Здание на улице Антонова-Овсеенко необычно как снаружи, так и внутри: форма в виде трилистника, лабиринты коридоров, многочисленные зеркала. С 2014 года здесь располагается Центральный государственный архив Санкт-Петербурга.
Современный архив – это целый комплекс, включающий: – 18 современных архивохранилищ, вмещающих более 3 млн. дел советской и постсоветской эпохи; – научно-справочную библиотеку с литературой по истории России и Санкт-Петербурга; – читальный зал, оснащенный компьютерами и аппаратами для просмотра микрофильмов, куда может прийти работать любой исследователь; – конференц-зал с современным мультимедийным оборудованием, позволяющий проводить видеоконференции и обмениваться опытом с коллегами из других регионов; – выставочный зал, где посетители могут увидеть документы, которые рассказывают о жизни Петрограда–Ленинграда–Санкт-Петербурга в ХХ веке.
На портале "Архивы Санкт-Петербурга" можно получить информацию о хранящихся в архиве документах, отражающих основные этапы развития Северо-Западного региона с 1917 года по настоящее время.
Сотрудники вежливые, хорошо ориентируются в теме.Здание имеет оригинальную архитектуру в форме трилистника. Внутри много коридоров, можно заблудиться, но помогают сотрудники. В здании находятся 18 архивохранилищ, библиотека, читальный зал, а также выставочный зал с экспозициями документов и конференц-зал для мероприятий.Ехать сюда можно общественным транспортом, например, от метро Улица Дыбенко или Проспект Большевиков, расположенных менее, чем в 2 км.Место представляет интерес для исследователей. Здесь собраны архивы по Санкт-Петербургу с 1917 года по настоящее время.
Фильм-легенда. К 90-летию выхода на экраны фильма «Чапаев».
5 ноября 1934 года в ленинградском кинотеатре «Титан» состоялась премьера фильма «Чапаев». Премьерный показ в Москве проходил 7 ноября 1934 года. Постановщиками фильма были кинорежиссёры Георгий Васильев (1899-1946) и Сергей Васильев (1900-1959), вошедшие в историю кино как «братья Васильевы».
Георгий Николаевич и Сергей Дмитриевич не были братьями по крови, но как считали коллеги-кинематографисты, псевдоним и совместное творчество стали символом настоящего братства. Их встреча как будто предрешила будущее сотрудничество. Георгий Васильев работал монтажёром в «Госкино». В такой же должности трудился Сергей Васильев, но в московском отделении «Севзапкино». В 1925 году после объединения киноорганизаций в единую – «Совкино», двух однофамильцев ждала совместная работа: сначала в одной монтажной комнате они занимались перемонтажом зарубежных фильмов, а через пять лет среди советских кинорежиссёров появилось творческое содружество – «братья Васильевы».
Согласно документам, работа над производством фильма «Чапаев», который позднее коллеги по цеху назвали вершиной творчества братьев Васильевых, началась 27 июня 1933 года. На центральную роль героя Гражданской войны, Василия Ивановича Чапаева, был утвержден актёр Борис Бабочкин. Образ Чапаева, созданный Бабочкиным, как считали режиссёры фильма, во многом способствовал небывалому успеху кинокартины.
В течение 483 дней съёмочная группа и сотрудники Ленинградской киностудии, работали над фильмом, преодолевая трудности кинопроизводства тех лет. Дефицит киноплёнки, несовершенство техники, финансовые проблемы, неблагоприятные погодные условия при натурных съёмках и другие обстоятельства постоянно создавали угрозу срыва плановых сроков окончания работы. Но, благодаря профессионализму режиссёров и всей съёмочной группы, плановые сроки нарушены не были. 22 октября 1934 года состоялся просмотр «Чапаева» в рамках процедуры приёмки фильма руководством «Ленфильма».
Изначально названный «Чапай», после завершения работы фильм был переименован в «Чапаев». На этом настаивал начальник Главного управления кинофотопромышленности при СНК СССР Б.З. Шумяцкий. 23 октября 1934 года от него была получена телеграмма: «Обязательно измените название фильма Чапай на Чапаев».
Фильм был создан в двух вариантах: звуковом и немом. Немой вариант предназначался для тех кинотеатров, в которых не было необходимого для воспроизведения звука оборудования.
В 1980 году на торжественном вечере, посвященном 80-летию братьев Васильевых, первый секретарь Ленинградского отделения Союза кинематографистов СССР, кинорежиссер Иосиф Хейфиц, приветствуя коллег, сказал: «Мы, ленинградцы, испытываем чувство гордости за то, что этот великий фильм был сделан в нашем городе, на нашей студии «Ленфильм».
В фондах Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга сохранились документы, запечатлевшие историю создания легендарного фильма «Чапаев», в том числе сценарии для звукового и немого вариантов фильма.
Татьяна Зверева, заведующий отделом научного описания личных фондов, информационно-поисковых систем и автоматизированных архивных технологий Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга.
#архивыспб #ЦГАЛИ
________________________
1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 257. Оп. 16. Д. 317. Л. 111, 112, 113. Письмо директора съёмочной группы фильма «Чапаев» С.Д. Васильева директору 1-го производственного объединения киностудии «Ленфильм». Автограф. Апрель 1934 г.
2. ЦГАЛИ СПб. Ф. 257. Оп. 16. Д. 317. Л. 140, 141. Протокол приемки фильма «Чапаев». Заверенная копия. 22 октября 1934 г.
3. ЦГАЛИ СПб. Ф. 550. Оп. 1. Д. 936. Л. 5, 8об. Фрагменты буклета о фильме «Чапаев» с изображением массовой сцены и актеров в ролях Чапаева (Б.А. Бабочкин), Фурманова (Б.В. Блинов), Петьки (Л.А. Кмит), Анки (В.С. Мясникова). Типогр. экз. 1949 г.
4. ЦГАЛИ СПб. Ф. 147. Оп. 1. Д. 26. Л. 1. Махлис И.П. Дружеский шарж на братьев Васильевых. Бумага, графитный карандаш. 1930-е гг.
05.11.2024 в 09:47
Новый статус архива
50 лет назад, в ноябре 1974 года, Ленинградский государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства, крупнейший городской архив, получил статус центрального архива РСФСР.
Распоряжение о реорганизации Совет министров РСФСР принял 21 октября 1974 года, но приказ Архивного управления Леноблгорисполкомов об этом вышел 6 ноября.
Изменилось название архива – он стал именоваться Центральным государственным архивом Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинграда. На 20-30 рублей были увеличены зарплаты руководства архива и отделов.
Повышение статуса стало признанием огромной работы, проводимой архивом в области комплектования, обеспечения сохранности, развития научно-справочного аппарата, широкого использования документальных материалов.
Директором архива была Галина Алексеевна Малышева (1933 – 1997), которая работала в архивной системе с августа 1956 года. Она 15 лет, с апреля 1974 до мая 1989 года, успешно руководила крупнейшим архивом города, за что в 1981 году была награждена орденом Знак Почета.
Надежда Черепенина, главный методист
Центрального государственного архива Санкт-Петербурга
____________________________________
ЦГА СПб. Ф. 892. Оп. 70. Л. 81. Приказ Архивного управления о реорганизации ЛГАОРСС. 6 ноября 1974 г.; из личной коллекции. Галина Алексеевна Малышева за работой. Фото 1974 г.
04.11.2024 в 10:30
Ко Дню народного единства
Одним из символов единства народов нашей страны стала Великая Отечественная война. Память об этих событиях продолжает жить в сердцах людей, неизменно напоминая каждому человеку о необходимости объединения перед лицом угроз в непростое время.
В Центральном государственном архиве научно-технической документации Санкт-Петербурга в фонде Российского института радионавигации и времени, который в советские годы назывался Ленинградским научно-исследовательским радиотехническим институтом, хранятся два больших альбома с фотографиями сотрудников – ветеранов Великой Отечественной войны.
На 191 фотографии запечатлены герои, доказавшие своими фронтовыми подвигами несгибаемую волю советского народа к Победе над нацизмом, которая не была бы возможна без подлинного единства граждан СССР. Многие из них являются кавалерами орденов Ленина, Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны, а также обладателями многих других военных наград.
Владимир Алешин, главный археограф
Центрального государственного архива научно-технической документации Санкт-Петербурга
#архивыспб #ЦГАНТД
________________________________
1. ЦГАНТД СПб. Ф. Р-423. Оп. 1-9. Д. 198. Л. 2. Вице-адмирал Абашвили Г. С. Дата и автор съёмки неизвестны.
2. Там же. Л. 5. Капитан Авербух Н. А. Дата и автор съёмки неизвестны.
3. Там же. Л. 9об. Инженер-капитан 2-го ранга Галачьянц Ю. П. Дата и автор съёмки неизвестны.
4. Там же. Л. 11об. Старший лейтенант Гаврикова И. Н. Дата и автор съёмки неизвестны.
5. Там же. Л. 16. Старшина Иванов В. И. Дата и автор съёмки неизвестны.
6. Там же. Л. 18. Младший лейтенант Колосов А. А. Дата и автор съёмки неизвестны.
7. Там же. Л. 24об. Старший лейтенант Матин Н. Н. Дата и автор съёмки неизвестны.
8. Там же. Л. 25. Старшина Морошкин Б. С. Дата и автор съёмки неизвестны.
9. Там же. Д. 199. Л. 13. Инженер-подполковник Третьяков Ю. В. Дата и автор съёмки неизвестны.
10. Там же. Л. 13об. Старший лейтенант Тавбин В. А. Дата и автор съёмки неизвестны.
03.11.2024 в 13:24
Оборудование и материалы, используемые при реставрации архивных документов
Реставрация архивных документов — это сложный и кропотливый процесс, требующий знаний и опыта специалистов и соответствующего технического оснащения рабочих мест. Реставраторы Лаборатории обеспечения сохранности документов регулярно рассказывают о наиболее интересных документах, сегодня же наша статья будет посвящена оборудованию и материалам, без которых их работа была бы невозможной.
Стандартное рабочее место реставратора представляет собой реставрационный стол с подсветом, который используется для наиболее комфортного восполнения утрат документов, а также индивидуальную сушилку, где можно разместить большое количество листов после промывки для просушивания или временного нахождения в процессе реставрации. Такие рабочие места предусмотрены и используются в Лаборатории для каждого реставратора на протяжении многих лет.
Кроме специализированного оборудования специалисты лаборатории в своей ежедневной работе применяют различные виды реставрационных бумаг для восполнения утрат, укрепления и дублирования документов. Запасы реставрационных материалов ежегодно пополняются. В этом году были приобретены бумаги в широком ассортименте расцветок и толщин.
Это сильно упростило реставраторам процесс подбора бумаги по цвету, толщине и фактуре к бумаге реставрируемого документа. Восполненные фрагменты наименее заметны и органично вписываются в общий вид и художественное восприятие документа в целом. Такое разнообразие материалов способствует получению наиболее качественного результата работы.
Также для повышения качества реставрации в этом году Лаборатория закупила большой пресс для графики. Он был выполнен по индивидуальному проекту с учетом необходимых размеров прессовальной поверхности. При работе с такими документами как карты, афиши, чертежи, рисунки, плакаты и многие другие документы большого формата он просто незаменим. Такой пресс позволяет одновременно прессовать несколько документов, сложенных стопкой один на другой через специальные прокладки из сукна или фетра. Пресс обеспечивает медленное равномерное высыхание документа и одновременно его выравнивание в стабильном состоянии.
Специальное сукно или фетр используются для быстрой и равномерной оттяжки влаги из документа после реставрации. Приблизительно через сутки его следует заменить на сухие полотна сукна, фетра или на фильтровальную бумагу. В сухом прессе документы могут находиться от нескольких суток до нескольких месяцев, ровно столько, сколько это необходимо, вплоть до момента сдачи документа в фонды архива.
Также в этом году в Лабораторию была приобретена промывочная ванна с вытяжкой, которая позволяет промывать документы с печатными водостойкими техниками письма и/или изображения, легко удалять наклейки и прочие следы предыдущей реставрации, а также различные виды загрязнений: пятна, затеки и прочее.
Ирина Крицкая, заведующая Цехом реставрации особо ценных архивных документов Лаборатории обеспечения сохранности документов государственных архивных учреждений Санкт-Петербурга.
#архивыспб #ЛОСДГАУ
01.11.2024 в 08:15
Царские поминки: как в Новой Ладоге накормили 800 человек в память Императора Александра III
«Государь Император Александр III в 2 ч. 15 м. пополудни сего 20 октября тихо в Бозе почил» – гласила телеграмма, полученная министром внутренних дел от министра императорского двора из Ливадии в 1894 г. Внезапная смерть императора в Ливадийском дворце в Крыму, ставшая последствием подорванного здоровья после трагического крушения поезда у станции Борки в 1888 г., оказалась для подданных Российской империи полной неожиданностью. Александр III для многих олицетворял стабильность, надежность и силу, и его уход погрузил страну в траур. Гроб с телом императора отправился в длительное путешествие из Ливадии до столицы, образуя самую долгую траурную процессию в истории России. Он прибыл в Санкт-Петербург 1 ноября, а отпевание и погребение было назначено на 7 ноября.
В фонде Новоладожской городской управы (ф. 684) сохранились документы, иллюстрирующие реакцию городского общества на это скорбное событие. 4 ноября 1894 г. в Новоладожской городской думе прошло экстренное заседание, на котором выступил городской голова М.А. Стариков с предложением о «чествовании памяти безвременно почившего обожаемого монарха Александра III». По итогу заседания дума постановила: возложить венок от граждан г. Новой Ладоги на гробницу Александра III, ассигновать на памятник императору 100 рублей, а также устроить поминальный обед для бедных жителей Новой Ладоги в день погребения Александра III, на что было выделено еще 200 рублей из городского бюджета.
В деле фонда сохранился интересный рапорт распорядителя благотворительного обеда, члена городской управы С.В. Кириллова новоладожскому городскому голове от 15 ноября 1894 г. о том, как прошло это мероприятие: «Само помещение питательного пункта было приведено в благообразный вид, устроено траурное место на возвышенности внутри здания, где и поставлен был бюст в память незабвенного в Бозе почившего Августейшего Монарха... Пред каждым человеком была порция хлеба, кружка, ложка, крупчатный (из белой пшеничной муки лучшего помола, прим. ред.) с вареньем пирог по 1 фунту, на хлеб же положена часть заупокойной просфоры. Кроме сего пред каждым обедающим поставлено было по бутылке пива и меду, а весь обед состоял из четырех блюд, а именно: щи с мясом, каша пшенная со скоромным маслом, пирог с вареньем и по тарелке на каждого клюквенного киселя. За сим после обеда предоставлено было взять на память приборы: кружку, ложку и тарелку».
На обеде присутствовали местные «начальственные лица»: уездный исправник (начальник местной полиции), гласные думы и причт Новоладожского собора с певчими. Обеды продолжались дотемна и заканчивали поминки уже при огне. Всего в три смены было накормлено 800 человек. Оставшуюся пищу раздали нуждающимся. Два ушата щей было передано в городскую тюрьму и в благотворительное общество.
Поминальный обед для жителей Новой Ладоги, организованный городской думой, должен был продемонстрировать единство всех слоев общества в дни скорби и траура и стал одним из самых массовых мероприятий для небольшого провинциального городка, символом уважения к памяти Александра III.
Дарья Виноградова, ведущий архивист
Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга
#архивыспб #ЦГИА
________________________________
Документы:
1. ЦГИА СПб. Ф. 490. Оп. 1. Д. 476. Л. 2. Телеграмма из Ливадии министра императорского двора министру внутренних дел, опубликованная в газете «Правительственный вестник» 20 октября 1894 г.
2. ЦГИА СПб. Ф. 192. Оп. 1. Д. 1641. Л. 19-20 об. «Церемониал погребения тела в Бозе почившего государя императора Александра III». Ноябрь 1894 г.
3. ЦГИА СПб. Ф. 684. Оп. 2. Д. 25А. Л. 1. Объявление к гласным и жителям города Новой Ладоги о кончине императора Александра III и о проведении панихиды в Николаевском соборе г. Новая Ладога 21 октября 1894 г.
4. ЦГИА СПб. Ф. 684. Оп. 2. Д. 25А. Л. 24, 26. Телеграммы городского головы г. Новой Ладоги М.А. Старикова в Новоладожскую городскую думу. 3 и 4 ноября 1894 г.
5. ЦГИА СПб. Ф. 684. Оп. 2. Д. 25А. Л. 55. Ведомость расходов на проведение поминального обеда в память императора Александра III. Ноябрь 1894 г.
Комментарии посетителей