Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "Сосуд вечной радости": японские миниатюрные чайники для чая сэнтя в собрании Эрмитажа

4872

Страница создана 22.07.2015 и обновлена 01.03.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
23 июля 2015 г. 11:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 571-34-65 Государственный Эрмитаж
СПб, пл. Дворцовая, д. 2 на карте
  Адмиралтейская (434 метра построить маршрут до метро)
Адмиралтейский район
Событие прошло?
Подпишись на Государственный Эрмитаж,
получай отзывы и напоминания
 

Мероприятия в Государственном Эрмитаже

30 апреля 2024 10:00Выставка "От готики до Гойи"
6 марта 2024 года в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа начинает работу выставка...
6 мая 2024 19:00Праздничный Пасхальный концерт 2024
В Гербовом зале Государственного Эрмитажа состоится праздничный концерт, посвящённый...

2200-4500 Руб.
30 мая 2024 20:00Концерт "Вивальди. Времена года"
Всеми любимые «Времена года» Антонио Вивальди прозвучат в этот вечер...

2500 Руб.


Внести изменения Внести изменения
 

В Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца открывается выставка «”Сосуд вечной радости”: Японские миниатюрные чайники для чая сэнтя в собрании Эрмитажа».

На выставке представлено 116 уникальных по стилю и характеру изделий из коллекции, хранящейся в Отделе Востока музея. Все предметы экспонируются впервые.

Экспозиция ставит своей целью показать миниатюрные произведения керамики и фарфора, как особый тип декоративно-прикладного искусства Японии, а также представить эти изделия в широком контексте японской национальной культуры, в связи с чайными традициями и их философским и историко-культурным своеобразием.

Коллекция миниатюрных японских чайников Государственного Эрмитажа является одной из крупнейших в мире. Её основу составляет собрание государственного и общественного деятеля, коллекционера и мецената Александра Александровича Половцова (1832-1909).

Чайная культура – один из самых древних и разнообразных феноменов цивилизации Дальнего Востока, и предметы для приготовления и употребления чая составляют значительную часть современных музейных коллекций японской керамики. С чаем японцы познакомились в VIII веке, когда он проник в Японию из Китая. Чаепитие, практиковавшееся вначале замкнутым кругом монастырского духовенства, постепенно приобрело в Японии характер светской церемонии тя-но ю, и в XIV – XV веках чай уже был важной частью аристократического образа жизни. Именно тогда стал формироваться ритуал светского чаепития со строгими правилами и детально разработанным реестром утвари для приготовления напитка, распространились чайные состязания, во время которых участники должны были определить сорт чая и даже место его сбора. 

Наряду со старой традицией тя-но ю с XVII века в Японии существовала также и чайная церемония приготовления и питья листового зелёного чая – сэнтядо (сэнтя – собирательное название для ряда самых популярных сортов зеленого чая в Японии). Она отличалась от более ранней церемонии способом приготовления, ритуалом и утварью. К концу XVIII – началу XIX века ритуал, связанный с питьём сэнтя, распространился почти во всех слоях японского общества. Чайник ̶ главное «действующее лицо» этого действа. Для сэнтядо, также как и для более ранней чайной традиции, было характерно присваивание ее главным атрибутам личных имен, так в Японии сохранился до наших дней чайник, названный «Гикокан» – «Сосуд вечной радости». 

Функция и сложная архитектоника «главного спутника чаепития» привели к созданию разнообразных форм и пластических решений. Основой классификации чайников стало наличие ручки, ее расположение и форма. Каждый из видов чайников предназначался для заваривания в нем определенного вида чая.

В Японии на протяжении XVIII и XIX веков происходил процесс миниатюризации всех форм. Это было связано с рядом причин. Во-первых, для духовенства и интеллектуалов чай оставался ритуальным напитком; во-вторых, чай был для многих дорогим товаром; в-третьих, миниатюрные чайники были рассчитаны на индивидуальное пользование или на двоих сотрапезников, что располагало к одиноким или дружеским чаепитиям и соответствовало идеалу жизни мудреца-отшельника, поэта или художника.

На выставке представлены все основные формы чайников. Наиболее ранней является ставшая традиционной и распространившаяся в Европе форма с петлевидной ручкой, поставленной напротив носика. В Японии она получила название тяхэй. Другой ранней формой является чайник с высокой арочной ручкой – добин. Только для «гёкуро», наиболее дорогого сорта листового зеленого чая, использовались чайники без ручки – хохин. Одной из распространенных форм является форма кюсу – чайник с боковой ручкой, расположенной под углом.

