Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка из цикла "Возрожденные шедевры»": Питер Пауль Рубенс. "Воскресение Христа"

2926

Страница создана 12.07.2016 и обновлена 01.03.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
13 июля 2016 г. 10:30
мероприятие прошло
Место +7 (812) 710-90-79 Главный штаб. Государственный Эрмитаж
СПб, пл. Дворцовая, д. 6/8 на карте
  Адмиралтейская (269 метров построить маршрут до метро)
  Невский проспект (628 метров пройти от метро)
  Гостиный двор (1.0 км)

Центральный район
Сайт https://www.hermitagemuseum.org
Теги живописьклассическое искусство
 

Мероприятия в Главном штабе. Государственном Эрмитаже

1 мая 2024 15:00Концерт "Дунаевский-гала, или «Советский Моцарт»"
Жизнерадостная, яркая и мелодичная музыка Исаака Дунаевского, начавшего свою музыкальную...

300-2625 Руб.


Внести изменения Внести изменения
 

C 7 июня 2016 года в Главном штабе открыта выставка "Питер Пауль Рубенс «Воскресение Христа»". Из цикла «Возрожденные шедевры».

Впервые за 80 лет публика увидит отреставрированное полотно великого фламандского живописца XVII века из собрания Государственного Эрмитажа. До 1934 года картина находилась в Троицком соборе Александро-Невской лавры и была известна лишь по немногочисленным описаниям.

Картина Рубенса, написанная художником в 1610-1611 годах, приобретена императрицей Екатериной II. В 1794 году она пожертвовала ее в числе других произведений иностранных мастеров собору Александро-Невской лавры, построенному незадолго до того. «Воскресение Христа», более ста лет украшавшее алтарную часть храма, оказалось вне поля зрения специалистов и в научный оборот не вошло. После закрытия собора в 1934 году полотно было передано в Эрмитаж накатанным на вал, и почти 80 лет оставалось недоступным для изучения. Только в 2012 году, после открытия Реставрационно-хранительского центра Эрмитажа в «Старой Деревне», стало технически возможным снять с вала картину огромных размеров (482х278 см) и приступить к ее восстановлению.

Реставрация осуществлялась в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа и продолжалась около трех лет. К работе были привлечены восемь художников-реставраторов под руководством Виктора Коробова, заведующего Лабораторией. Большие размеры холста, сильно покоробленного вследствие долгого пребывания на валу, значительное число разновременных старых потемневших записей, перекрывавших утраты авторской живописи, а также наличие слоев сильно потемневшего и загрязненного лака обусловили сложность реставрации. Расчистка картины от посторонних записей позволила выявить авторскую живопись, стиль которой вполне согласуется с живописной манерой Рубенса первых лет по его возвращении из Италии в Антверпен в декабре 1608 года. Резкие ракурсы фигур, атлетические тела с преувеличенно развитой мускулатурой, предельно усложненные движения, – все это отличает работы Рубенса, созданные в период утверждения его как величайшего мастера Антверпена.

В ходе реставрации стало ясно, что Рубенс картину не закончил, остановившись на подмалевке и корпусных прописках в нижней части полотна. Наиболее проработанными оказались торс Христа и фигуры двух стражников внизу на переднем плане слева. Голова Христа осталась в подмалевке. Внизу, на переднем плане композиции, бросается также в глаза заметная разница в проработанности правой руки и оставшегося в подмалевке кулака стражника, опирающегося на щит.

Как выяснилось еще на ранних этапах реставрации, «Воскресение Христа» сохранилось не в своем первоначальном виде. Картина обрезана справа и имеет три надставки (сделанные позднее, но в XVII веке): две узких – горизонтальную и вертикальную – и одну широкую закругленную. Первоначальный формат картины был прямоугольным. У его левого края, наверху, была помещена фигура Христа, а внизу – скорчившегося на земле стражника, заслонившего лицо рукой от яркого света. Справа всю композицию замыкала фигура бегущего стражника в панцире. Эта фигура первоначально была изображена полностью, что может подтвердить подготовительный рисунок (музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам), содержащий изображение ног стражника и его согнутой в локте руки, сжимающей рукоятку меча. До сих пор исследователи не могли привязать этот набросок ни к одной картине. Стражник бежал прямо на Христа. Вероятно, для того, чтобы нейтрализовать этот агрессивный мотив, фигура стражника впоследствии была частично срезана, а оригинальный формат картины изменен. В итоге фигура Христа оказалась смещенной от края к центральной оси картины и, таким образом, заняла главенствующее место не только по смыслу, но и по геометрическому положению в композиции.

По некоторым косвенным фактам можно предположить, что картина большого формата была заказана Рубенсу для старого главного алтаря Доминиканской церкви в Антверпене (ныне церковь Св. Павла) приором монастыря Михаэлем Офовиусом, но во время написания Рубенсом «Воскресения Христа» заказчика направили на службу в другой город. Занявший его место Иоанн Бокетиус, скорее всего, имел свое представление об оформлении церкви, и заказал художнику картины меньшего формата и на иные сюжеты. Возможно, именно поэтому «Воскресение Христа» не было дописано.

Над реставрацией картины Рубенса работали художники-реставраторы Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: С. Богданов, В. Бровкин, П. Давыдов, В. Коробов (заведующий Лабораторией), А. Крупенко, М. Лапшин, А. Никольский, А. Цветков и Д. Шевченко.

Куратор выставки – Наталья Ивановна Грицай, кандидат искусствоведения, заведующая сектором живописи XIII-XVIII веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Государственный драматический театр Приют комедиантаГосударственный драматический театр Приют комедиантаГосударственный музей-заповедник ПетергофГосударственный музей-заповедник Петергоф Камерный театр Малыщицкого Камерный театр Малыщицкого Дворцовая площадь Дворцовая площадьМузей-заповедник Царское СелоМузей-заповедник Царское Село
Отзывы о событии Выставка из цикла "Возрожденные шедевры»": Питер Пауль Рубенс. "Воскресение Христа"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Иванова Елена 30 марта 2019 г. 11:42
Безумно люблю Эрмитаж. Особенно Главный штаб. Здесь всегда проходят самые современные выставки.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Галина Узкова5 марта 2018 г. 16:25
Я — большая поклонница искусства. Безусловно, музей "Эрмитаж" — поражает своими коллекциями. Обожаю бродить по залам. сколько бы я раз не приходила, всегда открывается что-то новенькое. Невозможно рассмотреть и запомнить всё, конечно. В этом-то и состоит удовольствие. Что касается здания Главного штаба, то оно весьма отличается от своего "родителя") Здесь бывают очень оригинальные выставки современных художников, какие-то оригинальные инсталляции. Мне кажется, что Главный штаб — большое украшение. Если мне хочется какого-то невероятного свежего глотка, то я сразу отправляюсь сюда. Жаль только, что цены растут год от года.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ирина12 января 2017 г. 20:56
Сходила на выставку Мариано Фортуни. Произвело впечатление мастерство и профессионализм. Он и правда волшебник! Платья кутюрье,стильно выглядят и на сегодняшний день.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Александр 3 ноября 2016 г. 23:47
Очень красиво!!
Каждая поездка запоминается, как первая! А какой там простор...Стены и потолки не давят
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Варвара24 ноября 2015 г. 21:53
На каком основании нельзя оформить бесплатный билет, предъявив льготный проездной билет с фотографией?!! Требуют пенсионное, но оно без фото!! Оформляют везде, кроме Эрмитажа. Крахоборы!!
Ответить
Пожаловаться 0 / -1
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю