Здание на улице Антонова-Овсеенко необычно как снаружи, так и внутри: форма в виде трилистника, лабиринты коридоров, многочисленные зеркала. С 2014 года здесь располагается Центральный государственный архив Санкт-Петербурга.
Современный архив – это целый комплекс, включающий: – 18 современных архивохранилищ, вмещающих более 3 млн. дел советской и постсоветской эпохи; – научно-справочную библиотеку с литературой по истории России и Санкт-Петербурга; – читальный зал, оснащенный компьютерами и аппаратами для просмотра микрофильмов, куда может прийти работать любой исследователь; – конференц-зал с современным мультимедийным оборудованием, позволяющий проводить видеоконференции и обмениваться опытом с коллегами из других регионов; – выставочный зал, где посетители могут увидеть документы, которые рассказывают о жизни Петрограда–Ленинграда–Санкт-Петербурга в ХХ веке.
На портале "Архивы Санкт-Петербурга" можно получить информацию о хранящихся в архиве документах, отражающих основные этапы развития Северо-Западного региона с 1917 года по настоящее время.
Сотрудники вежливые, хорошо ориентируются в теме.Здание имеет оригинальную архитектуру в форме трилистника. Внутри много коридоров, можно заблудиться, но помогают сотрудники. В здании находятся 18 архивохранилищ, библиотека, читальный зал, а также выставочный зал с экспозициями документов и конференц-зал для мероприятий.Ехать сюда можно общественным транспортом, например, от метро Улица Дыбенко или Проспект Большевиков, расположенных менее, чем в 2 км.Место представляет интерес для исследователей. Здесь собраны архивы по Санкт-Петербургу с 1917 года по настоящее время.
🎨К 140-летию заслуженного деятеля искусств РСФСР Владимира Евграфовича Татлина
Владимир Татлин (16 (28) декабря 1885 года – 31 мая 1953 года) — одна из крупнейших фигур русского авангарда XX века. Это именно он, по свидетельству дневника историка искусства Н.Н. Пунина, сказал А.А. Ахматовой: «Вы ещё, может, в люди выйдете, работайте только». Работоспособность самого художника не может быть поставлена под сомнения – ведь В.Е. Татлин преуспел не только как живописец и график, дизайнер и художник театра, но и как проводник главного принципа авангарда, мечтавший о слиянии искусства и жизни.
Рождённый в Москве, Владимир Татлин создал произведение, сделавшее его всемирно узнаваемым, именно в Петрограде. Модель монументального памятника, посвящённого III Интернационалу, была выстроена В.Е. Татлиным в одной из мастерских бывшей Академии художеств в 1919 году, показана в Москве на VIII съезде Советов в 1920 году и даже в Париже в 1925 году, но так и осталась мечтой. Однако резонанс от «несбывшегося» оказался настолько мощным, что даже сейчас – спустя более века – мы с помощью дополненной реальности пытаемся примерить образ 400-метровой башни к «небесной линии» Санкт-Петербурга и с радостью узнаём её черты в современных постройках, например, «СКА Арене».
Обширное и разноплановое наследие Владимира Татлина было собрано вместе лишь однажды – на единственной прижизненной выставке в 1932 году. В том же году вышло Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», которое знаменовало конец свободного развития искусства и творческих дискуссий – эпохи авангарда и экспериментов его представителей. Только спустя три десятилетия имена мастеров русского авангарда и их работы вновь стали достоянием общественности и участниками выставок.
В связи с этим открытую в настоящий момент выставку «Татлин. Конструкция мира» в Центре «Зотов» в Москве следует считать уникальной возможностью познакомиться с историей творческого пути Владимира Татлина от ранних авангардных экспериментов до поздних живописных и театральных работ.
Представляем Вам некоторые документы Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб), предоставленные для экспонирования на выставке.
Александра Шанявская, заведующая отделом использования документов Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт Петербурга
—-----------------------------------------------------------------------------------
ЦГАЛИ СПб. Ф. 443. Оп. 1. Д. 61. Л. 2. Фотография В.Е. Татлина. . Автор и место съёмки не установлены.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 729. Оп. 1. Д. 40. Л. 2. Фотография В.Е. Татлина со скульптором А.П. Тимченко на берегу Чёрного моря в Хосте. 1951 год. Автор съёмки не установлен.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 244. Оп. 1. Д. 6. Л. 43. Подготовительные материалы для выставки «Обзор новых течений в искусстве», организованной Музеем художественной культуры летом 1922 года. 1922 год. Рукописный текст.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 62. Оп. 1. Д. 40. Л. 88. Докладная записка отдела материальной культуры Музея художественной культуры о работе над норм-одеждой, подготовленная В.Е. Татлиным для участия в заседании Художественного совета Декоративного института. Октябрь 1924 года. Машинописный текст, автограф.
ЦГАЛИ СПб. Ф. 598. Оп. 1. Д. 323. Л. 37, 37об., 38, 39. Конспект книги Н.Н. Пунина «Памятник III интернационала. Проект художника В.Е. Татлина», изданной в Петрограде в 1920 году, сделанный архитектором А.Л. Ротачём. 1970-е годы. Рукописный текст, рисунок чернилами.
вчера в 16:27
⚖3 декабря в России отмечается День юриста. Дата праздника связана с масштабной судебной реформой, начатой Александром II в 1864 году и определившей современное развитие отечественного права.
В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга сохранились фонды судебных учреждений, нотариусов, судебных следователей, присяжных поверенных, высших учебных заведений, занимавшихся подготовкой кадров. Документы свидетельствуют о развитии судебной системы в имперской столице.
Во многих из них упоминаются известные правоведы России, в том числе в документах в составе фондов "Прокурорский надзор Петроградского окружного суда" (Ф. 487), "Училище правоведения" (Ф. 355), "Петроградский университет" (Ф. 14), "Петроградский столичный съезд мировых судей и столичные участковые мировые судьи" (Ф. 520), "Женский педагогический институт" (Ф. 918).
-----------------------------------------------------------------
Юрист и общественный деятель, член Государственного Совета, академик Анатолий Федорович Кони в своем кабинете. 1914 г. Санкт-Петербург. Автор съемки: Я.В.Штейнберг. ЦГА КФФД СПб Оп.1Д-13. Ед.хр.19471
02.12.2025 в 11:58
🌍 Акция «Географический диктант». Стань участником!
Географические головоломки можно решить в онлай-режиме до 14 декабря. Участие без предварительной регистрации на официальном сайте dictant.rgo.ru/
Первая часть диктанта из 10 вопросов направлена на проверку базовых знаний о географии России. Вторая часть — 30 вопросов повышенной сложности. Они требуют логического мышления, внимания и более глубоких знаний.
В 2025 году акция проходит уже в одиннадцатый раз. Тематика Диктанта отражает ключевые события и юбилеи года: 180-летие Русского географического общества, 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, 500-летие освоения Северного морского пути, а также раскрывает историко культурные и географические взаимосвязи России со странами БРИКС.
02.12.2025 в 08:15
«Чисто пролетарская психология» будущего банкира В.С. Геращенко
Сегодня, 2 декабря, в День банковских работников представляем страницы из личного дела студента Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина, где в 1923 – 1929 гг. учился Владимир Сергеевич Геращенко, будущий заместитель председателя правления Государственного банка СССР.
Современники называли его «глыбой банковского дела». Обладая выдающимися профессиональными способностями, Геращенко был одним из тех, кто в тяжелейших условиях Великой Отечественной войны, сохранил финансовую систему Советского Союза.
Правда, он больше известен как отец «Геракла», знаменитого финансиста Виктора Геращенко, который неоднократно назначался на пост руководителя главного банка страны.
Обратите внимание, что в рекомендации уездного исполкома 1923 года указано крестьянское происхождение В.С. Геращенко, хотя в справочных изданиях значится, что он сын железнодорожника. Объяснение содержится в анкете, заполненной Владимиром Сергеевичем при поступлении в институт: отец, младший кондуктор железной дороги, после увечья занимался земледелием.
Надежда Черепенина, главный методист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга
---------------------------------------------------------------------------
ЦГА СПб. Ф. 3121. Оп. 21. Д. 613. Л. 5, 12. Удостоверение Климовичского уездного исполкома для поступления в вуз; опросной лист, заполненный В.С. Геращенко при поступлении в Ленинградский политехнический институт им. М.И Калинина.1923 г.
Комментарии посетителей