Экспонаты выставки представлены по группам в соответствии с материалом или техникой декора. Разнообразие форм и декора изделий позволяет рассмотреть их в широком контексте японской национальной культуры XVII – XIX веков. В то же время большое внимание уделено особенностям традиционного керамического производства Японии, его технологическому и стилистическому своеобразию, а также работам крупнейших мастеров декоративно-прикладного искусства. 

Японских мастеров вдохновляли китайские изделия, созданные в знаменитых мастерских Исина и старейшем фарфоровом центре Китая Цзиндэчжэнь. Они являлись отправной точкой для интерпретаций в керамических мастерских по всей стране. 

В композиционных решениях росписей чайников предпочтение часто отдавалось китайским сюжетам – изображениям китайских «бессмертных» и отшельников, даосских символов долголетия (журавль и черепаха); в каллиграфии встречаются классические китайские стихи.  

К XIX веку в крупных японских гончарных центрах Бидзэн, Токонамэ, Банко были разработаны керамические массы, близкие по пластическим качествам и цвету к уникальным природным глинам Исина. Постепенно отходя от китайских образцов, японские мастера создавали оригинальные, изящно декорированные чайники разнообразных форм. 

В XIX веке большую часть продукции японских гончарных центров составляла глазурованная керамика. Одним из крупнейших центров производства керамики этого вида являлся Киото, где работали такие выдающиеся керамисты как Дзороку, Киёмидзу Рокубэй, чьи работы включены в состав нынешней экспозиции. Мастерские провинции Сацума создавали миниатюрные кюсу с декором рельефом и подглазурной росписью. Часть сацумских изделий декорировались в Киото, в том числе – в знаменитых мастерских Кинкодзан Собэй. 

Значительная часть миниатюрных чайников в собрании Эрмитажа сделана из фарфора. Известно, что в XIX веке фарфор производили во многих керамических центрах Японии и декорировали подглазурной росписью кобальтом, надглазурными эмалевидными красками и золотом. Редкую группу фарфоровых изделий на выставке составляют чайники из мастерских Микавати (известные как фарфор Хирадо), покрытые белой глазурью и украшенные рельефным и резным декором. 

Интерес японских керамистов конца XIX – начала ХХ века к новым декоративным решениям вызвал использование в декоре красного и чёрного лаков, а также имитацию металлов и характерного для работы по металлу декора ювелирными сплавами. Особую группу составляют фарфоровые изделия, декорированные в таких крупных эмальерных центрах как Киото и Нагоя. В их декоре применена перегородчатая эмаль. 

На выставке также представлены китайские изделия печей Исина, послужившие прототипами японской керамики, и японские миниатюрные чайники из металла. Гравюра укиё-э и фотографии, тематически связанные с чаем и чаепитием, дополняют экспозицию.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог «”Сосуд вечной радости”: Японские миниатюрные чайники для чая сэнтя в собрании Эрмитажа» (2015). Кураторы выставки: ведущий научный сотрудник Отдела Востока Татьяна Борисовна Арапова и Анна Алексеевна Егорова, сотрудник Научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа. 

