Международный театральный фестиваль "Terra Incognita", созданный Интерьерный театром и впервые прошедший при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга в 2009 году, в этом году состоится в шестой раз.
"Terra Incognita" (с лат. «неведомая земля», а точнее – «земля непознанная») – традиционное для старинной картографии обозначение неисследованных областей мира, где, согласно преданиям и рассказам путешественников XVI-XVIII веков, водились драконы, люди с песьими головами и львы с человеческими лицами. И хотя на сегодняшних географических картах больше нет мест для мифических созданий, в современном культурном пространстве всегда найдутся неизведанные территории и «белые пятна».
По замыслу организаторов, основная цель фестиваля – исследование разнообразными театральными средствами тех пограничных областей культуры, где особенно остро чувствуется разрыв между языком современной социальной действительности и традицией. «Terra Incognita» - это театральная экспедиция по изучению возможностей нового языка театра и нового искусства.
В этом году фестиваль пройдет с 19 по 30 ноября. В программе фестиваля – спектакли театров из Израиля, Молдовы, Румынии, Польши и из Санкт-Петербурга. Темой для исследования станет вопрос актуального взаимодействия с драматическим текстом в рамках камерного театра.
19 октября в 14:00 в Интерьерном театре состоится пресс-конференция, посвященная вопросам существования камерных театров в России и за рубежом.
Вечером состоится традиционная церемония открытия фестиваля, а в 18:00 состоятся первые авторские чтения «Автор. Пьеса. Зритель» - новый проект Интерьерного театра, направленный на знакомство театральных деятелей и зрителей с современной драматургией. Свои последние пьесы представят молодые петербургские драматурги – Ася Волошина, Анна Агапова, Элина Петрова и Ксения Савельева. Куратор проекта – драматург Анна Сафронова.
20 ноября состоится традиционный вечер памяти петербургского политического и государственного деятеля, правозащитницы, кандидата исторических наук Галины Старовойтовой.
21 ноября состоится показ спектакля «Пушкин. Борис Годунов» («Наш театр», Санкт-Петербург), режиссер - заслуженный артист России Лев Стукалов. Это дерзкая попытка вернуть великую и самую загадочную русскую пьесу любителям театра и поэзии, а также – уникальный эксперимент: одна из самых многофигурных пьес в истории представляется четырьмя актерами на камерной сцене.
22 ноября в программе фестиваля – спектакль Интерьерного театра «Страх и отчаяние в Третьей империи», режиссер Николай Беляк. Бертольт Брехт написал эту пьесу, находясь в эмиграции в Дании. Как выжить обычному человеку перед лицом идеологии? Как сохранить самого себя? И насколько актуальна пьеса сегодня, спустя 80 лет, в стране, «победившей фашизм»?
О любви женщины и о ее одиночестве расскажет 23 ноября постановка «Америка России подарила пароход» молодежного театра «С улицы роз» (г. Кишинев, Молдова). Спектакль Юрия Хармелина по пьесе Николая Коляды задает вопрос самого жестокого вида одиночества – одиночества сердца.
Хореограф Катсура Кан (Япония) и артисты театра OddDance (Санкт-Петербург) 24 ноября в 12:00 покажут хореографический спектакль «Оракул и Энигма» в танцевальном направлении буто. «Оракул и Энигма» - о связи человека с архетипическими образами, о мифах, скрытых в повседневности. Спектакль одного из немногих мастеров буто-хореографии вобрал в себя все краски стиля: от проникновенной чувственности до фееричной энергичности.
Артисты «Петербург-Концерта» и режиссер Наталия Медведева создали для поклонников творчества А. С. Пушкина спектакль «Метель», где известная повесть предстает в интерпретации пианистки и художницы. Текст Пушкина рождает музыкальные ассоциации, которые исполняет лауреат международных конкурсов Наталья Варламова (фортепиано), а художественные иллюстрации создает Елена Заяц на специально подготовленном и подсвеченном пластиковом «полотне». Спектакль состоится 24 ноября в 19:00.
25 ноября театр "Ludowy" (г. Краков, Польша) представит спектакль «53 войны», в основе которого лежит художественно-документальный роман Гражины Ягельской, жены выдающегося военного корреспондента Войцеха Ягельского. Этот спектакль – рассказ о любви двух людей, чью судьбы переплетаются с историей мировых конфликтах, о той огромной цене, которую приходится платить журналистам и репортерам за свою профессиональную страсть. Спектакль сопровождается субтитрами на русском языке.
Георге Чолпан (г. Бухарест, Румыния) 26 ноября представит "Контрасты". Автор и исполнитель - Георге Чолпан, выдающийся актер-мим, создатель собственного уникального стиля, соединившего приемы францухской классической пантомимы, биомеханики Мейерхольда, системы Михаила Чехова и традиции русского психологического театра.
27 ноября из израильского «Маленького театра» (Тель-Авив) на фестиваль приедет спектакль «Lear. The Bastard's story» Михаила Теплицкого, основанный на пьесе Шекспира «Король Лир». Это спектакль о жадной, жестокой и беспощадной борьбе за наследство и равенство, где на первый план вышли истории семьи Глостера и старших дочерей короля – Гонерильи и Реганы. Нет ни короля, ни шута – остались только люди, куклы и то, что происходит между ними.
Спектакль сопровождается субтитрами на русском языке.
28 ноября – спектакль «Vodorod» Наталии Медведевой, созданный в рамках театральной лаборатории Скороход_Генерация (Санкт-Петербург). "Vodorod" - драма, разворачивающаяся в абстрактном будущем, где Единая теория всего, наконец, доказана. Единая теория всего ответит на все вопросы мироздания и разрушит все мифы. Но какие смыслы для существования она нам даст?
29 ноября пройдут три бесплатных мастер-класса: в 12:00 – техника танца буто от Григория Глазунова (ODDdance), в 15:00 – Мастерство пантомимы от Георге Чолпана (Румыния), и в 19:00 – «Чтение стихов читателем и чтецом» от художественного руководителя фестиваля Николая Беляка.
30 ноября, в последний день фестиваля - «Человек по имени...» компании ODDdance (Санкт-Петербург). Главный герой спектакля не назван, но в английском джентльмене, который пьёт чай и что-то пишет, можно узнать Льюиса Кэрролла, создателя «Алисы в стране чудес». Спектакль балансирует на грани реального и вымышленного миров, предлагая свою тонкую и ироничную версию мироощущения Кэрролла спустя двадцать лет после создания «Алисы».
Эпилогом фестиваля – 1 декабря - станет традиционный литературно-музыкальный вечер памяти – «Петербургский Элизиум». Элизиумом в античной мифологии называют область загробного мира, где царит вечная весна и где избранные герои проводят свое время без печали и забот. У Гесиода Элизиума достигали лишь погибшие в бою воины «Века Героев». Наш вечер «Петербургского Элизиума» на этом фестивале будет посвящен петербургскому поэту Евгению Вензелю.