После более чем 40-летнего перерыва в Михайловском театре зазвучит музыка Вагнера. В год 200-летия великого композитора-концептуалиста в репертуар возвращается его опера «Летучий голландец». В Михайловском театре она имеет впечатляющую сценическую историю: представленная в 1957 году под управлением Курта Зандерлинга, она шла на протяжении 15 сезонов. Новая постановка, над которой работают представители молодого поколения музыкантов и артистов, продолжит славную репертуарную традицию и воздаст должное композитору, считавшему оперу высшим видом искусства.
Музыкальный руководитель новой постановки - Василий Петренко, главный приглашенный дирижер Михайловского театра. По его мнению, «Летучий голландец» в свое время был «огромным шагом вперед» в развитии оперного искусства. «Использование лейтмотивов, развитие образов, желание сквозного действия (изначально Вагнер не хотел антрактов) для1840-х годов было большим новаторством, - говорит маэстро. - Легенда о корабле-призраке была переосмыслена и переработана в сюжет самим композитором, и все это в совокупности приблизило оперу к полностью «авторскому» действию. В «Летучем голландце» привлекает богатство музыкального описания морской стихии, и в то же время это одна из самых камерных опер Вагнера. Созданный в один из труднейших периодов жизни Вагнера, «Летучий голландец» и по сей день остается ярчайшим образцом жизнеутверждающей оперы, в которой благородство и любовь приводят к спасению, несмотря ни на какие преграды. А музыка, словно пробираясь через тернии хроматизмов и диссонансов, взлетает к звездам кристальной чистоты и прозрачности истинной гармонии».
Режиссер-постановщик Василий Бархатов впервые ставит в Михайловском театре полноформатный спектакль. О своем отношении к опере Вагнера он рассказывает предельно эмоционально: «Для меня это всегда была история того, как один человек своим сердцем, как печкой-буржуйкой, способен отопить целую вселенную, изменить ее в угоду своей фантазии! Когда человек в современном мире по лишь ему одному понятной причине способен превратить всех окружающих - усталых, потерявших веру и надежду людей - в героев великой легенды о любви». «Может эта великая и настоящая любовь возникнуть на фоне клятв, данных в другой настоящей любви? Или это каприз и напускное жертвоприношение? Тогда какая из двух настоящая?» - задается вопросом постановщик. Как воплотится в сценическом решении этическая коллизия, волнующая режиссера, узнаем на премьере. Пока же Василий Бархатов уверен: «Эта водичка посерьезней вселенского потопа! А корабли тут не причем. Море - это просто бесконечное тоскливое и одинокое Время».
Исполнение: на немецком языке (сопровождается титрами на русском языке)