Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

18+

Отзывы о Музей сновидений Фрейда

Интересность : Место будет интересно всем, кто увлечён трактами интересными неврологов, психоаналитиков. Кто любит почитать оригинальные теории и суждения. Кто разделяет убеждения Зигмунда Фрейда или хочет лучше понять его взгляды.
Расположение : Располагается в очень удобно месте. Я сам живу на Петроградской стороне, поэтому буквально минут двадцать нужно идти пешком. Рядом находится метро "Спортивная" и "Чкаловская".
Интерьер : Атмосфера необычная. Музей интерактивный, достаточно большой. Организаторы прямо с фантазией подошли к экспозиции.
Обслуживание : Могу выразить только слова благодарности сотрудникам)
Интересность : Весьма странное и необычное место. Несмотря на название это больше похоже не на музей, а скорее на творческую инсталляцию в основе которой лежат работы Фрейда. Выглядит это всё очень интересно и немного странно. как будто бы ты попадаешь в чьё-то сознание или подсознание, в чей-то сон, и бродишь по нему потерянный... необычные впечатления.
Расположение : Добираться на метро и затем пешком довольно долго и неудобно. Так что лучше взять такси или поехать на своей машине.
Интерьер : Интерьера как такового здесь нет, вся площадь - это сама выставка, подчиняющаяся каким-то своим законом стиля и оформления пространства.
Обслуживание : Все вежливые и радушные, никаких трудностей.
Интересность : Музей будет интересен не только людям, увлекающимся трудами Фрейда, но и обычным обывателям.
Расположение : Хорошее место. Можно и на общественном транспорте добраться, и на личном.
Интерьер : В интерьере используется различная подсветка.
Обслуживание : Сотрудники производят приятное впечатление, очень вежливые, позитивные.
Адрес

пр. Большой П.С., д. 18

карта
Район
Петроградский район (Санкт-Петербург)
Метро
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Музее сновидений Фрейда

Общая оценка:9 / 10
Интересность 9
Расположение 9
Интерьер 9
Обслуживание 9
Оставить отзыв
Места поблизости
Котельная КамчаткаКлуб-музей Котельная КамчаткаНародный музей истории всероссийского общества слепых Народный музей истории всероссийского общества слепыхВоенно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связиМузей-квартира А. И. Куинджи Музей-квартира А. И. Куинджи
посетитель
8.75 / 10 30 марта 2019 г. 15:38
Сотрудники производят приятное впечатление, очень вежливые, позитивные. В интерьере используется различная подсветка. Хорошее место. Можно и на общественном транспорте добраться, и на личном. Музей будет интересен не только людям, увлекающимся трудами Фрейда, но и обычным обывателям.  на страницу отзыва
посетитель
8.25 / 10 19 июня 2018 г. 00:02
Все вежливые и радушные, никаких трудностей.  Интерьера как такового здесь нет, вся площадь - это сама выставка, подчиняющаяся каким-то своим законом стиля и оформления пространства. Добираться на метро и затем пешком довольно долго и неудобно. Так что лучше взять такси или поехать на своей машине. Весьма странное и необычное место. Несмотря на название это больше похоже не на музей, а скорее на творческую инсталляцию в основе которой лежат работы Фрейда. Выглядит это всё очень интересно и немного странно. как будто бы ты попадаешь в чьё-то сознание или подсознание, в чей-то сон, и бродишь по нему потерянный... необычные впечатления.   на страницу отзыва
посетитель
10 / 10 12 апреля 2018 г. 02:25
Могу выразить только слова благодарности сотрудникам)  Атмосфера необычная. Музей интерактивный, достаточно большой. Организаторы прямо с фантазией подошли к экспозиции.  Располагается в очень удобно месте. Я сам живу на Петроградской стороне, поэтому буквально минут двадцать нужно идти пешком. Рядом находится метро "Спортивная" и "Чкаловская".  Место будет интересно всем, кто увлечён трактами интересными неврологов, психоаналитиков. Кто любит почитать оригинальные теории и суждения. Кто разделяет убеждения Зигмунда Фрейда или хочет лучше понять его взгляды.   на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете развернутые отзывы о Музее сновидений Фрейда. Наши посетители оценивают Музей сновидений Фрейда по интересности и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Активный отдых для детей с Angry BirdsАктивный отдых для детей с Angry BirdsГалерея авангарда ДОК АРТГалерея авангарда ДОК АРТПарк активного отдыха GorillaParkПарк активного отдыха GorillaParkПлощадка для мероприятий ЦентрСобытийПлощадка для мероприятий ЦентрСобытий

Комментарии посетителей (4)

Лиана30 марта 2019 г. 15:34
Музей действительно поразителен,Название оправдывает себя. Он буквально погружает в иной мир, мир сновидений.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Николай12 апреля 2018 г. 2:22
Я вот такой человек, который очень любит читать труды и трактаты интересных философов, психоаналитиков, психологов. И вот, на мой взгляд, очень интересной фигурой является Зигмунд Фрейд. Конечно, есть у не го перекосы в сексуальную тематику, но я с ним, если говорить в общем, во многом согласен. Совсем недавно узнал, что есть у нас в Петербурге такой музей, посвящённый Фрейду. Конечно, сразу же пошёл сюда) Остался доволен. Необычное место, в прочем, как и сама фигура Фрейда. Можно прямо заглянуть в его сновидения, наглядно увидеть его многие трактовки явлений и так далее. Рекомендую)
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
LapoCHka23 октября 2013 г. 16:46
Необычный музей, посвященный неоднозначному автору "Толкования Сновидений" как я его величаю - дядюшки Зигмунда Фрейда! Экспозиция захватывает, заставляет фантазировать и отрывает от реальности. К посещению рекомендую ))
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ilya Khafizov23 октября 2010 г. 23:42
Здравствуйте, хочу вырозить огромную благодарность, девушке, которая у нас вела экскурсию, жаль что не запомнил ее имени, вроде бы Ольга.Оленька, если вы прочтете этот комментарий, оттветьте пожалуйста, хотелось бы с вами встретится)0
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Музей Сновидений З.Фрейда

15.10.2021 в 13:35


15 октября – день рождения Мишеля Фуко, философа, жизнь которого была посвящена исследованию и критике властных практик общества, отношений власти и знания, дисциплинарных социальных институтов, в том числе психиатрии. «Может быть, наступит такой день, когда перестанут понимать, что такое безумие. И все то, что сегодня мы переживаем как нечто предельное, или странное, или невыносимое, достигнет безмятежной позитивности. И все Запредельное, Внеположенное, все, что обозначает ныне наши пределы, станет, чего доброго, обозначать нас самих. Останется только загадка этой Внеположенности. Люди будут спрашивать себя, что же за странное разграничение играло нашей историей с глубокого Средневековья и вплоть до ХХ века, а может быть и дольше? Почему западная культура отбросила в сторону своих рубежей то, в чем она вполне могла узнать самое себя, то, в чем она себя действительно узнавала, правда, выбирая при этом окольные пути? Почему, ясно поняв в ХIX веке и даже раньше, что безумие образует обнаженную истину человека, она, тем не менее, оттеснила его в это нейтральное и неясное пространство, где его как будто бы и не было? Вот когда поблекнет живой образ пылающего разума. Привычная игра всматриваться в самих себя с другого края, со стороны безумия, вслушиваться в голоса, которые, приходя к нам из дальнего далека, говорят нам почти что нашу собственную истину, эта игра, с ее правилами, тактическими ходами, изобретательными уловками, допустимыми нарушениями ее законов, станет навсегда не чем иным, как сложным ритуалом, значения которого обратятся в пепел. В руках историков культуры останутся лишь сведения об узаконенных мерах принудительного заключения умалишенных и медицинском обслуживании, но, с другой стороны, о внезапном, ошеломительном включении в наш язык слова тех, кого исключали таким образом из общества. Так что перестанут понимать, каким образом человек смог отдалить от себя эту свою фигуру, как смог он вытеснить по ту сторону предела как раз то, что держалось на нем, и в чем он сам содержался. Ни одна мысль не сможет более помыслить это движение, в котором еще совсем недавно западный человек обретал свою протяженность. Будет понятно лишь следующее: мы, европейцы последних пяти столетий, на поверхности земли мы были теми людьми, которых, среди прочего, характеризовала такая фундаментальная черта, весьма странная среди прочих черт. Мы поддерживали с психическим заболеванием отношение глубокое, патетическое, неясное, может быть, для нас самих, но непроницаемое для других, отношение, в котором мы испытывали самую великую для себя опасность и самую, может быть, близкую истину. Будут говорить не то, что мы были на дистанции от безумия, но то, что мы были на самой дистанции безумия. Фрейд не открывал потерянную идентичность смысла; он очертил ошеломительную фигуру такого означающего, которое абсолютно не такое, как другие. Вот что должно было бы предохранить его мысль от всех псевдопсихологических интерпретаций, которыми она была прикрыта в нашем столетии во имя (жалкое) «гуманитарных наук» и их бесполого единства. Надо будет как-нибудь воздать должное Фрейду: он отнюдь не заставил говорить безумие, которое веками как раз и было языком (языком исключенным, болтливой тщетой, речью, незримо окаймлявшей продуманное безмолвие разума); напротив, он исчерпал неразумный Логос безумия; он иссушил его; заставил отойти слова безумия к их источнику — к этой белой области самоподразумевания, где ничего не говорится».
08.10.2021 в 11:54


ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ Когда Зигмунд Фрейд начал озвучивать свою мысль о том, что сновидение показывает нам осуществление нашего бессознательного желания, некоторые его знакомые, желая предостеречь от чересчур поспешных обобщений, приводили ему в качестве примеров, опровергающих его теорию, свои сновидения, в которых, по всей видимости, не могло идти речи об осуществлении какого-либо желания. Одно из самых известных в психоанализе сновидений такого рода – сновидение, которое Фрейду рассказала его пациентка. Вот оно: «Я хочу устроить для гостей ужин, но у меня в доме нет ничего, кроме копчёной лососины. Я собираюсь пойти купить что-нибудь, но вспоминаю, что сегодня воскресенье и все магазины закрыты. Я звоню по телефону знакомому поставщику, но телефон, как на грех, испорчен. Мне приходится отказаться от желания устроить ужин». Фрейд, соглашаясь с тем, что сновидение на первый взгляд противоречит его теории, напоминает рассказчице о том, что для анализа сновидения необходимо понять, из какого материала оно возникло, то есть какие переживания предыдущего дня послужили для него причиной. Дама сообщает Фрейду, что накануне её муж сказал ей, что он чересчур располнел, что он хочет похудеть и для этого собирается совершать прогулки по утрам, придерживаться строгой диеты и, самое главное, не принимать приглашения на ужины, поскольку именно от угощений человек больше всего полнеет. Кроме того, в тот же день она посетила одну свою подругу, к которой она ревнует своего мужа, поскольку тот часто делает ей комплименты. К счастью, – добавляет собеседница Фрейда, – эта подруга слишком худа, чтобы понравится моему мужу. Ему нравятся только полные женщины. О чём же они с подругой разговаривали? Та говорила о своём желании поправиться и задала вопрос: «Когда вы нас пригласите к себе? Вы всегда так хорошо угощаете». Теперь, говорит Фрейд, смысл сновидения становится яснее: «Это всё равно, как если бы вы подумали при её словах: “Ещё бы, конечно, я тебя позову, – чтобы ты у меня наелась, пополнела и ещё больше понравилась моему мужу. Уж лучше я не буду устраивать ужина”… Сновидение говорит вам, что вы не можете устроить ужина: оно, таким образом, осуществляет ваше желание отнюдь не способствовать округлению форм вашей подруги». Но почему, – спрашивает Фрейд, – вам приснилась именно копчёная лососина? Это, – отвечает дама, – любимое лакомство моей подруги. Ещё один пример «не осуществляющего желание» сновидения, который приводит Фрейд: его бывший одноклассник, адвокат по профессии, посетил лекцию Фрейда и узнал из неё, что сновидение, по мнению последнего, представляет собой осуществление желания. После чего он отправился домой, лёг спать и ему приснилось, что он проиграл все свои процессы. Когда он рассказал об этом Фрейду, тот отшутился, мол, не всегда же выигрывать, но про себя подумал: «Если я в течение восьми лет был в гимназии первым учеником, а он одним из средних, то разве удивительно, что у него с детских лет сохранилось желание, чтобы я когда-нибудь основательно осрамился?» *** Что почитать: З. Фрейд. Толкование сновидений Иллюстрации: Кадры из фильма Дэвида Линча «Внутренняя империя»
06.09.2021 в 09:11


С 7 сентября Музей сновидений Фрейда возобновляет свою работу после карантина. Для посещения музея необходимо записаться по телефону + 7 911 784 2117 ,время работы и начало экскурсионных сеансов остается прежнее: вторник - 12:00, 13:15, 14:30, 15:45 суббота- 12:00, 13:15, 14:30, 15:45 воскресенье- 12:00, 13:15, 14:30, 15:45 Также напоминаем, что без маски вход в институт и музей запрещен.
08.08.2021 в 22:44


ЮМОР Фрейд различает юмор и остроумие. Однако в книге, посвящённой остроумию, несколько страниц отведено и юмору. Юмор здесь описывается экономически, как удовольствие, которое мы получаем при «сэкономленном» аффекте: мы смеёмся, пишет Фрейд, когда в ситуации, в которой мы ожидаем от человека, что он рассердится, будет жаловаться, огорчится, испугается и т. д., он вместо этого отшучивается. Ожидание сильного аффекта, которое оказалось обманутым, вызывает у нас юмористическое удовольствие. В качестве примера Фрейд приводит преступника, который, когда его ведут в понедельник на виселицу, заявляет: «Ну, вроде эта неделя начинается хорошо». В юморе есть что-то освобождающее, так же, как и в остроумии. Но есть в нём и нечто грандиозное и воодушевляющее, что в остроумии и комизме отсутствует. Эта грандиозность заключается в торжестве нарциссизма, в уверенности Я, что с ним ничего не может случиться, что никакие бедствия не способны нанести ему урон и причинить вред – более того, что всё, происходящее в реальности, даёт повод для удовольствия. Это две важные черты юмора: торжество Я и торжество принципа удовольствия над принципом реальности. Если бы преступник сказал что-нибудь вроде: «Ну, моя смерть – это ещё не конец света. Этот мир прекрасно обойдётся и без меня», – его высказывание было бы мужественным, справедливым, но не юмористичным, поскольку исходило бы из принципа реальности. Впрочем, – говорит Фрейд, – не все люди наделены юмористической установкой, это – драгоценное и редкостное дарование, а многим людям недостаёт даже способности, помогающей им вкусить юмористическое удовольствие. Фрейд высказывает предположение, что юмористическая позиция возникает, когда психическая энергия переносится с нашего Я на Сверх-Я. Сверх-Я, наследник родительской инстанции, обращается с Я как с ребёнком, и при перераспределении психической энергии любые заботы Я могут показаться Сверх-Я крошечными. Так, в детстве мы переживали сильные волнения, которые сейчас могли бы вызвать у нас улыбку. Сложно представить себе Сверх-Я в роли источника юмора, так как мы привыкли видеть в нём строгую, наказующую инстанцию. Но «если действительно именно Сверх-Я в ходе юмора с такой успокоительной любовью говорит с запуганным Я, то хотелось бы напомнить, что мы должны узнать о сути Сверх-Я ещё всякую всячину. … И, наконец, когда Сверх-Я с помощью юмора стремится утешить Я и защитить от страданий, этим оно не вступает в противоречие со своим происхождением от родительской инстанции». *** Что почитать: Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному Фрейд З. Юмор
03.08.2021 в 17:17


ИГРА, ФАНТАЗИЯ, ТВОРЧЕСТВО Нас очень занимает вопрос, – говорит Фрейд, – откуда художники черпают своё вдохновение? И раз сами художники заверяют, что поэт скрыт в каждом человеке, хотелось бы найти в себе что-то родственное художественной деятельности. Если обратиться к детству, к самому интенсивному и любимому занятию ребёнка, то есть к игре, то можно найти сходство с творчеством художника, поэта, писателя в том, как ребёнок создаёт собственный мир. При этом игра не противоположна «серьёзности» (дети очень серьёзно относятся к игре), она противоположна, скорее, действительности, и ребёнок прекрасно отличает одно от другого. Эта близость творчества и игры сохраняется в языке, например в том, что мы говорим об «игре на сцене». И те переживания, которые в реальной жизни могли бы быть мучительными, воспринимаются с удовольствием, когда мы видим их на сцене. Когда ребёнок подрастает, он отказывается от игры. Значит ли это, что он отказывается и от приносимого игрой удовольствия? «Кто знаком с психической жизнью человека, – говорит Фрейд, – тот знает, что едва ли что-нибудь другое даётся ему столь трудно, как отречение от однажды изведанного удовольствия. Собственно, мы и не способны от чего-либо отказаться, а лишь заменяем одно другим». Когда мы перестаём играть, мы начинаем фантазировать. Но если желание ребёнка, выражающееся в игре, – это желание «быть большим», и у него нет оснований скрывать своё желание и свои игры, то у взрослого, от которого ожидают действий в реальном мире и содержание фантазий которого далеко не всегда социально приемлемо, появляются основания держать свои фантазии при себе. Движущая сила фантазий – неудовлетворённость, неудовлетворённые желания, о которых Фрейд говорит, что их без натяжки можно разделить на две группы: эротические и честолюбивые. Хотя, добавляет он, обычно и в честолюбивых мечтаниях вполне можно обнаружить в уголке какую-нибудь даму, ради которой все героические поступки совершались. Фантазии очень изменчивы и, как выражается Фрейд, они «витают между тремя временами»: начиная с сиюминутного впечатления, беря в нём повод, мы возвращаемся к воспоминанию о раннем переживании, в котором схожее наше желание было удовлетворено, и затем выстраиваем образ будущего, в котором наше желание осуществляется вновь. Так вот, если мы, исходя из этого, обратимся к художественному творчеству, то можно сказать, что художник смягчает эгоистическую составляющую фантазий и придаёт им формальную, эстетическую привлекательность. Это даёт нам возможность, не испытывая стыда, получать удовольствие от идентификации с главным героем, который так напоминает «Его Величество Я», героя наших собственных фантазий. Эта близость фантазий и творчества заметна, в частности, в психологических романах, где только один персонаж описан как бы «изнутри», как если бы писатель смотрел на мир его глазами. Этот вывод о близости фантазирования и творчества приводит Фрейда к возможному методу анализа отношений между жизнью художника и его произведением. Такой анализ мог бы исходить из описанного соотношения времён фантазии: аналогично, можно было бы проследить, как свежее впечатление пробуждает в художнике воспоминание из детства, и затем в произведении осуществляется исполнение желания, в котором содержатся как элементы прошлого, так и настоящего. *** Что почитать: Фрейд З. Художник и фантазирование Фрейд З. Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве Фрейд З. Детское воспоминание из «Поэзии и правды» Иллюстрация: Хуан Миро. Май 1968
02.08.2021 в 12:43


Новинка на книжной полке - в издательстве Ergo вышла книга Зигмунда Фрейда "Три очерка по сексуальной теории", 2021, 192 стр. Помните, что в распространением и рассылкой книг занимается только . Если вы получили сообщение от других лиц об оплате или доставке - это мошенники. Книги можно заказать через кнопку товары. В книгу включены крупные работы австрийского ученого-психолога, создавшего оригинальную систему анализа душевной жизни человека. В них показано, что сознание неотделимо от глубинных уровней психической активности. Представляют большой интерес анализ детских неврозов, сталкивающий воспитателя с проблемами, находящимися вне поля зрения, учение о влечениях, о принципах регуляции психической жизни, разбор конкретных фактов повседневной жизни, связанных с ошибками памяти и т. д. Содержание Предисловие (В.А. Мазин) Три очерка по сексуальной теории (1905) Предисловие ко второму изданию Предисловие к третьему изданию Предисловие к четвертому изданию I. Сексуальные отклонения 1. Расхождения относительно сексуального объекта 2. Расхождения относительно сексуальной цели 3. Общее обо всех перверсиях 4. Сексуальное влечение у невротиков 5. Парциальные влечения и эрогенные зоны 6. Объяснение кажущегося преобладания перверсной сексуальности при психоневрозах 7. Указание на инфантилизм сексуальности II. Инфантильная сексуальность III. Изменения облика пубертата Обобщение Appendix Комментарии Библиография Именной указатель Мифологические и литературные персонажи Предметный указатель Указатель периодических изданий Указатель географических мест Исторические периоды, события Список иллюстраций Ил. 1. Титульный лист первой публикации Ил. 2. Альберт Молль Ил. 3. Рихард фон Краффт-Эбинг Ил. 4. Титульный лист книги Краффта-Эбинга с дарственной надписью Фрейду Ил. 5. Титульная страница «Jahrbuch fiir sexuclle Zwischcnslufen» 1900 года
31.07.2021 в 11:29


Новинка на книжной полке - Николя Абрахам "Время, ритм и бессознательное". Помните, что в распространением и рассылкой книг занимается только . Если вы получили сообщение от других лиц об оплате или доставке - это мошенники. Книги можно заказать через кнопку товары. Аннотация: Данная книга впервые знакомит русскоязычного читателя с творчеством самобытного и влиятельного психоаналитика Николя Абрахама, создавшего свою оригинальную теорию, основываясь на трудах Фрейда, Ференци и Гуссерля. Теории крипты, анасемии, фантомов оказались необычайно важными для Жака Деррида и формирования деконструктивного психоанализа. Текст Николя Абрахама посвящен вопросам ритма и времени, бессознательного и поэтики. Текст интересен как для развития психоаналитической эстетики, так и психоаналитической клиники. Текст Николя Абрахама сопровождается предисловием Виктора Мазина и статьей переводчицы текста Вероники Беркутовой «Феномен ритма сквозь призму наук о духе».
11.07.2021 в 13:59


Музей закрыт для посещения в связи с ростом заболеваемости Covid-19 с 23 июня 2021 года до особого распоряжения. О возобновлении работы музея сообщим на сайте и в соцсетях.
04.07.2021 в 22:44


ФРЕЙД И ЛИТЕРАТУРА В психоанализе есть только «слова, слова, слова», – говорит Фрейд, цитируя «Гамлета». Литература занимала в его жизни совершенно особое место. Гомера, Шекспира и Гёте Фрейд начал читать с восьми лет. Когда Фрейд заканчивает гимназию, художественное сочинение Гёте «Природа» определяет его выбор профессии. Фрейд читает на древнегреческом и на латыни, на английском, итальянском, испанском, французском. И читать художественную литературу он не перестаёт даже тогда, когда всё его время, казалось бы, поглощает работа над книгами и статьями, подготовка к лекциям, работа с пациентами. В 1930 году Фрейд получает одну из самых почётных литературных наград в немецкоязычной литературе: премию имени Гёте, которая присуждается ему и за его заслуги как учёного, и за его писательское мастерство. Образцы душевных процессов он, разумеется, находит у классиков: «Царь Эдип» Софокла становится для Фрейда сценарием отношений ребёнка к своим родителям. В письме своему другу Вильгельму Флиссу он пишет: «Меня посетила одна очень важная идея. Я обнаружил любовь к матери и ревность к отцу и в моем собственном случае и теперь полагаю, что это универсальный феномен раннего детства … Если это действительно так, то удивительная власть царя Эдипа становится понятна … Каждый человек однажды бывал кем-то вроде Эдипа в своих фантазиях, но их несовместимость с реальностью заставляет всякого в ужасе отвергать такие мысли, со всей силой вытеснения, отделяющей период детства от остальной жизни». Свою теорию вытеснения и возвращения вытесненного он обнаруживает в романе Вильгельма Йенсена «Градива». Э. Т. А. Гофман даёт Фрейду превосходную возможность разобраться в том, что такое «жуткое». А Ницше он и вовсе не решается брать в руки, полагая, что тот приходит к тем же выводам, что и психоанализ, только с совершенно другой стороны. «Нет ничего удивительного в том, что в любой книге Фрейда ссылок на Шекспира и Шиллера, Гёте и Софокла несопоставимо больше, чем на труды психиатров, невропатологов, сексологов и физиологов. … Нет ничего удивительного и в том, что, переезжая из своего венского дома в дом лондонский в чёрные времена фашизма, он берёт с собой на новое место жительства не научную часть библиотеки, а всемирную литературу», – пишет создатель Музея сновидений Фрейда Виктор Мазин. Влияние литературы на психоанализ – не одностороннее. Психоанализ важен для изучения литературы – так же, как он важен и для изучения других гуманитарных дисциплин. Фрейд, понимая важность своих открытий, отнюдь не собирался ограничивать применение психоанализа – который он называл третьей научной революцией – исключительно клинической работой. Психоанализ, по его словам, «может стать необходимым для всех наук, которые занимаются историей возникновения человеческой культуры и её великих институтов – искусства, религии и общественного устройства. Я думаю, что уже к настоящему времени он оказал этим наукам значительную помощь в решении их проблем, но это – всего лишь небольшой вклад по сравнению с тем, чего можно будет достичь, когда учёные, занимающиеся историей культуры, психологией религии, языковеды и т. д. научатся самостоятельно обращаться с предоставленным в их распоряжение новым средством исследования. Использование анализа для терапии неврозов является лишь одним из возможных его применений; быть может, будущее покажет, что оно не является самым важным. Во всяком случае было бы несправедливо ради одной области применения жертвовать всеми другими…» Что почитать: Софокл. Царь Эдип И. В. фон Гёте. Природа Э.Т.А. Гофман. Эликсиры Сатаны В. Йенсен. Градива
26.06.2021 в 16:31


СВЕРХ-Я «Вряд ли у нас найдётся что-нибудь другое, – говорит Фрейд, – что мы столь регулярно отделяли бы от своего Я и так легко противопоставляли бы ему, как совесть. Я замечаю склонность сделать что-то, что обещает мне наслаждение, но отказываюсь от этого на том основании, что моя совесть это не позволяет. Или, поддавшись сверхсильному стремлению к наслаждению, я позволил себе сделать что-то вопреки голосу своей совести, после чего совесть наказывает меня болезненными упрёками, заставляя раскаиваться в совершении этого действия». Фрейд выделяет особую психическую инстанцию, за которой закрепляет две функции: самонаблюдения и совести – и называет эту инстанцию Сверх-Я. Откуда берётся Сверх-Я? У маленьких детей её нет, их стремление к получению удовольствия не сдерживается никакой внутренней силой. Поначалу эту задачу исполняет сила внешняя: авторитет родителей. Этот авторитет основан как на страхе перед возможным наказанием, так и на любви – точнее, на возможности эту любовь утратить, что само по себе представляется самым тяжёлым наказанием. Впоследствии «внешнее сдерживание становится внутренним и место родительской инстанции занимает Сверх-Я, которое точно так же наблюдает за Я, руководит им и угрожает ему, как раньше это делали родители в отношении ребёнка». Превращение внешней инстанции во внутреннюю становится возможным благодаря идентификации – важной и, вероятно, самой первой форме связи с другим человеком. Сверх-Я формируется в тот период жизни, когда родительские фигуры идеализируются ребёнком; впоследствии оно будет дополнятся примерами учителей, воспитателей и прочих авторитетных для человека лиц. Помимо того, что Сверх-Я надзирает над нами, эта инстанция является также и носителем Я-идеала, то есть того идеального образа, с которым мы себя сравниваем, на который нам хотелось бы походить, который призывает нас к постоянному совершенствованию. Согласно Фрейду, именно Сверх-Я оказывается «носителем традиции и неподвластных времени ценностей, передающихся таким путём от одного поколения к другому», поскольку родители и учителя, воспитывая ребёнка, следуют предписаниям собственного Сверх-Я. Но, с другой стороны, Сверх-Я может оказаться и крайне неприятной для нашего Я инстанцией: при меланхолии, например, Сверх-Я «становится сверхстрогим, ругает, унижает, истязает бедное Я, заставляя его ожидать тяжелейших наказаний, упрекает его за давно прошедшие дела, которые когда-то воспринимались легко, как будто оно всё это время собирало обвинения и только выжидало своего часа, прироста своих сил, чтобы выступить с этими обвинениями и на их основании вынести приговор». Однако, вспоминая Канта, говорившего про своё восхищение звёздным небом над головой и моральным законом внутри нас, Фрейд соглашается с тем, что небесные тела, безусловно, великолепны, а вот по поводу морального закона добавляет, что «здесь Бог потрудился не столь уж много и притом небрежно, потому что подавляющее большинство людей получило лишь в скромных размерах или едва ли не столько, что об этом не стоит и говорить». *** Что почитать: Фрейд З. Я и Оно Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ и Новый цикл Иллюстрация: Адольф Вильям Бугро. Орест, преследуемый эриниями. 1862
24.06.2021 в 15:23


Тем, кто собирается завтра на семинар Александра Бронникова! Место проведения семинара изменилось. Теперь (будьте внимательны!) это Садовая 11 Центр Михаила Шемякина (в 18 часов). Справки по телефону + 7 911 784 21 17
24.06.2021 в 15:20


Мы снова на карантине.... С 23 июня до 11 июля Музей сновидений будет закрыт для посещения. Очень тяжело снова закрываться, когда многие из вас уже забронировали места в группах для экскурсий и планировали визит к нам. Мы приносим свои извинения за предоставленные неудобства, о прекращении режима карантина или его продлении сообщим в наших соцсетях и на сайте музея.
17.06.2021 в 08:10


25 июня , 18:00 Семинар Александра Бронникова "Функция топологии в психоаналитической практике". ТОЛЬКО ОЧНОЕ УЧАСТИЕ. Стоимость 1000р. Регистрация по ссылке: https://forms.gle/dJT8EBjcJmc2aKPTA Анонс: "Так сложилось, что Лакан решил, что психоаналитикам полезно изучать топологию. Какие-то там ленты Мебиуса, выворачивание тора, проективную плоскость, бутылку Клейна и, конечно, узлы. Многим казалось, что это смелый ход, хотя ценность его для психоаналитической практики не слишком очевидна. Конечно, мир лаканистов разделился на тех, кто топологию любит, и тех кто ее не любит. Но, кажется, это не так интересно, кажется, интереснее посмотреть как пользуются ей те, кто ее любит. Вот, как вы, если вы любитель топологии, мыслите свою практику? Как вы в своей практике на эту хваленую топологию опираетесь? Вот, например, довольствуетесь ли вы банальными тезисами о том, что невротик является тором, или дела обстоят как-то интереснее, чем сведение многообразия частного к чему-то единому? А когда вы представляете свои случаи, то у вас получилось нарисовать их узлами или поверхностями? Как вообще подходить к клиническому материалу топологически? Поменялась ли техника психоанализа, когда психоаналитики задумались о топологии? Наверняка в психоаналитическом сообществе, во всех его уголках, даже там где топологией не интересуются, даже там где ей интересуются, но страдают трудностями перевода этой области в область практики, короче говоря, везде в психоаналитическом дискурсе знают, что фрейдовское бессознательное снабжает нас знаниями там, где мы и не думали их обрести. В нашем случае примером такой внезапной находки оказался Леви-Стросс. Возьмите его работу “Ревнивая горшечница”, и вы почти сразу убедитесь, что она непрерывно занята топологическими трансформациями, которые позволяют прочесть такую “бессмысленную” вещь как миф: “Тапир, вставляет в задний проход флейту, и засасывает через нее внутрь себя детей (вспомните человека с крысами)... Луна упала в яму, а потом вылезла через полый ствол пальмы...Карлика без ануса, который питается воздухом, проткнули, и из него вышла глина, из которой сделали горшки, в которые поместили еду... Ленивцу не дали спуститься вниз для дефекации, но тогда его экскременты упали, то низ Земли стал верхом...Божество опорожняется с вершины дерева, но не слышит звука падающих экскрементов, и умирает...Небо и земля жили вместе внизу, но небо устало от того, что на него испражняются люди, и поднялось наверх, разделившись с землей, мальчик, которого зовут Тростник, курит тростниковую трубку”... и т.д. и т.п. В итоге, Леви-Стросс понимает, что глиняный горшок индейцев это бутылка Клейна, которую изучает топология западной цивилизации. Бутылка Клейна стала для него арматурой, скелетом этой группы мифов. Так вот, наша идея состоит в том, что, психоанализ позволяет увидеть арматуру, ну или скелет вашего симптома. Он позволяет понять каким образом устроен объект вашего влечения, и мы попробуем на примере одного случая наглядно показать, что этот объект можно понять только через его трансформацию, только через понимание всех его переходов от одного состояния к другому. В этом контексте завершение анализа предстает как знание топологии объекта влечения. На семинаре мы попробуем рассказать клиническую иллюстрацию этого тезиса…"
25.04.2021 в 14:34


Ждем вас на открытии выставки Екатерины Тихомировой "Космическая женщина" сегодня 17:00

Главное

Прогноз погоды

Пасмурно  небольшой дождь

−1°..+3°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю