С 19 по 31 мая в «Голубой Гостиной» (Союз художников Петербурга) будет проходить выставка памяти петербургского (ленинградского) художника Бориса Хоменко (1930-2014). В марте 2015 года Борису Ивановичу исполнилось бы 85 лет. Экспозиция выставки, подготовленная галереей и вдовой художника, охватывает обширный творческий путь живописца – более 60 лет – от работ, созданных еще в студенческие годы до картин «французского периода» - 1990-е – 2000-е годы. К выставке издан каталог.
Вслед за блестящим русским импрессионистом Константином Коровиным, оказавшемся, как и Хоменко, в конце своей жизни в Париже, Борис Иванович вполне мог бы повторить его слова: «Люблю форму – краску – жизнь – цвет». В этой краткой формуле сформулировано все самое главное в мироощущении и творческом кредо художника. Она помогает понять основное в творчестве Хоменко, ощутить его связь с традицией, столь показательной для русского искусства конца XIX – начала ХХ века, подхваченной и развитой лучшими советскими художниками в новую эпоху и никогда не исчезавшую и в пору соцреализма.
Вот что говорил сам художник: «В своем творчестве всегда отталкивался от непосредственных жизненных впечатлений – что-то меня поразило, удивило, затронуло. Это могут быть какие-то неожиданные сочетания цвета, формы или оригинальные типажи. Меня всегда интересовало, какими изобразительными средствами и приемами в картине достигается выразительность, образность и гармония произведения». Поэтому у него превалирует не тема или сюжет как таковой, а именно способ воплощения замысла. Художник всегда остается собой, его произведения узнаваемы, в них неизменно ощущается авторская рука.
Выработке своей собственной стилистики, своего неповторимо индивидуального живописного языка способствовал постоянный контакт с живой действительностью, то и дело подсказывающий неожиданные композиционные и пластические ходы, очищающий глаз от налета «музейности», освежающий эмоциональное восприятие увиденного и прочувствованного.
Хоменко совершил множество творческих поездок по нашей необъятной стране, неоднократно бывал и за рубежом – в Европе, Азии и Африке. Эти поездки оставляли не только обильные впечатления, но и отливались в обширные живописные сюиты, объединенные не только тематически, но и по своей художественной форме.
Родному городу, с которым связаны незабываемые переживания блокадной юности, художник посвятил несколько полотен с видами Невского проспекта, пейзажей набережных и улиц, наполненных транспортом, троллейбусами и пешеходами.
Произведения французского периода – завершающий, звучный и красочный аккорд творчества талантливого живописца, преисполненный жизнерадостностью, остроумием и оптимизмом. Окунувшись с головой в новую жизненную среду, в атмосферу парижской культуры и французского образа жизни, художник совершенно раскрепостился в том, что касается живописного языка, присущего ему колористического дара, и создал массу работ высокого уровня, отличающихся изяществом, особой изысканностью и непринужденностью исполнения.