13 октября 2012 года Санкт-Петербургский Театр Поколений имени З.Я. Корогодского представил премьеру спектакля «Дачники. Будущее без прошлого» по пьесе Максима Горького «Дачники». Это самый амбициозный проект в истории Театра Поколений. В спектакле длительностью пять с половиной часов участвует вся труппа театра, приглашенные актеры, дети-актеры. Спектакль создан командой из трех режиссеров: Эберхард Кёлер (Германия), Данила Корогодский (Россия), Кристофер Баррека (США). Так же в работе над проектом приняли участие: сценограф из США Джеффри Айзенман, международная компания студентов дизайна из Государственного Университета штата Калифорния (США) и композитор Иван Кушнир (Россия).
На фоне событий, происходивших в преддверии Первой русской революции 1904—1905 годов, Горький пишет новаторскую пьесу без традиционного сюжета вокруг главного героя, вступая в драматургическую полемику с чеховской “Чайкой”.
Группа обеспеченных, образованных людей, принадлежащих к интеллигенции, собирается во время летних каникул на даче. Все они вовлечены в разгорающийся спор о различных концепциях построения более справедливого лучшего будущего. Среди них много людей, занимающихся творческой деятельностью: тут и писатель, и поэтесса, и режиссер, и поэт, и актриса.
Одна часть этой группы убеждена, что фундаментом социальных и политических перемен может стать обнажение темных пятен нашей истории, поворот к ним лицом, как бы болезненно и жестоко это ни было.
Другие же настойчиво формулируют свое право на отдых, право на то, чтобы ни быть вовлеченным, ни в какие формы политической жизни: «Мы все здесь — дети мещан, дети бедных людей... Мы много голодали и волновались в юности... Мы хотим поесть и отдохнуть в зрелом возрасте — вот наша психология… И потому оставьте нас в покое! Из-за того, что вы будете ругаться и других подстрекать на эту ругань, из-за того, что вы назовете нас трусами или лентяями, никто из нас не устремится в общественную деятельность...»
«Я считаю, что мы обвиняемы беспамятными людьми», — сказала Мария Алехина в своем последнем слове на суде ”Pussy Riot”. Спектакль «Дачники. Будущее без прошлого» поднимает самые острые вопросы нашего сегодняшнего существования. Есть ли у нас сегодня шанс что-либо изменить через интеллектуальный диалог, в то время как вокруг наших привилегированных «гетто» разгорается огонь революций и уже меняет мир?
Спектакль будет играться в двух вариантах: 5 часов 30 минут в полной версии, которая будет начинаться по субботам в 17 часов, или две половины — 1-й и 2-й акты, 3-й и 4-й акты — каждая из которых есть завершенная форма, и которые будут начинаться в 19 часов по пятницам и воскресеньям.
«Мы верим, что многие из наших зрителей разделяют наше стремление рассказывать истории большого масштаба, которые не вмещаются в зауженные рамки упрощенного телеформата. Если все куда-то спешат и торопятся, надо замедлить движение», — режиссер Эберхард Кёлер.
Художественный руководитель Театра Поколений и режиссер спектакля Данила Корогодский о премьере: «Сейчас в России пьесы Горького воспринимаются как устаревший, неинтересный материал, а в Европе это одна из самых популярных пьес. Наши зрители — это люди с разбуженным социальным чувством, те, кто вышел на Болотную, те, кому не безразлично, что с нами будет, и те, кто чувствует личную ответственность за то, что происходит с нашей страной».
Театр Поколений — единственный театр-лофт Петербурга. Спектакли играются в уникальном пространстве — бывшем производственном помещении, в котором нет привычного деления на сцену и зрительный зал. Театр Поколений — театр нового времени, в репертуаре которого соседствуют эпос, классика и новая драма. «Дачники. Будущее без прошлого» — смелый эксперимент, аналогов которому не существует.
В спектакле использованы кадры из фильма "Дачники" (постановка Бориса Бабочкина, киностудия “Мосфильм”, 1966) и знаменитые кадры хроники похорон Горького, на которых Сталин, Молотов, Каганович и Орджоникидзе несут урну с прахом писателя к Кремлевской стене.
В спектакле звучит стихотворение М. Горького «Песня о Буревестнике», монолог Сатина из пьесы М. Горького "На дне", монолог Нины Заречной из пьесы А. П. Чехова "Чайка" и монолог Норы из пьесы Генрика Ибсена "Кукольный дом".