Галерея "Люда" представляет выставку воронежского молодого искусства "Заветные сказки", которая откроется 24 февраля и продлится до 6 марта.
Выставка молодых художников из Воронежа. Участники: Татьяна Данилевская, Анна Курбатова, Михаил Лылов, Евгения Ножкина, Сергей Ряполов, Коллектив «Лисички», Арт-группа «Петино». О времени посещения галереи договариваться по телефону.
Илья Долгов в своей лекции, прочитанной в галерее Люда зимой 2015 года, в качестве объединяющего воронежских художников вектора назвал сказочность, то есть умение в любом художественном жесте и выставке сконструировать сказку. Илья говорил, прежде всего, про, так называемую, первую воронежскую волну — Арсения Жиляева, Ивана Горшкова, Николая Алексеева, самого себя. Но летом прошлого года группа молодых художников, уже довольно известных местной публике, объявили себя новой волной и взяли на себя ответственность за авангардное искусство в Воронеже.
Выставка Заветные сказки отсылает к традиции сказочности, заложенной задолго до появления в городе современного искусства. В 19 веке русский собиратель фольклора, историк Александр Афанасьев тайно опубликовал в Европе одноименный сборник народных сказок непристойного содержания, собранных как раз в Воронежской губернии. Текущая выставка излагает современные воронежские сказки, лишь намекая на возможные неприличные моменты, не давая пояснений в скобках. Ряд историй, которые неотъемлемы от самоидентификации воронежской арт-среды, рассказывать можно только в личных беседах. Но для данной выставки важно и сама этимология слова «заветный» - сокровенный, особо ценимый.
Одна из сообщество-образующих сказок - о скрытом конфликте начинающих женщин-художниц и мужчин. «Коллектив Лисички» - это бунт девочек, трогательный и хрупкий, полный скрытой ярости. Работа «Дом мечты» - результат повседневных творческих девичьих практик по конструированию «мира-только-девочек» в духе выдуманной коллективом «little-girl punk». Художницы предлагают подумать о женской субъективности, совершить «женское» движение к эмпатии и чувственному проживанию (и переживанию). И в своей идентификации как художниц - авторов проекта - дрейфовать от «девочки» к «женщине» и обратно.
«Одеяло» Евгении Ножкиной сделано в технике crazy quilt: лоскуты с фотографиями людей, с которыми связаны детские обиды или травмы художницы, сшиты хаотичными стежками. Эта работа отсылает и к теме первичных неврозов, которые художники манифистируют и используют как материал для своих работ, и к тому, что традиционная сказка — это обработанный культурой опыт ритуалов насилия и противостояния ему.
Вторая сказочная линия — это взаимодействие с городом, самоидентификация которого также построена на сказках: о царе Петре; о том, как он в Воронеже флот строил.