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
IT ресторан ИгристыеIT ресторан ИгристыеНескучные музеи для взрослых и детейНескучные музеи для взрослых и детейПочувствуй себя героем игры Angry BirdsПочувствуй себя героем игры Angry Birds Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеГосударственный музей-заповедник ПетергофГосударственный музей-заповедник Петергоф
Отзывы о событии Выставка "Сосуд вечной радости": японские миниатюрные чайники для чая сэнтя в собрании ЭрмитажаПожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Юлия15 июня 2022 г. 16:57
Уже не первый раз посещаю Эрмитаж, но такого прекрасного экскурсовода давно не встречала. Если хотите чтоб экскурсия была интересной и увлекательной, то просите в экскурсоводы Шумакова Михаила! Очень хорошо поставлена речь, рассказывает без запинок и интересные факты.Михаил БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО от Орловских туристов!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Марина19 февраля 2022 г. 11:12
Очень печально, когда идешь в Эрмитаж, ожидая окунуться в вечные гуманитарные ценности, а тебя ошарашивают компьютерными технологиями, которые тебя рассматривают, как статистическую единицу, не более того. Слушала лекции в Лектории Эрмитажа. Прослушала 5 из цикла " Иранские классы". На 6- ую лекцию немного опоздала, на могу купить билет как обычно он- лайн ( телефон разрядился), прошу продайте мне билет через кассу, но УВЫ, никому до моих проблем нет дела. Очень отзывчивая и интеллигентная девушка на контроле смущенно разводит руками : " Система закрывает продажи в момент начала лекции, билеты через кассу продать не можем - кассиры и администратор уже ушли". Я стою в мрачном пустом холле Главного Штаба и ощущаю, что вместо храма гуманитарных ценностей попала в жесткий цифровой крематорий, где человек есть статистическая единица в матрице , созданной кем- то неведомым, но отрицающим все то, для чего Эрмитаж существует. Спасибо за прекрасный урок реальной действительности. Как нельзя лучше стало понятно, куда движется этот мир , и Эрмитаж туда же, не сопротивляясь, не отстаивая человеческую сущность, не подвергая сомнению превалирование цифровых ценностей над общечеловеческими. Такие грустные выводы меня посетили в Эрмитаже. Интересно, как долго простоит Эрмитаж в век цифровых технологий?
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Резеда 9 июля 2021 г. 14:09
Ужасно!!! Хотели с ребёнком инвалидом пройти по льготным билетам, и как всегда одни направили в одну сторону за ними, другие в другую сторону, третьи сказали что вообще нет льготных билетов и это называется государственный музей, почему во всех музеях вход детям инвалидам бесплатно а здесь нет и ещё возмущаются и умудряются спрашивать группу инвалидности ребёнка, очень профессиональные сотрудники!!!!!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Наталья26 июля 2020 г. 9:40
Получила свою ложку дегтя. В Эрмитаже не должно быть непрофессиональных сотрудников!"Изоляция"может быть и есть,но далеко не интеллигентная.Одни слова.Заходили в музей по электронным билетам.Из-под лестницы выбежала женщина с вопросом:"Вы на экскурсию?"Ответ:"Нет.С нами нельзя.Нас пять человек."Женщина побежала в противоположную от нас сторону и привела с собой еще одну.Последняя не представившись стала говорить,что надо идти молча,иначе разговор -это экскурсия,а экскурсии не проводятся.Однако,молча идти по музею как-то совсем никак.Хотя-бы парой слов переброситься.Тем более,что РОСПОТРЕБНАДЗОР ни словом не обмолвился о молчании в музее в пандемию.Нужны СИЗ (маски,перчатки были надеты).Знаков,запрещающих разговоры в залах тоже небыло.(Пообщаться,поделиться впечатлениями хочется.Затем первая женщина заявила что видела меня в Эрмитаже вчера и третьего дня.А я вчера посещала Ораниебаум по именному электронному билету.(Кстати,я предлагала им посмотреть документ-отказались).В общем,у меня поднялось давление до 200(вызывали медсестру),впечатление от музея (дети первый раз)смазано.Я потеряла час на "разборки" из выделенных двух часов на посещение.Удивило и возмутило,что вместо того чтобы разрешить и погасить конфликт,сотрудники музея ,проявив бестактность и полный непофессионализ,его (конфликт)провоцировали и раздували в залах,что мешало посетителям. Только после моей настойчивой просьбы была приглашена охрана,и мы перешли в служебное помещение.Справедливости ради стоит сказать,что представитель внутренней охраны вел себя корректно,помог мне найти моих друзей и вернул мне забытые вещи.В Эрмитаже должны работать только профессионалы. Исключите хамство,бестактность,грубость,местничество,круговую поруку,нарушение прав человека в музее!.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ирина26 декабря 2019 г. 14:17
8 декабря ходила в Эрмитаж с ребёнком, это было третье наше посещения с сентября месяца, предыдущие два раза я приносила с собой паспорт ( который никто не спрашивал) для покупки билета по 400₽, в этот раз паспорт не брала и как назло у меня его стали спрашивать и наотрез отказались продавать льготный билет , пришлось купить за 700р, НО каково было мое удивление когда придя домой и вынимая билеты я обнаружила , что кассир пробила и дала мне билет за 400р, а сама с меня требовала 700р- которые я и заплатила в итоге. Отвратительный персонал работает в Эрмитаже, хожу много куда с ребёнком , но таково отвратительного отношения не встречала! В гардеробе ели шевелится или старая бабка либо в наш последний раз алкоголик с перегаром . Не говоря ещё о том, что работающий там экскурсовод проводя экскурсию для одной пары, стала вызывающе громко рассказывать и на повышенном тоне в приказном порядке попросила отойти нас от картины и не мешать ей везти свою долбанную экскурсию. Это вообще как?!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0

Прошедшие события

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю