Здание на улице Антонова-Овсеенко необычно как снаружи, так и внутри: форма в виде трилистника, лабиринты коридоров, многочисленные зеркала. С 2014 года здесь располагается Центральный государственный архив Санкт-Петербурга.
Современный архив – это целый комплекс, включающий: – 18 современных архивохранилищ, вмещающих более 3 млн. дел советской и постсоветской эпохи; – научно-справочную библиотеку с литературой по истории России и Санкт-Петербурга; – читальный зал, оснащенный компьютерами и аппаратами для просмотра микрофильмов, куда может прийти работать любой исследователь; – конференц-зал с современным мультимедийным оборудованием, позволяющий проводить видеоконференции и обмениваться опытом с коллегами из других регионов; – выставочный зал, где посетители могут увидеть документы, которые рассказывают о жизни Петрограда–Ленинграда–Санкт-Петербурга в ХХ веке.
На портале "Архивы Санкт-Петербурга" можно получить информацию о хранящихся в архиве документах, отражающих основные этапы развития Северо-Западного региона с 1917 года по настоящее время.
Сотрудники вежливые, хорошо ориентируются в теме.Здание имеет оригинальную архитектуру в форме трилистника. Внутри много коридоров, можно заблудиться, но помогают сотрудники. В здании находятся 18 архивохранилищ, библиотека, читальный зал, а также выставочный зал с экспозициями документов и конференц-зал для мероприятий.Ехать сюда можно общественным транспортом, например, от метро Улица Дыбенко или Проспект Большевиков, расположенных менее, чем в 2 км.Место представляет интерес для исследователей. Здесь собраны архивы по Санкт-Петербургу с 1917 года по настоящее время.
20 ноября — Всемирный день ребёнка
В праздник, установленный Генеральной Ассамблеей ООН в 1954 году для детей всего мира, хотим поделится с вами трогательной фотографией из фондов Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга.
На ней годовалый малыш — один из шести детей рядового петербургского чиновника. Мальчик, уютно устроившись в кресле, смотрит на мир большими и серьёзными глазами. Узнаёте ли вы в нём человека, который почти сорок лет своей насыщенной жизни посвятил детям и создал место, где детский смех звучит и по сей день? Пишите свои варианты в комментариях — под правильным ответом мы дадим аннотацию документа и архивный шифр.
Кстати, брат и две сестры нашего героя стали художниками — старшая Мария даже работала на Государственном фарфоровом заводе (ныне Императорский фарфоровый завод). Рисунки нашего героя тоже сохранились в его личном фонде в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга — в основном наброски из путешествий, среди которых встречаются и портреты случайных попутчиков — например, крайне современная на вид девушка в наушниках (меховых, конечно же).
Ещё больше произведений, созданных детьми в период с конца XIX до конца XX века, можно найти в электронном проекте шести городских архивов Санкт Петербурга — «ХХ век в рисунках детей» 👉 https://childhood.spbarchives.ru
Особенно увлекательно знакомство с тем разделом выставки, в котором представлены детские сочинения, письма и воспоминания. Местами наивные, местами трогательные, но всегда живые и искренние — они раскрывают внутренний мир детей, их взгляд на повседневную жизнь и исторические события, которыми было так насыщено прошедшее столетие.
Александра Шанявская, заведующий отделом использования документов Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга.
#архивыспб #ЦГАЛИ
17.11.2024 в 10:18
С 1948 года магазин №50 «Ленгоркоопторга» неоднократно в конце квартала получал премии Центросоюза и даже один раз была присуждена премия ВЦСПС.
Поощрения были получены за хорошие показатели в работе. Чтобы достичь такого уровня - нужно грамотно выстраивать работу с сотрудниками магазина, применять знания в области товароведения, управления ресурсами, знать бухгалтерскую отчетность и торговое дело.
Всеми этими качествами обладал директор магазина № 50 – Марихбейн Григорий Лазаревич.
Григорий Марихбейн набирался опыта работы в разных местах. В годы Великой Отечественной войны он работал в прод-фуражном отделении эвакуационного госпиталя №2015. Благодаря его энергии, неустанной заботе о питании больных, раненых и личного состава он смог организовать поставку продуктов. При госпитале он организовал подсобное хозяйство.
В мае 1945 года был награжден орденом Красной Звезды.
А уже летом 1948 года Григория Марихбейна утвердили в должности директора магазина №50.
В короткие сроки он так хорошо организовал работу, что сотрудники неоднократно перевыполняли план товарооборота. В одном из квартальных отчетов план был выполнен на 138,6%, дав накопления сверхплана -16 600 рублей.
В Центральном государственном архиве документов по личному составу ликвидированных предприятий Санкт-Петербурга в документах Фонда Р-668 – хранятся документы по личному составу Специализированного Торга «Леновощ» Управления торговли продовольственными товарами, а среди личных дел находится дело и директора этого магазина.
В личном деле Григория Марихбейна хранятся многочисленные положительные характеристики.
Елена Гаврилова, ведущий архивист
Центрального государственного архива документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга
#архивыспб #ЦГАЛС
________________________________
ЦГАЛС СПб Фонд. Р-668 Оп. 10. Д. 2853. Обложка. Л. 3, 3 Об., 4, 12. Личное дело Марихбейна Г.Л.
15.11.2024 в 08:15
К 150-летию А.В. Колчака
16 ноября (4 ноября ст. ст.) исполняется 150 лет со дня рождения Александра Васильевича Колчака (1874-1920), военного и политического деятеля, полярного исследователя, ученого-океанографа, флотоводца, одного из руководителей Белого движения.
Значительная часть документов о жизни и деятельности А.В. Колчака хранится в Российском государственном архиве Военно-Морского флота и в Государственном архиве Российской Федерации. Однако и в фондах Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга имеются материалы, относящиеся к некоторым фактам его биографии.
В фонде Петроградской духовной консистории (Ф. 19) в метрической книге церкви св. Живоначальной Троицы в селе Александровском Санкт-Петербургского уезда Санкт-Петербургской губернии содержится запись о рождении и крещении Колчака. Выбор церкви неслучаен – отец Александра, штабс-капитан Василий Иванович Колчак, служил приёмщиком Морского министерства на Обуховском заводе и проживал с женой и детьми в с. Александровском (ныне – район пр. Обуховской обороны).
Перед тем как поступить в Морской кадетский корпус, Александр Васильевич три года, с 1885 по 1888, обучался в Петербургской 6-й гимназии. В документах фонда этой гимназии (Ф. 458) сохранились прошения его отца, в том числе о приеме Александра в гимназию, и журналы с четвертными и годовыми оценками.
В фондах архива имеются сведения о службе Колчака. Например, подтверждением подготовки к проведению исследовательской работы в Северном Ледовитом океане служат документы из фондов Невского судостроительного и механического завода (Ф. 1164 и Ф. 1239). Они свидетельствуют об участии А.В. Колчака, совместно с Ф.А. Матисеном, в строительстве ледоколов «Вайгач» и «Таймыр», предназначенных для полярной экспедиции. На чертежах деталей ледокола «Вайгач», командиром и наблюдающим за постройкой которого А.В. Колчак был назначен в 1908 г., имеются его автографы.
И, наконец, самый поздний имеющийся в архиве документ – это письмо, составленное менее чем за три месяца до гибели, 23 ноября 1919 г., с автографом А.В. Колчака. Оно было адресовано председателю Совета министров Всероссийского правительства П.В. Вологодскому с выражением благодарности за его деятельность на этом посту. Письмо хранится в фонде Петра Васильевича Вологодского (Ф. 2297).
Представляем некоторые документы.
Ольга Яшкина, архивист I категории
Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга
#архивыспб #ЦГИА
________________________________
Документы:
1. А.В. Колчак. Фотография из открытых источников.
2. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп.125. Д. 319. Л. 33об.-34. Запись о рождении и крещении А.В. Колчака. 1874 г.
3. ЦГИА СПб. Ф. 458. Оп. 1. Д. 563. Л. 223, 223 об. Прошение В.И. Колчака директору Петербургской 6-й гимназии о зачислении сына Александра в 1-й класс. 1885 г.
4. ЦГИА СПб. Ф. 458. Оп. 1. Д. 633. Л. 25. Прошение В.И. Колчака директору Петербургской 6-й гимназии о выдаче метрики, свидетельства об успеваемости и поведении А. Колчака для подготовки к экзамену в Морское училище. 1888 г.
5. ЦГИА СПб. Ф. 458. Оп. 1. Д. 603д. Л. 9. Табель успеваемости Александра Колчака за 1886/1887 учебный год.
6. ЦГИА СПб. Ф. 1164. Оп. 1. Д. 291. Л. 118. Рисунок переносного телефона для ледоколов Невского завода, утвержденный подписью капитана II ранга Колчака. 1908 г.
7. ЦГИА СПб. Ф. 2297. Оп. 1. Д. 13. Письмо А.В. Колчака П.В. Вологодскому с выражением благодарности за его деятельность на посту Председателя Совета Министров. 1919 г.
13.11.2024 в 10:15
Производство мебели широкого потребления в Ленинграде в 1948 году
В послевоенном Ленинграде перед архитекторами стояло огромное количество задач совершенно разного масштаба: от восстановления по крупицам памятников культурного наследия до подготовки предложений в новый генеральный план развития города. Особое внимание уделялось вопросам жилищного строительства – архитекторы искали пути быстрого восстановления жилого фонда, работали над типовыми проектами жилых домов. Однако не забывали они и о комфорте самих ленинградцев, для которых стремились не только создать красивые дома, но и наполнить их уютом, которого жители города были лишены предшествующие годы.
Этой важнейшей задаче был посвящён доклад архитектора Николая Митурича (1891-1973), озвученный в декабре 1948 года на совещании в Ленинградском филиале Академии архитектуры СССР. По мнению Митурича, в Ленинграде в продаже было представлено достаточное количество самой разной мебели, сделанной из добротных материалов, однако уже не отвечающей запросам ленинградцев: «мебель по старым, несовершенным образцам продолжает выпускаться во всё возрастающем тираже, заполняя новые жилища трудящихся нашей страны, и отнюдь не способствуя повышению художественного вкуса населения».
Николай Митурич отмечал, что в Ленинграде к этому времени сложилась система предметной специализации мебельных предприятий: на Первой мебельной фабрике производили только стулья, на Третьей – только буфеты и шкафы, на Седьмой – только мягкую мебель, так что подобрать для квартиры все элементы меблировки в единой стилистике было практически невозможно. Кроме того, на самих предприятиях не было проектно-конструкторских бюро, где специалисты занимались бы разработкой проектов мебели. Лишь на двух фабриках – «Интурист» и «Теамебель» – такие подразделения были, но эти предприятия не производили мебель широкого потребления.
Митурич ставил в пример изделия фабрик «Интурист» и «Теамебель» как наиболее качественные, однако дорогостоящие, и призывал взять некоторые их изделия в качестве моделей для создания новых образцов мебели массового выпуска. По мнению архитектора, для повышения качества мебельной продукции необходимо организовать художественное руководство на всех государственных мебельных фабриках, где художники, архитекторы и производственники будут работать рука об руку.
Сложно не согласиться с заключительными положениями доклада Николая Митурича: «Проектирование массовой мебели, хотя и относится к категории малых форм, но является задачей важной и почётной <…> Следует при этом помнить, что бытовая, массовая мебель является одним из наиболее доходчивых путей воспитания вкуса потребителя».
Александра Шанявская, заведующий отделом использования документов Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга
#архивыспб #ЦГАЛИ
_____________________________
1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 347. Оп. 2. Д. 15. Л. 13. Стулья, произведённые на Первой мебельной фабрике. 1948 год. Автор и место съёмки не установлены.
2. Там же. Ф. 347. Оп. 2. Д. 15. Л. 1. Тахта и медицинская кушетка, произведённые на Второй мебельной фабрике. 1948 год. Автор и место съёмки не установлены.
3. Там же. Ф. 347. Оп. 2. Д. 15. Л. 8. Буфет, произведённый на Третьей мебельной фабрике. 1948 год. Автор и место съёмки не установлены.
4. Там же. Ф. 347. Оп. 2. Д. 14. Л. 18. Кресло-кровать и тахта, произведённые на Седьмой мебельной фабрике. 1948 год. Автор и место съёмки не установлены.
5. Там же. Ф. 347. Оп. 2. Д. 14. Л. 29. Кресла, произведённые на фабрике «Теамебель». 1948 год. Автор и место съёмки не установлены.
6. Там же. Ф. 347. Оп. 2. Д. 15. Л. 22. Стулья, произведённые на фабрике «Интурист». 1948 год. Автор и место съёмки не установлены.
Комментарии посетителей