20 января 2015 года петербургская галерея Голубая Гостиная (Санкт-Петербургский Союз художников) открывает выставку художника Федора Нелюбина «Плакаты Боевого Карандаша».
Федор Федорович Нелюбин - один из ведущих мастеров творческого объединения Боевой Карандаш, отмечающего в этом году семидесятипятилетие. Боевой Карандаш возник в 1939 году во время войны с белофиннами. В военных условиях художники включились со всей страстью в дело обороны, посылая на фронт свои листы как идеологическое оружие, вдохновляя воинов и тружеников тыла. У истоков группы стояли такие классики как И. Астапов, В.Курдов, Н.Муратов, В. Гальба.
Лаконичные выразительные изображения сопровождались запоминающимися двустишьями или четверостишьями - так сложилась традиция Карандаша.
Федор Нелюбин посвятил Боевому Карандашу более тридцати лет творческой биографии, за эти годы им сделано порядка пятисот листов. Тематически их можно разделить на три основные группы-«внутренняя сатира», направленная на борьбу с негативными явлениями социализма- пьянством, халтурой, очковтирательством; международная сатира- ориентированная против «фальшивых ревнителей свобод, радетелей Ближнего востока, куклуксклановцев»(А. Дмитренко) и исторические- в которых «международным антигероям» активно противостоят красные положительные образы мира социализма -такова, например, серия плакатов «Декрет о мире», «Декрет о земле», «К гражданам россии», плакаты, посвященные Великой Отечественной Войне.
Работы Нелюбина отмечены дипломом первой степени на художественной выставке Ленинград-Дрезден, в 1973 году он в составе коллектива удостоен первой премии на 2-й международной выставке Сатира в борьбе за мир. Как свидетельствует шутливая грамота, выданная ему журналом Перец, он является учеником «всех великих смехотворцев». «Что ж», -пишет искусствовед А.Дмитренко в статье к монографии Нелюбина -«У них достойный ученик, утверждающий добро и смехом сражающийся со злом».
Настоящая выставка Ф. Нелюбина, совпавшая с юбилеем легендарного Карандаша является ретроспективой Нелюбинских плакатов, обретающих сегодня - в столь неспокойное время- вновь неожиданную актуальность.