В рамках программы "Скрытое" ведущие кинокритики и киноведы показывают важнейшие, по их мнению, фильмы, остающиеся в тени официальной истории, и объясняют, в чем их значимость и уникальность.
Спикеры данного направления: Михаил Ратгауз, Борис Нелепо, Василий Корецкий, Михаил Трофименков и многие другие. Также на Новой Голландии выступят авторитетный критик из Великобритании Нил Янг и знаменитый медиатеоретик Томас Эльзессер (Германия). Все фильмы демонстрируются с субтитрами.
Программа на май:
11 мая 19:30
Василий Корецкий, показ фильма «Золото, серебро, проклятье» / Oro, Plata, Mata, реж. Пеке Галлага, Филиппины, 1982
«Оро, плата, мата» — один из главных филиппинских фильмов серебряного века национального кино (70‑е — начало 80‑х) и единственная работа Пеке Галлага, показанная на западном фестивале (Чикаго, 1983). Это монументальная
сага, сравнимая с «Унесенными ветром» и «Войной и миром», пристальный и радикальный взгляд на историю филиппинской семьи, национализма и Второй мировой, которая в фильме выглядит как гражданская (двадцать с лишним лет спустя за эти темы вновь возьмется другой именитый филиппинец — Лав Диас, обладатель венецианского Золотого Льва). Поначалу лирическая, а после — кровавая хроника сельской жизни двух аристократических кланов, скрывающихся на затерянной в джунглях гасиенде от японцев, удивительным образом сочетает в себе жесткую голливудскую структуру и наблюдательную медитативность, которая станет общим местом только в 2000‑х, и яростный экшен в духе Джона Ву.
16 мая в 19:30
Нил Янг, показ фильма «Артемис 81»/Artemis 81, реж. Аластейр Райд, Великобритания, 1981
Эпическое, амбициозное, беззастенчиво эрудированное апокалиптическое фэнтези с элементами научной фантастики и готического хоррора, напичканное ссылками на Вагнера, Дрейера, Хичкока и мифологии европейских стран, аллюзиями на «Доктора Кто», Говарда Филлипса Лавкрафта, Стивена Кинга и Джона Карпентера, — едва ли британское телевидение знало что‑то подобное; ничего лучше BBC c тех пор не выпускал. По телевидению фильм показали лишь однажды и, несмотря на многочисленные просьбы, не выпустили на видеокассетах.
Легендой среди фанатов фэнтези и научной фантастики он стал задолго до того, как триумфально вышел из заточения, — в 2007 году он был выпущен на DVD.
25 мая, 19:30
Алексей Артамонов, показ фильма «С ограниченными возможностями»/Behindret,, реж. Стивен Двоскин, ФРГ, Великобритания, 1974
Парень встречает девушку, парень снимает девушку: он режиссер, она актриса. Классическая ситуация для кинематографа после «новой волны», с одной поправкой: Стивен Двоскин — инвалид, с помощью камеры компенсирующий ограниченные возможности своего тела; один из ключевых авторов послевоенного киноавангарда, по‑прежнему остающийся в тени своих более именитых коллег. Этот его снятый для телевидения фильм (помимо прочего, стирающий грань между документальным и постановочным, ставя под вопрос статус и того, и другого) целиком охватывает отдельно взятую историю взаимоотношений — от первой встречи до прощального взгляда, от зарождающейся надежды до неизбежного конца. Преграды, страх, болезнь, инвалидность — его постоянные темы, но «С ограниченными возможностями» — не остросоциальный док, а одно из самых удивительных и в то же время универсальных кинематографических высказываний о природе желания, взгляда и той нехватки, что камера способна выявить внутри каждого из нас.
8 июня, 19:30
Томас Эльзессер, показ фильмов «Серьезные игры» и «Параллель» / Serious Games and Parallel, реж. Харун Фароки, Германия, 2009-2014
Неожиданная преждевременная смерть Харуна Фароки в 2014 году оставила нас с его незавершенным проектом: понять, как реальность становится искусственной конструкцией, в которой люди больше не узнают себя из‑за сложного переплетения «симуляций» и «воплощений» и оказываются в состоянии когнитивного диссонанса. В своей лекции «Симуляция и работа неразличимости: правила жизни Харуна Фароки» Томас Эльзессер попытается проследить путь от ранних работ Фароки к «Серьезным играм» и «Параллели», которые Эльзессер рассматривает в качестве двух частей «мысленного эксперимента» на тему будущего работы. Третья, недостающая часть этого эксперимента, можно сказать, была намечена в проекте Фароки «Труд одним планом».
9 июня 19:30
Томас Эльзессер, презентация книги «Теория кино. Глаз, эмоции, тело»
Книга современных исследователей кинематографа и медиа Томаса Эльзессера и Мальте Хагенера — путеводитель по теории кино, охватывающий практически весь спектр знаний о движущихся изображениях. Читателю предлагаются различные варианты ответа на вопрос: каковы отношения между кинематографом, чувственным восприятием и человеческим телом? На презентации Томас Эльзессер расскажет о книге и о тех вызовах, что современное кино и новые способы его бытования бросают кинои медиатеоретикам.