Этот многонаселенный театральный проект объединил, пожалуй, одних из самых ярких театральных артистов Петербурга, знающих толк и умеющих играть настоящую комедию.
В «Плодах просвещения» есть все классические приемы классической комедии, которыми щедро пользовались и Мольер, и Гольдони. Есть господа (увлеченные какой-нибудь фантастической идеей-фикс), есть крестьяне (мужики, которым «до зарезу» нужно прикупить земли), и, наконец, есть ловкая служанка, которой очень хочется замуж. Что еще нужно, чтобы внимание зрителей было приковано к сцене? Чтобы такую пьесу написал Лев Толстой!
Пьеса написана в 1890 году. Толстой начал работать над комедией, еще не закончив одну из самых мрачных в истории театра трагедий - “Власть тьмы”. “Плоды...” имеют восемь редакций (а разве могло быть меньше у титана русской литературы!), первоначальное название пьесы —“Спириты”. Пьеса писалась, как шутка. Впервые игралась эта “шутка” любителями - жителями Ясной Поляны на домашнем спектакле. Толстой филигранно отделывал роли, имея ввиду конкретных исполнителей. Именно в последнем варианте на первый план вышло не высмеивание увлечения спиритизмом, а знаменитое “противостояние” крестьянских мужиков и “дворян-бездельников”, доведенное Толстым до сатирического обобщения.
Но если “Плоды...” - шутка, то это “шутка” Гения. В истории театра до сих пор из уст в уста передается легенда о знаменитом спектакле МХАТа. Выбрав для репертуара своего театра эту комедию Л.Н.Толстого и пригласив для ее постановки творческий тандем Ю.Цуркану и В.Фирера Рудольф Фурманов продолжил “классическое” направление своего театра, основанного только на лучших образцах русской классики. И водевильная круговерть поднимается сегодня у Цуркану «теплым воздухом» неподдельной пронзительной лирики. Каждого (!) из героев своего спектакля режиссер наделил мечтой. И (что может быть важнее) эта мечта оборачивается для многих движением навстречу любви…