Л. 13-14. Чертежи ракет с крыльями системы подполковника А.А. фон Гагена. 1860 г.
10.04.2024 в 08:15


Самый ранний документ городских архивов датирован 1671 годом Недавно архивисты Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга писали про экспонирование . Архивисты городского Центрального государственного архива литературы и искусства тоже озадачились этим вопросом и с удивлением обнаружили, что самый старый документ архива… таким не является! Однако это звание в ходе небольшого расследования получил находящийся в том же деле лист. Но обо всём по порядку. До недавнего времени самым старым документом ЦГАЛИ СПб считался лист 1650 года, сохранившийся среди материалов о предках музыковеда и композитора А.С. Розанова (Ф. 495. Оп. 1. Д. 721. Л. 1-2). Главный архивист Е.А. Лисичёнок установила, что это – фундушевая запись (аналог дарственной грамоты) Себастьяна Мирского, браславского земского судьи. В документе была закреплена передача православным монахам права на ловлю рыбы в озерах Мир, Дворном и Ворони. Только после перевода текста с западнорусского языка стало ясно, что это выпись из земских книг была сделана регентом в городе Браславе (на территории современной Белоруссии) 18 октября 1784 года с воспроизведением текста записи от 15 июня 1650 года. Архивисты не теряли надежды – в деле было много других древних документов – и один из них как раз и может считаться самым старым документом не только ЦГАЛИ СПб (Ф. 495. Оп. 1. Д. 721. Л. 8, 8об.). Поскольку документ написан на среднепольском языке (польский язык периода XVI – второй половины XVIII века), то архивистам не удалось прочитать его. Однако с большим трудом Е.А. Лисичёнок удалось различить дату – 14 марта 1671 года. Размещаем сегодня эти документы и будем рады комментариям специалистов по кодикологии и истории соответствующего периода и помощи с расшифровкой документа. #архивыспб #ЦГАЛИ ____________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 495. Оп. 1. Д. 721. Л. 1-2об. Выпись из земской книги Браславского повета с воспроизведением фундушевой записи от 15 июня 1650 года о передаче Себастьяном Мирским православным монахам права на ловлю рыбы в озерах Мир, Дворном и Ворони. 18 октября 1784 года. 2. Филигрань и сетка на бумаге документа 1784 года. 3. Штамп слепого тиснения на бумаге документа 1784 года. 4. ЦГАЛИ СПб. Ф. 495. Оп. 1. Д. 721. Л. 8, 8об. Неатрибутированный документ. 14 марта 1671 года.
08.04.2024 в 08:15


Особняк П. Н. Демидова. Итальянское посольство. Первая каменная постройка на современном участке под номером 43 на Большой Морской улице появилась в начале XVIII века. Строения на нём неоднократно видоизменялись, а земля переходила из одних рук в другие. В 1836 году владение переходит Павлу Николаевичу Демидову - русскому предпринимателю, собственнику уральских чугуноплавильных заводов. Его имя и по сей день сохранилось в названии здания. В этом же году П.Н. Демидов выкупил у архитектора Огюста Монферрана и соседний дом под № 45. Эти приобретения были сделаны Павлом Николаевичем в дар его невесте Авроре Карловне Шернваль, считавшейся одной из самых красивых женщин Санкт-Петербурга. При Демидовых дом был вновь перестроен. В качестве декора появились роскошный, составленный из мрамора портал с нишами для фонтанов, скульптурная группа с атлантами и кариатидами. Фасад первого этажа оформлен рустами, что создало впечатление отделки камнем. В верхней части фасада помещена скульптурная группа работы французского скульптора Теодора Наполеона Жака - крылатые фигуры с геральдическим щитом. Сегодня на щите красуется герб Италии. Павел Николаевич Демидов скончался в 1840 году. Спустя 24 года в 1864 году сын Павла Николаевича Павел Павлович сдает здание в аренду итальянскому правительству. В следующем десятилетии здание переходит к семье Ливен. Для них в 1870-х годах особняк перестраивает архитектор Иван Васильевич Штром. Работы включали в себя установку в подвале двух калориферов, уничтожение печей, устройство водяного отопления, водопровода и газового снабжения. В 1910 году особняк был выкуплен в собственность королевством Италии. Спустя почти полвека в здании демидовского особняка вновь разместилось итальянское посольство. В начале Первой мировой войны здание пустовало. Но в 1924 году, когда устанавливаются дипломатические отношения между правительством Муссолини и СССР, здание возвращается Италии. В это же время из особняка по частям был вывезен Малахитовый зал, отделанный камнем с демидовского производства на Урале, колонны, пилястры, камин, а также мрамор и наборный паркет. До 1957 года здесь сначала находилось посольство, а затем генеральное консульство. В 1957-1995 годы здесь размещался институт "Гипростанок". Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга располагает фотографиями особняка П. Н. Демидова (Итальянское посольство) открытого акционерного общества «Санкт-Петербургский проектный институт реставрации памятников истории и культуры «Ленпроектреставрация»» (Ф.Р-488), среди которой фотофиксация фасада здания, интерьеров, лестниц, ворот, скульптуры и фонтанов. #архивыспб #ЦГАНТД __________________________ 1. ЦГАНТД СПб., Ф.Р-488. Оп.3-6. Д.66. Л.1. Фасад здания, Большая Морская, 43. 1990-е гг. 2. Там же. Д.68. Л.3. Входная дверь в особняк с табличкой «Гипростанок». 1990-е гг. 3. Там же. Д.70. Л.7. Малахитовый зал. 2 этаж. 1990-е гг. 4. Там же. Д.71. Л.14. Камин в обеденном зале. 1990-е гг. 5. Там же. Д.69. Л.10. Фрагмент стены в Танцевальном зале. 1990-е гг. 6. Фото из личного архива ведущего архивиста ЦГАНТД СПб Мезениной В.О.: фасад здания с гербом Италии. 2020 г., вид парадной лестницы особняка. 2018 г. , малахитовый зал. 2018 г., танцевальный зал. 2018 г., обеденный зал. 2018 г.
07.04.2024 в 10:30


В Международном центре реставрации в селе Рождествено Ленинградской области прошел первый узкоспециализированный семинар по реставрации бумаги. Организаторами выступили Архивный комитет Санкт-Петербурга, Ленинградский областной государственный архив в городе Выборге, Международный центр реставрации и Федеральный центр консервации библиотечных фондов Российской национальной библиотеки. Необходимость проведения семинаров подобного рода продиктована ежедневной работой специалистов, в процессе которой возникают острые вопросы, как технологического, методического так и кадрового характера. Широкий спектр проблем, озвученных на семинаре, невозможно решить силами одной организации. Участники семинара выступили перед коллегами, находящимися в зале, а также слушателями, следящими за прямой трансляцией в ВКонтакте, с докладами, посвященными истории реставрации документов на бумаге, проблемой подготовки и аттестации специалистов-«бумажников», вопросам импортозамещения, а также отдельным аспектам реставрации памятников культуры. Заместитель директора Лаборатории обеспечения сохранности документов архивных государственных учреждений Санкт-Петербурга Яна Речинская рассказала о ситуации с закупками реставрационных материалов и оборудования. Она отметила, что перед закупкой каждого вида товара проводится проверка нормативной базы, регулирующей рычаги импортозамещения, и тщательный мониторинг рынка для поиска товаров российского производства. Семинар вызвал большой интерес в профессиональной среде. В дальнейшем планируется расширить географию его участников. После семинара сотрудники Международного центра провели экскурсию по реставрационным мастерским и помещениям для хранения предметов: секторам реставрации графики, естественно-исторических материалов и прикладного искусства. Также гости познакомились с экспонатами выставки «Фальконье. Свет сквозь призму времени». #архивыспб #ЛОСДГАУ
05.04.2024 в 08:15


Из истории церкви св. Екатерины, шведского прихода Сворачивая с Невского проспекта на Малую Конюшенную улицу, можно увидеть величественное здание, расположенное с левой стороны практически в самом конце улицы. Это бывший доходный дом шведской церкви св. Екатерины. После присоединения Ингерманландии к России многие шведы и финны поселились в Санкт-Петербурге. Изначально община собиралась в наемном доме, в котором богослужения проводил пастор Яков Майделин. В 1733 г. по указу императрицы Анны Иоанновны общине был выделен участок земли на «Адмиралтейском острове позади вновь построенной немецкой церкви», на котором построили и освятили в следующем 1734 г. деревянную церковь. Спустя 10 лет, в 1745 г., шведская и финская общины разделились. Шведам досталась часть участка Большой Рождественской ул. (совр. - Малая Конюшенная ул.), на котором был устроен молитвенный дом. В 1767 г. на его месте началось строительство каменной церкви на 300 мест по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Тогда же для подхода к церкви проложили переулок (совр. — Шведский пер.). Новая церковь была освящена в 1769 г. во имя св. Екатерины. В августе 1862 г. старое здание церкви разобрали, и в декабре 1863 г. заложили новую каменную церковь уже на 1200 мест по проекту архитектора К.К.Андерсона, освящение которой состоялось в ноябре 1865 г. Приходу шведской церкви св. Екатерины принадлежали следующие здания: Каменный дом для служителей церкви на углу Большой Рождественской ул. (совр. — Малой Конюшенной ул.) и Шведского пер.; каменный шестиэтажный на нежилом подвале лицевой доходный дом (Малая Конюшенная ул., 3), построенный в 1904–1905 гг. по проекту архитектора Ф.И.Лидваля взамен существующего; каменный угловой четырехэтажный на подвале доходный дом (Шведский пер., 3), на 1-м этаже которого располагалась женская богадельня; каменный трехэтажный на подвале надворный флигель (по западной границе участка), в котором располагались приют для девочек и школа; четырех-, двух- и частью трехэтажный надворный флигель (по западной и южной границам участка), в котором находились доходный дом, концертный зал и приют для мальчиков. Постановлением Леноблисполкома от 20 декабря 1936 г. церковь закрыли и отдали под спортзал, после Великой Отечественной войны здание переоборудовали под спортшколу. Богослужения возобновились в 1991 г., окончательная передача здания церкви общине произошло в 2002 году. В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга в фондах Петроградской городской управы (Ф. 513), Петроградского городского кредитного общества (Ф. 515), Правления Петроградского округа путей сообщения (Ф. 921) имеются сведения о недвижимом имуществе церкви, а также ее планы и чертежи, а в фондах Канцелярии попечителя Петроградского учебного округа (Ф. 139) и Канцелярии петроградского градоначальника (Ф. 569) – информация об учебных и благотворительных заведениях, существовавших в приходе. #архивыспб #ЦГИА _________________________ 1. ЦГИА СПб. Ф. 513 Оп. 102 Д. 3349 Л. 37–40. Чертеж предполагаемой к постройке шведской церкви св. Екатерины и существующего дома, предполагаемого к надстройке. Фасад по Малой Конюшенной ул., 1, 3 18 апреля 1863 г. 2. Там же. Ф. 515 Оп. 4 Д. 4112 Л. 47–56. Фиксационный чертеж здания шведской церкви св. Екатерины. Фасад по Малой Конюшенной ул., 1, 3 6 октября 1905 г. 3. Там же. Ф. 513 Оп. 102 Д. 3349 Л. 124 об.–125. План двора шведской церкви св. Екатерины по Малой Конюшенной ул., 1 и Шведскому пер., 3 Август 1913 г. 4. Изображение из открытых источников. Здание шведской церкви св. Екатерины.
03.04.2024 в 08:15


Советские комиксы про Умную Машу В 1930-1940-е годы в Ленинграде существовало детское издание «Чрезвычайно интересный журнал» или просто «Чиж». Среди тех, кто работал в этом журнале, Самуил Маршак, Даниил Хармс, Евгений Шварц, Корней Чуковский, Виталий Бианки, Николай Радлов, Нина Гернет и многие другие. В 1934 году в редакцию журнала пришёл работать художник-карикатурист Бронислав Малаховский. Его ученик и друг, художник Николай Муратов, так вспоминал своего наставника: «Б.Б. Малаховский всегда рисовал смешно. У него не было периода поиска своей темы, своего почерка, своего стиля. Он родился карикатуристом – а это редкий дар. Рисунки тринадцатилетнего мальчика не далеки от работ зрелого мастера. Чехов писал: "В человеке все должно быть прекрасно..." Б.Б. Малаховский целиком отвечал этому определению. Красивое лицо, стройная спортивная фигура, элегантность, собранность во всём облике. Широко образованный, весёлый, остроумный – он привлекал к себе внимание и был властителем не только моих дум». Именно благодаря Брониславу Малаховскому в журнале «Чиж» появился постоянный персонаж – Умная Маша. По сути, это был один из первых советских комиксов. Приключения находчивой девочки, способной справиться с любой ситуацией, придумывали всей редакцией. Малаховский нарисовал Машу, взяв за образец свою дочку Катю, а основными авторами текстов про Умную Машу стали Даниил Хармс и Нина Гернет. Героиня журнала так полюбилась юным читателям, что они начали забрасывать редакцию вопросами о ней – откуда она, где она учится, может ли она помочь им советом. В итоге редакции пришлось завести специальной телефон, по которому один час в день читателям отвечала Умная Маша – её роль исполняла одна из сотрудниц с высоким голосом. В 1937 году часть сотрудников редакции репрессировали, в том числе – Бронислава Малаховского. В 1941 году журнал закрылся. Однако жизнь Умной Маши на этом не прекратилась. В 1965 году комиксы с подлинными рисунками собрали в единую книгу, которая затем переиздавалась в 1969 и 1974 годах (в том числе на английском языке). Последнее издание вышло в 2009 году в издательстве «Детгиз». Предлагаем взглянуть на эскизы книжки про Умную Машу, которую для печати готовили в издательстве «Детская литература», которые хранятся в фонда Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга. #архивыспб #ЦГАЛИ _________________________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 64. Оп. 2. Д. 55. Л. 2, 51. Эскизы обложки книги про Умную Машу. Б/д. Бумага, акварель, граф. кар., тушь. 2. Там же. Л. 6а. Эскизы рисунков для книги про Умную Машу. Б/д. Бумага, акварель, граф. кар., тушь. 3. Там же. Л. 17об., 40. Эскизы комикса «Маша убирает сад». Б/д. Бумага, акварель, граф и цв. кар., тушь. 4. Там же. Л. 26. Эскизы комикса «Маша и надоедливые мухи». Б/д. Бумага, акварель, граф и цв. кар., тушь. 5. Там же. Л. 38. Эскизы комикса «Маша, Бобик и ходули». Б/д. Бумага, акварель, граф и цв. кар., тушь. 6. Там же. Л. 46. Эскизы комикса «Маша и лиса». Б/д. Бумага, акварель, граф и цв. кар., тушь. 7. ЦГАЛИ СПб. Ф. 475. Оп. 2. Д. 386. Л. 6. Писательница Нина Владимировна Гернет за работой. 1943 г. Ч/б позитив.
02.04.2024 в 08:15


«…Умный и верный помощник – книга» (С. Маршак) Сегодня отмечается Международный день детской книги. Этот праздник, учрежденный в 1967 году, приурочен ко дню рождения замечательного сказочника Х.К. Андерсена. В Советской России детская книга считалась важнейшим средством воспитания молодого поколения. Произведения для детей издавались огромными тиражами, с конца 1920 -х гг. регулярно проводились книжные праздники. А начиная с 1944 года появилась традиция проводить во время весенних школьных каникул «Неделю детской книги». В Ленинграде организация таких «недель» (как общегородских мероприятий) стала распространяться, по-видимому, с 1947 года, первоначально под эгидой комсомола, а затем профсоюзов. Особенно был организован в 1954 году, когда в распоряжение детей был предоставлен огромный Таврический дворец. Публикуем отчеты о проведении «Недели детской книги» в 1951 году и одну из фотографий праздника 1954 года, хранящиеся в фондах Центрального государственного архива Санкт-Петербурга . Обратите внимание – и в Доме ученых, и в Доме учителя, и практически во всех домах культуры существовали и работали детские секторы. А вот имена известных в те времена писателей – кто сейчас их помнит? #архивыспб #ЦГА ___________________________________ ЦГА СПб. Ф. 5039. Оп. 3. Д. 1973. Л. 11 об. Школьники просматривают новинки детской литературы. Таврический дворец. 1954. Там же. Ф. 6276. Оп. 271. Д. 610. Л. 18, 38. Отчеты о проведении «Недели детской книги» в Доме ученых в Лесном и в Доме учителя. Апрель 1951.
01.04.2024 в 09:36


Ненаучное творчество Генриха Графтио Человеческая натура – явление весьма широкое, особенно если речь идёт о талантливых учёных. В этой небольшой заметке мы бы хотели обратить внимание на неизведанную грань личности Генриха Осиповича Графтио, знаменитого инженера-энергетика и члена Академии наук СССР. Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга сохранил богатую коллекцию документов, принадлежавших Графтио. Многочисленные источники по строительству гидроэлектростанций в различных регионах большой страны стали её основой. Однако среди них оказались примечательные материалы личного происхождения, которые раскрывают гуманитарные дарования академика. «О влиянии круглых зал на психическое состояние человека, или Один умный и 150 дураков» – так экстравагантно названа весьма остроумная статья, принадлежащая перу Графтио. Обстоятельства её сочинения остаются неизвестными, как и официальная публикация в каких-либо изданиях дореволюционной России. Пересказывать этот публицистический текст бессмысленно – лучше сразу его прочитать, улыбнуться и посмеяться, а потом посмотреть на прекрасных слонов, вышедших из-под руки мастера. #архивыспб #ЦГАНТД ___________________________________ 1. ЦГАНТД СПб. Ф. 375. Оп. 2-1. Д. 22. Л. 1-3. Статья Г. О. Графтио. 2. Там же. Л. 43. Рисунок Г. О. Графтио. 3. Там же. Л. 41. Инженер Графтио (крайний справа) с неизвестными.
30.03.2024 в 10:30


Ровно 54 года назад в отечественный прокат вышел художественный фильм «Белое солнце пустыни» – наглядное свидетельство творческой и интеллектуальной мощи советского кинематографа. Главной особенностью этого фильма является его уникальная атмосфера, объединяющая черты драмы, комедии и приключений. Это заслуга режиссера Владимира Мотыля, который сумел создать гармоничный баланс между различными жанрами и элементами фильма, в нем есть множество ярких и запоминающихся эпизодов, а сюжет повествует зрителю о приключениях героев в контексте гражданской войны. Владимир Мотыль - один из самых выдающихся и талантливых советских кинорежиссеров, чьи работы стали легендами отечественного кинематографа. Мотыль родился 26 июня 1927 года в городе Лепель, Белорусской ССР. Он провел свое детство и юность в городе Оса, Пермской области. После школы отправился в Москву, где попытался поступить во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК). Не сумев поступить, режиссер вернулся на Урал и поступил в Свердловский театральный институт. Фильм “Белое солнце пустыни” принес Владимиру Мотылю мировую известность. Главный герой, Сухов, является символом мужества, чести и отваги. Фильм показывает, что даже в условиях войны и хаоса, люди могут сохранять свои лучшие качества и оставаться верными своим принципам. Верность дружбе, любовь к своей Родине - вот ключевые идеи этого фильма. #архивыспб #ЦГАКФФД ЦГАКФФД СПб. Ар 200156. Мотыль В.Я., кинорежиссер. Портрет. 23 сентября 1974 г. Ленинград. Автор съемки: Рыбакова Т.К.
28.03.2024 в 08:15


Борьба за галоши или история одного изобретения «Имея от Департамента торговли и мануфактур привилегию за №8226 от 24 марта 1898 г. на вновь изобретенный мною аппарат «ГАЛОШЕДЕРЖАТЕЛЬ», осмеливаюсь почтительнейше просить Ваше превосходительство не отказать внести на рассмотрение в одно из ближайших заседаний столичной думы об обязательном введении для всех вообще увеселительных заведений, как-то: театров, цирка, клубов, ресторанов, а равно и всех общественных собраний, упомянутого необходимого аппарата» - так начинается прошение, рижского гражданина Карла Борисовича Мецайко, направленное непосредственно петербургскому городскому голове Павлу Ивановичу Лелянову, которое сохранилось в фонде Петроградской городской управы (ф. 513). Сейчас это практически забытый аксессуар, а раньше галоши были неотъемлемой частью гардероба жителей Санкт-Петербурга. Это неудивительно, учитывая особенности климата Северной столицы. Даже сейчас, не всегда получается пройтись по улицам города, сохранив новую пару обуви в первозданном виде или не промочив ноги. Придя в какое-либо заведение или учреждение, публика не только сдавала верхнюю одежду, но и снимала галоши, оставляя их у швейцаров или арендаторов вешалок. К.Б. Мецайко обратил внимание на частые жалобы и заметки, появлявшиеся в прессе, в которых говорилось, что лица, служащие у вешалок, поступают с галошами так, как им вздумается, не задумываясь об одежде посетителей: «Не обращая внимание на то, в каком виде галоши отдаются им на хранение, будут ли они мокрые, грязные, в снегу и т. д., вкладывают одну галошу в другую и затем пишут № на подошвах или верхней части галоши, или еще хуже, суют прямо в карманы или рукава верхнего платья посетителя. Кроме того, нередко галоши совсем пропадают или обмениваются на другие, что чаще всего бывает во временных собраниях, гуляниях и т. п., где ящики для галош никогда не устраиваются». В своем прошении, Мецайко возмущается, что «несмотря на то, что и публика и печать единогласно признают немедленное введение в употребление аппарата «Галошедержатель», почти никто из содержателей вешалок упомянутых увеселительных заведений не желает добровольно приобрести его» и только лишь обязательное постановление Санкт-Петербургской городской думы «может способствовать к прекращению недоразумений между публикой и арендаторами вешалок». Что же придумал господин-изобретатель? Галошедержатель представлял собой прищепку, скрепляющую пару галош с плашкой, на которую, по задумке К.Б. Мецайко, служащий гардероба наносил бы номер, под которым посетитель сдавал верхнюю одежду. Стоимость такого «аппарата» он оценил в 15 коп. 21 декабря 1898 г. на собрание техников Технического отделения С.-Петербургской городской управы, было решено, что галошедержатель удобен лишь для резиновых изделий, а «для кожаных галош он вовсе не годится: не держит их». 12 января 1899 г. состоялось заседание Санкт-Петербургской городской управы, на которой ее члены заключили, что галошедержатель не является предметом первой необходимости, а потому издание обязательного постановления о принудительном введении для всех увеселительных заведений этого прибора – излишне. Поэтому управа постановила: ходатайство отклонить. #архивыспб #ЦГИА _________________________________ 1. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 145. Д. 301. Л. 1-1 об. Прошение К.Б. Мецайко С.-Петербургскому городскому голове Лелянову П. И. 2. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 145. Д. 301. Л. 2. Описание аппарата «Галошедержатель». 3. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 145. Д. 301. Л. 3. Иллюстрация к аппарату «Галошедержатель».
27.03.2024 в 08:15


315 лет со дня открытия европейского фарфора До начала XVIII века в Европе пользовались китайским фарфором, технология производства которого оставалась секретом многие века. Раскрыть его смог алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер, который 28 марта 1709 года передал придворной канцелярии курфюрста Aвгуста Саксонского записи о своих опытах по получению фарфора, а через год в замке Альбрехтсбург в Мейсене была основана первая в Европе фарфоровая мануфактура. Чуть позже секрет «белого золота» был раскрыт и в России горным инженером Дмитрием Ивановичем Виноградовым, который был помощником Христофа Конрада Гунгера, взявшегося за создание в Санкт-Петербурге фарфоровой мануфактуры. С 1765 года это предприятие получило название «Императорский фарфоровый завод» и не останавливало работу ни на день. Даже в блокадном Ленинграде завод производил посуду для госпиталей. Именно в этот период на ЛФЗ пришла художница Анна Александровна Лепорская (1900-1982), в творчестве которой произошла встреча русского классического искусства и авангарда. Это неудивительно, ведь она училась у двух выдающихся мастеров XX столетия – К.С. Петрова-Водкина и К.С. Малевича. В личном фонде художницы в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга сохранились эскизы к уникальным фарфоровым изделиям и предметам массового производства, а также редкие фотографии цехов Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова, где Анна Лепорская проработала до 1979 года. Документы, связанные с творческой деятельностью А.А. Лепорской Вы можете найти в оцифрованном виде на Портале «Архивы Санкт-Петербурга». #архивыспб #ЦГАЛИ __________________________________ 1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 483. Оп. 1. Д. 54. Л. 5. Лепорская А.А. за работой на Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова. 1960-е годы. Автор съёмки не установлен. 2. Там же. Д.54. Л. 2. Лепорская А.А. Эскиз художественной росписи «Праздник». Бумага, цветной карандаш. 1967 год. 3. Там же. Д. 6. Л. 1. Лепорская А.А. Эскиз художественной росписи чайного сервиза «Трактирный». Бумага, цветной карандаш. 1968 год. 4. Там же. Д. 12. Л. 1. Лепорская А.А. Эскиз художественной росписи «Снопы». Бумага, графитный и цветной карандаш. 1975 год. 5. Там же. Д. 16. Л. 11. Репродукция сервиза А.А. Лепорской «Золотая Агашка». 1965 год. Автор и место съёмки не установлены. 6. Там же. Д. 16. Л. 4. Фотография сервиза А.А. Лепорской к пятидесятилетию установления советской власти. 1967 год. Автор и место съёмки не установлены. 7. Там же. Д. 16. Л. 14. Фотография чайно-десертного сервиза А.А. Лепорской «Снопы». 1975 год. Автор и место съёмки не установлены.
26.03.2024 в 13:15


Архивисты, любители истории! Приглашаем Вас к участию в конкурсе! Государственный архив Республики Татарстан проводит конкурс документальных публикаций "Архивные фонды - науке и краеведению" Прием конкурсных работ проходит до 15 апреля 2024 года. На конкурс принимаются ранее не опубликованные работы. Победители конкурса будут награждены грамотами и памятными призами. Подробности на официальном сайте ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» в разделе «Конкурсы» или по ссылке https://clck.ru/38aPSR.
26.03.2024 в 09:24


Старые этикетки Довольно редко в архивных фондах промышленных предприятий встречаются изображения той продукции, которую они производят. Однако бывают и счастливые исключения. В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга сохранились альбомы печатной продукции когда-то знаменитой 3-й фабрики офсетной печати. Основанная в 1817 году она долгое время являлась монопольным изготовителем игральных карт в России и называлась соответственно карточной фабрикой, а в 1967 году реорганизована в Комбинат цветной печати, который обанкротился в начале 2000-х годов. Альбомы этикеток относятся к 1958–1960 гг. Перелистывая их, погружаешься в историю красочного оформления парфюмерии, кондитерских изделий, напитков и консервов тех далеких лет. При этом фабрика обеспечивала своей продукцией не только Ленинград, но и многие предприятия республик Советского Союза. Представляем две страницы одного из альбомов – фантики для карамели «Курортная смесь» и этикетки безалкогольных напитков. ЦГА СПб. Ф. 1536. Оп. 23. Д. 283. Л. 98, 139. Фантики для конфет «Курортная смесь» и этикетки безалкогольных напитков. #spbarchives #ЦГА
23.03.2024 в 10:30


День работников Гидрометеорологической службы Российской Федерации Днем создания отечественной метеорологической службы считается дата: 26 апреля 1834 года, когда по указу императора Николая I была создана «Нормальная магнитно-метеорологическая обсерватория». Она занималась только метеорологическими наблюдениями, но со временем ее задачи и функции значительно расширились. В 1921 году была создана единая Гидрометеорологическая служба СССР, которая объединила все метеорологические и гидрологические станции страны. После распада Советского Союза в 1991 году, гидрометеорологическая служба была реорганизована в Российскую гидрометеорологическую службу, которая продолжает свою работу и сегодня, являясь одной из крупнейших в мире. Она включает в себя более 1500 метеорологических станций, 3000 гидрологических постов и более 500 аэрологических станций. В 2008 году указом президента Российской Федерации В.В. Путиным был учрежден день работников гидрометеорологической службы - 23 марта, который приурочен к Всемирному дню метеорологии. #архивыспб #ЦГАКФФД _______________________________________ ЦГАКФФД СПб. Ар 192056. Общий вид здания гидрометеорологической станции. 1989 г. Калинин г.; Автор съемки: Ширман Михаил Александрович.
22.03.2024 в 08:15


Показательные огороды В дореволюционной России существовало такое понятие, как «показательные огороды». Что же оно означало? Показательные огороды закладывались по инициативе уездных земств в рамках мероприятий по развитию садоводства и огородничества и распространению сельскохозяйственных знаний среди населения. С той же целью устраивались сельскохозяйственные курсы, чтения и беседы, показательные сады, поля и пасеки. Показательные огороды заводились на крестьянских землях, при сельскохозяйственных обществах или на предоставляемых сельским школам участках. Хозяева участков получали семена, удобрения и необходимые орудия, а также обязывались соблюдать все рекомендации инструкторов (земских агрономов или их помощников) по обработке земли, посеву и уборке урожая. Школьные участки обрабатывались сельскими учителями, к работам привлекались ученики. Инструкторы должны были периодически осматривать участки, указывать хозяевам на недостатки и проводить беседы с интересующимися крестьянами по улучшению их хозяйств. При этом все желающие допускались к осмотру показательных огородов. В Санкт-Петербургском уезде участники «программы» должны были заполнять предложенные земством специальные бланки (анкеты) со сведениями об урожае. В них указывались имена владельцев, местонахождение и размеры огородов, время набивки парников, посева и пикировки рассады, окучивания и уборки растений, сведения о количестве урожая, повреждении овощей насекомыми, внесении удобрений и пр. Сорта овощей, рекомендованных к разведению на показательных огородах, можно узнать из представленных здесь документов ЦГИА СПб из фонда Петроградской уездной земской управы – списка огородных семян, закупаемых уездным земством для опытно-показательных огородов, и анкет владельцев показательных огородов Петроградского уезда. Вот лишь некоторые названия сортов: капуста белокочанная Сабуровка, Брауншвейгская и Слава Энкойзена; капуста цветная Ленормана низкая; брюква Несравненная; редис Льдинка, лук репчатый Рекорд, лук-порей Колосс; огурцы Вязниковские, Муромские и Рытовские; тыква Греческие кабачки; томат Король ранних, Чудо рынка и Король Гумберт; свекла Кармазинный шар и Египетская кроваво-красная; морковь Святая Валерия и Нандская; редька Эрфуртская; горох Чудо Америки и Сахарный деликатес; бобы Золотая пирамида, Широкостручные изумруды и Виндзорские белые; репа Петровская вощанка и Финляндская желтая; петрушка Бесподобная; картофель Американский розовый, Царская Корона, Рихтер, Меркер и «местный». Возможно, эти сорта используются нашими дачниками и сейчас? #архивыспб #ЦГИА ___________________________________________ 1. ЦГИА СПб. Ф. 224. Оп. 2. Д. 40. Л. 15-16. Список огородных семян для опытно-показательных огородов, устраиваемых Санкт-Петербургским уездным земством с целью испытания сортов овощей. 1914 г. 2. Там же. Ф. 224. Оп. 2. Д. 86. Л. 1-2об. Сведения для Петроградской уездной земской управы об урожае овощей на показательном огороде А.Н. Ильмаста. 1915 г. 3. Там же. Ф. 224. Оп. 2. Д. 106. Л. 3-4об. Сведения для Петроградской уездной земской управы об урожае овощей на показательном огороде учителя А. А. Киселева. 1916 г. 4. Там же. Огородничество в России. Материалы и исследования. Выпуск V. Огородный промысел и промышленно-ягодные культуры под Петроградом. Сост. Н.И. Кичунов. 1914 г. С. 163. Редис Льдинка. Фотография. 5. Там же. С. 215. Виндзорские бобы. Фотография.
20.03.2024 в 08:15


«Даме с собачкой» 65 лет В конце 1950-х годов в нашей стране проходила подготовка к празднованию 100-летия со дня рождения А.П. Чехова (1860-1904). Не остались в стороне и кинематографисты Ленинграда. Киностудия «Ленфильм» планировала выпустить к 1960 году художественный фильм «Дама с собачкой» по одноименному рассказу А.П. Чехова. Постановку фильма поручили кинорежиссеру Иосифу Хейфицу, у которого уже был успешный опыт экранизаций литературных произведений. На роль главного героя фильма – Гурова – был приглашен уже ставший популярным Алексей Баталов. А вот на роль главной героини – Анны Сергеевны – режиссер (доверившись совету Алексея Баталова) пригласил никому не известную выпускницу факультета журналистики Московского университета Ию Саввину. Однако она была не простой выпускницей. Во время учебы Ия играла в театральной студии при университете, преобразованной затем в Студенческий театр МГУ. Студенческий театр славился своими постановками. Там Баталов и увидел Саввину. Ия оправдала ожидания и Баталова, и Хейфица. Во многом, благодаря созданному Саввиной образу, «Даму с собачкой» ждал зрительский успех. Основная работа над фильмом проходила в 1959 году. Съемки проводились в Ялте, Москве, Ленинграде (Андреевский рынок), и к 1960 году работа была завершена. Премьера фильма состоялась 29 января 1960 года. Не только отечественные, но и зарубежные критики профессионально и по достоинству оценили советский фильм «Дама с собачкой». В 1960 году он стал призером VIII Международного кинофестиваля в Каннах. За исполнение роли Ия Саввина получила специальный приз. Второй специальный приз был присужден фильму «За гуманизм и исключительные художественные качества». В том же году на Лондонском фестивале лучших фильмов года, проведённом Британским киноинститутом, фильм «Дама с собачкой» был признан одним из выдающихся кинопроизведений года, а Иосифа Хейфица наградили почетным дипломом за режиссуру. В 1962 году по ежегодному опросу, который проводился гильдией английских кинокритиков, советский фильм признали лучшим иностранным фильмом. К счастью, в те годы искусство было вне политики. Вспоминая фильм «Дама с собачкой», представляем фотографии из фонда киностудии «Ленфильм», хранящегося в ЦГАЛИ СПб. #архивыспб #ЦГАЛИ ________________________________________ 1.ЦГАЛИ СПб. Ф. 257. Оп. 26. Д. 62. Л. 17 Фотография кадра из фильма «Дама с собачкой» с участием И.С. Саввиной в роли Анны Сергеевны. 1959. 2.Там же. Л. 28 Фотография кадра из фильма «Дама с собачкой» с участием И.С. Саввиной в роли Анны Сергеевны и А.В. Баталова в роли Гурова. 1959 3.Там же. Л. 29. Фотография кадра из фильма «Дама с собачкой» с участием И.С. Саввиной в роли Анны Сергеевны и А.В. Баталова в роли Гурова. 1959. 4.То же. Л. 81 Фотография И.С. Саввиной в роли Анны Сергеевны из фильма «Дама с собачкой». 1959. 5.Там же. Л. 110 Фотография рабочего момента съемок фильма «Дама с собачкой» с участием А.В. Баталова и режиссера И.Е. Хейфица. 1959. 6. Там же. Л. 127 Фотография рабочего момента съемок фильма «Дама с собачкой» с участием актера А.В. Баталова, режиссера И.Е. Хейфица и др. 1959.
19.03.2024 в 08:15


Военнослужащим вход запрещен или могут ли они посещать рестораны и пивные Ленинграда В марте 1929 года в исполком Ленинградского областного Совета поступило довольное необычное письмо. Руководители Революционного военного совета морских сил Балтийского моря просили издать постановление, которое бы обязывало рестораны и пивные не обслуживать военнослужащих. Контроль за выполнением этого решения предполагалось возложить на милицию. Леноблисполком (напоминаем, что именно он в 1927-1932 гг. являлся исполнительной властью города) за разъяснением обратился в Ленинградскую военную комендатуру. Комендант счел «нецелесообразным» возлагать на гражданских лиц и работников милиции несвойственные им функции, ссылаясь на ранее изданные приказы по Ленинградскому военному округу. В итоге городские власти не пошли навстречу военному командованию и отказались принять обязательное постановление по данному вопросу. #архивыспб #ЦГА ____________________________________ ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 123. Д. 112. Л. 97 – 100. Письмо Реввоенсовета морских сил Балтийского моря в Леноблисполком о запрете обслуживать в ресторанах и пивных военнослужащих. 18 марта 1929. Письмо Ленинградского коменданта в Леноблисполком о нецелесообразности принятия такого постановления с приложением приказа от 3 августа 1927 г. по войскам Ленинградского военного округа. 9 апреля 1929. Ответ Леноблисполкома Реввоенсовету с отказом принять постановление о запрете. 7 мая 1929.
18.03.2024 в 08:15


Выдающийся сотрудник Государственного оптического института Торичан Павлович Кравец – доктор физико-математических наук, профессор, специалист в области фотографии, светотехники и истории физической науки, создатель лаборатории научной фотографии в Государственном оптическом институте (ГОИ), член-корреспондент Академии наук СССР. Родился 22 марта 1876 года в селе Волково Тульской области в семье земского врача Павла Наумовича Кравца и фельдшера-акушера Фелицитаны Карповны Шагиной. С ранних лет обучался на дому, после этого поступил и окончил с серебряной медалью Тульскую классическую гимназию. В 1894 поступил в Московский институт, который окончил с отличием. После остался работать на кафедре физики. В 1911 году Т. П. Кравец сдал магистерские экзамены, а в 1913 году на Совете Санкт-Петербургского университета защитил диссертацию на степень магистра. В апреле 1914 года избран профессором физики Харьковского университета. В конце 1921 года начал преподавать в Институте инженеров железнодорожного транспорта, одновременно в феврале 1922 года назначен членом коллегии Научно-технического отдела ВСНХ и членом комиссии по истории знаний АН СССР. С 1922 по 1926 годы работал в Омске, затем в Иркутске. С сентября 1923 года - сотрудник Иркутской сейсмологической станции, с октября – профессор Иркутского университета. В 1932 – 1934 годах одновременно с работой в ГОИ занимал должность начальника кафедры оптики Военно-электротехнической академии. В 1934 году Кравцу присвоена учёная степень доктора физико-математических наук. С 1932 года – профессор, с 1938 года – заведующий кафедрой общей физики и научно-исследовательской лабораторией Ленинградского университета и консультант лаборатории научной фотографии ГОИ. При эвакуации университета в начале Великой Отечественной войны оставлен в Ленинграде уполномоченным по Физическому факультету ЛГУ. В июле 1942 года был эвакуирован в город Йошкар-Ола, где продолжил работу в ГОИ. После возвращения из эвакуации организовал в институте лабораторию красителей, в которой под его руководством велись исследования и разработки адсорбционных пленочных светофильтров и нейтрально-серых фотометрических клиньев. Торичан Кравец внёс вклад в создание физики фотографического процесса. Сформулировал основные положения теории скрытого фотографического изображения, установил количественные зависимости между почернением фотоматериала и условиями экспозиции (фотографическая сенситометрия). Выполнил цикл исследований природы фотолитической окраски галоидного серебра и центров скрытого фотографического изображения. В Центральном государственном архиве научно-технической документации Санкт-Петербурга в фонде профессора ГОИ Марии Владимировны Савостьяновой на постоянном хранении находятся фотоальбомы сотрудников института, в том числе фотографии Торичана Павловича Кравца. #ЦГАНТД ________________________________________ 1. ЦГАНТД СПб. Ф. 153. Оп.1 Д. 75. Л. 1. Маленький Торичан вместе со своим братом Владимиром. 2. Там же. Л. 1. Гимназист Торичан Кравец во время учёбы в Туле. 3. Там же. Л. 5 об. Т. П. Кравец во время работы в Иркутском университете. 1926 г. 4. Там же. Л. 14. Т. П. Кравец со студентами. 1940 г. 5. Там же. Л. 16. Портрет Т. П. Кравца. 1948 г. 6. Там же. Л. 20. Т. П. Кравец с коллегами физиками в Свердловске. Май 1950 г.
17.03.2024 в 10:30


Нестандартные методы реставрации метрической книги Метрическая книга из фондов ЦГИА СПб (ф.19 оп.112 д.53) представляет собой классический полукожанный переплет с глухим корешком, крышки декорированы мраморной бумагой. Переплетная конструкция документа имела незначительные повреждения, крышки слегка деформированы по краям, имелись расслойки картона и изломы, потертости покрывного материала. Основные повреждения документа касались книжного блока. В целях сохранения исторического оригинального переплета, было принято решение провести реставрацию блока без его расплетения. Чтобы произвести реставрационные работы с переплетной конструкцией, дорастить шнуры, на которые впоследствии будут пришиты отреставрированные тетради, необходимо было освободить верхнюю часть блока от кожаного корешка. Конструкция глухого корешка в переплете предполагает полную приклейку покрывного материла, в данном случае кожи, к книжному блоку наглухо без отстава. Такая техника использовалась с древних времен вплоть до рубежа XVIII-XIX вв. При реставрации таких корешков нужно быть предельно осторожными, так как кожа со временем ссыхается и становится хрупкой, а ее демонтаж может повлечь разрывы и утраты. Отделение кожи от корешка производится механическим способом с помощью скальпеля. Увлажнение кожи недопустимо и может привести к необратимым последствиям. Исторические шнуры, на которых сшит блок, достаточно хрупкие и могли не выдержать подшивки отреставрированных тетрадей. Поэтому на блоке дорощены и зафиксированы реставрационные шнуры. После проведенных работ, отделенные и отреставрированные тетради заново подшиты к блоку, затем кожаный корешок и крышка зафиксированы в прежнем положении. Следующим этапом проведены работы по укреплению и выравниванию деформаций на переплетных крышках. В поврежденные участки картона шприцом подведен обратимый клей и затем повреждённый фрагмент зажат между пластинами с помощью струбцин до полного высыхания. Такой способ позволяет устранить расслойки картона и убрать изломы и деформации на крышках. Восполнены утраты мраморной бумаги на кантах переплетных крышек, и затем затонированы вместе с потертостями покрывного материала. Реставрация книжных документов без демонтажа переплетной конструкции значительно усложняет проведение работ как для реставраторов листовой графики, так и для переплетчиков. Но именно такая методика в данном случае позволила сохранить документальное наследие в том первозданном виде не только как источник для получения информации, но и как культуру уникального переплетного мастерства своей эпохи. #архивыспб #ЛОСДГАУ ________________________________________ 1. Доращивание переплетных шнуров. 2-3. Фиксация переплетной крышки. 4-5. Лицевая сторона перелетной крышки до и после реставрации. 6-7. Тыльная сторона перелетной крышки до и после реставрации. 8-10. Книжный блок в раскрытом виде до, в процессе и после реставрации переплетной конструкции.
16.03.2024 в 10:30


Важной датой в истории отечественного автомобилестроения является 16 марта 1936 года. В этот день с конвейера Горьковского Автомобильного Завода (ГАЗ) сошел первый советский лимузин марки «М-1». Автомобиль стал символом технического прогресса и важным элементом модернизации страны. Разработка этой модели прошла в сжатые сроки - всего за 1,5 года. Разработчики - инженеры из ГАЗа и Научного автомоторного института (НАМИ) - смогли создать модель, которая стала новым словом в отечественном автомобилестроении. За основу была взята американская модель Ford Model B. Однако, в отличие от своего прототипа, ГАЗ М-1 имел более массивные формы и простой дизайн. Лимузин М-1 был прост в обслуживании, обладал хорошей проходимостью и мог развивать скорость до 85 км/ч. Все это способствовало его быстрому распространению, как на внутреннем рынке Советского Союза, так и за его пределами. С 1937 по 1942 год было произведено более 60 тысяч автомобилей М-1, что сделало его одним из самых массовых и успешных советских автомобилей того времени. Многие из них участвовали в Великой Отечественной войне, а после ее окончания были переданы на службу в народное хозяйство страны. #архивыспб #ЦГАКФФД

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю